род маски для фигуры.
Для голоса такою маскою служит распевное, возгласное произношение молитв, Евангелия и т. д.
Произнося уставно, мы делаем то, что должны сделать, но при этом не лицемерить. Уставное произношение молитв избавляет нас от лицемерия, т. е. делает нас онтологичными, и дважды: в своей немощи, когда мы и сознаем себя таковыми, и в своей маске возгласе, когда мы являемся тем, чем должны являться.
Так<овым> же является его голос—при уставном произношении.
(См. также запись 1921. V.30 на с. 347 наст, изд.)
1921.VII.23
Индивидуальность служб
Канон ко св<ятому) причащению—густой тон, темно-пурпурный—как огустевшее пурпурное вино. Канон Пасхи—алый и подвижный, Алая Пасха. Канон Преображения—льется, как струя расплавленного металла, ослепительная, чисто белого цвета. 1921.VII.25 «Землеретный мой ум земнаго и вещнаго желания превышши покажи, от земли к небесней любви возвысивши».— Канон молебн<ый> Ангелу Хранителю, п<еснь> 6, «И ныне»{1119}: #c1119.
Что значит в точности «землеретный»? (Дьяченко,— Ц<ерковно>-слав<янский> слов<арь>, стр.200{1120}: #c1120. Землеретный = ревностный к земному.)
Лев<ая> рука горячая, правая—холодная во время службы.
1921.921;935;. День св. праведной Елисаветы{1121}: #c1121
Наказание учения
(молебен перед началом учения){1122}: #c1122
Наказание, по-казание, о-казание. Каков же истинный смысл слова «наказание»? Отсюда понятно применение слова «наказание» в отношении к Богу—Бог наказал = показал = вразумил.
1921.VIII.8
Свидетели
О возникновении вставки «Г<оспо>ди, Иже Пресвятаго Твоего Духа…» в литургии{1123}: #c1123—св<ятым> Василием Великим, к<отор>ый не усмотрел сходящего Духа на Дары и потому св<ятой> трижды читал молитву{1124}: #c1124.
Об отмене явных молитв и введении тайных (и то и другое—свидетельства пресуществления).
1921.Х. 16 ст. ст.
Богослужение{1125}: #c1125
Уже много дней я замечаю одно явление, меня занимающее. Во время литургии (именно литургии, а не вообще службы) правая рука у меня сильно холодеет, а левая—нагревается. Это нельзя объяснять температурой воздуха, ибо охладиться левой руке легче, чем правой, поскольку действовать приходится именно правой рукой—например, благословлять, креститься и т. д. Разница температур весьма заметна. И мне всегда думалось, что она имеет свою причину в каких-либо циркуляциях флюида, исходящего из одной руки и входящего в другую.
1922
1922.1.6
Покаяние +
О том, что исповедь есть именно таинство СЛОВА свидетельствует чинопоследование сего таинства:
В первой молитве как типологические случаи, на которые делается ссылка, приводятся:
«Боже Спасителю наш, Иже пророком Твоим Нафаном (это—орудие таинства) покаявшемуся (это—материя таинстйа: покаяние, слово покаяния) Давиду о своих согрешениих оставление даровавый, и Манассиину в покаяние молитву приемый…»{1126}: #c1126
Во второй молитве—еще определеннее: «Сам, яко благ и незлобивый, Владыко, сия рабы Твоя СЛОВОМ РАЗРЕШИТИСЯ благоволи…»{1127}: #c1127—словом их и словом пастыря, взаимодейством того и другого слова, слова покаяния и слова разрешения.
Посему, иерей глаголет к кающемуся: «Не усрамися, ниже убойся, и да не скрыеши что от мене, но, не обинуяся, рцы вся, елика соделал еси, да приимеши оставление…»{1128}: #c1128
Условием оставления является проречение, иерей же—лишь свидетель сего проречения: нельзя прорещи без собеседника— свидетеля, поэтому и нужен иерей, как некий послух: «Аз же точию свидетель есмь, да свидетельствую пред Ним вся, елика речеши мне: аще ли что скрыеши от мене, сугуб грех имаши…»{1129}: #c1129 Дело не в покаянии, а в проречении покаянном, в слове, и словом дается разрешение.
И далее вопрошает: «Рцы ми чадо…», «рцы ми чадо…», «рцы ми чадо…»{1130}: #c1130 и т. д. и т. д.
1922.IV.17. Неделя Жен Мироносиц
Запахи и вкусы +
Запах и вкус мирры вполне соответствует инструментовке словесной на кре, хри, мертв
Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ…{1131}: #c1131Крестом даровав. {См. также запись 1922.Х.20 на с. 347 наст, изд.}
1923
1923.III.17
По-видимому, обрезание запрещено в таком же смысле, как и быть родителям восприемниками от крещения. Не положительно плохо (это не значит, что то и другое плохо).
