Скачать:TXTPDF
Столп и утверждение истины

= «Хр. Чт.», 1909 г.). Тут же изобильн. библ. — М. В. Лодыженский. Сверхсознание. [28]. — Его же. Свет незримый. Из области высшей мистики, СПб., 1912.

519

Ин 8:23, 17:16, 18:36 и др.

520

Мол. утр. 7–ая, песнь полун.

521

Об обожении: И. В. Попов. Идея обожения в древневосточной церкви, М., 1909 («Bon. ?. и пс.»). — Его же. Религиозный идеал св. Афанасия Алекс, Серг. Пос, 1904 (= «Бог. В»). — Его же. Мистическое оправдание аскетизма в творениях преп. Макария Египетского, Серг. Пос, 1805 (= id). — С. Зарин. Аскетизм по православно–христианскому учению, Т. 12. См. также у Смирнова. [532]

522

Вот нагл. пример церковного ощущения тела. Когда на Ник. соб. в 325 г. была сделана, — вероятнее всего, еп. Осиею Кордубс, — попытка сделать обязательным для всех клириков воздержание от своих жен, то по–видимому многие склонялись в пользу так. предложения. «Но против него высказался человек, который и как исповедник и как подвижник, пользовался высоким уважением. Это был Пафнутий, еп. из верхней Фиваиды. Его голос имел тем больше веса, что, сам строгий девственник, Пафнутий свободен был от всяких подозрений, что он руководится какими?нибудь эгоистическими мотивами. Он высказался в том смысле, что апостол и брак называет «честным» (Евр. 13:4), что след. нет побуждений требовать от всех безбрачия, возложив на всех то иго, которое с честью могут нести только немногие, можно привести вм. пользы только вред Церкви, подвергнув опасным искуш., если не самих священ, лиц, то жен их. Мнение Пафнутия восторжествовало, и по прежнему, свободному усмотрению поставляемых предоставлен был выбор между брачной и безбрачной жизнью (Soz. I 23)» (Болотов. Лекции [24°], Т. 3. СПб., 1912, стр. 142–143).

523

Григорий Нисский. О душевном покое. — Mi gr., col. 1049C.

524

Макарий Великий. Бес. 44 9. — Mi gr., T. 34, col. 785b, ср. Бес. 49 3, id. col.818d).

525

Симеон Новый Богослов. Сл. 27. Mi gr., T. col. 452d. Ср. id. 451–54, прим. 13: ???????? ??? ??????? ??????????? ???? ?????????. Подробнее на тему прим. [521–523] см. Зарин [519], стр. 58.

526

Правила св. Апостол, св. Соборов, всел. и пом., и св. отец с толкованиями, изд. Моск. О–ва Люб. Дух. Пр., М., 1877, стр. 7, 95.

527

id., стр. 1005.

528

id. Время Гангрского собора точно не определено и полагается между 340–370 гг.

529

id.

530

Фалассий [52]. Полную противоположность этой Восточной мистике личности представляет Западная мистика вещности: «Dass du nicht Menschen liebst, das thust du recht und wohl, Die Menschenheit ist’s, die man im Menschen lieben soll» (Angelus Silesius [349] 1,163, S. 27).

531

Иоанн и Варсонуфий, Преп. Серафим, eп. Игнатий Брянч.

532

Вехи. Сб. статей о русской интеллигенции. М., 1910, изд. 5–е и более новое изд. Около «Вех» выросла целая лит., указат. кот. при–лож. к поздн. изд. этой книги. — H. M. Соколов. Русские святые и русск. интеллигенция. Опыт сравн. хар., СПб. 1907.

533

Старец Киево–Печ. Лавры, иеросхим. Парфений, — один из тех избранников Пречистой, которые с детства благоухают горнею свежестью, ангел во плоти, даже в самых юных летах не изведавший борьбы с плотию и никогда не запятнавший сердца своего ниже приражениями греховными («Сказание о жизни и подвигах старца Киево–Печ. Лавры Иеросхим. Парфения», Киев, 1898, стр. 13, 19), — этот преизряднейший чтитель Приснодевы очень много искал узнать, в чем сущность схимы. И вот, однажды пред иконою Ее, всегда бывшею в келий его, молясь, да поведает ему Владычица, что есть принятое им на себя схимничество, он услышал от Нее глас: «Схимничество естьпосвятить себя на молитву за весь мир» (id., стр. 27). Иер. Парфений род. 24–го авг. 1790 г. в селе Симонове, Тульск. г., а почил в Вел. Пятницу 1855 г.

