с–е.
450
[371]
451
Мефодий Олимпийский. Mi. gr., T. 18, col. 264a, ср. id. col. 506a) — Ср.: «Если душа твоя страстно прилепляется к красивым телам и подвергается потом тиранству страстных помыслов, рождающихся от сего: не предполагай, что они?то и суть причина происходящей в тебе бури помыслов и страстного движения; но знай, что причина сего сокрыта внутри души твоей, которая, как камень некий магнит–железо, привлекает к себе вред от лиц, в силу предрасположения к тому и злой страстной привычки. Творения же Божий все добры зело по слову Самого Бога, и ничего не имеют такого, что давало бы основание к похулению создания Божия» (Никита Стифат. 1–ая сотн., 50. [264], стр. 95.
452
Амвросий Медиоланский. О девственницах I, VIII, 40 (Mi lat. pr. T. 16, col. 200. — Рус. пер. 1, VII, 40).
453
[En. Феодор (Поздеевский), рек. M. Дух. Ак.]. Из чтений по пастырск. богосл. (Аскетика). Серг. Пос, 1911, стр. 21.
454
Ср.: Ф. Симон. Психология Ап. Павла, пер. с нем. Еп. Георгия, М., 1907, А I, стр. 1–5 и дал. — П. С. Страхов. Атомы жизни («Бог. Вест.», 1912, янв., стр. 1–25). Тут дается интересн., хотя и мало вероятн., перев. и коммент. 1 Кор 15:51–52: «Вси бо не успнем, вси же изменимся ?? ?????, во мгновение ока». Слово ??????? Страхов считает за термин философск., за «атом», так что речение ?? ?????, — обычно переводимое чрез «вскоре», по нему, — «вводит нас в глубины самого субстрата всего сущего, в глубины… материи». Вся материя наших тел изменится при воскресении до атома. — О том, что спасение есть спасение не души только, а всего человека, с его телом, и на существенном значении для человеческой жизни тела его останавливается особ, настойчиво и твердо В. [И.] Несмелов. Наука о человеке, изд. 2–е, Т. 2, Казань, 1906.
455
Як. Тарновский. Образование главных суффиксов («Фил. Зап.», г. 45–й, вып. VI, 1909 г., стр. 4–5): «переход «т» в «ц» в бело–русск. говоре и в польск. языке дает нам нек. основание сближать слова «тело» (по белорусск. — цело) с прилагат. «целый», тем более потому, что под телом человеческим разумеется нечто сгрого законченное, правильно организованное и не подлежащее делению (individuum); с таким взглядом вполне согласуется значение латинского слова «corpus»».
456
Ал. Ст. Хомяков. Сравнение русских слов с санскритскими (Полн. собр. соч., Т. 5, изд. 4–е, М. 1904 г., стр. 582 = id., изд. 3, 1900 г., стр. 582).
457
Prellwitz [12]. Curtis [12]. — Е. Аквилонов. Новозаветное учение о Церкви, СПб., 1896, стр. 25.
458
Лосский. Обосн. инт. [86], 2–е изд. СПб., 1908 г., III 2., стр. 77–78. — Т. Липпс. Самосознание, СПб., 1903 — Руд. Штейнер. ???????? [28]. — Г. Риккерт. Введение в трансцендентальную философию. 1904. — Фихте. Назн. чел., СПб., 1905.
459
(См. главу XXVIII.) — Соотношение трех начал чел–го тела, имеющих центры свои в трех частях его, животе, груди и голове, схематически м. б. представлено как взаимное проникновение этих трех систем, но с наибольшею напряженностью деятельности, в соответств. части тела.
