Скачать:TXTPDF
Столп и утверждение истины

(Феот. — Сл. 37, ??. 235–236, 238–239); Сл. 57, стр. 294 (Феот. —Сл. 57, ?. 77).

631

id, Сл. 68. стр. 347 (Феот. — Сл. 2, ??. 12–13).

632

Напечатанное курсивом представляет наименования различных явленных икон Божией Матери. Прочие же величания Ее взяты из церковных песнопений. — Иконы Б. М. описаны во мног. труд. Назовем нек. из них, заимствуя часть указаний из статьи: Сергий, Архиеп. Владимирский. Русская лит. об иконах Пресв. Богородицы («Странник», 1900 г, июнь–июль). — Архим. Иоанникий Голятовский. Новое небо, с новыми звездами сотворенное, т. е. преблагословен. Дева Богородица с чудесами своими. Издавалась многократно, — в 1662, 1667, 1699 гг. — Гр. Свешников. Описание явлений чудотворных икон Пресв. Богородицы, 1838. — Иер. Сергий, Казн. Тр. — Сер. Лавр. Изображение икон Пресв. Богородицы, 1848 г, 2–е изд., 1853 г. [продолжен. предыд.]. — С. И. Пономарев. Алфавитный список икон Богоматери, изд. в «Паломнике», 1889 г. — Архиеп. Димитрий. Месяцеслов, 1893 и слл. гг. — Сказания о земной жизни Пресв. Богородицы, 1897, изд. 7–е, Пантел. Афон. мон. Тут прилож. «Церк. — Слав. и рус. лит. о Б. М.», с 1611 г, Список этот пополнялся в: П. С. Казанский. Величие Пресв. Богородицы и Приснодевы Марии, 1845. — Его же. Слава Пресв. Влад. нашея Богор. и Приснод. Марии, 1853 г. [прод. пред]. — Его же. Благодеяния Богоматери роду хр—му чрез Ее святые иконы, 1891 [прод. пред.]. — София Снессорева. Земная жизнь Пресв. Богородицы, 1891. — Rohault de Fleury. La sainte Vierge, Paris, 1878, 2 vol.

633

Икона «Умиления» замечательна тем, что на ней Б. М. изображена без Младенца и даже до Его зачатия, — в момент «Архангельского обрадования», т. е. как Пречистый Сосуд Духа Св. Пред нею у Преподобного Серафима было вожжено семь светильников, занимавших почти всю келию, — а это опять знаменуем Духа Св. в Его семи дарах — семи высших духах. Вот знаменательный план келий Преподобного, как его начертил Н. А. Мотовилов (С. Нилус. Великое в малом, изд. 2–е, Царек. Село, 1905. «Служка Божией Матери и Серафимов», IV, стр. 110):

А — Входная дверь в келию, Б и В — окна 1, 2, 3, 4, 5, б, 7 — большие подсвечники с зажженными свечами; 8 — столик и на нем икона Богородицы радости всех радостей; 9 — скамья, на которой спал Батюшка; 10 — камень, служивший ему изголовьем; и — изразцовая лежанка; 12 — сени, в которых впоследствии стоял гроб Преподобного. — Мать Мотовилова, когда он был еще ребенком, водила, его с собою в эту келию. Однажды ребенок, пораженный обилием свеч, стал бегать и резвиться в келий. Мать с упреком его остановила, но Батюшка возразил: «С малюткой Ангел Божий играет, матушка! Как можно ребенка останавливать в его беспечных играх!.. Играй, играй, деточка! Христос с тобой!» (id., стр. 110–111). — О том, что Преподобный заповедал называть икону «Умиления» — «Радостью всех радостей» [тут — сближение Б. М. с Утешителем, id., «Поездка в Са–ровскую пустынь», XVII, стр. 80.

