Скачать:PDFTXT
Философия культа

всех, будучи, положим, 30-м или сороковым, и практически недоступным вне прохождения всего ряда для верующего сознания, оказывается схемою абсолютно недоступного, но воплощенного в доступном. Все дело в том, чтобы вовремя остановиться на надлежащем номере и, ибо если 951; слишком велико, то слишком большая трудность достижения а создает в душе чувство непреодолимой трудности, и таинство будет казаться не трансцендентно-имманентным, а просто трансцендентным; если 951; слишком мало, то не получится впечатления перспективы бесконечности, чувства дали, как обертонов а , и тогда таинство будет слишком доступным, фамилиарным, покажется просто имманентным. N должно предполагаться социальным сознанием и потому, так определенное, соответствует нормальной (т<ак> сказ<ать>, не близорукой и не дальнозоркой) психологии. Вот почему и, будучи трансцендентальным условием бытия общественного (общества), защищается обществом, как начало жизни, и покушение на него, на изменение его, в данное время и в данной стране необходимо рассматривается как потрясение основ, глубочайших корней общества…

Поясню конкретно, что я разумею под скорлуповатым сложением церковной жизни, отметив при этом заранее, что т. к. эмпирическое находится во времени и в пространстве и координатами временно-пространственными определяется, то значит и ряд изоляций должен быть двоякий:—из перегородок в пространстве и перегородок во времени.

Государство, обособленное от другого государства своею границей,— вот первая кора изоляции. Затем идет изолированность города, села и т. д. от окружающей «инертной» (безразличной) религиозно среды—леса, поля и т. д. В городе или селе изолируется церковная землячрез ограду церкви, 960;949;961;943;946;959;955;959;962;. В ней—храм чрез стены его; в нем—амвон и перегородки, алтарь, иконостас, в алтаре—престол. На престоле—антиминс с илитоном. На антиминсе—чаша и дискос, содержащие Св(ятые) Дары.

То же и во времени. Ряд запретительных мер принят для того, чтобы уединить моменты священнейшие—от священных, а священные—от мирских—мирские же—от греховных. В сущности, вся служба представляет собою систему таких изоляционных перегородок. Задача культа в том, чтобы ни в пространстве, ни во времени участник культа не соприкасался сразу с самим таинством; разница потенциалов тут так велика, требуемый диапазон внутренней жизни так широк тут, что от внезапного перехода внутреннее ухо тут оглохло бы, произошел бы какой-ниб<удь> внутренний вывих, и прежде всего он произошел бы оттого, что таинство не было бы воспринято как таинство («не оттого ли многие из вас и болеют?» Ап. Пав., к Кор.){982}: #c982. Но требуется постепенно подымать внутреннюю жизнь от ее обычного напряжения к тому, особому, и это достигается чрез раздробление всего интервала, имеющего быть пройденным как во времени, так и в пространстве, на ряд отдельных интервалов,—чтобы душа не прыгала из пропасти вверх на вершину и сверху в пропасть, а восходила к вершине и нисходила в священном месте и в священные времена (сроки) по лестнице, состоящей из 951; ступенек. Эта лестница есть обряд. [Об этимологии слова обряд. Об-ряд—об-ряжение таинства.] Обряд «столь же» необходим, как и таинство.

Задача таинства—потрясти душу, чтобы этим потрясением залечить 964;961;945;973;956;945;964;945; 964;951;962; 968;965;967;942;962;. Но это потрясение само могло бы разбить душу вдребезги. Задача же обряда смягчить это! удар, направить его наиболее целесообразно, так, чтобы он не пришелся мимо того места, куда надо ударять, или, напротив, не был слишком силен. Обряд размеряет действие таинства. Посему понятно, что таинство, как источник энергий, непреложно, обряд же, как регулятор ее—в высокой степени пластичен, гибок, приспособляем к условиям места и времени, сохраняя от века к веку (лишь) общие основные линии своего принципа (?), и сокращаем и развиваем в зависимости от данных условий общественной жизни и даже индивидуальной души. <Сбоку карандашом написано}: [Церковьмаяк. Таинствоисточник света, обрядсовокупность рефлекторов для направления света, куда нужно.] Отрицание обряда столь же опасно, как 942; абсолютизирование его: первое ведет к извращению действия таинств и, следовательно, к прелестному состоянию (протестантство) (фамилиарность с таинством); второе же — к бесконечному удалению таинств, к заслонению их обрядом и потом к одеревенению (как редиска) душевной жизни, к обеднению ее духом (католицизм), к оплотянению (отвлечению от таинств). 1914.VIII.2. Серг<иев> 928;ос<ад>. Ночь на 3-е

(К началу этой заметки)

Система изоляций напоминает систему шлюзов, постепенно повышающих уровень воды и притом без слишком большого усилия. Если же разность уровней окончательная не дробилась рядом шлюзов, а осуществлялась сразу, то никакая перегородка не выдержала бы напора воды. Так и в таинстве. Душа не может вынести слишком большого скачка напряжения среды таинства, если не станет переходить к нему постепенно: этими-то шлюзами служат мистические изоляции…

Далее: О ритмичности изоляций. Дедукция ритмичности из идеи Церкви, как единого источника, определяющего частные проявления священного мира. Церковность—как сплошной ритм.