1923.III. 19 ст<арого> ст<иля> (мысль —1923.III.17)
1. Почему обрезание отменено? Причин много. Одна: не рассчитывать на плотское очищение, на естественные глубины.
Пусть хуже, но в искании благодати,—нежели лучше, но самодовлеющее.
2. Родителям запрещается быть восприемниками от крещения, как запрещается и быть посаженными родителями при венчании. Даже присутствовать им запрещено. (Впрочем, это—дело особое.) Худо ли рождение? Скверен ли брак?—Нет.—А разве родители не любят своих детей, крещающихся и брачующихся?— Любят. А восприемниками быть нельзя—дабы не смешивался порядок отношений плотских с таковым же—духовных.
По-видимому, возбранение (запрет) обрезания той же природы. Это—естественное таинство, благое и ценное, отменяется во имя несмешения с благодатным.
{См. также запись 1923111.19 на с. 348 наст. изд.}
1923.IX.24. Перед службою. (Ночь)
920;917;927;931;0934;921;913;
В стихирах на «Госп<оди>, воззв<ах>» преп<одобный> Сергий именуется богомудрым{1132}: #c1132. Это, очевидно, есть слово, соответствующее 952;949;972;963;959;966;959;962;.
Очень важно, что такой термин применяется к преподобному) Сергию. Выяснить семасиологию слова 946;949;972;963;959;966;959;962; и богомудрый в богослужебных книгах и пр.
ПРИМЕЧАНИЯ
Подготовка текста данного тома, особенно приложений, потребовала чрезвычайно кропотливой работы. Ббльшая часть записок Флоренского, написанных как черновики, со многими сокращениями, с трудом поддаются прочтению. Непрочитанные места отмечались в < >. Кроме особо оговоренных дат, Флоренский везде употреблял старый стиль и после января 1918 г., что было сохранено. Принципиальные разночтения рукописного и машинописного экземпляров, пропуски особо отмечаются в тексте и оговариваются в примечаниях.
На фронтисписе помещен портрет священника Павла Флоренского, написанный графом Вл. А. Комаровским в июне 1924 г. Относительно этого портрета отец Павел записал: «О портрете П. А. Флоренского, писанного В. А. Комаровским, высказывались:
«Вл. Ал. Комаровский написал с меня целую кучу этюдов и два портрета—уже без меня. Все они лежат у нас в доме, один висит в гостиной, радует меня и злит всех знакомых» (из письма П. А. Флоренского семье 17—18 июля 1924 г.).
(Часть первая) ЧТЕНИЯ О КУЛЬТЕ I. СТРАХ БОЖИЙ
В основу публикации данной части положен первый экземпляр машинописи с авторской правкой. «Лекция I. Страх Божий» находится на 1—29 машинописных страницах и содержит § I—XIII. Пропуски в машинописном экземпляре, которые образовались из-за того, что машинистка не смогла прочитать некоторые слова в авторском рукописном экземпляре, были восполнены по оригиналу. В рукописном оригинале «Лекция I. Страх Божий» находится на 1 —19 страницах, в которые вложены черновые и дополнительные материалы. Материалы, не вошедшие в машинописный экземпляр, использованы в приложении и примечаниях.
Игумен Андроник
Текст основной части подготовлен к печати игуменом Андроником; текст приложения—игуменом Андроником и А. Н. Харьковским. Примечания игумена Андроника (1, 3, 6—42, 47, 50—68, 71—80; приложение (3)); С. М. Половинкина (2,4, 5,49, 68—70, 81, 82; приложение (1, 2)); иеромонаха Дионисия (Шлёнова) (43—46, 48).
Примечания к Кресту
Начиная с описания явления святому Андрею Юродивому сияющего креста у церкви апостолов Петра и Павла и по настоящее место текст был записан на вложенных в тетрадь листах. К этому же месту в тетрадь вложены следующие выписки, не включенные Флоренским в машинописный текст, возможно, потому, что он переписал и вложил их в тетрадь уже после создания машинописного текста.
«Тоя заступлением (Б<ожией> М<атери», и Честнаго Креста знамением, и всех святых Твоих ради, убогую душу мою соблюди» (мол<итва> 4-я вечерн<яя> Мак<ария> В<еликого>[1133 — Иерейский молитвослов. М., 1907. Л. 248 об.] т. е. знамением Креста и заступлением Б<ожией> М<атери) <4 нрзб.>.
«Крест есть скрижаль злострадания».—Скрижаль, стр. 135, глава 49[1134 — Скрижаль. М., 1656. С. 135.].