534

С. [И.] Смирнов. Духовный отец в древней Восточной Церкви, Ч. 1 (пер. вселенск. соб.), Серг. Пос 1906 (= «Бог. В.»). Кожевников [516], тут же лит. — Holl. Enthusiasmus. Lpz., 1898.

535

Повечер. четвертка перв. седм. Великого Поста, пес. 2, троп. 3. Или, вот в каких нежных тонах говорит о теле Тертуллиан: «Душа не может остаться проституткою, чтобы жених принял ее нагою. Она имеет свою одежду, свое украшение и своего раба — плоть. Плоть есть истинная невеста… И никто так не близок к тебе, душа, как она. Ее ты должен любить больше всего после Бога» (Тер–туллиан. О воскресении плоти, 63).

536

В чине погребения особенно характерно сплетения двух мотивов: плач о растленной красоте в человеке и радость о восстановленной красоте в Богоматери. В древности эти переживания сплетались еще теснее. О древне–христианском переживании смерти см.; В. Ф. Эрн. Письма о христианском Риме, Пись. 3–е («Бог. В.», 1913, янв.). — Г. Буа–сье. Катакомбы, М, («Рел. — Общ. библ.», сер. III). — А. фон Фрикен. Римские катакомбы и памятники первонач. христ. иск., М, Ч. 1,1872 г., Ч. 2, 1877 г. — С. Н. Булгаков. Два града, М, 1911, ТТ. 1 и 2, статьи о перво–христианстве. — Идея воскресения и святости тела особ, живо чувствуется из древн. пис. у св. Иринея Лион., а из новых — у ?. ?. Федорова.

537

???.[109]?.216.

538

id., ?. 211.

