Скачать:PDFTXT
Письма с Дальнего Востока и Соловков

Живет один. Он разсказывал, как к нему ежедневно заявляются олени и лисы, прося корма. Оленю он скормил понемногу свой матрассенник. Здесь звери все полуручные. Мама спрашивает, убивают ли лис? Нет, делается опыт акклиматизации, хотят выяснить, размножится ли серебристобурая лиса на свободе. Оленей иногда убивают — весною, т. к. они дерутся между собою и вероятно все равно убили бы некоторых. Живут они на полной свободе. Хищников здесь нет. — Прилетели чайки и Кремль полон поэтому индюшечьих криков. Хорошо, что ты сообщила, что твой Буська мальчик, а я думал, что это—девочка, судил по имени. Боишься ли ты его? Мику я посылал морскую звезду. Пусть он напишет, получил ли. У нас тут последнее время чуть ни каждый день северное сияние, хотя и не всегда оно хорошо разыгрывается. Тут, на островах* водится много гаги — птицы, дающей драгоценный пух. Этот пух берут не с самой птицы, а из ее гнезд, которые она устилает пухом. Стоит он очень дорого. Раньше гаги было гораздо больше, но постепенно ее истребили (она очень доверчива). Брали также ее яйца, ездили в монашеские времена, давно, за яйцами и потому острова, где гнездилась гага, назывались За–яицкими; впослед- ствие это название переделали в Заяцкие, а в просторечии они стали называться Зайчиками, хотя к зайцам никакого отношения не имеют. Чайки мне уже успели накричать, что в Посаде одна девочка устраивает водопады. Я сообразил, что это наверное Тика, и потому в письме к маме сообщаю кое‑что о самых высоких и широких водопадах, — вроде твоих. Как идет у тебя немецкий язык? Кланяйся от меня своей учительнице. Как твоя музыка? Играешь ли в четыре руки? Чайки мне сообщили, что ты ждешь маленького. Что же ты будешь делать с ним? Слушаешь ли ты игру М. В.? И напиши, чему ты научилась от М. В.? Одна из чаек видела в Загорске фреску и говорила, что мне было бы интересно посмотреть ее, а почему—не сказала. М. б. ты сумеешь объяснить, в чем дело. Кланяйся от меня жаворонкам, которых здесь не слышно и по которым я скучаю. Пожалуй, с маленьким ты позабудешь своих кукол, и они на тебя обидятся. Кланяйся бабушке и скажи ей, чтобы она была здоровой и крепкой. Кланяйся Ан. Ф. Напиши мне, какой породы твой

Буська и какой он величины. Слушается ли он тебя, или делает что хочет. Когда я писал вам о китайской кухне, то забыл сообщить, что там считаются лакомыми блюдами мидии (морские ракушки вроде беззубки—анодона, водящаяся в прудах) и слизняки; говорят те и другие, с приправою, вкусны. Крепко целую свою дорогую дочку и еще раз целую. 1936.ІѴ.24. Сейчас узнал, что на крыше видели первого скворца.

