Скачать:TXTPDF
Столп и утверждение истины

y en a) sont des positions; les collections, les grandeurs particuliers, les evenements ont des positions» (id., p. 242).

580

Др. слов., «время» так же относится ко «Времени», как вообще Канторовский «тип порядка Ordnungstypus» к «множеству», «время» — это и есть тип порядка Времени. — О типах порядка. [44,855,856].

581

Ориген. О началах. III, 5 3, (Mi gr., T. 11, col. 327 и др.)

582

[350].

583

Григорий Богослов. Слово 4–е, о мире (рус. пер., Т. 4, стр. 229).

584

id., стр. 230.

585

Климент Александрийский. Увещание к Эллинам, 1. Пер. Корсунского, стр. 64.

586

Потоп; гибель Содома и Гоморры; гибель Атлантиды; события на Мартинике и в Мексике и т. д. — вот несколько примеров того, как Земля стряхивает с себя богохульников и богопротивников.

587

Эти и соприкосновенные вопросы подробно рассмотрены в рукописной работе: П. Флоренский. Идея Церкви, 1906, особ. гл. 5–я, § III. См. отчасти Sohm. Kirchenrecht, Bd. I, Erst. Kap., § 4, SS. 36–38. — Руд. Зом. Церковный строй в первые века христианства, пер. А. Петровского и П. Флоренского, стр. 64–66. — Смирнов. Дух, от. [532], особ, стр. 165–171. В. [?.] Троицкий. — Очерк из истории догмата о Церкви, Серг. Пос, 1912, см. в указ. «власть ключей», «харизматики» и т. п. С известными ограничениями этот взгляд характерен для Восточной Церкви, тогда как юридическое понимание исповеди возникло на Западе и только там получило свою полную силу. Особенно определенно высказывает этот взгляд на исповедь Симеон Нового Богослова.

588

Письма Вл. С. Соловьева [571], Т. 2 = «Вест. Евр.», 1908 г., кн. 1, стр. 212.

589

Рукопись эта не датирована, но она имеет водяной знак 1812–го г., а по наблюдению исследователя рукописей ?. ?. Сперанского, водяные знаки на бумаге «обыкновенно довольно точно совпадают с действительным годом написания, отставая только на год или на два» (А. В. Ельчанинов. Мистицизм М. М. Сперанского, «Бог. Вест» 1906, № 1, стр. 99).

590

Вот одобрительные отзывы о мистике ?. M Сперанского: «Он изображает дело духовной жизни и очень здраво». (Еп. Феофан Письма о духовной жизни, изд. 4–е, М., 1903, стр. 7–8, 10). «Он был человек, развивший в себе полную христианскую жизнь» (id., стр. 10) и т. п. Но т. к. они основываются на десяти письмах Сперанского, помещен, в «Рус. ?рх.» за 1870–й г., то таковую оценку нельзя не признать поспешной и недостаточно обоснованной (Ельчанинов [587], стр. 109–110).

591

Оборотом «от создания» передается в указ. месте речение «??? ?????????». В слов. пер. стоит «от сложения», в нем. Лютера — «Von Anbeginn», в англ. «from the fondation», в итал. «dalla fundazione», в франц. Остервальда «des la creation», в лат. Безы мы находим своеобразн. передачу: «a jacto mundi fundamento». Слово ????????, действит., объясняется чрез синонимы: «?? ??????????? ????????? ??????? (??? ??????) ????????? ??????? ???? ????????» и т. гк ??— или ??? ????????? значит «??? ??????????, ??? ????????, ?? ?????, ??? ???? ?????» (??????? ??? ????????? ??????? ???????? ??? ??? ????????? ?. ??? ?????????, ??????? ?? — — ??? ??????? ????????, ?? ???????, 1852, ?. 666). Но, вопреки этому согласию переводчиков, Ориген утверждает, что слово «constitutio», т. е. «сложение» или «создание», которым уже в его время обозначался акт устроения этого мира, есть неудачный перевод греческ. ????????. По мнен. Оригена, ???????? должно было бы перевести скорее словом «низвержение» или «свержение вниз», чем «сложение» или «создание», — т. к. словом ????????, по–видим., указывается низвержение всех вообще существ из высшего состояния в низшее: «per ?????????, a superioribus ad inferiora videtur judicari, deductio…» (Ориген. О началах III, 5 4, — Mi gr., T. 11, col. 329, 328), и: «????????, quod Latine inproprie translatum constilu?tionem mundi dixerunt; ???????? vero in graeco magis dejicere significat, id est deorsum jacere…» (id., col. 328). Такой перевод был бы во всяк! случ. точным этимологическим эквивалентом ????–?????, т. е. «сверху вниз бросаю».