460
Папюс. — Филос. оккульт. [376]. — В древности учение о трех–составности челов. тела в связи с трехсоставностью души считалось определенно решенным: достаточно напомнить хотя бы учения Платона, Аристотеля и др. Но это же решение содержалось и впоследствии. Так в рукописном сборнике «Большой Панфект» или «Куварас», принадлежащем Афоно–Иверскому монастырю, Еп. Порфирием Успенским найдены были в 1845–м году неизвестные фигурные стихотворения Феокрита и при одном из них, «Свирели», любопытное изъяснение, принадлежащее хартофилаксу первой Иустинианы всей Болгарии господину Иоанну Педиасиму, жившему в XlV–м веке, следующее любопытное указание на устойчивость этого древнего учения: «??????? ?? ?????, ?? ???????? ??? ?????????? ??? ?????, ???? ?? ?????, ????? ??? ?????????, ????? ????????? ????? ?????????? ? ????? ????????????? ????????? ???? ??? ??????? ??? ??????????, ?????? ?? ??? ??????????, ???? ?? ??? ???????????? ???? ?? — ????? ? ??????, ??? ??? ?????????? — ?? ??? ????????? ??? ??? ????? ????, ???’ ?????? ??? ???????· ??? ?? ??? ??? ?????? ????? ??? ??????? ????. — Достоит знать, что природа устроила три главнейшие телесные вместилища трисоставной души, т. е. ее ума, чувства и хотения: череп для ума, сердце для чувства и печень для хотения. Начало же… их — сердце» (Еп. Порфирий Успенский. Восток христианский. Афон. Первое путешествие в Афонские монастыри и скиты. Часть 1, отд. 2–е, Киев, 1877. гл. XVII, стр. 230–231).
461
[28].
462
[П. Д. Юркевич]. Сердце и его значение в духовной жизни человека по учению Слова Божия («Труды Киевск. Дух. Ак.», г. 1–й, 1860, кн. 1), стр. 63.
463
Неологизм, предложенный Шеллингом.
464
Юркевич [460], стр. 70. — Ср.: Ф. Симон [452], В. I, стр. 22–24. Что сердцу приписывается такая важная роль во внутренней жизни, — что все функции душевнодуховной жизни перенесены сюда, — это не есть произвол слово–выражения, но есть результат естественно выросшей психологии построенной на наблюдении» (Симон, id, стр. 24–25, а далее — разъяснение этого тезиса). — «Духовное чувство или чувствилище находится в сердце» (о. Иоанн Кронш. [45], кн. III, стр. 773). По учению Каббалы человеческое существо трех–составно. Тело, форма или эфирный двойник и принцип жизни — вот первое начало, с его подразделениями, носящее название нефеш. Душа, седалище воли, основа человеческой личности, это начало, именуемое руах, второе. Наконец, третье начало, дух, носит название нешама (Папюс. Каббала, наука о Боге, Вселенной и Человеке перев. с французского A. B. Трояновского, под редакцией Н. А. Переферковича. СПб., 1910. Гл. VIII, стр. 158). Как сказано, человеческую личность образует собственно орган воли, руах. «Его седалище — сердце, которое, следовательно, составляет корень жизни, это царь (мелек — ???), центральная точка соединения мозга с печенью… Каббала говорит: в слове ??? (Царь) сердце — «это как бы центральная точка между мозгом и печенью», что должно объясняться мистическим значением букв. Мозг ??? изображается первой буквой ???. Печень ??? его последней буквой и, наконец, сердце ?? буквой ?, находящейся в средине» (id., гл. VIII, II, стр. 178).
465
Юркевич [4б0], стр. 72.
466
id.
467
Горяев [6], стр. 317 — Miklosich [8], SS. 292293. — Срезневский [285], III, столб. 338–339: «середа» и др.
468
Даль [7] Т. 4, столб. 130–131, 129–130.
469
id.
470
[376] теософы, К. дю Прель [350] и т. п.
471
Из трудов, посвящ. рассмотр. plexus Solaris офиц. науки, назовем: Maxime Laignel?Lavastine. Recherches sur le Plexus solaire, Paris, 1908, III+430 pp. — полная сводка различи, опыта, данных и теоретических соображений о plex. sol, представленных со сторон официальной науки. Гл. V (pp. 407–428) содержит обильн. библиогр. вопроса, причем отдельно даны библ. указания по анатомии, физиологии и патологии солнечного сплетения. — На русск. яз. мне известна только диссерт.: Блох. Физиология plexus caeliaci, M., 1910. Тут тоже имеются некот. Литер, указ. — Что же касается до гораздо более интересн., хотя порою и фантастических, взглядов на plex. sol. науки мистической, то множество отдельн. замечаний читатель найдет в трудах дю Преля и др. (библиограф. указатель их см. в: Kiesewetter. Gesch. d. neueren Occultismus, 2–te Aufl. besorgt von R. Blum., Lpz., 1909. SS. 844 ff.), особ. [350], теософов, оккультистов и т. д. (русск. библиогр., хотя и не полно содержится в: И. К. Антошевский. Библиография оккультизма, 1910; есть 2–е доп. изд. — Лидбитер. Астральный план, пер. с фр. А. В. Трояновского, СПб., стр. 159–175. — Иностранная лит.: Папюс. Первоначальные сведения по оккультизму, изд. Г. И. Пожарова и Л. И. Докмана, СПб., 1904, пер. с 5–го франц., стр. 296–304. — В новом, 3–м, изд. библиограф, выпущена. Та и другая (указатель указателей]: Эрн. Радлов. Сочинения о магии.
