Скачать:PDFTXT
Письма с Дальнего Востока и Соловков

к BMH 9. Х, а расстрелян 25. Х или I—4. XI. 1937 г. под Медвежьегорском. —516.] с которым мы путешествовали на архипелаг и с которым вспоминаем поездку на Тиман и разные бывшие там случаи. Студент этот из Александ- рополя, теперь Ленинакана. Водоросли идут своим чередом, т. е. и испытания, и малое производство и подготовка к строительству агарного цеха и, затем, комплексного завода. Крепко целую тебя, дорогая Аннуля. Очень ли хлопотно тебе? Постарайся распределить хлопоты по хозяйству на всех равномерно. Еще раз целую. Целую Васюшку и маленького, кланяюсь Наташе.

Дорогой Олень, получил твое письмо. Очень рад, что наконец‑то ты покончила с экзаменами, несмотря на свою голову. Отметки твои меня нисколько не волнуют, они—дело второстепенное, и если на них вообще приходится обращать внимание, то только по причине житейской, а не по существу. Ведь надо знать и понимать, а как это знание выглядит на экзамене—маловажно. Вашим успехам с симфонией Гайдна радуюсь, т. к. они вовлекут вас в стихию музыки и заставят не просто учиться, подходя к музыке как обязанности, а жить в музыке и делать музыку [2364 — В собрании П. А. Флоренского имелось фортепианное переложение симфонии. На вечере выпускников Загорской школы–десятилетки 30 июня 1936 г. исполнялась Детская симфония І&йдна, подготовленная по предложению Оли Флоренской. В исполнении участвовали ученики Марии Афанасьевны Бобылевой: Сережа Трубачев (дирижировал оркестром), Оля Флоренская и Лида Ершова (партия фортепиано в четыре руки), на детских инструментах (труба, барабан, треугольник, трещотка, кукушка, соловей, перепел) играли Ваня и Маша Фаворские, Наташа и Женя Масалины, Тика Флоренская и др…. Через день симфонию повторили на концерте учеников М. А. Бобылевой, устроенном в связи с приездом Марии Вениаминовны Юдиной (по воспоминаниям С. 3. и О. П. Трубачевых). —517.]. Только живя деятельность в той или другой Офере, наряду с обучением, д. ет возможность действительно усвоить эту сферу и освоиться ней. То обстоятельство, что вас заставляют повторять симфонію, очень полезно: лишь многократным повторением осваивавтся подробности, оттенки и техника, а иногда появляется и юнимание—не только данного произведения, но и многих друих. Поэтому играйте, повторяйте, совершенствуйте исполненіе. А параллельно постарайтесь разучить еще что‑нибудь. Был(бы хорошо взять вещь с двумя роялями, каждый в четыре рум. И в техническом отношении, и в смысле полнозвучности это дало бы вам большой эффект. Вообще же игра с оркестром юлезна для привычки и умения охватывать произведение в цел#м, а кроме того позволяет легче преодолевать скучные моменты обучения и изучения, особенно в вашем возрасте, когда ищут эбщества. Старайся по возможности привлекать к игре и Тику, а когда приедет Мик, то и его. Сообщи мне, прочел ли он стиха, которые я переписал для него. Tk спрашиваешь о занятии иностранными языками. Как я уже писал неоднократно, знать иностранные языки совершенно необходимо, но для этого, помимо изучения, необходима и м. б. даже особенно важна практикачтение, по возможности вслух, и разговор. Практику надо наладить во всяком случае и пользоваться всяким возможным обстоятельством, чтобы поговорить и почитать на иностранном языке. Что же касается до изучения, то это будет зависеть от состояния твоего здоровья и от свободного времени. Ho, думаю, у тебя уже достаточно знаний для дальнейшего усвоения языка на практике, и последнею никак нельзя пренебрегать. Только тут надо положить себе за правило не ждать какого‑то особенно благоприятного времени в отдаленном будущем, а делать понемногу и хотя бы кое как постоянно то, что можно делать в данное время. Мало того, что эти предполагаемые особо благоприятные обстоятельства обычно никогда не приходят; если бы они и пришли, то ими все равно нельзя воспользоваться полностью, т. к. усвоение языка достигается лишь медленным постоянным всасыванием, а не берется приступом, даже самым рьяным. А медленное всасывание гомеопатическими порциями не требует ни большого времени, ни больших усилий—лишь настойчивости и желания. Целую тебя, дорогая Оля, отдыхай и пользуйся летом.