Москва

Ольге Павловне Флоренской

Угол Долгого переулка и Флоренский

Новоконюшенной улицы, Павел Александрович

д. 12, кв. 7 Cn. 2, Доп. 3

1936. IV.21—22. № 58. Дорогой Васюшка. Сегодня получил твое письмо. Очень рад, что ты начал проявлять себя более отделанными работами. Если и будут в них промахи, это не беда, успеешь исправить в дальнейшем. Спрашиваешь о моей работе относительно измерения формы. Исправленная мною копия была в моих бумагах, надо взять у П. Н. Однако в той копии не хватает нескольких листков. Чтобы восполнить их, поищи в моих черновиках (в бшылих папках) дома — в папке о почве, или о форме и т. п. Отюсительно практики измерения поговори с моим помощником Я. Я.[2338 — Я. Я. Хан—соавтор П. А. Флоренского по статье о форме обломков. — 449.], хотя бы по телефону; Я. Я. хорошо навострился делать промеры и тебе покажет, как их делать удобнее всего. Крэме того, напиши мне, в каком именно отношении тебе кажггся важным характеризовать форму в твоем случае, и я тэгда подработаю тебе метод. В той работе, о которой ты спрашиваешь, моей задачей было оценить количественно степень угловатости частиц, т. е. их отступление от круглого сеченга. Однако, м. б. поставлен вопрос и об измерении степени отступления от какого‑либо другого эталона (единица измерения фэрмы), и тогда методические приемы должны несколько измениться. Уже написав свою работу, через год я ознакомился; американской на ту же тему. Это Hakon Wadell (Гакон У одет) «Объем, формы и округленность частиц горных пород», изд. Чикагским Университетом. По задаче работа Уоделла близка к моей, но и мысли и изложение автора расплывчаты, трудно извлечь здоровое зерно из вороха многословия. Суть деіа состоит в понятиях истинной сферичности ψ, вместе с эквивалентным ему понятием стандартной величины поверхности, и округленности ср. Уоделл определяет форму частиц двумя параметрами совместно и пишет характеристику формы как

причем сокращение N с ∂ недопускается.

где S есть поверхность частицы, а s—поверхность сферы равновеликой (т. е. равного объема) с частицей. Однако, если более или менее ясно, как найти S то измерение S остается необъясненным (об измерении поверхности неправильных частиц посмотри в моей книжке «Пористость изоляторного фарфора»[2339 — Флоренский П. А. Пористость июляторного фарфора: Работы лаборатории испытания материалов//Тр. Государственного экспериментального электротехнического института. Вып. 19. М., 1927.55 с. —449.] и в ненапечатан. материалах на ту же тему, а также в оттиске трудов энергетич. съездав Берлине). Параметр

под σ разумеется поверхность тела геометрически подобного частице, но с объемом =1. Т. к. для шара единичного объема поверхности ∂=4rn = 4,8359, то отсюда находится указанное соотношение. Округленность отдельного угла выражается отношением r/R где r радиус кривизны угла, а R—радиус максимального вписанного в плоскости измерения круга. Полная округленность есть среднее арифметическое всех углов, т. е.

где N число углов. Автор обещает опубликовать дальнейшие сведения о способах измерения и о результатах применительно к осадочн. породам. Поищи. Однако мой способ повидимому лучше. — Автор отмечает большую важность количественной оценки формы в изучении осадочных пород и процессов осаждения и в частности указывает на возможность установить по форме способ осаждения (скольжением и непосредствен, выпадением из жидкой фазы). — В письме к маме я посылаю тебе несколько зарисовок северных сияний, в последовательности стадий их протекания[2340 — Зарисовки отсутствуют. —450.] Эти стадии, особенно на изображении сев. сияния 20. IV. 1936 г. так характерны, что когда я наблюдал их, мне казалось будто это не природное явление, а лекционная демонстрация, так что физическая схема явления непосредственно и наглядно видна: катодные лучи, вторгающиеся в стратосферу и заворачивающие с запада на восток от действия магнитн. поля Земли, но до восточн. горизонта не доходящие и потому заворачивающиеся к северу, разная окраска свечения в разных слоях атмосферы (напр, розовая — в самых нижних слоях, далее которых катодные лучи не пробиваются из за плотности атмосферы, указывающая на неон и т. д.). На прилагаемой схеме, составленной по Вегенеру [2341 — Вегенер А. Термодинамика атм>сфер. М.; Л., 1935. 264 с. —450.], указывается распределение форм и, вероятно, цвета северных сияний по высоте атмосферы в связи с ее плотностью и различными метеорологическими явлениями и составом. Впрочем, относительно состава новейшие данные полетов в стратосферу м. б. заставят существенно изменить схему Вегенера. Имеющиеся у меня под рукою данные, да и то случайно, повидимому уже устарели. — Старайся делать для себя систематические сводки по занимающим тебя вопросам, в легко обозреваемой форме. Это не только экономит время, но и проясняет мысль, — все соотношения выступают наглядно и тогда выступают все недостатки, противоречия и пробелы имеющегося уже знания. Уложить большой материал в диаграмму или таблицу—значит овладеть им по существу, и тогда можно сознательно итти вперед. Кроме того, надо сказать, что для большинства вопросов не требуется, при наличии интуиции, какойлибо чрезвычайной точности, а требуется найти данную в определенном направлении, хотя бы и приблизительную. Поэтому сводка дает тебе в удобной форме весь инвентарь знания в данной области и наводит на мысль, чем можно воспользоваться. Крепко целую тебя, дорогой. До отправки письма остается лишь несколько минут, и если не отправлю сейчас, оно в этом месяце вовсе не пойдет.