592

Попытку дать худож. — рел. синтез этих идей о Царстве Бож., как пред–существ, миру за–предельн. реальности, представляет пасхальн слово: П. Флоренский. Начальник жизни, Серг. Пос, 1907 (= «Христианин», 1907, № 4). Отчасти сюда же: А. Бухарев. Исследование о достоинстве, целости и происхождении 3–й кн. Ездры, М, 1864.

593

Для ориентировки в различных пониманиях Евангельск «Царства Божия» см.: [31], [Н. Г. Городенский]. Новозаветное учение о Царстве Божием в новейшей богосл. лит. Западн. («Чт. в Об люб дух пр.», г. 31, 1894, 2, стр. 747–814). — Прот. П. Я. Светлов. Идея Царства Божия в ее значении для христ. миросозерцания, Свято–Тр. Серг Лавра, 1906. — M. M. Тареев. Основы хр—ва, Серг. Пос, 1908, Т. 2. — Schmoller. Die Lehre von Reiche Gottes in den Schriften Neues Testaments, 1891. — Weiss. Die Predigt Jesu vom Reiche Gottes, 1892. — Issel. Die Lehre von Reiche Gottes im Neuen Test., 1891.__J. Bovon

Theologie du Nouveau Testament, Lausanne, 1893—1894. — Bern Weiss Lehrbuch d. Bibl. Theol. des Neuen Test., Berlin, 1868. — J. Holtzmann Lerbuch der neutest. Theol., Freiburg i/B u. Lpz., 1897. — G. B. Stevens The Theology of The New Test., Edinburgh, 1901. — J. M. King. The Theologie of Christ’s Teaching, London, 1902. — По вопросу об иудейской апокалиптике: Прот. Ал. Смирнов. Мессианск. ожидания и верования иудеев около времен И. X., Казань, 1889. — Кн. С. Н. Трубецкой. Учение о Логосе, T. J, М, 1900 (= «Собр. соч.», Т. 4). — Н. [Н.] Глубоковский. Благовестие св. Ап. Павла, кн. 1–я, СПб., 1905, тракт. 2–й. — Тареев. id. — С. Н. Булгаков. Апокалиптика и социализм, «Два града», Т. 2, [367] (= «Рус. М». 1910, кн. 6–7). — F. Weber. Judische Theologie auf Grund d. talmud und verwandter Schriften… her. von Fr. Delitzsch u. Schnedermann 2–te Aufl., Lpz., 1897.

594

Учн. 10 5. Funk[135], S.6.

595

id., S. XX. — Ср.: И. Попов. Конспект лекций по патрологии 1911—12 г, М, стр. 13.

596

2–е Посл. Климента к Кор. 14. — Funk, id., SS. 75–76.

597

Th. Zahn. Der Hirt der Hermas, Gotha, 1868. Друг. иссл. этот памяти, относится к 140–му г. Ср. Funk, id., S. XXXU. — Попов [* ], стр. 19–20.

598

Ерм. Пастырь., Под. IX, 1 1. Funk, S. 211.

599

id. Вид. Ill, 10 3–5, S. 158–159.

600

id., Вид. II, 4 1, S. 149.

601

id. Вид. I, 1 6, S. 144.

602

id. Вид. Ill, 3 3, S. 125. — О понятиях «церкви мистич.» и «церк. историч.» и о неосновательности разделения той и другой у протестантов и у людей «нов. религ. созн.» см. Эрн. Историч. церковь [16], стр. 321–328. — Утверждение (и даже чрезмерное католиче–ствующее) момента видимости в Церкви на основали сир. слова ???? ‘edta (этта, ‘edta), соотв. евр. ??? эда, кот. вероятно употребил Спаситель, см.: В. В. Болотов. Лек. [24?], ?, Введение в церк. ист, СПб, 1907, 12, стр. 10–13.