См. далее на отд. листке.

1914.VII.9. Село Троицкое {983}: #c983

+

Читая правило ко св<ятому> причащению или какие-либо другие каноны, слышишь внутренним ухом топот пляшущих ног.

Ритмически выступают песни канона, ритмически идут ирмосы; ритмическими сокращениями сердца бьются «припевы канона». Самый текст ирмосов глубоко и насквозь ритмичен, заканчиваясь и ударениями одинаковыми. Интересно было бы выяснить ритмическую и метрическую структуру и темпы (ибо темпы явно различны в различных канонах) и размеры ирмосов. Вся служба и в мельчайших своих движениях, и в циклах дня, недели, года и т. д. бьется ритмически. Можно сказать:

Что же такое культ?—Чистый ритм.

1914. VIII.2. Ночь. Серг<иев> 928;ос<ад>

Из чего в основе слагается ритм? Из системы изолирующих перегородок; ритм церковной жизни есть иное выражение ее слоистости, ее скорлуповатости, ее концентричности. Они-то, эти скорлупы, и располагаются ритмически, ибо иначе они не давали бы впечатления системы, чего-то целого, организованного, а производили бы впечатление случайных препятствий. Праздники—это те же паузы жизни; но и те, и другие располагаются ритмически, т. е. образуют систему, являясь звеньями единого целого—церковности—а не случайными бессвязными перерывами действительности. Священное узнается по его ритмичности; иначе мы не могли бы узнать, принадлежит ли оно церковной жизни, или нет, и стало быть не могли бы определить (узнать об) его священности. В сущности, дается как священная лишь одна величинаЦерковь—и все остальное— в ней и чрез нее.

1914.VIII.1. Сергиев Посад. 1914.921;935;.21

Разные виды божественной парусин

ЕЛЕЙ

1) Просто елей (за христианским обедом возливается в чашу крестообразно; в христианском быту, как средство умащения и т. д.; монастыр<ский> быт— все благословляется порознь). Елей—как дар Божий. Благословляется за обедом и т. д.

2) Елей от лампады у иконы. Им помазывают.

3) Елей, благословенный во время благословения хле< бов, после литии. Елей нарочито благословляется. 4) Елей, освящаемый при крещении и для крещения— «животворящее помазание» (мол<итва> по облачении св<ятого> крещения){984}: #c984. Им помазавается вода и крещаемый.

5) Елей, освященный во время таинства елеосвящения, 964;972; 949;973;967;949;955;945;970;959;957;. Елей с вином, «молитвенный елей»{985}: #c985.

ВОДА

1) Просто вода, как средство омовения и т. д. в христианском быту. Вода—как дар Божий («сестрица вода» по Франциску Ассизскому){986}: #c986.

2) Вода священных источников, напр<имер> преп. Серафима и др.

3) Вода малого водоосвящения, малая агиасма, то 956;953;954;961;972;957; 940;947;953;945;963;956;945;.

4) Вода великого водоосвящения, великая агиасма, 964;972; 956;941;947;945; 940;947;953;945;963;956;945;. Богоявленская вода.

5) Вода для крещения в таинстве крещения, «баня пакибытия» {987}: #c987—божественные ложесна—960;945;955;953;947;947;949;957;949;963;943;945;.

вино

1) Просто вино, как напиток, в христианском быту. Вино как дар Божий благословляется.

2) «Теплота», «эапивка» после св<ятого> причастия.

3) Благословенное вино, освященное во время благословения хлебов.

4) Вино при бракосочетании—общая чаша.

5) Чаша Преждеосвященной литургии.

6) Святая и Животворящая Кровь Христова.

ХЛЕБ

1) Просто хлеб, как средство питания, в христианском быту. Благословляется упещися.

2) Просфора, как хлеб священный, но еще не освященный, имеющий священное изображение и предназначение.

3) Освященная просфора.

4) Благословенный (после литии) хлеб.

5) Антидор.

6) Артос.

7) Святое и Пречистое Тело Христово.

ПШЕНИЦА

1) Просто пшеница,—как семена для посева, как пищевой продукт и т. д. в христианском быту. Пшеница как дар Божий.

2) Сочиво.