Дорогая Наташа, получил Ваше письмо от 13.ІѴ.1936. Радуюсь маленькому и хочу Вам сказать, что не стоит Вам печалиться о временном прекращении занятий: они придут своим чередом, да и не они — самое важное в жизни. Ho конечно следует довести начатое до конца. В віду Вашего интереса к вышивкам, присылаю в письме образец ііитья, как будто бывшего когда- то недурным; — попался мне случайно в тряпках для обтирания химической посуды. Об именам я писал, Анне Мих., но очевидно письмо не дошло. Если это тэлько пока, то подождем, а если совсем, то напишу снова. Пртив своего имени не возражаю, а характеристику его найдете у меня в рукописи, подробную. Есть такая же у моего тезю, П. Я. Вообще, почитайте мои «Имена». Что же до женских, то кроме написанного в письме и в «Именах», об Елизавете скажу, что несмотря на общую доброкачественность его оно трудно по судьбе‑как‑то нескладно и потому неуютно. Елена—не плохо, но лучше Марии все равно не найти, а почему же іе дать лучшее, что можно, если только нет каких‑либо особыс мотивов против. Снимок лучшего* всего сделать не в фотографическом ателье (там они всегда выходят плохо), а домг, и домашняя фотография, даже при плохой технике, всегда передает человека лучше, чем сделанная в чуждой обстановке, чужими руками и с искусственными ухищрениями. Как‑то ѵіне потребовался фотоснимок. Один знакомый повел меня к одному из лучших московских фотографов и тот, по знакомству (а согласно здешней терминологии «по блату») особенно постарался. Получилось изображение, от которого я, по прошествии лет 12–ти, до сих пор краснею, а ночью, проснувшись и вспомнив его, чувствую приступ тошноты. Вполне понятно, что наряду с музыкой Вас интересует шитье. Ведь узор есть отвлеченная формула каких- то мировых процессов, либо внешних, либо внутренних, а точнее сказать внешних, поскольку они прошли чрез внутреннее освоение, внутренних, поскольку они выразились в каком‑то последовательном ряде движений: —эмоциональное движение, жест, рисунок, запечатление рисунка шитьем и т. д. Музыка — та же мировая формула, но запечатленная иным способом (да и не совсем иным, ибо нотная запись сама есть орнамент и, помимо своего звукового содержания, имеет значимость и зрительную), так что шитье—это музыка и музыка—шитье. Скажете, что шитье не всегда таково. Нет, оно всегда таково, но оно бывает натуралистично, или формалистично, или некомпозиционно, или плохо выполнено. Конечно, но ведь все эти пороки могут быть и у музыки. Поэтому будем равняться по высшим проявлениям. В частности, было бы любопытно дать стилистическое сопоставление шитьевого орнамента и музыки по эпохам и векам. Я уверен, что обнаружится параллелизм. — Всего хорошего Вам и малышу, о котором я все время думаю.

1936.1V.23—25. Соловки. № 58. Дорогая мамочка,

Скачать:PDFTXT

Письма с Дальнего Востока и Соловков Флоренский читать, Письма с Дальнего Востока и Соловков Флоренский читать бесплатно, Письма с Дальнего Востока и Соловков Флоренский читать онлайн