не опроккдывающим, все слагалось в картину прекрасную и безотрадную. Словно человечества и уюта еще нет или уже нет. К тому же, мыс, на котором расположена командировка, вдающийся ледниковой грядой в море, каменистый в высших точках (40 м) и болотистый в низинах, почти безлесен—виднеются лишь кривые, корявые, с сильно наклоненными или даже горизонтальными стволами березы Кузьмичева да торчащие из снежного покрова веточки вороники (чернухи, Empetrum nigrum L.). Сбиваемый ветром с ног, я набрал из выбросов различных водорослей в холщовую сумку, с которой не разстаюсь во время экскурсий, прозяб и пошел к водорослево–сжигательной печи. Это огромная печь, вроде плиты, на которую накладываются груды сырых, слегка подвядших водорослей. Здесь нижние слои сгорают и озоляются, а верхние за это время успевают подсохнуть за счет теплоты горения нижних и тепла печи. Печь заключена в легкую постройку, типа барачного. От водорослей идут клубы белого дыма и пара, распространяя сильный, но не противный и не едкий, запах, очень своеобразный, вроде смеси запаха горящей калоши, подгоревшей яичницы и сдобных куличей. Печь раскалена, к ней близко, когда дверца открыта, не подойдешь. Подсушил перчатки, поразспросил рабочих о пережоге и вообще о работе и наблюдал пламя. Странное явление: в то время как от дров, сосновых, пламя обычное, зюлотисто–желтое и золотисто–оранжевое, жар дает пламя явственно зеленое, красивого золотисто–зеленого цвета, хорошо сочетающегося с оранжевым самого хара. Сперва я подумал было, что этот цвет обусловлен золок· водорослей, но меня убедили, что зола в жар не попадает и что такой же цвет пламени получается от жара в бараке, где водорослей вовсе нет. Подобный цвет мог бы быть вызван присутствием Cu, В, Tl, Ba, но заподозрить сколь- ко–ниб. значительн. содержание этих элементов в дровах нет оснований. Остается предположение, что их содержит местная глина, из которой выделывается кирпич для пода печи; если так, то содержание элемента, дающего пламени зеленую окраску, должно быть значительно, поскольку подвергался накалу в течение многих месяцев, если ни нескольких лет, непрерывно, а выделяться обсуждаемые пары могли лишь из поверхностных слоев кирпича. К сожалению, без спектроскопа решать вопрос, с каким именно элементом имеем мы здесь дело, очень затруднительно. —Отвечаю теперь на твои вопросы и мысли. Ты пишешь: «Как странно и пожалуй тяжело смотреть, как наши чувства переживаются другими, а самой быть в стороне». Мысль правильная, если говорить о «других». Ho для высшего человеческ. сознания «других», т. е. кого‑то стоящего вне меня, мне противостоящего, просто нет, ибо Я расширяется на все бытие и находит себя же во всяком. Это—для высшего сознания. А для нашего, среднего, дети—не «другие», а то же Я. В этом смысле не понимаю тебя. Разве Васюшка не часть нас самих, не продолжение и расширение нас? Говорю не о том, что должно любить, а о том, что просто есть. Детей, если бы и хотел, не могу воспринимать извне. Вот почему, когда говорят «много ли детей?», или «сколько детей?», я не знаю, что ответить: ведь много и сколько относится к однородному, к единицам, стоящим вне друг друга и вне того, кто считает. А своих детей я воспринимаю настолько изнутри, каждого как качественно отличного от другого, что не могу считать и не могу сказать, много ли их или мало. Сколько и много возникает там, где единицы заменимы (в этом их однородность). А каждый из детей незаменим и единствен, и потому их не много и не мало, им нет счету. —Спрашиваешь об аппарате, фотографическом. Конечно, все лишнее продай, к чему копить вещи, не связанные с какими либо особыми воспоминаниями и неупотребляемые. Думаю, м. продать (если только купит кто–ниб.) и ящичный мой аппарат (в черной коже). Вот аппарат для проявления на воздухе тоже следовало бы сбыть с рук, но имей в виду, что там недурной объектив, м. б. следует его приберечь. — Крепко целую тебя, дорогая Аннуля. Будь здорова и весела. Спроси Мика, верно ли мнение, что при готовке кушанья вода, раз вскипяченная, а затем остывшая, при вторичном нагреве закипает труднее, чем свежая. Если верно, то чем это явление объясняется?
