Она находится в Сборн. (под № 854 в 4 д.) Каз. Дух. Ак. и напеч. в «Прав. Соб.», 1859 г., Ч. 1, стр. 360–376 (?. В. стр. 371–372). Относится ко времени «не позже XVI в.» — Другая редакция, под з.: «Житие блаженна–го Петра, братанича царева Беркина. Како прииде во страх Божий и умилився душею и пришед изорды в Ростов крестився и како видение виде святых апостол Петра и Павла на поли. Идеже ныне церковь стоит святых апостол Петра и Павла», — помещена в Сборн. XVII в. житий святых, принадл. проф. В. И. Григоровичу (см. «Прав. Соб.», id., стр. 357, прим.). — А–др Н. Веселовский, Гетеризм, побратимство и кумовство в купальной обрядности («ЖМНП», 1894, февраль. Т. 291, стр. 287–318). Тут приводятся обильные библиографические справки. — Bruckner. Ueber pobratimstvo bei Polen und Russen im XVI. Jahrh. (Archiv f. slavische Philologie, — herausg. von V. Jagic. 1893, Bd. XV. SS. 314–315: kleine Mitteilungen). — Древние перечни знаменитых в древности пар братьев–друзей, ??????????, и товарищей–друзей, ??????????, см. в: ??????????????. Scriptores rerum mirabilium graeci, ed. Ant. Westermann, Brunsvigae?Londini, 1839, p. 219–220 sqq.
812
Федоров [82], стр. 106.
813
id., стр. 105.
814
Множество канонов имеют именно утвердить ревность, предотвращающую хаотическое смешение всего со всем. Не случайно и то, что отношение епископа и священника к пастве рассматривается как отношение брачное, а посвящение — как бракосочетание.
815
Типично–интеллигентские суждения о ревности слышим от интеллигента из интеллигентов — В. Г. Белинского. «Сердцем Алеко одолевает ревность… — говорит он. — Эта страсть свойственна или людям по самой натуре эгоистическим, или людям неразвитым нравственно… Человек нравственно–развитой, любит спокойно, уверенно, потому что уважает предмет любви своей (любовь без уважения для него невозможна)… Охлаждение [«любимого предмета»] заставит его страдать, потому что любящее сердце не может не страдать при потере любимого сердца; но он не будет ревновать, ревновать, без достаточного основания, есть болезнь людей ничтожных, которые не уважают ни самих себя, ни своих прав на привязанность любимого ими предмета; в ней высказывается мелкая тирания существа, стоящего на степени животного эгоизма. Такая ревность невозможна для человека нравственно–развитого; но таким же точно образом невозможна для него ревность на достаточном основании: ибо такая ревность непременно предполагает мучения подозрительности, оскорбления и жажды мщения…» и т. д. и т. д., и все это резонерство пересыпано: «если бы человек», «существо нравственно развитое», «человеческое достоинство» и т. п. (В. Г. Белинский. Сочинения А. Пушкина [о «Цыганах»]. «Соч.», Т. 8, стр. 458 слл.).
816
Fr. Kirchner. Worterbuch d. Philosophischen Grundbegriffe, 3–te Aufl., Lpz., 1897, S. 106: Eifersucht.
817
Привед. афор. цит. по: Н. Макаров. Энциклопедия ума, или словарь избранных мыслей авторов всех народов и всех веков, СПб., 1877, стр. 271–272.
818
Spinoza. Ethices pars prima. Prop. XXXV, Seh. (Opera [95] Vol. l, p. 151).
819
id., pars III, Propp. XXXIJI?XXXVIII, pp. 150–154. — Б. Спиноза. Этика, изложена в геометрическом порядке, пер. с лат. Н. А. Иван–цова, М., 1892. — Ср. излож. у Куно Фишера. Ист. Нов. Филос, Т. II, СПб., 1906, стр. 444–445.
820
Этика [816], стр. 184,186, 189.
821
Фр. Ницше. Мысли и наброски к несвоевременному размышлению. Мы филологи. Из посмертн. произ. 1874—1875 г. Пер. П. Рутковского II, 3. 103 («Полн. Собр. Соч.», «Моск. Книгоизд.», Т. 2, 1909 г., стр. 302).
822
Ср. стих. Уот Уитмана, — «Тебе».
823
Аристотель. Этик. Ник. VII 7 (Ф 8) [35], р. 1158 1–8.
824
Стр. 76–81.
825
Ср. Платон. Тимей 37d, 38a, 38b [29], pp. 209 16–20, 31–32, 39–43.
826
В этом стремлении к уединению предмета любви есть нечто похожее на стыдливость [288]
827
?рх. Серафим [42], стр. 182.
828
Стр. 452–456.
829
Горяев [6], стр. 296: рвение; стр. 297: ревнив — Даль [7], Т. 3, стлб. 1666–1667: ревнивец; пол. 1667: ревновать.
830
Даль [7], Т. 3, стлб. 1667.
831
Boisacq [l2], 4–me livr., p. 309, тут приведены нек. из этимологии. Еще: Curtius ?, 4–te Aufl. Lpz., 1873, SS. 380–381, n. 567.
832
Prellwitz [830], S. 109: ????; S. 110: ?????, ?????.
833
Gesenius. Handw. [24], SS. 692–693. Тут же привед. и ссылки на соотв. места Св. Пис.
834
[О. К. Штейнберг]. Русско–еврейский словарь, СПб., 1860, изд. Мин. Н. Пр., стр. 737.
835
Gesenius. [830], S. 820.
836
Исаак Сирин. Сл. 32. р. п., [420] стр. 143–144. По греч. тексту Сл. 61.
837
Эту мысль особенно настойчиво высказывает Бергсон в «Твор. эв.» [к 5]
838
Определение непрерывного, данное в современной математике Г. Кантором (G. Cantor. Fondements d’une theorie generale des ensembles. «Acta Mathem.», 1883, 2: 4, pp. 405–406) и представляющее его как совокупность точечных элементов, идет рука об руку с современным стремлением всюду вводить понятие прерывности. Так, электричество уже разложено на неделимые электроны; «гипотеза квант» (М. Планк и А. Пуанкарэ. Новейшие теории в термодинамике. Пер. С. А. Алексеева, СПб., 1913, «Physice») пытается сделать нечто подобное для теплоты; сделана попытка возобновить «теорию истечения», т. е. и свет раздробить на своего рода атомы. Наконец, нельзя не упомянуть о попытке о. Серапиона Машкина понять пространство и время как сложенные из конечных, далее неделимых элементов. — Самое же определение непрерывного у Кантора в настоящее время выросло в обширную «Continuumproblem», входить в контроверсы которой здесь нет ни возможности, ни нужды.
839
О Зеноновских антиномиях см. между проч.: Tannery. Le concept, scientifique du continu («Rev. philos.», 1885, № 10). — Именно на этих антиномиях, как преодоление их, зиждется вся философская система о. Серапиона.
840
Это выражение любил употреблять f Ал–ей И. Введенский.
841
G. Hagemann. Logik und Noetik, 4–te Aufl., Freib. im Br., S. 23.
842
W. Wundt. Logik. 2–te Aufl., Bd. 1, S. 558 f.
843
Schubert?Soldern. Grundlagen zu einer Erkenntnis?theorie, 1884, S. 172.
844
Эта мысль весьма тонко разработана Г. Когеном в его «Логике».
845
См. стр. 5791 [79].