effectionis. Такая конъектура примечания находится в полном согласии со смыслом соответственного места основного текста (Ethica, Tr. 1, Сар. I, § 1 2, Т. Ill, р. 10), на каковое в исправляемом месте и делается ссылка.
738
Св. Мефодий. Пир десяти дев или о девстве («Поли. собр. твор.», пер. с греч. под ред. проф. Евгр. Ловягина, изд. 2–е, СПб., 1905) — [245].
739
Зом [5].
740
Об агапах: П. Соколов. Агапы или вечери любви в древне–хр. мире. Серг. Пос, 1906 г. — F. X. Kraus. Real?Encyklopadie der christl. Alterthumer, Freiburg in Br., 1880, Bd, 1, §§ 25–27. — H. Leclercq. Agape (в «Diet, d’archeol. ehr…. par. F. Cabrol П, T. 11, coll. 775848). Прилож. иллюстр., изображ. агапическ. древности, и на coll. 845–848 обильн. библиогр.). — Об остатках агап у грузин и армян: Н. Марр. След ????? у армян («Христ. Восток», Т. I, вып. I, СПб., 1912, стр. 41–42).
741
Это словопроизв. указыв., между проч., в «Фил. Зап.», 1888 г., стр. 2, матер. — О сомнительности его: Walde [19], S. 313; Curtius [12], S. 303; Прелльвиц же [l2], S. 341, решит, отвергает его.
742
В новейшее время усиленно и неустанно выдвигал вперед существенную и непреложную важность для церковной жизни систематически–организованного братства — † ?. ?. Неплюев. Как бы ни относиться к конкретному осуществлению им «Трудового Братства», нельзя отказать этому деятелю в заслуге оживления этого фундамента церковной жизни. См. «Соч.» Неплюева; о нем — панегирически сборник: «Неплюев, подвижник земли русской. Венок на могилу». Серг. Пос, 1908, (= «Христианин», 1908 г.).
743
Несомн., что первоначально хр—во охранялось глубокою тайною, по внешнему своему положению уподобляясь мистериям. Таинства крещения, миропомазания, рукоположения и причащения; литургия, учение о Св. Троице, символ веры и молитва Господня — эти восемь тайн передавались одним только посвященным, и существовали многочисленные выражения для обозначения правила молчания о сих тайнах, а именно: ?????????, ?????, ???????????, ?? ???????, ????????????, ?????–????, ??????, ????????, ??????????????, ?????, ?????? ????????, oecultatio, reticentia sacrorum, silentium sacrum, arcanum и изобретенное в XVII веке Гебг. Феод. Гейгером название, disciplina arcani (Augusti. Handb. der christ. Archaologie. Lpz., 1836–1837, Bd. I, S. 93). Соблюдение тайны, свидетельствуемое целым рядом свидетельств, не было однако лишь доброхотною скромностью. Нет, церковные правила требовали от «сомистов» или «сотаинников» — «?????????» (Игнатий Богоносец. Поел, к ефес. 12 2, Funk [3l9], § 84), т. е. посвященных в тайны Церкви, строгого молчания, и даже видели в отсутствии этого последнего характерную черту еретических сообществ. Отчасти на почве этих правил произрос символический язык древнего христианства, который назван у бл. Феодорйта, писавшего в V?M веке, «??????????? ??? ???????? ?????». На существенности для древнего хр—ва disciplinae arcani особенно настаивал t гр. А. С. Уваров, см.: гр. А. С. Уваров. Христианская символика. Поем, изд., ч. I, М, 1908. — На стр. 3–7 — свид. и прав, относительно disc. arc. — Свид. такого же рода и лит. указ. см.: F. X. Kraus, [737] Bd. I, §§ 74–76, Art.: Peters. Arcan?disciplin. — Но, сверх этого, внешнего, и т. ск., грубого эзотеризма Церкви, есть в ней эзотеризм гораздо более тонкий. Это именно таинственность ее жизни для всякого, в эту жизнь непосвященного, т. е. существование в ней особого устроения души, без коего ничто в Церкви не может быть правильно воспринимаемо и понимаемо, и кое передается лишь в цепи живого церковного предания. В этом смысле, если угодно, можно говорить о некоторой аналогии церковной жизни древним мистериям, где тоже давалось новое, совсем особое миро–и само–чувствие. На тему о внутреннем отношении мистерий и хр—ва кое?что в: Р. Штейнер [118]. Его же. Путь к посвящению, Калуга, 1911. — Ed. Schure. — Sanctuaires d’Orient, 4–me ed. Paris, 1907. — Его же. Les grands inities, Paris, более 10–ти изд. есть рус. пер. — «Великие посвященные». — G. Wobbermin. Re?ligions?gesch. Studien zur Frage d. Beeinflussung des Urchistentums dur das antike Mysterienwesen, Berlin, 1898. — G. Anrieh. Das antike Mysterienwesen in seiner Einfluss auf das Christentum, Gottingen, 1894. — Fr. Cumont. Die Mysterien des Mithra. Autor, deutsche Ausg. von G. Geurich, Lpz., 1903.
