Скачать:TXTPDF
Столп и утверждение истины

с–е.

450

[371]

451

Мефодий Олимпийский. Mi. gr., T. 18, col. 264a, ср. id. col. 506a) — Ср.: «Если душа твоя страстно прилепляется к красивым телам и подвергается потом тиранству страстных помыслов, рождающихся от сего: не предполагай, что они?то и суть причина происходящей в тебе бури помыслов и страстного движения; но знай, что причина сего сокрыта внутри души твоей, которая, как камень некий магнит–железо, привлекает к себе вред от лиц, в силу предрасположения к тому и злой страстной привычки. Творения же Божий все добры зело по слову Самого Бога, и ничего не имеют такого, что давало бы основание к похулению создания Божия» (Никита Стифат. 1–ая сотн., 50. [264], стр. 95.

452

Амвросий Медиоланский. О девственницах I, VIII, 40 (Mi lat. pr. T. 16, col. 200. — Рус. пер. 1, VII, 40).

453

[En. Феодор (Поздеевский), рек. M. Дух. Ак.]. Из чтений по пастырск. богосл. (Аскетика). Серг. Пос, 1911, стр. 21.

454

Ср.: Ф. Симон. Психология Ап. Павла, пер. с нем. Еп. Георгия, М., 1907, А I, стр. 1–5 и дал. — П. С. Страхов. Атомы жизни («Бог. Вест.», 1912, янв., стр. 1–25). Тут дается интересн., хотя и мало вероятн., перев. и коммент. 1 Кор 15:51–52: «Вси бо не успнем, вси же изменимся ?? ?????, во мгновение ока». Слово ??????? Страхов считает за термин философск., за «атом», так что речение ?? ?????, — обычно переводимое чрез «вскоре», по нему, — «вводит нас в глубины самого субстрата всего сущего, в глубины… материи». Вся материя наших тел изменится при воскресении до атома. — О том, что спасение есть спасение не души только, а всего человека, с его телом, и на существенном значении для человеческой жизни тела его останавливается особ, настойчиво и твердо В. [И.] Несмелов. Наука о человеке, изд. 2–е, Т. 2, Казань, 1906.

455

Як. Тарновский. Образование главных суффиксов («Фил. Зап.», г. 45–й, вып. VI, 1909 г., стр. 4–5): «переход «т» в «ц» в бело–русск. говоре и в польск. языке дает нам нек. основание сближать слова «тело» (по белорусск. — цело) с прилагат. «целый», тем более потому, что под телом человеческим разумеется нечто сгрого законченное, правильно организованное и не подлежащее делению (individuum); с таким взглядом вполне согласуется значение латинского слова «corpus»».

456

Ал. Ст. Хомяков. Сравнение русских слов с санскритскими (Полн. собр. соч., Т. 5, изд. 4–е, М. 1904 г., стр. 582 = id., изд. 3, 1900 г., стр. 582).

457

Prellwitz [12]. Curtis [12]. — Е. Аквилонов. Новозаветное учение о Церкви, СПб., 1896, стр. 25.

458

Лосский. Обосн. инт. [86], 2–е изд. СПб., 1908 г., III 2., стр. 77–78. — Т. Липпс. Самосознание, СПб., 1903 — Руд. Штейнер. ???????? [28]. — Г. Риккерт. Введение в трансцендентальную философию. 1904. — Фихте. Назн. чел., СПб., 1905.

459

(См. главу XXVIII.) — Соотношение трех начал чел–го тела, имеющих центры свои в трех частях его, животе, груди и голове, схематически м. б. представлено как взаимное проникновение этих трех систем, но с наибольшею напряженностью деятельности, в соответств. части тела.