«Крест за древо разумное, за сладкую же пищу желчь, Спасе мой, приял еси, за тление же смерти кровь Твою Божественную излиял еси» (Октоих, кан<он> в неделю утра, гл<ас> 5-й, п<еснь) 4-я, троп<арь> 2-й[1135 — Октоих, сиречь Осмогласник, с 5-го гласа по 8-й. М., 1906. Л. 13 об.]—[932;951;962; 956;949;961;961;945;962;[1136 — Так в рукописи П. А. Флоренского.] 964;940; 960;953;954;961;972;964;945;964;945; 957;940;956;945;964;945;, 974;962; 941;957; 949;943;954;972;957;953; 960;961;959;964;973;960;969;957;. ]
931;964;945;965;961;972;957; 954;945;964;940; 964;959;965; 958;973;955;959;965; 964;951;962; 947;957;974;963;949;969;962;.
Крестное знамение, имя
«Наипаче,—говорит архиепископ Вениамин (Новая скрижаль. <4. 1-я.) СПб., 1848, стр. 62; § 16),—крестному знамению такая сила приписуется, что чрез оное все таинства и все священные действия совершаются и освящение приемлют». Св<ятой) Златоуств беседе [54-й на Матфея]: «Никто убо да стыдится честными знаменьми спасения нашего и главизною благих, еяже ради и живем и есмы: но яко венец, тако да обносим крест Христов, ибо вся наша тем совершаются. Аще породитися потребно, крест приходит; аще напитатися таинственною оною трапезою, аще рукоположитися, аще что-либо ино сотворити, везде сие победы нашея предстоит знамение». И Августин в беседе I на Пятьдесятницу о толковании Символа: «Сим знамением крестным освящается Тело Господне, освящается источник крещения, поставляются равно пресвитеры и степени церковныя и всяческая вся очищаются сим знамением креста <Господня с призыванием Христова имени и освящаются)». Крест Рассуждая о «причинах», по которым Господь был распят на Кресте именно, архиепископ Вениамин (Новая скрижаль. Ч. 1-я, изд. Кораблева и Сирякова, СПб., 1848, стр. 52—58) четвертою причиною выстав- ляет соображение св<ятого> Иоанна Дамаскина (О вере православной, кн. 4, гл. 11): «Яко имже образом четыре край Креста средним центром придержатся друг друга и состягиваются, сице Божиею силою, и высота и глубина, долгота же и широта, сие есть вся видимая и невидимая, тварь содержится[1137 — Архиепископ Вениамин. Новая скрижаль. Ч. 1-я. СПб., 1848. С. 54—55.)]
В книге апокрифических путешествий святых апостолов содержится чрезвычайно важное место, подтверждающее уже найденное нами в других источниках, о метафизике Креста. Правда, книга эта, как содержащая докетические мысли о воплощении Господнем, была отвергнута отцами Седьмого Вселенского Собора (см.: Деяния Вселенских Соборов, изданные в русском переводе при Казанской Духовной Академии. Т. VH, Казань, 1875, стр. 395—400, Деяние пятое), но данное место ее во всяком случае обрисовывает древнее понимание метафизики Креста, и оно по частям находит себе подтверждение в других, признанных церковных книгах и заслуживает внимания, несмотря на спутанность понятий в нем. Апокрифическая книга, от имени апостола Иоанна Богослова, повествует о распятии Господнем. Иоанн, будто бы, не вынося страданий Господа, бежал на Масличную гору. Когда в 6-м часе дня разлилась тьма, Господь явился Иоанну. «Господь мой [,—говорит Иоанн,— ], став в средине пещеры и осветивши меня, сказал: «Иоанн! Меня распинает иерусалимская чернь; Меня пронзают копием и тростию, напаяют уксусом и жслчию. Тебе же говорю и выслушай, что Я тебе говорю: Я допустил тебя взойти на эту гору, чтобы ты услышал то, чему должен научиться ученик от учителя, а человек от Бога». Сказавши это, Он показал мне водруженный световидный Крест и около Креста великую разнообразную толпу, которая в Кресте получала один образ и один вид. Самого же Господа зрел я на Кресте, не имеющим вида, но издающим только голос, и голос не такой, какой обыкновенно мы слышали, но какой-то приятный, и добрый, и воистину Божий. Голос говорил мне: «Иоанн! Одно ты должен услышать от Меня, потому что Я считаю нужным, чтобы ты из того, что имеет быть, услышал одно: это то, что Крест света Я называл для вас иногда Словом, иногда Умом, иногда Христом, иногда Дверию, иногда Путем, иногда Хлебом, иногда Семенем, иногда Воскресением, иногда Иисусом, иногда Отцом, иногда Духом, иногда Жизнию, иногда Истиною, иногда Верою, иногда Благодатию»
(Деяния,