744
Ad. Trendelenburg. Zur Gesch. des Wortes Person («Kantstudien», XIII, SS. 1–17). — R. Eisler. Wurterbuch d. Philos. Begr. 3–te Aufl., Berlin, 1910, Bd. 2, SS. 989–993, «Person». — Stern [2 к 5].
745
? ????? ???????. Text with crit. Apparatus, published by the Brit, and Foreign Bible Society, London, 1904, p. 27.
746
Двоица — число женское; поэтому «двое» образует молекулу с женственной восприимчивостью и мистическою податливостью, — как к хорошему, если они внимают Богу, так и к плохому, — если они обращаются к Диаволу. Но во всяком случие в двойственной психологии, в противоположность психологии единичной или троичной, — активной, мужественной, — есть, несомненно, какая?то особенная «мягкость», способность «впитывать в себя» нездешние дуновения. Жизнь двоицы — это жизнь чувства, но без контроля разума. Один — воля, два — чувство, три — разум.
747
Зом [585].
748
[20].
749
Об онтологической реальности и мист. значении Имени Иисус см.: о. Иоанн Кронштадтский. Моя жизнь во Христе [45] (во многих мест.). — Добротолюбие, особ. Т. 5, рассужд. Каллиста и Игнатия Ксанфопулов. — Откров. расск. стран. [564]. — Из рассказов странника о благодатном действии молитвы Иисусовой. Изд. Оптиной пустыни. Серг. Пос, 1911. — Схим. Иларион. На горах Кавказа. Изд. 3–е, Киево–Печерск. Лавры, Киев, 1912. — Иеросхим. Антоний (Булатович). Апология веры во Имя Иисус, М., 1918. Изд.«Рел. — фил. Библ». [Инок Павел Кусмарцев]. Мысли отцов церкви о Имени Божием. Материал к выяснению Афонского богосл. спора. СПб., 1918. — Материалы к спору о почитании Имени Божия. Вып. I. Изд. «Рел. Фил. Библ.», М., 1913. — Полемич. характера: ?. ?. Мельников. В тенетах ересей и проклятий. М., 1913. — «Церковн. Ведом.», XXVI–й г., 1913 г., № 20 (Синодское послание и статьи ???. Никона, Антония и Е. Троицкого). — Остальная (ныне ставшая необозримой) лит., преимущ. газетная, имеет второстепенное значение. Еще: Еп. Феофан [250]; [20].
750
Petrus Bungus Bergomatus. Numerorum Mysteria, Lutetiae Parisiorum, 1618. — А. И. Садов. Знаменательные числа, СПб., 1909 (= «Христ. Чт.», 1909—1910 г.). (Тут же лит. вопроса). — Еще: Бар. Д. О. Шеппинг. Символика чисел. Воронеж, 1843 («= Фил. Зап.». — Hellenbach. Die Magie der Zahlen, 1882. — L. Keller. Die heiligen Zahlen u. die Symbolik d. Katakomben. Lpz. u. Jena, 1906, (= Vortrage u. Anfsatze aus d. Comenius?Ges., XIV, 2).
751
id.
752
Таковою признают ее чуть не все толковники. Часть многочисленных попыток истолковать ее перечислена, как указ. Тренч, в кн.: Schreiter. Explic. Parab. de improbo oeconomo, Lips., 1803. — На рус. яз.: Тренч. Толкование притчей Господа наш. И. X., 2–е изд. СПб., 1888, притч. 25, стр. 356–378. — Филарет, Митр. Московский. Слова и речи, Т. 3, собр. второе, 1861 г., стр. 362. — М. М. Тареев. Осн. хр—ва, Т. 2, стр. 364–366 (= «Бог. В.», 1904, май, стр. 149–160). — Ив. П. Ювачев. Тайны Царствия Небесного, Ч. 1, СПб., 1910 г. стр. 134–144. — О. Д. Дурново. Так говорил Христос, изд. 2–е, испр. и доп. М., 1912, стр. 48–52, 270–271. — есть еще исследования М. Д. Муретова и прот. Т. Буткевича.