539

«Не можно никому изобразить, — описывает жизнеописатель Петра В. впечатление от указа о брадобритии, — того великого смущения, каковое произвел в сердцах россиян такой его величества указ». «Велят нам бороды брити, — говорили россияне святит. Дмитрию Рост., — а мы готовы главы наши за брады наши положити, пусть лучше отсекут наши главы, нежели бреются наши брады». Известны многочисленные бунты из?за бороды; но и суровые наказания со стороны правительства (так, в астрах, бунте было казнено 365 чел. и много сослано в Сибирь) не устрашали защитников священного благообразия. А какое значение придавалось бороде в почитании святых, это видно из особливо больших бород свв. подвижников и из пост, указаний в иконописи, подлинниках на особенности бороды того или иного святого. Особ, характерна борода у отшельников и аскетов. (П. Смирнов. Брадобритие «Прав. Энц.» [241], 1901 г., Т. 2, ст. 1005–1022. — Тут же, на ст. 1011–1022 лит. вопроса и др. поучит, сведения. Чрезвычайно интересные подр. см. в: Ф. Буслаев. Исторические очерки–рус. нар. словесности и искус, СПб., 1821, Т., X., стр. 216–232: «Древне–русская борода»). — Сила сопротивления Петровскому брадобритию со стороны правосл. Руси весьма выразительно измеряется значительной ежегодной пошлиною на бороду, наложенный Петром I, а именно по 60 р. на всех придворных, городских жителей и подьячих; по 100 р. на купцов и торговцев; по 60 р. на мещан, боярских слуг, ямщиков почтового ведомства и на церковно–служителей, исключая попов и дьяконов; по 30 р. на Московск. жителей всех сословий; а по 2 деньги на всякого мужчину при проезде в город или из города чрез заставу. («Поли. собр. зак.», ук. 16 генв. 1705 г.). Любопытным ве–щественым памятником этой непосильной для народа борьбы за бороду остались «бородовые значки», т. е. серебряные или медные жетоны под назв. «бородовая», кот. выдавались плательщикам пошлины за бороду; эти значки нужно было носить при себе. Крайняя редкость таких серебряных значков наглядно доказывает, что не многим было под силу уплачивать бородовую пошлину. «Значек сего рода в моем собрании величиною с двугривенник серебрянный (20 коп.); на лицевой стороне изображен русской орел и… (1705). г., а на обороте — нижняя часть лица; нос и рот с усами и бородою, и надпись: деньги взяты. Медные значки были двух родов; одни похожи на серебряные и есть такие, на кот. русский орел переклеймен; они вероятно служили на 2–й раз; другие четвероугольные, величиною и весом в рубль. На них простая надпись на одной стороне с бороды пошлина взята, а на ободке слова: борода лишняя тягота» (Барон Станислав де Шодуар Обозрение русских денег, пер. с ??. ?. ?., СПб., 1837, Ч. I, гл. VI, стр. 169–170. — Еще о том же: Авг. Шлецер. История о монетах, деньгах и горном деле Рос. Гос., с 1700—1784, Геттинген, 1791, стр. 67, 78. — Чулков. Историческое описание российской коммерции, М, 1781,1, стр. 698. — Чулков описывает еще один вид бородового значка, но Шодуар сомневается в существовании такового). — Изображения бородовых значков можно видеть в упом. соч. Шодуара(Ч. II «Собр. изображ., СПб., 1887, доска 22, рис. 5 и 6; доска 23, рис. 1, объясн. к ним на стр. 12) и в: Н. В. Мигунов. Редкие русские монеты с 1699 до 1912 г., 4–е изд., М. 1912, стр. 80, бород, знак, изображен, здесь, интересен тем, что он — с погасительной контрамаркой. — Пошлина за бороду — это, т. ск., мера сопротивления среднего человека. Но известно, как решительно и непреклонно защищали бороду, а с нею — и идею священности тела, от разрушения этой идеи западным, интеллигентско–скопческим нигилизмом многие отдельные лица и отд. течения древней Руси. О неслучайности всей этой борьбы проговаривается философ, весьма родной по духу интеллигенции и сильно воздействовавший на типичнейшего западника, Ив. С. Тургенева, — Арт. Шопенгауэр, с его отвращением от религии и брезгливым оплеванйем тела. «Борода, как полумаска, должна бы не допускаться полицией, — брюзжит он против естества челов–го. — К тому же она, как знак пола на лице, непристойна, почему и нравится женщинам…» (Арт. Шопенгауэр. Отдельные, но системат. распр. мысли о разн рода предм., XIX: к метафизике прекрасного и эстетике, § 233, прим. 1 «Собр. соч.» в пер. и под ред. Ю. И. Айхенвальда, вып. XIV, стр. 766). — Да! Чуть ли ни все свв. мужи, большинство великих людей, миллионы честных исполнителей воли Божией носили бороду, видели в ней признак доблести, считали предосудительным снимать ее; мало того, многие из них деятельно боролись за право ее ношения, — упомянем хотя бы наших славянофилов (А. С. Хомяков. Поли. собр. соч., Т. 8: Письма, M 1904, Пись. 15–е, к А. Н. Попову, стр. 191; Письмо 2–е к гр. А. Д. Блудо–вой, стр. 375), — и вот, далеко не безупречной нравственности интеллигенту угодно было в своем гнушении полом, против которого он сам же погрешал, дойти до открытия, что борода непристойна, и потребовать вмешательства полиции, — этого опять?таки всецело интеллигентского по духу учреждения, — для борьбы с бородою!

540

Тертуллиан, — правда в произведениях монтанист. периода, — высказывает весьма своеобразные соображение о теле, как образе Божи–ем. По мнению этого писателя, не Спаситель принял образ бытия человеческого, а человек был предобразован Творцом по образу имеющего явиться на земле Сына Божия. Образ Божий есть образ Христов, который был дарован человеку еще за много лет

Скачать:TXTPDF

Столп и утверждение истины Флоренский читать, Столп и утверждение истины Флоренский читать бесплатно, Столп и утверждение истины Флоренский читать онлайн