Дорогой Олень, здорова ли ты? Хотел било я прислать вам в этом письме рисунки, но не поспел с одних, а разразнивать не хочется; поэтому пришлю в след. раз. Госледнее время не приходится ничего читать[2397 — Библиотека, вероятно, играла большую роль, чем это следует из писем. Она была, по–вмдимому, и местом общения. Вот как описывает Ю. И. Чирков (А было все так… М., 1991. С. 132) встречу своего учителя—немецкого католического прелата П. И. Вайгеля и П. А. Ф. оренского, происходившую в декабре г.: «Древние рукописи очаровали Учігеля… В это время в хранилище вошел профессор П. А. Флоренский, сопровождсмый горбуном Ванагом. Я ранее несколько раз рассказывал своему Учители про Флоренского, о котором он был наслышан в Риме в Григорианском универитете. Учитель высоко пенил знаменитый труд Павла Александровича «Сто: п и утверждение Истины», который римский папа Бенедикт XV оценил как рупнейший вклад в теологию и философию.Я представил Учителя и профессора jpyr другу и с интересом наблюдал, как два знаменитых человека преодолевают свою застенчивость. Петр Иванович нашелся первый и обратился к Павлу Александровичу по–латыни, упомянув о какой‑то пословице. Флоренский ответіл по–латыни и перешел на немецкий. Вайгель ответил по–русски и упомянул > прекрасном иконостасе и некоторых иконах, затем разговор перешел на рукопіси…»—613.], кроме весьма специальной литературы по химии и по водорослям. Перечел іишь Писемского— «Масоны», и впечатление осталось то же что и от первого чтения. Провинциально–мило, слабо, ценно ю изображению, но схематическому, исторических лиц. Вообце отнюдь не классическое и не вечное произведение. Что же касается до самого масонства, то Писемский в нем ровно ничего не понимает, как не понимали его (в русском обществе) и cawm русские масоны. Поэтому получается изображение безкостюе, без анализа, без оценки. Чем дольше живу, тем ярче встает зародившееся с детства убеждение, что есть классическая литература и есть произведения условной ценности, причем разнищ между ними качественная, а переход прерывный. Целую тебя, дорогая. Пиши и не забывай.
Дорогая Ікка, я очень рад, что вы гоговитесь к елке, но было бы гораздо интереснее не покупать украшения на нее, а придумывать и делать их самим. Помнишь, каких красивых бабочек и стрекоз в прошлом году сделали вы с Миком? Они хранятся у меня, и я хорошо знаю, что таких красивых не купишь. Піавное же—интересно придумывать что‑нибудь новое. Очень красиво выходят вещи, если слюду прокалить в печи, затем растереть (она после прокалки хорошо растирается) и, смешав ее с клеем, покрывать ею поверхность, или же намазать поверхность клеем, а затем посыпать слюдяными блестками и прижать их через бумагу. Разные слюды в при разной степени прокалки дают разные тона—серебряный, золотистый, бронзовый, блестящий черный и т. д. Можно эти разнотонные блестки посыпать узорами, получается очень нарядно. Поцелуй от меня маленького, кланяйся бабушке, Наташе и Ан. Ф. — Помнишь ли ты стихи: Елкич в елке мирно жил, Елкич елку сторожил, Злой приехал мужичок, Елку в город уволок. Спроси у Васи, помнит ли он Елкича? Крепко целую тебя, дорогая Тика.
