Скачать:TXTPDF
Столп и утверждение истины

истиною я называю глубочайшим невежеством — глубочайшим потому, что сии страсти составляют чернь, — следовательно, большую часть души — горести и удовольствия для души то же, что многолюдная чернь в государстве. Всегдашнее противоречие познанию, мнениям, рассудку, сим властям, назначенным человеку самою природою, противоречие душе, чем назвать иначе, как невежеством…» (Платон. Законы, III 689 a, b. [29] pp. 307–308. рус. пер. [328], стр. 111).

363

Е. Tardieu. Le cynisme: etude psychologique («Rev. philos.», 1904, № 1 janv.).

364

Paulan. L’amour du mal (id., 1887, № 6). — Сат. Bos. Du plaisir de la douleur (id., 1902, № 7).

365

Эдгар По. Демон извращенности («Собр. соч.» в переводе К. Бальмонта, М, Т. I, стр. 174 сл. и др.

366

Бл. Паскаль. Мысли («О Религии») 24, 39. Пер. Первова, стр. 235.

367

Ф. М. Достоевский. Братья Карамазовы, «Из бесед и поучений старца Зосимы», «Об аде и адском огне рассуждение мистическое».

368

Ириней Лионский. Пять книг обличения лжеименного знания, V 27 2 («Соч.», рус. пер. П. Преображенского, 1871 г., стр. 656).

369

Намек на «бунт» Ив. Карамазова [365] — различные ходы и выходы этого бунта во всевозможных разрезах изучены С. Н. Булгаковым, — От марксизма к идеализму, СПб., 1904; Два града, М, 1911; Философия хозяйства. Ч. I, М, 1912; Человекобог и человекозверь, М., 1913.

370

Так — у Канта, у Шопенгауэра; у Вейнингера [346] и «Последние слова», изд. «Сфинкс». — См. Daniel Greiner. Der Begriff der Personlichkeit bei Kant («Arch. f. Gesch. d. Philos.» Bd. 10, N. F. Bd. 3, 1897, S. 40–84).

371

Речение «тьма кромешная» есть перевод греческого «?? ?????? ?? ????????» (?ф 25:30). Древне–русское кромешнии или кро–мешъныи, равно как и кромьныи означает внешний, exterior. Так, напр., в Пандекте Антиоха по списку XI в. Воскресенской Ново–иерусалимской Библ., М, 1880, 6 говорится: «пач? же отъ кром?шьниихъ странъ приходяшиимъ на покланяни? стъих м?ст? — ??? ??? ??? ?????». Со–коренны сим: крома — окрух хлеба; в русском — кромка; кром — агх, кремль, вышегородец и т. д. Предлог кроме или крме означает «extra, опричь, кроме»; затем «без», «???, вон», «вне», «против», а наречие кроме — «прочь, в сторону, ????????????», «встороне, вдали, ?????», «странно, ?????» (И. И. Срезневский, [235] СПб., 1893, Т. I, столб. 1327–1329. — Тут же многочисл. прим. слово–употребления).

372

Ср.: Бог — «stabilis Veritas», по бл. Августину, т. е. неподвижная, устойчивая, крепкая Истина. Чтобы не быть без–опорным, необходимо укрепить «ум» свой, душу свою в этой крепкой Истине; иначе — неизбежно геенское кружение помыслов. На это?то и указывает бл. Августин: «… per animam in Deo stabilitam. Quae rursus non per se stabilitur, ser per Deum quo fruitur… ipse [vigebit] per incommutabilem Veritatem, qui Filius Dei unicus est — душею укрепленною в Боге. Она же укрепляется не собою, но Богом, которым наслаждается;… сама она будет сильна недвижной Истиной, это — единый Сын Божий» (бл. Августин. Об истинной религии, 25. — S. Augustini Opera omnia, ed. parisina altera, Parisiis, 1837, T. VIII 2, col. 960).

373

Трипеснец Великого Пятка, творение господина Космы, песнь 8–ая.

374

См. «О типах возрастания, [34].

375

Современные сатанизм и люциферианство уже в этой жизни создают такое отношение к Богу [252]. — Кантовское и Шеллинговское учение о свободе воли, как о самосозидании личности, т. е. как об условном творчестве, у нас в литературе преобразовал и усиленно защищал Архим. Антоний [Храповицкий, ныне Архиеп. Волынский] в своей диссертации: — «Психологические данные в пользу свободы воли и нравственной» («Поли. собр. соч.», Т. 3, Казань, 1900, стр. 489–942, особ. см. V, § 6, стр. 575, 577; IX, § 2, стр. 628–629 и стр. 633–634).

376

Schaff. Hist, of the Chr. Church, I, pp. 162–167.