Дорогая мамочка, собираюсь написать тебе, но как то не удается, отчасти из за недостатка места на бумаге. Получила ли ты письмо, посланное тебе в Москву? К прежним безпо- койствам прибавилось еще новое—о маленьком. Из письма Оли я узнал об его болезни, ио Оля не пишет, чем именно он заболел. Боюсь, что это наследственная болезнь, слабость кишечника, которая служит причиною различных заболеваний желудочного и кишечного характера. Поправилась ли ты? Постарайся, дорогая мамочка, воспользоваться теплым временем года, чтобы оправиться и запастись силами на зиму. Приехал ли Шура? Последнее время я совсем ничего не знаю ни о ком—и письма получаю редко, и в получаемых мало сообщается. Заниматься математикой не удается, слишком много хлопот по производству, по связанным с ним испытаниям и т. д., а также по разным побочно возникающим делам. Сейчас, напр., усиленно занят обработкою наблюдений и коллекций, привезенных из экспедиции. Я очень доволен твоим пребыванием в Загорске, и для Анны и для тебя: все же несколько подышишь чистым воздухом. Да, чтобы не забыть. М. б. следовало бы перенести пианино в другую комнату из столовой, чтобы не мешать маленькому и чтобы Оля могла играть. Впрочем, вам там виднее. Приезжают ли к тебе Люся и Шура?[2365 — А. А. Флоренский летом 1936 г. работал на Камчатке. —518.] Безпокоюсь относительно Мика, но все же поездку его считаю полезной. Мне хочется, чтобы дети как можно больше соприкасались с природою в самых разнообразных ее проявлениях. Крепко целую тебя, дорогая мамочка.

Дорогая Тика, все наши птицы кланяются тебе и поздравляют с окончанием экзаменов. Чайченыши уже выросли и летают: один даже пытался летать над озером и свалился в воду, но выплыл и потом улетел домой в Кремль. В этом году во дворе Кремля людей особенно много, и чайки с чайченышами расхаживают чуть ни под ногами, опасаясь людей меньше, чем домашние куры или гуси. Представляешь ли ты чайку: белая голова, грудь, горло и оплечье, затем пепельносерые крылья и спина и черный конец хвоста. Клюв и лапы нежнорозовые, глаза желтые. Расцветка очень нежная и чайки напоминают безделушки из датского фарфора. Напиши мне, получил ли Кира посланный ему зимою рисунок разрезов водорослевого стебля с годовыми кольцами. Рада ли ты маленькому племяннику? Помогаешь ли ухаживать за ним? Мне он представляется так живо, что я порою почти вижу его, но м. б. и несоответственно действительности. Показывай ему цветы, какие поярче и покрупнее. Оля писала мне о твоем участии в концерте. Надеюсь что ты теперь расхрабрилась и будешь продолжать разучивать какую‑нибудь новую пиесу. Маме я написал уже о своем путешествии на пустынные и дикие острова. Когда мы плавали в моторной лодке или лазали по скалам над морем, то казалось, что это приключение из Майн–Рида или Биара, — если гы только читала их. Для тебя самое интересное было бы посмотреть птиц—таких стай я никогда ранее не видывал. Яйца у этих птиц крупные, напр, у гаги 78 мм, а у чайки 75 мм длиною. У гаги они грязнозеленоватье, а у чаек белые с многочисленными темнокоричневыми крагинами. Крепко целую тебя, дорогая Тика. Пиши. Кланяйся баЗушке.

