Скачать:PDFTXT
Философия культа

механического повторения делается творческим воспроизведением, живым телом. Антифонное пе<ние> с церковною службою связано существенно. Это не возможная при-бавка, украшение, а конституитивный момент самой службы, признак характерный, православному служению присущий.

1915.935;921;.3. Ночь

<13 нрзб.>—трансцендентная преграда между двумя мирами.

1915.XI.7—8. Ночь. Серг<иев> 928;ос<ад> При лампаде и свечках

+

Наша полемика с латинством напоминает нередко японскую месть «харакири». Там, чтобы отомстить врагу, распарывают себе, у порога его, живот. Тут, чтобы досадить еретикам— отвергают то, что составляет начало жизни православия— напр<имер>, таинства, почитание Богоматери, единство Церкви, и т. д. Так именно поступает о. Иларион{1058}: #c1058.

1915.XI.9. Серг<иев> 928;ос<ад>

+

Младенец во чреве—как в гробе, в мире ином, трансцендентном. Тонкая стенка живота матери метафизически—бесконечно толста, ибо за нею существование совсем иного типа, чем по сю сторону чрева. Рождаясь, т. е. преходя по сю сторону этой границы, разделяющей два мира, младенец вступает из мира трансцендентного в мир имманентный, в новый мир, в мир иных законов, иных форм восприятия, иной

Границей, разделяющей рождение со смертью утробно<го> существования, бывает крик, пер<вый) крик, до которого, казалось, совершенно невозможно жить без дыхания матери. Реб<енок) начинает задыхаться, умирать, падая в бессознательное) сост<ояние), и вдруг вырывается крик, это он родился <6 нрзб.>. Тут-то и формируется, вынашивается новая его организация, бесконечно пластичная еще, нетронутая. На этом чистом воске отпечатлевается все, что только коснется его,—имя, звезды, власть, злой или добрый взгляд, молитва или проклятие, первый подарок. Все определяет всю его будущую участь. Вот <2 нрзб.> первому <2 нрзб.> 957;951;960;943;959;965;962;—младенцев.

1915.XI.13. Серг<иев> 928;ос<ад>

Для Антроподицеи непременно добыть Скрижаль{1059}: #c1059, где удивительные) вещи для литургики (напр(имер), наименования отдельных частей в кадиле).

1915.XI.18. Серг<иев> 928;ос<ад>. Совет{1060}: #c1060

+

Вот примеры нотарикона{1061}: #c1061 в нашей церковной мысли. Плохо ли это? Неверно ли? Конечно нет. Хорошо и правильно.

1915.935;921;.25

Темы для зачета +

1) В чем—связь между учением об идеях и учением о бессмертии души в диалоге «Фэдон»?

2) Какая связь между категориями и ориентированием в мышлении?

3) Каковы судьбы Декартова учения о конечных субстанциях у последующих философов?

4) «Иисус Христос… Имя-то Его было Иисус, звали Его так, а Христос после прибавлено, в воспоминание, на чем Его распяли. КрестХристос… Он был Ангел, которому Бог велел в плоть войти

Евангелие-то—это пустяки, а вот в «Потерянном и возвращенном рае» сказано…»

— Николаевский солдат (из Харьковской губернии), служивший 20 лет на воен<ной> службе{1062}: #c1062.

1915.935;921;921;.24—25. Ночь. Серг<иев> 928;ос<ад>

На 8-й день отваливается у ребенка пупок—совершенно так же, как отпадает у созревшего плода стебелек. Сначала составляет одно с ребенком, а потом увядает и отпадает. У сливы, у вишни и т. д. место прикрепления стебля и есть пупок. Следовательно), на 8-й день организм впервые дозревает до самостоятельной) жизни. Вот почему и имя дается тогда же. Интересно, у девочек не происходит ли это позже, на 10-й день; ведь имя дается девочке в древности не на 8-й, а на 10-й день.

Как заглавие «Можно ли в возгласах панихиды заменить слово живот словом жизнь.

Начало статьи

«С каких пор получает распространение самочинный обычай некот<орых> духов<ников> заменять на панихидах слово живот словом жизнь. Не вижу мотива иного,—кроме угождения барышням.

SIN

1) «Как на ладони читаю» (хиромантическое выражение, вошедшее в обиход).

«Прочел как на ладони».

SIN

Богословие Метафизика Научн<ые> законы

Мистика Оккультич<еский> опыт Научн<ый> опыт

SIN

Oppositio—оппозиция, термин астрологический.

1916

1916.I.2. Серг<иев> 928;ос<ад>

О рассеянии Святых Даров

<См. с. 310—311 наст. изд. >

1916.I.2. Серг<иев> 928;ос<ад>

Антроподицея

Какая разница между славянскими словами живот и жизнь? Одного ли корня они? Не означает ли живот—высшего полюса, а жизнь—низшего? Какая безвкусица заменять одно другим и, в случае правильности соображений этих, какая ошибка. Нельзя ли установить соответствия

живот—950;969;942; жизнь—946;943;959;962;?