460

Папюс. — Филос. оккульт. [376]. — В древности учение о трех–составности челов. тела в связи с трехсоставностью души считалось определенно решенным: достаточно напомнить хотя бы учения Платона, Аристотеля и др. Но это же решение содержалось и впоследствии. Так в рукописном сборнике «Большой Панфект» или «Куварас», принадлежащем Афоно–Иверскому монастырю, Еп. Порфирием Успенским найдены были в 1845–м году неизвестные фигурные стихотворения Феокрита и при одном из них, «Свирели», любопытное изъяснение, принадлежащее хартофилаксу первой Иустинианы всей Болгарии господину Иоанну Педиасиму, жившему в XlV–м веке, следующее любопытное указание на устойчивость этого древнего учения: «??????? ?? ?????, ?? ???????? ??? ?????????? ??? ?????, ???? ?? ?????, ????? ??? ?????????, ????? ????????? ????? ?????????? ? ????? ????????????? ????????? ???? ??? ??????? ??? ??????????, ?????? ?? ??? ??????????, ???? ?? ??? ???????????? ???? ?? — ????? ? ??????, ??? ??? ?????????? — ?? ??? ????????? ??? ??? ????? ????, ???’ ?????? ??? ???????· ??? ?? ??? ??? ?????? ????? ??? ??????? ????. — Достоит знать, что природа устроила три главнейшие телесные вместилища трисоставной души, т. е. ее ума, чувства и хотения: череп для ума, сердце для чувства и печень для хотения. Начало же… их — сердце» (Еп. Порфирий Успенский. Восток христианский. Афон. Первое путешествие в Афонские монастыри и скиты. Часть 1, отд. 2–е, Киев, 1877. гл. XVII, стр. 230–231).

461

[28].

462

[П. Д. Юркевич]. Сердце и его значение в духовной жизни человека по учению Слова Божия («Труды Киевск. Дух. Ак.», г. 1–й, 1860, кн. 1), стр. 63.

463

Неологизм, предложенный Шеллингом.

464

Юркевич [460], стр. 70. — Ср.: Ф. Симон [452], В. I, стр. 22–24. Что сердцу приписывается такая важная роль во внутренней жизни, — что все функции душевнодуховной жизни перенесены сюда, — это не есть произвол слово–выражения, но есть результат естественно выросшей психологии построенной на наблюдении» (Симон, id, стр. 24–25, а далее — разъяснение этого тезиса). — «Духовное чувство или чувствилище находится в сердце» (о. Иоанн Кронш. [45], кн. III, стр. 773). По учению Каббалы человеческое существо трех–составно. Тело, форма или эфирный двойник и принцип жизни — вот первое начало, с его подразделениями, носящее название нефеш. Душа, седалище воли, основа человеческой личности, это начало, именуемое руах, второе. Наконец, третье начало, дух, носит название нешама (Папюс. Каббала, наука о Боге, Вселенной и Человеке перев. с французского A. B. Трояновского, под редакцией Н. А. Переферковича. СПб., 1910. Гл. VIII, стр. 158). Как сказано, человеческую личность образует собственно орган воли, руах. «Его седалищесердце, которое, следовательно, составляет корень жизни, это царь (мелек — ???), центральная точка соединения мозга с печенью… Каббала говорит: в слове ??? (Царь) сердце — «это как бы центральная точка между мозгом и печенью», что должно объясняться мистическим значением букв. Мозг ??? изображается первой буквой ???. Печень ??? его последней буквой и, наконец, сердце ?? буквой ?, находящейся в средине» (id., гл. VIII, II, стр. 178).

465

Юркевич [4б0], стр. 72.

466

id.

467

Горяев [6], стр. 317 — Miklosich [8], SS. 292293. — Срезневский [285], III, столб. 338–339: «середа» и др.

468

Даль [7] Т. 4, столб. 130–131, 129–130.

469

id.

470

[376] теософы, К. дю Прель [350] и т. п.

471

Из трудов, посвящ. рассмотр. plexus Solaris офиц. науки, назовем: Maxime Laignel?Lavastine. Recherches sur le Plexus solaire, Paris, 1908, III+430 pp. — полная сводка различи, опыта, данных и теоретических соображений о plex. sol, представленных со сторон официальной науки. Гл. V (pp. 407–428) содержит обильн. библиогр. вопроса, причем отдельно даны библ. указания по анатомии, физиологии и патологии солнечного сплетения. — На русск. яз. мне известна только диссерт.: Блох. Физиология plexus caeliaci, M., 1910. Тут тоже имеются некот. Литер, указ. — Что же касается до гораздо более интересн., хотя порою и фантастических, взглядов на plex. sol. науки мистической, то множество отдельн. замечаний читатель найдет в трудах дю Преля и др. (библиограф. указатель их см. в: Kiesewetter. Gesch. d. neueren Occultismus, 2–te Aufl. besorgt von R. Blum., Lpz., 1909. SS. 844 ff.), особ. [350], теософов, оккультистов и т. д. (русск. библиогр., хотя и не полно содержится в: И. К. Антошевский. Библиография оккультизма, 1910; есть 2–е доп. изд. — Лидбитер. Астральный план, пер. с фр. А. В. Трояновского, СПб., стр. 159–175. — Иностранная лит.: Папюс. Первоначальные сведения по оккультизму, изд. Г. И. Пожарова и Л. И. Докмана, СПб., 1904, пер. с 5–го франц., стр. 296–304. — В новом, 3–м, изд. библиограф, выпущена. Та и другая (указатель указателей]: Эрн. Радлов. Сочинения о магии.