377

Bc. С. Соловьев. Современная жрица Изиды, СПб. 1904 г., стр. 44, 59, 77, 193.

378

А. Папюс. Философия оккультиста. Пер. А. В. Трояновского, СПб., 1908. — Его же. Практическая магия, Ч. II, СПб., 1912. — Лидбитер. Астральный план, СПб., 1909. — Ж. Г. Буржа. Магия, СПб. 1911 и т. д.

379

Гр. М. В. Толстой. Хранилище моей памяти. М, 1893, книжка вторая, стр. 52,«Редсток». Курсив мой.

380

[Ф. И.] Буслаев. Изображение Суда по русским подлинникам «Очерки русской нар. слов, и искусства», Т. 2, СПб, 1861, — здесь же и подлинник. — Н. В. Покровский. Страшный Суд в памятниках визант. и русск. иск., Одесса, 1887. — Его же. Стенные росписи в древних храмах греч. и рус, М., 1890.

381

Пс 102:12.

382

Кирилл Иерус. Огласительные поучения, 15 22 (Mi gr. T. 3 3, col. 904).

383

Архим. [ныне Архиеп.] Сергий. Православное учение о спасении, Сергиев Посад, 1895 (есть и более нов. изд.), стр. 171–172. — Точно также, на вопрос: «Когда человек узнает, что получил отпущение грехов своих?» преп. Исаак Сирин дает такой ответ: «Когда ощутит в душе своей, что совершенно, — от всего сердца, возненавидел грех, и когда явно дает себе направление, противоположное прежнему» (Исаак Сирин. Слово 18 по рус. пер., и по греч. изд. Феотоки — 84–е. «Творения» изд. 3–е, Сергиев Посад, 1911, стр. 76–77).

384

«Вопр. рел. сам.» [78], стр. 28–29.

385

F. Godet. Commentaire sur la premiere Epitre aux Corinthiens, T. I, Paris?Neuchatel. 1886, p. 172.

386

id, p. 168.

387

«Слово искра есть души… Дух мой, к вечности спеши», из стихов Георгия, затворника Задонского («Письма в Бозе почивающего затворника Задонск. Богородицк. монастыря Георгия», изд. Порфир. Григоровым, Воронеж, 1860, ч. 1, стр. 182 = Леонид Денисов. Жизнь Георгия, затв. Задонск. Богород. мон, М, 1896, стр. 113). Эти два стиха любил повторять t старец Исидор [567], стр. 51.

388

De l’Allegorie, ou traites sur cette matiere; par Winnkelmann, Addison, Sulzer, etc. Paris. 1799, TT. 1 et 2. — A. Белый. Символизм [242]; тут, в примечаниях,. особенно на стр. 461–463, даются библиографические указания, но далеко, впрочем, не полные. — Rieh. Hamann. Das Symbol (Dissert.). Grafenhainichen, 1902. — Рибо. Опыт исследования творческого воображения. Пер. с франц. СПб. 1901. — Brehier. De l’image a l’idee. Essai sur le mecanisme psychologique de la methode allegorique («Rev. Philos.», 1908, mai, № 5). — L’Arreat. Signes et Symboles (id., 1913, № 1 janv.). — R. Eucken. Ueber Bilder und Gleichnisse in der Philosophie. 1880. — A. Chide. La logique de l’analogie («Rev. Philos.», 1908, dec. 12). — S. Sageret. L’analogie scientifique (id., 1909, Jan., №1);— M. Schlesinger. Die Gesch. der Symbolbegriff in d. Philosophie (Arch. f. Gesch. d. Philos., 1908, S. 49). — Fr. Th. Vischer. Das Symbol, 1887 (в «Philosophische Aufsatzen, Ed. Zeller gewidmet, 1887»). — J Volkelt. Der Symbolbegriff in der neuesten Aestetik. 1876. — E. Le Roy et G. Vincent. Sur l’idee du nombre («Rev. de Metaphysique et de Morale», 4 (1896), pp. 738–755). — Здесь развивается формальная теория символа, поскольку человек — только логике. — Ferrero. Les lois psychologiques du Symbolisme, 1895. — Max Schlesinger. Gesch. des Symbols. Berlin, 1912, обширное исследование: тут же литер

389

Godet [3I3], p. 167.

390

учн. 16 5. Funk [3I6], S.8.

391

Godet [383], p. 171.

392

????? собственно — соблюдать, охранять, приглядывать и т. д. Cremer [17], S. 934 в.

393

[383].

394

id.

395

?. Miller. Inscr. grecques decouv. en Egypte («Rev. Arch.» III?me ser, T. II, 1883, p. 177–180).