634

???? ??? ??????, ????????????, ???? ? ??????, ‘??????? ?? ???????, ??? ???????? ?? ????? — — ???? ??4 ??????, ????????????, ???? ? ??????* ???? ???» (???????????, ??????? ????. ??????????, ?? ‘???????, 1906, ?. 208). ??? ??4 ??????, т. е. Тобою радуется, Ты — источник и предмет радости: ??????? ??? ???? или ?? ???? — радоваться чем или кем. Замечательно, далее, сближение «радования» и «облагодатствования», — это один глагол, ?????. Можно передать поэтому смысл так: «Тобою, Получившая Утешителя, получает Его тварь…». ???? ? ?????? — цело–купная тварь, тварь, как единый организм, но не «всякая». ‘??????? ?? ??????? — словом, «собор» передается плохо, ибо «??????? — ?????? ? ???? ?? ?????? ?????–????? ? ???????? ???????????? ? ????????????, «??????»» (Анфим Газис[134], T. 3, ??. 529), — опять?таки целокупность, а не сумма. ???????? ?? ????? — род человеческий, как нечто единое, prius каждого человека. Итак, все тварное бытие, как единое Существо, одухотворенное Носительницею Духа, — Ср. изображение «О Тебе радуется»: Дионисий Фурноаграфиот. Ерминия или наставление в живописном искусстве, 1701—1788 г. Пер. Порфирия. Еп. Чигиринск., Киев, 1868, стр. 155–156. Ч. 8, V 11.

635

Когда в 1780–м г. юноше Прохору, впослед. преп. Серафиму, во время болезни явилась Б. М., то она сказала, указывая перстом на Прохора, Иоанну Богослову: «Этот — нашего рода». Эти же слова были сказаны Ею и о другом подвижнике, а именно о 80–ти летнем старце архим. Паисии, в Тр. — Сер. Лавре». Об этом расск. иером. Иоа–саф в аноним, книге: «Житие старца Серафима, Саровской обители иером., пустынножителя и затворника», СПб, 1863, стр. 25 в прим. — Впрочем, эти случаи не исключит., можно было бы указать и иные.

636

Афанасий Патерик [484], Ч. I, стр. 78–135, 171–178.

637

[531].

638

[567].

639

Восклицание: «Радуйся столпе девства — ????? ? ????? ??? ?????????» (???. [631], ?. 205) находится в Акафисте Б. М., ик. 10, а туда внесено из Слова на Благовещение Иоанна Златоуста (Макарьевск. Четьи Минеи, л. 602, 604, 616. — В русск. п. «Творений» Иоан. Зл., СПб., 1896, Т. II2, стр. 854–857 этого речения не находится.

640

Однако не следует в этом духовном складе искать основы непременно физиологической.

641

Нилус. id [630], Служка Б. М, IX [надо X], стр. 125–128.

642

Это — та правда о Б. М., которую огрубленно и орассудочен–но выразили католики своим догматом immaculatae conceptionis. См.: Прот. Л. Лебедев. Разности церквей Вост. и Зап. в уч. о Пр. Деве Марии Бог., Т. I: О непорочном зачатии, СПб, 1908, изд. 2–е.

643

Кан. Одигитрии, п. 8–я, Богородичен.

644

Среди ликов ангелов изобрази «Богоматерь с распростертыми руками и напиши над нею: Матерь Божия Владычица ангелов» (Дионисий Фурноаграфиот [631], Ч. 4 1, стр. 233).

645

Николай Кавасила. Изъяснение божественной литургии, 38 («Писания свв. оо.» [327 ], Т. 3, стр. 385).

646

Стр. 540–543.

647

Игнатий Богоносец. Письмо к Ап. и Ев. Иоанну Богосл., — Migr., T. 5, coll. 941–944.

648

id., col.

649

Его же. Письмо к св. Деве Марии — id., coll. 943–944.

650

Пресв. Дева Мария, — Ответное письмо Игнатию Богоносцу, id, coll. 945–946.

651

Дионисий Ареопагит. О Божественных именах (Цит. по: R. de Fleury [629], Т. I, стр. X, § 12, pp. 237–238.

652

Никифор Каллист заимств. свое описание у Епифания. — Письмо к Феофилу: об иконах. Перев. текста Епифания помещен в Вел. Чет. — Мин. Макария, изд. 1868 г, сент., стр. 363 и дал.

653

Амвросий Медиоланский. О девствевницах, II, 67.

654

Никифор Каллист. [649]

655

Вот поэтому признание или непризнание возгласа: «Пресвятая Богородице спаси нас!» определяет православность или неправославность умонастроения (стр. 358, ср. [638]. Известный H. H. Неплюев, которого долгое время подозревали в протестантстве, высказывался вполне искренно, возмущаясь, что «этот возглас «спаси нас», обращенный к простой женщине, кажется ему кощунством». Да, это неизбежно было, есть и будет, когда Б. М. признается «простою женщиною». Но Она — Церковь, а протестантство Церковь?то и отвергает; в этом все дело.