472
Gesenius. [24]. — Handw., 12–te Aufl., SS. 377a und XI, An. — Слово ??? (Ез 16:30), обычно объясняется как побочная форма от ??, — б. м. просто ошибка переписчика.
473
До какой степени тут мало определенности, видно хотя бы из рассмотрения словаря одного автора. Так, v??? у Гезения [24] в 3–м изд. Словаря, 1828 года, оставлено без объяснения; в Tesaur., 1839–го года, объяснено чрез «pinguis fuit», во 2–м латинск. изд., обработанном Гофманном, объяснено чрез «cavus fuit»; в 7–м изд. 1868–го г., обработанном Дитрихом, этот корень связывается с понятиями «verbinden», «sich winden», «convolutus» и т. д.; в 11–м изд. 1890–го г., обработанном Мюлгау, Фольком и Мюллером, за основное значение признается «haften an etwas», «sich fess Anlegen», а 12–м, 1895 г., обработанном Социном, Циммерном и Булем, опять оставлено без объяснения.
474
Jul. Furst. Hebraisches und Chaldaisches Handworterbuch uber das alte Testament, 2–te Aufl, Lpz., 1868, Bd. I, SS. 655–656.
475
Gesenius. Tesaur. [241 Lipsiae 1839, T. II, p. 738.
476
Gesenius. Handw. [24], bearbeit. von F. Muhlau and W. Volck mit Beitragen von D. H. Muller, 11–te Aufl., Lpz., 1890, S. 418.
477
Впрочем, это наша догадка. У Горяева ([6], стр. 394) «хальва» и «гальва» сближаются с тюркск. палва и арабcк. haPvijat, сласти.
478
Иннокентий, ?рх. Херс. развивает даже ту мысль, что тварь является и помимо человека, своего представителя, лицом, вступившим в завет с Богом, так что и у животных, по его убеждению, есть религия. (Иннокентий, лекц. первая о религии вообще [125], стр. 9–12). Того же убеждения держится и известный своими апологетическими и религиозно–историческими трудами проф. С. С. Глаголев; эти свои воззрения он неоднократно высказывал мне во время наших бесед.
479
На это тождество обратил мое внимание С. С. Глаголев.
480
В Писании религия «называется заветом, законом, служением Богу, путем Иеговы, или просто путем» (Иннок. [476], стр. 4). Вот почему вовсе не неожиданным должно призвать учение святых отцов о том, что верховная цель религии спасение, — а спасение состоит в обожении, — есть удел не человека только, но и всей твари. Так, Дионисий Ареопагит говорит о фактическом обожении природы в доступной для нее мере (О бож. имен. 9 5, — Mi gr, T. 3, col. 912d; id. 12 3 — col. 912d; id. 12 3 — col. 972a; id. 2 7 — col. 645a. — Цит. по работе: И. В. Попов. Идея обожения в древне–восточной Церкви, М., 1907, стр. 83, прим. = «Вопр. филос. и психол.», 1909). А св. Максим Исповедник пошел дальше. Он распространил идеал обожения человека на всю природу. Через Христа сначала обожается человек, а чрез человека будет обожена и вся природа (цит. оттуда же). — Среди русских религиозных мыслителей нового времени, особенно живо чувствовавших эту космическую сторону христианства, должно указать, кроме упомянутого уже ???. Иннокентия и С. С. Глаголева, — Еписк. Порфирия Успенского [57], Вл. Соловьева [4], С. Н. Булгакова,