396

«О тип. возр.» [34].

397

«…выражение какого?либо понятия или свойства прибавлением сын или дщерь… обозначает особенно глубокое усвоение этого свойства, как бы проникновение им. В частности выражение — Сын Человеческий в большинстве мест обозначает человечность по преимуществу» (Архиеп. Антоний [Храповицкий]. Сын Человеческий Опыты истолкования. «Поли Собр. соч.», Почаев, 1906, Т. 4, стр. 217). «Господь называет Себя Сыном Человеческим, как выразителя и проповедника истинной человечности, т. е. личной святости, в противовес тем условным, политическим чаяниям, которые возлагались на Него современниками» (id., стр. 223). — Это понимание Сына Человеческого во многих местах раскрывал и Достоевский.

398

Так называли Тертуллиан и некоторые христианские писатели языческие добродетели.

399

Достоевский. Дневники писателя.

400

Эта идея, в искаженном виде, содержится в «Дух. Основы жизни» Вл. Соловьева, — там, где рассуждается об образе Христа как «поверке совести».

401

Как воспринимает Его протестантизм, в силу чего и возникает растворение Христа в моральную схему.

402

Как воспринимает его католицизм, откуда и возникает стремление к «Imitatio Christi», что, по существу дела, не может быть переведено иначе, как «Имитация Христа». Если протестант уничтожает Христа, то католик желает надеть на себя личину Христа. Отсюда, далее, чувственный характер богослужения, драматизм, открытый алтарь (алтарьсцена, литург — актер), пластика, чувственная музыка, мистика не умная, а воображательная, ведущая к стигматизации (замечательно, что на Востоке стигматизации не было; но что и здесь были способны к ней, доказывают раны от бесов, полученные подвижниками: последних представляли живо, а не только умно), эротизм и истеричность и т. д. Отсюда же католические мистерии, процессии, вообще все действующее на воображение, — действо, позорище, а не созерцание, и не умная молитва. О ложности самой идеи «подражать Христу» определенно говорит Eп. Игнатий Брянчанинов; самую же книгу Фомы Кемпий–ского он называет «прелестною» и «кровяною», т. е. возникшею не от благодатного просвещения души, а от органических возбуждений тела. — Ср.: М. Д. Муретов. Э. Ренан и его «Ж. И.», СПб., 1908 г.

403

Антоний Великий. Наставления для нравственности челове–ков, наст. 161–е («Хр. Чт.», 1821, Ч. 1, стр. 295).

404

Кан. воскр. 3–го гласа, ирм. 6–й.

405

Из молитв на сон грядущим, мол. 4–ая св. Макария Великого.

406

Лукиан. ????? ? ????????????? (Lucianus ex rec. Car. Jacobitz, Lipsiae, 1836, Vol. 1, pp. 281–305. — Сочинения Лукиана. Разговоры богов. Разговоры мертвых. Подстр. пер. — сост. Г. В… Ф…, СПб., 1884, стр. 97–103. Разг. № 10). — Ср. у Достоевского «Бобок» с его идеей «Обнажимся!».

407

Ориген. О началах. И, 10, § 7 (Mi gr., T. 11, col. 289b): «Separandus ab anima spiritus.» и т. д.

408

Неделя блудного сына, стих, на Госп. воз., 1–я.

409

Утро втор. перв. седм. Вел. П., кан., п. 2–я.

410

Достоевский. Преступление и наказание, «Собр. Соч.», изд. 7–е, стр. 265.

411

Берахот fо1. 18, с. 2.

412

А. М. Миронов. Картины загробной жизни в греческой живописи на вазах. М. («Уч. Зап.» Имп. Моск. Ун., Отд. Ист. — Фил.), стр. 215.

413

J. J. Bachofen. Das Mutterrecht, 1861, SS. 982, 147, LXXI (есть и 2–е изд.).

414

[410], стр. 180–181.

415

Гомер. Одиссея, XI 572–626 ([334] стр. 830–883).

416

Хрисанф [28], Т. 1, стр. 417–418.

417

Еврипид. Мелеагр, fr. XX (587), Fragmenta Evripidis ed. Fr. Guil. Wagner, Parisiis 1846, p. 749.

418

«Спиритуалист», 1906 г., стр. 517.

419

P. A. Торрей. Ад: достоверность его существования и т. д. («Смелые мысли», 1910 г., № 53, стр. 1111).

420

Ориген. На Иеремию, гом., XX 3 (Mi gr., T. 18, col. 582 a,

Скачать:TXTPDF

Столп и утверждение истины Флоренский читать, Столп и утверждение истины Флоренский читать бесплатно, Столп и утверждение истины Флоренский читать онлайн