472

Gesenius. [24]. — Handw., 12–te Aufl., SS. 377a und XI, An. — Слово ??? (Ез 16:30), обычно объясняется как побочная форма от ??, — б. м. просто ошибка переписчика.

473

До какой степени тут мало определенности, видно хотя бы из рассмотрения словаря одного автора. Так, v??? у Гезения [24] в 3–м изд. Словаря, 1828 года, оставлено без объяснения; в Tesaur., 1839–го года, объяснено чрез «pinguis fuit», во 2–м латинск. изд., обработанном Гофманном, объяснено чрез «cavus fuit»; в 7–м изд. 1868–го г., обработанном Дитрихом, этот корень связывается с понятиями «verbinden», «sich winden», «convolutus» и т. д.; в 11–м изд. 1890–го г., обработанном Мюлгау, Фольком и Мюллером, за основное значение признается «haften an etwas», «sich fess Anlegen», а 12–м, 1895 г., обработанном Социном, Циммерном и Булем, опять оставлено без объяснения.

474

Jul. Furst. Hebraisches und Chaldaisches Handworterbuch uber das alte Testament, 2–te Aufl, Lpz., 1868, Bd. I, SS. 655–656.

475

Gesenius. Tesaur. [241 Lipsiae 1839, T. II, p. 738.

476

Gesenius. Handw. [24], bearbeit. von F. Muhlau and W. Volck mit Beitragen von D. H. Muller, 11–te Aufl., Lpz., 1890, S. 418.

477

Впрочем, это наша догадка. У Горяева ([6], стр. 394) «хальва» и «гальва» сближаются с тюркск. палва и арабcк. haPvijat, сласти.

478

Иннокентий, ?рх. Херс. развивает даже ту мысль, что тварь является и помимо человека, своего представителя, лицом, вступившим в завет с Богом, так что и у животных, по его убеждению, есть религия. (Иннокентий, лекц. первая о религии вообще [125], стр. 9–12). Того же убеждения держится и известный своими апологетическими и религиозно–историческими трудами проф. С. С. Глаголев; эти свои воззрения он неоднократно высказывал мне во время наших бесед.

479

На это тождество обратил мое внимание С. С. Глаголев.

480

В Писании религия «называется заветом, законом, служением Богу, путем Иеговы, или просто путем» (Иннок. [476], стр. 4). Вот почему вовсе не неожиданным должно призвать учение святых отцов о том, что верховная цель религии спасение, — а спасение состоит в обожении, — есть удел не человека только, но и всей твари. Так, Дионисий Ареопагит говорит о фактическом обожении природы в доступной для нее мере (О бож. имен. 9 5, — Mi gr, T. 3, col. 912d; id. 12 3 — col. 912d; id. 12 3 — col. 972a; id. 2 7 — col. 645a. — Цит. по работе: И. В. Попов. Идея обожения в древне–восточной Церкви, М., 1907, стр. 83, прим. = «Вопр. филос. и психол.», 1909). А св. Максим Исповедник пошел дальше. Он распространил идеал обожения человека на всю природу. Через Христа сначала обожается человек, а чрез человека будет обожена и вся природа (цит. оттуда же). — Среди русских религиозных мыслителей нового времени, особенно живо чувствовавших эту космическую сторону христианства, должно указать, кроме упомянутого уже ???. Иннокентия и С. С. Глаголева, — Еписк. Порфирия Успенского [57], Вл. Соловьева [4], С. Н. Булгакова,

Скачать:TXTPDF

Столп и утверждение истины Флоренский читать, Столп и утверждение истины Флоренский читать бесплатно, Столп и утверждение истины Флоренский читать онлайн