656

Амвросий Медиоланский. О девственницах. О вдовицах. О девстве. О воспитании девы. Увещание к девству. О падении девы (Mi lat pr., T. 16. — «Творения св. Амврос. Мед. по вопросу о девстве и браке, в рус. пер.», пер. с лат. А. Вознесенский, под ред. Л. Писарева, Казань, 1901).

657

Его же. О восп. девы. V 35. — Mi, col. 314 а. — ? п [l67l стр.178.

658

Его же. О девственницах, 1,3 11. — Mi, col. 191 с. — Р. п. стр.6.

659

Его же. О восп. девы, VII 50. Mi, col. 319 a. — Р. п. стр 184

660

id., VII 50, col. 319 a, b. — стр. 184–185.

661

id., XII, col. 825 a, стр. 193.

662

id, XIII 81, id., ср. гл. XIII, col. 324 с —326 а, стр. 193–194.

663

Его же. О девственницах, II, 2 6, col. 268 с, стр. 31–32(11 1 6)

664

id., II, 2, 15, col. 210 d, стр. 35 (II, 11, 15).

665

id., I, 8 52, coll. 202 с — 203 a, стр. 52.

666

Его же. О восп. девы XIV 87, col. 326 b стр 194

667

id., XIV 89, Mi 326 с — 327 а, стр. 195.

668

Напр, его же. Увещ. к дев. X 66, стр. 234–235

669

id, XV 93–94, coll. 327 с — 328 а, стр. 196–197.

670

id, X 67, стр. 235.

671

Его же. О девственницах, I, 3 12, col. 192 а, стр. 7.

672

id, I, 5 22, col. 195а, стр. 10.

673

id., I, 5 20, стр. 10

674

id., I, 6 31, col. 197c, стр. 14, 15.

675

А. С. Хомяков. Опыт катехизического учения о Церкви, § 9 («Собр. соч.», Прага, 1867 г., Т. 2, стр. 18).

676

Имею в виду применение имени Софии–Премудрости к двенадцатилетнему Иисусу Христу, поучающему во храме иерусалимском (Ипатьевский складень. «Вестн. археол. и истор. издав. Археол. Инст.» 1885 г., вып. IV, стр. 22, табл. V, 2) и к Иисусу Христу, раздающему св. хлеб и чашу (икона пинского князя Феодора Ив. Ярославича 1499–1522 г. «Археол. Вестник», Т. I, стр. 193. М. 1867). См. Н. Покровский. «Евангелие в памятниках иконографии», СПб., 1892, стр. 375. — К числу исключительных вариантов относится и миниатюра из рукописи ХН–го или, быть может, XI–го века «Психомахии» Пруденция, хранящаяся во дворцовой библиотеке Святого Петра в Лионе. Изображение, интересующее нас, помещено среди ряда аллегорических миниатюр. Оно представляет Иисуса Христа с крестчатым нимбом, сидящим в сегменте; лицо Господа, — приблизительно тридцатилетнего, — с бородою. Протянув обе руки, Он как бы передает: десницею книгу, а шуйцею — свиток. Около Него напись крупными буквами: «SANCTA SOPHIA». По объяснению Дидрона, этот символ выражает полноту разумения, даваемого Премудростью, ибо тут представлены два наиболее употребительные вида манускрипта, — орудия Ее, — а именно свиток и книга. По указанию Гюйома Дюрана (G. Durand. Rat. div. offi. lib. I, cap. Ill), в руку пророков ветхозаветных вкладывается на изображениях свиток, в руку же евангелистов, как обладавших полным боговедением, а не образным, — книга, поскольку книга, более значительная по объему и способная вместить большее содержание, является атрибутом и совершенной мудрости, Впрочем, это указание западного символиста справедливо лишь отчасти, ибо известны случаи, когда пророки изображались с книгами и, наоборот, апостолы — со свитком.

Изображение разбираемой нами миниатюры см. в книге: М. Didron. Iconographie chretienne. Histoire de Dieu. Paris, 1843, pp. 160–161; Fig. 50.

677

Eп. Виссарион [Нечаев]. Иконы и др. свящ. изображения в русск. Церкви (в сбор. «Духовная пища», изд. 2–е, М., 1891 г., стр. 284) называет эту Софью Холмогорскою.

678

«Жалобница Благовещенского попа Селивестра» ([Бодянский]. Московские соборы на еретиков XVI в. в царств. Ивана Васильевича Грозного, М, 1847, стр.

Скачать:TXTPDF

Столп и утверждение истины Флоренский читать, Столп и утверждение истины Флоренский читать бесплатно, Столп и утверждение истины Флоренский читать онлайн