753
Это уяснили у нас славянофилы, и по их следам пошли и нек. школьные богословы. Назовем наудачу: Ю. Ф. Самарин. Иезуиты и их отношение к России («Сочин.», Т. 6, М., 1887). — Еп. Сергий. Православное учение о спасении [281].
754
Переживание бытия, как блага, есть зародыш онтологического доказательствабытия Божия, в наивной ли форме Ансельма Кентерберийского, или в утончен, аргументации Шеллинга (Philosophie d. Offenbarung, «Samtl.» 1858, Abth. И, Bd. 3, Введение). Этаже мысль составляет и основной узел жизнепонимания Ф. М. Достоевского. Поэтому существенно неоснователен ответ ?–pa И. Введенского С. С. Глаголеву на защиту этим последним онтолог. аргумента. В том?то и дело, что «осуществившееся зло» менее реально, нежели неосуществившееся, реальность его призрачная, и своим «осуществлением» зло лишь удаляет себя из области бытия во тьму внешнюю (С. С. Глаголев. Веоа и знание, «Вера и разум», 1909 г, № 21. — А–р И. Введенский. Логика [6], стр. 404, пр.).
755
М. Д. Муретов. Иуда Предатель, IV 1 («Бог. В.», 1905 г., июль–авг., стр. 551).
756
Оправдание принятых парных сочетаний и по др. — id. [752], стр. 551–553.
757
«Легенда не ошибается, как ошибаются историки, ибо легенда — это очищенная в горниле времени ото всего случайного, просветленная художественно до идеи, возведенная в тип сама действительность. «Легенда — живое предание, почти всегда более истинное, чем что мы называем историей», — по слову Авг. Тьерри. Легенда — это и есть история по преимуществу, ибо «поэзия ближе к философии и содержательнее, нежели история», как засвидетельствовал и трезвейший из философов, отец современной науки, Аристотель». (П. Флоренский. Пращуры любомудрия, «Бог. В.», 1605 г., май).
758
Aug. Mommsen. Athenae christianae, Lipsiae, 1878, p. 135, adnot. 2. Тут же ссылка на Гельдриха (Heldricus).
759
Шестаков [262], стр. 151, 157, 187, 250 (= «BapiiL ун. Изв.», 1910 г.). № 10, № 4). «Список» дан по Шестакову; имена же в скобках — по Моммзену.
760
Бл. Иероним, толк, на Марка, 2 (цит. по [759]).
761
Бл. Августин. Еванг. вопр., 2, 14, [759].
762
Подбор соборн. постан. и мон. правил касат. необходимости для монахов быть всегда вдвоем в: A. Dad. Altesetera. Asceticon sive originum rei monasticae libri decem… rec. С F. Gluck, Hale 1782, lib. VI, cap. X, pp. 558–561. — Древн. иноч. уставы пр. Пахомия вел., св. Вас. Вел. и пр., собран. Еп. Феофаном, М., 1892. — Монашеский обычай ходить по–двое характерно выразился, между прочим, в следующем анекдоте, сообщаемом в одной из эпиграмм Конрада Цельтиса (IV 53); с ссылкой заглавия на Альберта Великого: Двух монахов застигла гроза: одного молния будто бы испепелила, не тронув, однако, его плаща· у другого она сожгла плащ, но сам он остался невредим. Этот последний, не видя товарища, надел его плащ и рассказал в монастыре что его спутник взят, по–видимому, живьем на небо (Г. Зенгер Критич. заметки к тексту эпиграмм Конр. Цельтиса, 96. — Ж. ?. ?. ? н. с., ч. XXXVI, 1911 г., ноябрь, отд. клас. фил., стр. 540).
763
Климент Александрийский. Какой богач спасется? 32 — Mi gr., T. 9, col. 620.
764
Климент Римский. 2 посл. к Кор. 12 2 [135] S 74
765
стр. 305–312.
766
Климент Римский [7б0], 12 3–6, SS. 74–75.
767
Григорий Богослов. Гномические двустишия, 97–98. Mi gr Т. 37, col. 923, ?. 97–98.
768
Григорий Богослов. Сл. 11–е, говоренное брату Василия Великого,