г. Загорск (б. Сергиев)

Московской области

Пионерская 19

Анне Михайловне Флоренской

Флоренский Павел Александрович

Cn. I, Доп. 3

1936. VII.25. Соловки. № 69. Дорэгой Васюшка, вероятно письмо мое тебя не застанет в Заюрске. Ho надеюсь, что ты наезжаешь туда и получишь своевременно. Сейчас, помимо водорослей, мыслями я в древнейших кристаллических породах в связи с небольшим обследованием одного из Беломорских архипелагов. Он недалеко от Соловков, но геологически представляет полную противоположность: на Соловках нет ни клочка коренных пород. Все наносное, а там—сплошь проявление денудационных сил ледника, обнажение до древнейших пород и лишь кое–где слабый намек на деятельность аккумуляционную— валуны и в долинах моренные отложения. Как успокоительно чувствовать под ногою твердыни гнейсов, уходящие корнями в недра, простоявшие на месте не менее миллиарда, а то и 2 миллиарда лет. Новообразования на них — лишь участками, да [и] то тончайший слой плесени—лишаи, оленьи мхи, прижатый к скале кустарниковый покров из вереска, можжевельника, ползучей ивы да сосны и нескольких травянистых растений—морошки, чернухи, черники, пушицы. Острова представляют типичный случай тундры. Обычно этот термин применяется в смысле геоботаническом, и это неверно. Как можешь узнать из книжки П. Г Кассина, Іеолог. исследования вдоль Мурманской ж. д., П., 1923 (Геол. Ком., Материалы по общ. и прикл. геологии, вып. 43), тундра в местном понимании есть понятие морфологическое и обозначает платообразную или седловатую возвышенность, высотою примерно от 200 м и выше, залегающую на коренных породах и противополагающуюся моренной гряде, т. е. наносной возвышенности, вараке. Естественно, что тундра легко заболачивается, но не болотистость, а возвышенность и массивность ее материала служат характеризующими ее признаками. Осмотренные мною о–ва представляют типичніые тундры, ободранные, заглаженные, обточенные в классические бараньи лбы или, кое где, кудрявые скалы, ледниковым покровом и кое где пост- ланны валунами от ½ до 2 м диаметром. Все острова разбиты длинными, параллельными трещинами в меридион. направлении и другою системою, широтною, выраженную значительно слабее. Какого происхождения эти трещины. У нас был спор, я стоял за тектонич. происхождение и повидимому победил. Дело в том, что многочисленные (найдено более 200) пегматитовые жилы по большей части заполняют трещины, т. е. следов, все возникли весьма давно. Было бы чрезвычайно невероятно допустить случайность совпадения трещин полых («образованных давлением ледника») и выполненных по направлению, а допустить образование пегматитов в послеледниковое время едва ли кто решится. Жилы полевошпатные, либо чисто полевош- патные, либо полевошпатнокварцевые, либо пегматитовые. Анализа еще не провел, но видимо все или почти все микроклин различных розовых тонов. Нашел также слюду, черную, магнетит, турмалин черный и др. минералы. Думаем о разработке этого месторождения. Как видишь, геология этого архипелага близка к таковой же Мурмана, с тою лишь разницей, что там между тундрами—болотистые долины, здесь же—море с отмелями. Острова, как видно по морским террасам на склонах, подымаются, как подымается и дно моря. Постепенно близкие острова соединяются низменными перешейками, которые можно наблюдать во всех стадиях образования. Один, напр., заливается приливною высокою водою и песчанист, в низкую воду. А на некоторых перешейках уже образовались болота, не заливаемые морем. Думаю о маленьком, которому хотел бы показать разные проявления жизни Земли и объяснить их. — Ho не жилы интересуют лично меня, а вмещающая их порода. Гнейсы (или, как лукаво и безответственно прячутся за слова геологи и петрографы, гнейсограниты и гранитогнейсы) представляют твердыню, которую нужно пробить, чтобы понять историю земной коры. Один горный инженер старой школы, который подслушал мой разговор об осадочном их происхождении, за моей спиной говорил об

Скачать:PDFTXT

Письма с Дальнего Востока и Соловков Флоренский читать, Письма с Дальнего Востока и Соловков Флоренский читать бесплатно, Письма с Дальнего Востока и Соловков Флоренский читать онлайн