в 1890 г.
1139
<Иерейский молитвослов. М., 1907. Л. 154 об.) 1140 Служба с акафистом Пресвятей Владычице нашей Богородице, в честь и память явления чудотворныя иконы Ея Неопалимыя Купины. Киев, 1884. С. 20. Седален по полиелее, глас 6. 1141 <Там же. С. 57. Икос 8.) 1142 <Тамже. С. 30—31.) 1143 <Точное название книги: Протоиерей Вл. Владиславлев. Объяснение богослужения Святой Православной Церкви. Тверь: Тип. Ф. Муравьева, 1876.) 1144 <Пентикостарион, сирень Пятдесятница [Триодь Цветная]. М., 1905. Л. 148.) 1145 <Скрижаль. М., 1656. С. 79—80.) 1146 <Тамже. С. 43—44.) 1147 Щит веры. Напечатана с поморской рукописи первым тиснением в христианской типографии при Преображенском богоделенном доме. М., 1913. Л. 49. 1148 См. примеч. 5 к данному разделу comments Комментарии 24 Приветственные слова Флоренского «Христос воскресе!» вызваны тем, что первая лекция произносилась им во вторник 3–й седмицы по Пасхе 8 мая ст. ст. 1918 г. (Пасха в 1918 г. приходилась на 22 апреля ст. ст.). В то же время это пасхальное приветствие, исполненное любви, дало запев дальнейшему содержанию лекции. —27. [При верстке электронного варианта книги сбилась нумерация примечаний в бумажной версии вынесенных в конец книги. На самом деле, двадцать четвертый номер - первый. Соответствено, также обстоит дело со всей нумерацией Комментариев. Но сбита только нумерация, порядок и содержание сохранены. - прим. изд. электронного варианта ] 25 Парменид В I 29. Ср.: Фрагменты раннегреческих философов. Ч. 1 / Пер. А. В. Лебедева. М., 1989. С. 287. — 27. 26 Первая лекция состоялась в день памяти апостола Иоанна Богослова— 8 мая ст. ст. 1918 г. Упоминая апостола Иоанна Богослова, Флоренский использует форму богослужебного отпуста. Апостола Иоанна называли апостолом любви. —27. 27 Воанергес (сирск.) — Сын Громов; так Господь Иисус Христос назвал апостолов Иакова и Иоанна Зеведеевых. —27. 28 Пушкин А. С. К***. Я помню чудное мгновенье. —28. 29 Иерейский молитвослов. М., 1907. Л. 208. — 28. 30 949;953; (древнегреч.), еси (церковно–слав.)—есть, глагол во 2–м лице настоящего времени. —29. 31 В рукописном и машинописном экземплярах Флоренского ошибочно «Ховар». Исправлено по Дан. 10, 4. —29. 32 Октоих, сиречь Осмогласник, с 5–го гласа по 8–й. М., 1906. Л. 40. —30. 33 Триодион, сиесть Трипеснец [Триодь Постная]. М., 1897. Л. 44 об. В среду сырную. Утреня. Песнь 8. Ин трипеснец. —31. 34 Там же. Л. 45 об. В среду сырную. Утреня. Песнь 9. Ин трипеснец. —31. 35 Там же. Л. 52. В пяток сыроястный на утрени. Седален по 2–м стихословии, глас 7. —31. 36 Там же. Л. 107. В среду 1–я седмицы. Утреня. Песнь 8. Ин трипеснец. —31. 37 Там же. Л. 127. В пяток 1–я седмицы. Утреня. Песнь 8. Ин трипеснец. —31. 38 Там же. Л. 164. Во вторник вечера 2–я седмицы. Ина стихира господина Феодора, глас 3. —31. 39 Там же. Л. 166 об. В среду 2–я седмицы. Утреня. Песнь 8. Ин трипеснец. —31. 40 Там же. —31. 41 Там же. Л. 178. В пяток 2–я седмицы. Утреня. Песнь 9. Ин трипеснец. —32. 42 Там же. Л. 208. В среду 3–я седмицы. Утреня. Песнь 9. Ин трипеснец. —32. 43 Там же. Л. 217. В пяток 3–я седмицы. Утреня. Песнь 5. Ин канон. —32. 44 Там же. II. 217,06. В пяток 3-я седмицы. Утреня. Песнь 8. Ин канон.—32. 45 Там же. II. 226 06. Неделя 3-я святых постов. Утреня. Канон Феодора Студита, глас 1. Песнь 1.—32. 46 Служебник. Изд. 6-е. СПб., 1905. С. 151.—32. 47 Триодион, сиесть Трипеснец [Триодь Постная]. М., 1897. II. 230 об. Неделя 3-я святых постов. Утреня. Канон Феодора Студита, глас 1. Песнь 8 .—32. 48 Там же. Л. 231 об. Песнь 9.—32. 49 Там же. Л. 238. В понедельник вечера 4-я седмицы. Ина стихира, глас 8.—32. 50 Там же. Л. 241 об.—242. Во вторник 4-я седмицы. Утреня. Песнь 9. Ин трипеснец.—32. 51 Там же. Л. 317 об. В пяток 5-я седмицы. Утреня. Седален по 3-м стихословии, глас 6.—32. 