603

1–е прав. 6–го всел. соб. (или, точнее, помести, ибо по свидет. Аристина, ни 5–й, ни 6–и соб. не издали правил) очень точно указывает, что осуждению подверглись лица «??????? ????? кш ????? ???? ????????? ??? ?????????? ?????????????? ???? ??? ??? ??????????? ?? ??? ??????????» или, по славян, перев, «прехожденья и превращения некоторых тел и душ паки нам представивших на позор, в сонных мечтаниях блуждающего ума» («Прав.» [524], стр. 439). Иными слов, тут осуждается не учение о сверх–временной природе человеческой личности, а о метемпсихозе и метемсоматозе. Эта осужденная идея о предбытии души во времени несомненно вне–христианского происхождения и наиболее ярко выражена в Индии. В. Милославский. Древнее языческое учение о странствованиях и переселениях душ, Казань, 1873. — В. А. Кожевников. Повести о перевопл. Готам6 Будды, «Бог, В.», 1912, нояб. и дек, — необ. по эр. и проникн. глава из исс. «Буддизм в ср. с хр—вом», ч. 2. — Еще: F. Laudowicz. Wesen u. Urspr. d. Lehre von d. Praexistenz d. Seele… in. d. griech. Philos. Berlin. — Его же. De doctrinis ad animarum praexistentiam… speetantibus, Lipsiae, 1898. — В обеих книгах указ. лит. напротив слова автора Кн. Прем. Солом.: «Я был отрок даровитый и душу получил добрую; притом, будучи добрым, я вошел и в тело чистое» (Прем. Сол. 81:19, 20), несомненно, утверждают учение о предсуществовании души. В каком смысле? См. Н. Н. Глубоковский [591], Тр. III 2, стр. 478 слл, тут же лит.

604

Поэтому?то иудейское богословие говорило о высших духовных ценностях как о предсуществующих миру или даже как о вечных. «Шесть вещей предшествуют миротворению; среди них находятся такие, которые действительно были сотворены, и такие, о которых было решено до творения; Тора и Престол господства — действительно сотворены» (Берешит Рабба, 1. — Weber [595], S. 16). (Заметим кстати, что эта идея о предсуществовании Престола господства как?то отразилась и на христианской иконографии, создав здесь весьма распространенный, но и не менее загадочный сюжет «уготование престола», входящий, между проч. в состав софийной композиции. См. стр. 374). В др. талмудистских трактатах, а именно в Песахим 54, в Недарим 39, в Ялкут Шимеони и в Берешит Рабба 20, таких вещей поименовывается число более круглое, а именно семь: Тора, Покаяние, Сад Эдемский, Геенна, Престол господства, Святилище и Мессия. При этом, по Береш. Рабба, Тора и Престол Господний признаются действительно сотворенными прежде времени, а Отцы, т. е. праотцы, — Израиль, Святилище и Имя Мессии — предсуществующими миру в мысли Божией (Weber, S. 198). Предсуществующими признаются в иных местах также и души (id, SS. 212, 225). — Наиболее значительным и влиятельным среди этих учений представляется учение о предсуществовании Торы, довольно близко подходящее к учению о Премирной Премудрости Божией. Тора есть отображение Существа Божия, существует вечно и называется, напр, в Вайикра Рабба 20, «дщерью Божией» (подроби. — Weber, SS. 14–18); она — закон не только мира, но и Божественного существования, так что Бог Себя Самого создает посредств. Торы (id, S. 17). Посредством нее создан мир, и в ней —план его творения, так что цель мира — осуществить этот план. В связи с этой онтологией стоит самый решительный онтологический сионо–центризм иудейского богословия. Святое место рассматривается здесь как центральный и исходный для творения пункт, в отношении к которому все остальное лежит на онтологической периферии. По Иома 54 мир сотворен из Сиона; Сион — центр творения, а Храм называется в Песикта 25 сердцем мира. Земля Израильская — первая земля, которая была сотворена, и объединяет в себе все, что порознь содержится в остальном творении, говорится в Сифрэ 76, и т. д. Точно

Скачать:TXTPDF

Столп и утверждение истины Флоренский читать, Столп и утверждение истины Флоренский читать бесплатно, Столп и утверждение истины Флоренский читать онлайн