Проследить по переводам. Это будет экскурсом. Напеч<атать> отд<ельной> статьей.

1916.I.5. Серг<иев> 928;ос<ад> После всенощной

Богоявленская вода 1

Какой смысл имеют два водосвятия богоявленских,—в навечерие и в самый день Богоявления? И почему вода первого освящения, в навечерие, особенно почитается и считается особенно важным <первое освящение){1063}: #c1063. Естественно было бы думать как раз наоборот—а именно, что вода, освященная в самый праздник, преимуществует пред водою, освященной в день, предваряющий праздник. Но на самом деле как раз наоборот. Ответ на эти вопросы очень прост, если принять во внимание точное указание устава. Вода освящается в навечерие в храме для освящения храма же, домов и т. д. В праздник же освящается вода в естественных водоемах. Это значит, что первое водосвятие в Церкви обращено ad intra, предназначается для внутреннего употребления в Церкви, для самоочищения и самоосвящения Церкви же, а второе водосвятие обращено в Церкви ad extra, для внешнего употребления, для очищения и освящения природы, мира. Первая вода—для христиан, как равных; вторая вода—для всей твари и, значит, для людей, как членов мира. Отсюда понятно, что первая вода представляет высшую ступень облагодатствования, чем вторая, и, главное, по назначению своему она и должна быть употребляема в домах. 1916.1.5. Серг<иев> 928;ос<ад> После всенощной

Празднества стихий

Если Церковь освящает мир весь и, кроме того, признает учение о стихиях четырех (напр<имер>, см. в богоявленских молитвах на молебне), то естественно думать, что каждая стихия получает особливое освящение в особливый же день и в связи с особливым событием жизни Господа… Слушая паремии вечерни Богоявления (в навечерие), нетрудно понять, что все они—о воде и что Богоявление (—праздник «Водолея»—?) в своем освящающем значении есть именно освящение водной стихии.—

Нетрудно понять и то, что Пасха есть освящение земной стихии, земли. Как в Крещении Господь, сходя в воды, освятил их струи (см. службу), так и в Вел<икую> субботу, сходя в землю, в недра земные, Он освятил их.—

Пятидесятница—освящение воздуха, стихии воздушной, Духом Святым, опять-таки нисшедшим в воздух и облагодатствовавшим его струи—ветер сильный, шум, звук богодухновенных речей апостольских…

Преображение—освящение огня, стихии огненной, окружившей Господа и освятившейся…

Замечательно, что празднества этих солнечных освящений приурочены именно к тем временам года, которым соответствуют и соответственные стихии:

Концу осени, зиме—вода—Богоявление (оно же и Крещение, и Рождество в древности).

Весне, концу зимы — земляПасха.

Лету, концу весны—воздух—Пятидесятница.

Концу лета, осени — огонь — Преображение.

Другие двунадесятые праздники имеют, как более специальные, освящающие значения более особливые:

Благовещение—человеческого естества.

Успение—растительного мира.

1916.I.12. На панихиде по А. П. Шостьину{1064}: #c1064

+

Надгробное рыдание творяще песнь «аллилуйа…»{1065}: #c1065, т. е. превращающе, претворяюще, преобразующее надгробное рыдание в песнь «аллилуйа», или еще, тоже: делая песнь «аллилуйа» надгробным рыданием, заместо надгробного рыдания…

Смысл культа именно в претворении естественного рыдания, естественного крика радости, естественного ликования, естественного плача и сожаления—в священную песнь, в священное слово, в священный жест. Претворяя, выявляет и выявляет даже сильнее и мощнее, чем естественно. Сверхъестественно, более чем естественно. «Мало плакать, надо стройно, гармонически рыдать»{1066}: #c1066. Но как рыдать стройно, когда не умеешь, когда нет сил, внимания… Тут-то и выступает церковная служба, подсказывающая рыдания, слова… (ср. письмо к Розанову){1067}: #c1067, находящая за нас именно то, что мы хотим, но не обретаем и потому мучимся неразрешенным аффектом. Под заглавием «Надгробное рыдание…» написать главу в «Загадках», которая началась бы с описания погребения в Толпыгине—девицы…; вспомнить, как это было. Затем — стихотворение) мое—«In расе»{1068}: #c1068. «Но этого недостаточно». В ответслужба. Рассуждения о погребении и отсюда вообще о службе, как разрядительнице аффектов.