52 Октоих, сиречь Осмогласник, с 1-го гласа по 4-й. М., 1906. Л. 50 об. Глас 1. Во вторник вечера, стихира 3-я на «Господи, воззвах».— 32. 53 Октоих, сиречь Осмогласник, с 5-го гласа по 8-й. М., 1906. Л. 142 об. Глас 6. В пяток утра. Седален по 3-м стихословии.—33. 54 Источник не выявлен.—33. 55 Молитва Честному Кресту: «Да воскреснет Бог...»//Иерейский молитвослов. М., 1907. Л. 254.—33. 56 Там же. Л. 221 об.— 225.—33. 57 Палестинский патерик. Вып. 16. Житие и мученичество святого Прокопия и бывших с ним. СПб., 1908. С. 8—9.—34. 58 В рукописи дописано карандашом: «(пример)».—34. 59 949;954;964;965;960;959;962;—в рукописи дописано карандашом: «или 945;957;964;943;964;965;960;959; 957;, вместообразный».—34. 60 Святитель Димитрий Ростовский. Минея Четья. Книга житий святых на месяц май. М., 1898. С. 387.—35. 61 Палестинский патерик. Вып. 2. Житие иже во святых отца нашего Евфимия Великого. СПб., 1898. С. 51. Ср.: «И вот, когда совершилось возношение, Теревон Саракин, стоя близ жертвенника и опершись руками об его преграду, внезапно увидел, что огнь, сшедший с неба, распростерся поверх жертвенника, как по полотну, скрыл великого Евфимия и блаженного Дометиана и оставался от начала трисвятого славословия до его окончания».—35. 62 Святитель Димитрий Ростовский. Минея Четья. Книга житий святых на месяц априллий. М., 1898. С. 12.—36. 63 Святитель Димитрий Ростовский. Минея Четья. Книга житий святых на месяц октоврий. М., 1897. С. 128.—36. 64 Святитель Димитрий Ростовский. Минея Четья. Книга житий святых на месяц иулий. М., 1898. С. 67.—36. 65 Иерейский молитвослов. М., 1907. Л. 223.—36. 66 Источник не выявлен.—36. 67 Место цитаты в источнике уточнить не удалось.—38. 68 Место цитаты в источнике уточнить не удалось.—39 69 У Тертуллиана в указанном сочинении такие свидетельства не обнаружены.—39. 70 Творения иже во святых отца нашего Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской. Изд. 4-е. Св.-Троицкая Сергиева Лавра. Сергиев Посад, 1900. Ч. 1 (Беседы на Шестоднев). То же. Ч. 2 (Толкование на пророка Исайю. Главы 1—16).—39. 71 У Августина в указанном сочинении подобных свидетельств обнаружить не удалось.—39. 72 от человека (лат.).—39. 73 В рукописном и машинописном оригиналах пропуск. Вписано ред.—39. 74 Палестинский патерик. Вып. 16. Житие и мученичество святого Прокопия и бывших с ним. Память 8 июля. СПб., 1908. С. 16.—40. 75 См.: Святитель Димитрий Ростовский. Минея Четья. Книга житий святых на месяц октоврий. М., 1897. 2 октября. 76 См. примеч. 42 к данному разделу.—40. 77 Ср.: Канон Честному Кресту, творение Григория Синаита. Песнь 8. «Кресте пребогате, <...> знамение Непостижимыя Троицы, Жизноносче» (2-й тропарь); «Крест трисоставный, честное древо: Троицы бо носит Триипостасный образ» (тропарь на «И ныне») // Иерейский молитвослов. М., 1907. Л. 224 об.—41.
78
Триодион, сиесть Трипеснец [Триодь Постная]. М., 1897. Л. 243 об.—41.
79
Перед данным разделом в рукописном экземпляре Флоренский красными чернилами записал: «(перерыв)».—41.
80
Быт. 28, 935;906;.—41.
81
Вероятно, Флоренский имеет в виду следующий текст:
«Что, если бы Ты, Господи Боже мой, Иисусе Христе, возблистал свет Божества Своего от пречистых Твоих Тайн, когда они почивают на св. престоле—на дискосе во время литургии, или в дарохранительнице, или дароносице, когда иерей Твой несет их на персех своих, идя к больному или от него! От этого света поверглись бы в страхе на землю все встречающиеся или воззревшие на них из домов своих, ибо и Ангелы от страха неприступной славы Твоей покрываются! А между тем как равнодушно иные обращаются с этими пренебесными Тайнами! Как иные равнодушно совершают страшное священнодействие св. Тайн!» (Полн. собр. сочинений протоиерея Иоанна Ильича Сергиева. Т. 4. Моя жизнь во Христе (часть первая). Изд. 2-е. СПб., 1893. С. 230—231).—
82
См. также: Священник Павел Флоренский. Детям моим. М., 1992. С. 263.—42.