Дорогой Мик, хорошо, что ты занялся фотографией. Ho было бы еще лучше, если бы не просто щелкал затвором, а вдумывался в фототехнические процессы, читал и усваивал их по настоящему. Только при этом условии будешь двигаться вперед и получать удовлетворение от съемки. Старайся выяснить недостатки своих снимков, причины этих недостатков и способы устранять на будущее замеченные пороки снимков. Разспрашивай других и записывай, что узнаешь. Снимок маленького с Наташей я получил, спасибо, я очень рад видеть изображения всех вас и в частности маленького. Крепко целую тебя, дорогой. Сообщи, что ты проходишь по физике и по математике. Еще раз целую своего Мика.
Дорогой Кирилл, о гоставленном тобою вопросе, насчет дипломы, работы, надо подумать, имея в голове сведения о тех материалах, наблюдениях и знаниях, которые уже у тебя накопились: хорошая работа и. получиться лишь при длительном вылеживании впечатлений и мыслей, иначе она ничего не стоит, хотя и бросается в голову, как молодое вино. Поэтому, тебе надлежит обдумать, что накопилось, и скомпонировав элементы, кажущиеся разнородными, доработать эту композицию новыми усилиями, как со стороны наблюдений, которых не хватает (ты сразу увидишь, чего именно не хватает для воплощения композиции в целом), так и со стороны литературного изложения. Живая мысль обязательно диалектична, а следовательно и контрапунктична: в ней сплетаются, противопоставля- ясь и сочетаясь элементы разнородные, и если они из разных областей, то тогда возникает и подлинно естествоиспытательский подход к природе. В композиции будь свободен и смел, дай простор фантазии и игре представлений. В выборе же окончательной редакции, в аргументации будь крайне осторожен, отделывая каждую деталь. Ho, главное, бойся механического набора, механического построения, механич. изложения. Лучше неполнота, фрагментарность, проблематика, нежели насильственное, в немецком стиле (которым страдают почти все наши научные деятели), склеивание материалов и мыслей. Пиши же так, чтобы «мыслям было свободно, а словам тесно» (Гёте). Это—вообще. В частности же я хочу набросать тебе переплет мыслей и соображений, которым сейчас страдаю, м. б. ты выберешь из него что–ниб. для себя. Тогда ты мог бы воспользоваться моими рисунками водорослей, попросить хоть Никиту по ним сделать настоящие рисунки и получить свежий материал, т. е. не из книг. — Мой переплет мыслей—вокруг известковых (карбонатных) водорослей. За неимением места буду писать отдельными тезисами и проблемами.
I. Если посмотришь на геолого–исторические карты Европы или Российской Европии, как говорили в XVIII веке, то заметишь, что район Белого моря представляет область замечательную: примыкая к Фенно–скандинавскому щиту эта область на всем протяжении геол. истории не подвергалась никаким существенным ингрессиям и регрессиям (по Карпинскому — от силура до наших дней, а я бы сказал от самого образования гнейсовой коры). Это видно и по геол. строению: ледников, отложения везде лежат непосредственно на докембрийских породах. Т. о. Белое море—докембрийский реликт. (Эту тему могу тебе развивать далее, если захочешь).
II. Представляя среду почти изотермичессую и мало изменявшегося состава, Белое море должно изобиловать высокореликтовыми, т. е. чрезвычайно древними организмами. (Надо проверить по фаунистическим данным).
III. Древнейшие организмы—водоросли, I среди них одни из древнейших — багрянки, а среди багрянок—іарбонатные (см. напр, филогенетическое дерево растительного міра и филогению слоевцовых по Циммерману—Б. А. Келлер, Ботаника, изд. 2 . М–Л, 1935, стр. 304 и 325, рис. 193 и 201; надо дсстать подлинник с более крупным изображением). Поэтому естественно расчитывать встретить в Бел. море карбонатные реликтовые водоросли. По моим наблюдениям их