1916.IV.9. Свет<лое> Воскр<есение>. Серг<иев> 928;ос<ад>

+

Сегодня за утреней понедельника певчие вздумали петь ирмосы пасхальные Веделя {1069}: #c1069. Какая это риторическая, холодная и надуманная вещь,—как и вся музыка Веделя! Совершенная хрия, и не из искусных! И какой безжизненной она смотрится рядом с обычными (Феофановскими?){1070}: #c1070 ирмосами, полными радости и ликования.

<См. также запись 1916.IV.18 на с. 327 наст. изд.} 1916.IV.19 «Слова любви, не сказанные мною, в моей душе горят и жгут меня»{1071}: #c1071—пример задержанного аффекта: поперхнулся словом—и душа болит. Слово вверчивается в душу, жжет ее, разрывает, ранит. Оккультное учение о словах ненависти и о неудавшемся околдовании (инвольтовании), падающее на голову колдующего,—учение Церкви о том, что анафема падает на несправедливо ее произносящего,—не сюда ли? Тут тоже слово, не могущее ввергнуться в чужую душу, не имеющее простора высказаться до конца, врезывается в душу говорящего и ее ранит. 1916. V.28—29. Ночь + Непременно составить карточный указатель к Проклу {1072}: #c1072, отмечая стр<аницы> и строки. Это необходимо для работы докторской.

1916.IX.3. Ночь. Подготовка к службе

Всякий раз, как входишь в церковь, всяк<ий> раз, как служишь, испытываешь чувство обновления. Словно видишь все в первый раз—так все любует и милует сердце и веру. Словно после долгой отлучки из дому приехал в родной дом, приехал и видишь родное все.

Церковь метафизическая родина наша, и в этом ее обаяние. Она «припоминается» (по Платону){1073}: #c1073. Она напоминает иной мир, подражает иному миру.

1916.935;921;921;.4

«не бывайте тщеславны, друг друга раздражающе» {1074}: #c1074 Как тонко: ничто так не раздражает другого, как чужое тщеславие.

XII.15

«Дикарцы едят рыбу?

А их царь голый ходит? у дикарцев»{1075}: #c1075.

1917

Часослов, Вел<икое) Повечерие, в начале чтения псалмов (после «с нами Бог»). «Безплотное естество херувимское... шестокрильная животная серафими, непрестанными гласы Тя превозносят»{1076}: #c1076. 1917.1.21—22. Ночь Не антропософия у них, а атропософия{1077}: #c1077—софия Атропос, 3-й парки, отрезывающей нить жизни. Не жизнью занимается штейнерклуб, а смертью. 1917.I.26. Над лубочным изданием Василия Нового Самые ценные книги—это те, которые везде есть, самые дешевые, самые популярные. В сущности, большой предрассудок, будто для (духовности) культурности надо много средств: на гроши можно купить все наиболее содержательное. Остальное дает лишь аксессуары, хоть эти аксессуары стоят и очень дорого, как в смысле денежном, так и в трудовом. 1917.921;921;.1. Начало 1-го часа Ин 19,31. Сказано 963;974;956;945;964;945; о телах мертвых. 931;974;956;945; же от 963;940;959;962;—целый. Значит, 963;974;956;945; значит собственно целое тело—в противоположность части его, изуродованному телу—целый труп, а не безголовый, напр<имер>, безрукий и т. д.

1917.II.23. Серг<иев> 928;ос<ад>. Св. Климента утро

Священство

1. По представлению протестантов, священнослужитель служит, совершает богослужение, ибо надо же кому-нибудь одному делать это. Он один, но только в порядке дисциплинарном, только по требованию благочиния. Метафизически же он—как все, ничего особенного ни он, ни действия его не содержат против прочих членов религиозной общины. По ставшему решительным, в смысле выяснения дела, выражению он— primus inter pares{1078}: #c1078, он как все, он Јar omnibus{1079}: #c1079, a primus,— лишь потому, что кого из parum не заставь служить, по необходимости он станет primus: надо же кому-нибудь быть первым. Если же он—постоянно primus, то это ради его внешних, человеческих в грубом смысле слова, преимуществ первенства: способностей говорить, голоса, ученого диплома, м<ожет> б<ыть>, связей, здоровья и т. д.

— Но это представление о священстве ложно?

М<ожет> б<ыть>, оно и не так ложно, как кажется, ибо

оно—правильное уяснение того, что такое протестантский пастор, правое изложение, правая теория неправой онтологии. Я хочу сказать, что неправы протестанты, имеющие таких «священников»; но богословие, вообще бывающее лишь осознанием культа, не неправо, ибо оно говорит о том, что есть.

— Но есть-то неправая действительность.

— Ну, конечно, не православная. Однако я и хочу спросить тебя, в чем же она не православна?

— Как «в чем»?

Скачать:PDFTXT

Философия культа Флоренский читать, Философия культа Флоренский читать бесплатно, Философия культа Флоренский читать онлайн