3) Кутья заупокойная.

4) Пшеница, освященная во время благословения хлебов после литии.

5) Пшеница, освященная во время таинства елеосвящения.

СОЛЬ

1)) Молитва над солью.

2)) Четверговая.

БЛАГОУХАНИЯ

1) Просто духи и благоухания, в христианском быту, как средство косметическое, антисептическое, лечебное. Цветы, запах цветов. Благовонные вещества как дар Божий. Молитва на благословение духов.

2) Духи и эфирные масла, подливаемые в елей для помазания после полиелея.

3) Ладан и другие благовонные курения при богослужении (тут опять свои ступени священности и значения).

4) Св<ятое> миро.

ВОСК

1) Воск как средство освещения, в христианском быту.

2) Воск при крещении, для заделки в него волос.

3) Свечи в разных смыслах и в разной степени священности, употребляемые при оогослужении.

4) Четверговая свеча.

5) Свеща богоявленская—«свечи».

6) Воскомастика при освящении престола.

МЕД

1) Мед в христианском быту, как дар Божий.

2) Мед в сочиве, в кутье и т. д.

3) Мед при панихидах, на кануне.

4) Таинственное—некромантическое—значение меда.

1915.921;935;.29. Переяславлъ Залесский

+

Обряды—пути к таинствам, а таинства—ворота, входы в иной мир, в трансцендентное, в святое.

Обряды—шлюзы, которыми постепенно повышается уровень благодатного восприятия (а не самое еще воспринимаемое).

Обряды—ряд изолированных скамеек, постепенно повышающих потенциал и позволяющих, потому, невредимо подойти к страшному и опаляющему огню Божественной энергии.

Она—единственна—благодать одна; спасение одно—восстановление. Но, преломляясь в человеческом естестве, с его функциями, она дробится по числу этих функций на особые дары. Функции окрашивают дар благодати Божией. И потому таинств столько же, сколько и функций, т. е. 7. Это—7 лучей благодати.

ВЛАСТЬ

1) Пострижение власов на<д>

2) Молитва над сановником (Сим<еон> Сол<унский», читаемая после коронования (Хр. Чт. 1915. Июнь, стр. 744, прим. 18){988}: #c988. 3) Освящение путешествий, предприятий, торговых дел, отплытий по морю, наступлений и оборон военных, гладов, нестроений, незадач всякого рода, трусов, поветрий, эпидемий... гражданственности, школы... 4) Отрицательные освящения: анафематствования. 5) Чинопоследование на связывание преступников.— Издал Дмитриевский{989}: #c989. Освящение времени; остановки времени. 1914.VI1I.10. Серг<иев> 928;ос<ад>

Теософическое ПЛАН; у Дж. Пордеджа—ШАР, globus (?); в иных книгах—СФЕРА (см. напр. А. Безапт,— «Древняя мудрость», пер. Е. Писаревой, 2-е изд. <СПб., 1913), стр. 30 и др.); у Лейбница и др. globus (напр., globus intellectualis). Еще—«мир» (у Достоевского), «миры». Имена. Слово 1914. VIII.23. Серг<иев> 928;ос<ад>

Когда видишь написанное или напечатанное название заразительных болезней, то невольно сторонишься от данной

Смысл церковных таинств и их действие на человека

Продолжение

надписи,—есть явное ощущение его заразительности. Когда читаешь названия ядов,—кажется, что кусочек бумаги отравляет. Когда читаешь о преступлениях—тогда делается страшно оставаться в комнате наедине с бумагой, на которой преступление описывается.— Вот общечеловеческое явление и оно, вероятно, остаток, рудимент от древнего, общечеловеческого мистического ощущения слова — слова как мистической энергии.

1914.921;935;.5. В поезде, за Воронежем, по дороге в Тифлис

Изоляция иерурга

Ковер, подстилаемый священнику во время литии, во время чтения св<ятого> Евангелия, на полиелее, во время молебнов и панихид и других богослужебных действий; ковер, постланный пред престолом; епископский орлец—это не знак почета и не условие комфорта, но изолятор, и следовательно, не имеют ничего общего с коврами, подстилаемыми именитым богомольцам или больным прихожанам. Священник, как теург, изымается из сферы всенародной, изолируется. Под ногами ковер изолирует от пола; кругом всего облачение—изолирует от окружающих. В иных случаях к сему присоединяется еще иконостас и завеса. Таким образом, изъятый из мира, священник делается трансцендентным народу, «в мире—и не от мира»{992}: #c992. Принимающий таинство, воспринимающий священнодейственную энергию богомолец тоже временно

Скачать:PDFTXT

Философия культа Флоренский читать, Философия культа Флоренский читать бесплатно, Философия культа Флоренский читать онлайн