83
Текст в квадратных скобках дописан Флоренским карандашом в рукописи и в машинописный экземпляр не вошел из-за того, что не был разобран машинисткой.—42.
84
Так в тексте рукописи и машинописи.—43.
86
Олесницкий А. А. Ветхозаветный храм в Иерусалиме. СПб., 1889. С. 600; Он же. Святая Земля. Отчет по командировке в Палестину и прилегающие к ней страны. 1873—1874. Ч. 1. Иерусалим и его древние памятники. Киев, 1875. Глава «Харам-эш-Шариф и остатки храма Иеговы». С. 155. На с. 511 публикуется рисунок из данной книги, с. 151.—43.
87
«Проф. А. А. Олесницкий предполагает, что вся площадь современного Харам-эш-Шариф, равная 17,5 десятины, входила в площадь храма Соломонова (Святая земля, т. 1, 155; Ветхоз<аветный> Храм, стр. 600), и в данном вопросе не соглашается со многими новейшими исследованиями касательно Харам-эш-Шариф, например Уарре-ном, Шикком и др., которые, основываясь на свидетельствах Иосифа Флавия (De bello jud. V. 5, 1; 1, 21, 1), ко времени Соломона относят только центральную часть Харам-эш-Шариф, а что касается северной, а также южной, то обстройку их относят к позднейшему времени, преимущественно ко времени царя Ирода. Сделав разбор мнений этих исследователей, Олесницкий говорит, что он не находит таких древних свидетельств, на основании которых можно было бы предполагать расширение храмового мола в период второго иерусалимского храма (Ветхозав<етный> Хр<ам>… 598—663)».— Троицкий И. Г. Библейская археология. СПб., 1913. С. 375.—43.
88
Рисунки храма Соломонова из книги А. А. Олесницкого «Отчет по командировке в Палестину и прилегающие к ней страны. 1873— 1874» и план храма Ирода из книги И. Г. Цюицкого «Библейская археология».—43.
89
Расшифровка подписей приводится по машинописному экземпляру. В квадратных скобках слова из рукописи Флоренского, пропущенные переписчицей.
«500 л<октей> (мишна); 187, 136, 135, внутренний) двор, 135 л<октей>, 322, азарат коганим—двор священников; азарат нашим—двор [женщин]; двор язычников — азарат гоям; [Лев!]; 500 л<октей> (мишна); 4 стадии в окружности (Иос(иф) Флавий). По включении башни Антония — 6 стадий».—44.
90
Так в рукописном экземпляре. В машинописном экземпляре: << Вообразите запах крови, тука, фимиама слышно было в Хевроне— дыма—трубные звуки—от 21 до 48 во время жертвы всесожжения...» В издании «Богословские труды» JM946; 17 ошибочное чтение.—44. 91 Текст в квадратных скобках приводится по рукописи Флоренского. В машинописном экземпляре пропуск, а в рукописи против данного места Флоренский карандашом написал: «Оставить для этого место». Вероятно, Флоренский предполагал в дальнейшем обработать эту конспективную запись.— 44 92 Ср.: Быт. 9, 4—5; Левит 17, 14: «Ибо душа всякого тела есть кровь его, она душа его».—45. 93 «Столько зол могла внушить религия» (лат.)—слова из поэмы Лукреция «О природе вещей».— 45. 94 тень будущих вещей (лат.).— 45. 95 Евр. 10, 10 .— 45. 96 Мф. 26. 26. Ср.: Возглас священника на Евхаристическом каноне Божественной литургии святого Иоанна Златоустого // Служебник. Изд. 6-е. СПб., 1905. С. 145.—45. 97 Текст в квадратных скобках дописан Флоренским карандашом в рукописи и в машинописный экземпляр не вошел из-за того, что не был разобран машинисткой.— 45. 98 Иерейский молитвослов. М., 1907. Л. 263.—46. 99 Там же. Л. 262 об.— 46. 100 Там же. Л. 21Х.— 46. 101 Там же. Л. 271 об.— 46. 102 Служебник. Изд. 6-е. СПб., 1905. С. 517. Раздел «О прилучаех недостаточества служащаго священника».— 47. 103 Пс. 33, 12.— 47. 104 Текст в квадратных скобках дописан Флоренским карандашом в рукописи и в машинописный экземпляр не вошел из-за того, что не был разобран машинисткой.—48. 105 противоречие в определении (лат.).— 49. 106 находится в стадии обсуждения (лат.).— 49. 107 1 противоречие (лат).— 49. 108 Ср.: «С появлением Сократа греческий вкус изменяется в благоприятную для диалектики сторону; что же происходит тут в сущности? Прежде всего этим побеждается аристократический вкус; чернь всплывает наверх с диалектикой» (Ницше. Соч.: В 2 т. Т. 2. М., 1990. С. 565). Диалектика делает из разума тирана. Схематизирование и систематизирование—занятие философов-ремесленников (Там же. Т. 1. С.