на вопр. 16–й). — «Злое же мни точию грех, понеже ниедино свойственне зло есть в мире, точию грех, иже есть преступление божественнаго закона в божественнаго хотения. Прочее же имиже Бог мучит ны за грехи наша, яко моры, рати, немощи и подобная, глаголются зла яко к нам, зане вам приносят болезни и скорби, ими же обращаемся: но к Богу не суть зла, зане имеют силу благаго: понеже наказуя ны сими, поущаемы ны на благое» (id., отв. на вопр. 26–й).
253
Катавасия недели блудного сына, ирм. 3–й песни.
254
В Dialogus Miraculorum Цезаря Гейстербахского есть достопримечательный рассказ «о женщине–колдунье, которую носили демоны», символически обрисовывающий отношения к диаволу как противоестественность. «В Газельте, городе Утрехтской епархии, некая презренная женщина однажды, став на бочку и прыгнув с нее задом, так сказала: «Я прыгаю теперь из?под власти Божией под власть Сатаны!». Дьявол ее сейчас же подхватил, поднял на воздух и на глазах у многих как в городе, так и за городом, понес выше лесов туда, откуда она и до сего дня не вернулась» (Н. Сперанский. Ведьмы и ведовство, М., 1906, стр. 96). Знаменателен смысл этого кощунственного прыжка: «Все прыгают вперед, таков порядок естества, учрежденный Богом, — так вероятно рассуждала скверная баба; — ну, а я нарушу естество, прыгну назад, противоестественно и, следоват., противо–божески, т. е. по–сатанински, и тем отдамся Сатане!». Она хотела угодить диаволу и отречься от Бога, — и добилась своего: для всех трех, по легенде, этот простой символ оказался достаточным. — Из сочинений более документального характера, где описывается шабаш ведьм и черная месса, назовем: Boumeville et Teinturier. Le Sabbat des Sorciers (Bibl. Diabol). — L. Figuier. Hist, du Merveilleux dans les temps modernes. 2–me ed. T. 1, Paris, 188, introd. — H. Сперанский. Ведьмы и ведовство, очерк по ист. церкви и школы в Зап. Евр., М., 1906. — Генри Чарльс Ли. История инквизиции в Средние века, перев. с фр. Л. В. Башкирова под ред. С. Г. Лозинского, Т. 2, СПб., 1912, Гл. XVI?XVI1I, стр. 417–528. — J. ?. Gorres. Die christliche Mystik, Regensburg, Bd. 8, 1840 u. Bd. 4, 1842. — J. A. Llorente. Hist. crit. de l’inquisition d’Espagne,… trad, de l’espagnol sur le manuscrit et sous les yeux de l’Auteur par A. Pellier, 4 ТТ., Paris, 1817—3818. Дон Хуан–Антонио Льоренте был каноником примасской церкви в Толедо и секретарем инквизиции в Мадриде; изучив ее архивы, он выпустил свою «Историю» сперва во франц. перев., а затем, в 1822–м г., — на исп. яз. (Ли. История инквизиции в средние века, Т. 1, стр. V111). В Т. 3, clip, 37 Art. 8. pp. 431–461 описывается известное дело начала XVII в. в Логроньо. По словам одного писателя, «самое полное и цветистое из описаний шабаша», именно на основании этого дела, содержится в книге: Baissac. Les grands Jours de la Sorcellerie chp. VI. — M. A. Орлов. История сношений человека с дьяволом, СПб., 1904. — J. Bois. Les Petites Religions de Paris, Paris, 1894. — Его же. Le Satanisme et la Magie. — Его же. Le Monde Invisible, есть рус. пер.: Ж. Буа. Невидимый мир, 1912 г. — M?gr Leon Meurin, S. J., cheveque–eveque de Port?Louis. La Franc?Maconnerie Synagogue de Satan, Paris, 1893. — Domenico Margiotta. Le Palladisme culte de Satan?Lucifer dans les Triangles maconiques, Grenoble, 1895. — Леман. Иллюстрированная история суеверий и волшебства от древности до наших дней. Пер. с нем. изд. Петерсена, под ред. В. Н. Линд, М., 1900, стр. 101–128. Книга, несмотря на кажущуюся объективность, весьма тендециозно–позитивистическая, и пользоваться ею должно с большою осторожностью. Разбор ее, сделан. Чистяковым, см. в «Ребусе», 1900—1902 гг. — Г. Фреймарк. Оккультизм и сексуальность, пер. с нем. С. Пресса [перев. очень небрежен и испещрен грубыми ошибками]. О колдовстве стр. 268–314. — Cognard. Une sorciere au XVIII siecle: Marie Anne de la Ville (см. также «Вест. Ин. Лит.», 1899 г., янв. — май). — Kiesewetter. Gesch. d. Oc?cultismus, Bd. II: Die Geheimwissenschaften, 2–te Aufl., Lpz, 1909. — G. H. Berndt. Buch der Wunder u. Geheimwissenschaften, 2–te Aufl., Lpz., 2 Bde, — Charcotet Richer. Les demoniaques dans l’art (рец. в «Rev. Philos», 1887, 5). — Bodin. Demonomanie des sorciers, 1581. — Отвратительные кощунственные обряды шабаша и происшедшей из него «черной мессы» были неоднократно изображаемы в худ. лит.; в большинстве случаев писатели основывались на внимательном изучении первоисточников, так что их описания в значительной степени правдивы и фактически, — не только художественно. Назовем: Д. С. Мережковский. Воскресшие боги (Леонардо да Винчи), СПб., 1902. — Ст. Пшибышев–ский. Синагога сатаны («Собр. соч.»; есть отд. изд. «Универс. Библ.», № 254). — Huysmans. La bas. Есть два рус. пер., из коих один издан книгоизд. «Совр. Пробл.», в «Поли. собр. соч.» Гюисманса, Т. I, M., 1912, но не полон; другой — прилож. к «Вестн. Ин. Лит.» — полнее.
255
Fr. Blass. Gram. d. Neu. — Testamentl. Griechisch. Gotting. 1896, § 46 4, 5, 7, S. 143 ff.
256
id. § 47 3, S. 153 (со ссылк. на Wiener. Gram. I, § 18 7).
257
id, § 47 3, S. 153.
258
Платон. Лизис 214d, е [35] р. 548 25.
259
Платон. Пир 189d–198d, гл. XIV?XVI [35].
260
id. 190d.
261
F. Lajard. Rech, sur le Culte public et les Mysteres de Mithra, Paris, 1866, pp. 51,59.
262
Тора. Букв. пер. Л. И. Мандельштама, 8–е изд., Берлин, 5632/1872. — «Dieu donc crea l’homme a son image; il le crea a l’image de Dieu; il les crea male et femelle» (Bible, version de J. F. Osterwald, nouv. id., Paris?Brux., 1900). — Было бы, разумеется, наивностью представлять себе изначальный андрогинизм человеческого существа в виде срощенности сиамских близнецов или еще как?нибудь внешнеанатоми–чески. Речь идет о выделении жены именно из существа, из лица первого человека. Но несомненно и то, что онтологически в психологически с ним, во время таинственного сна его или экстаза, по некоторым толкованиям, произошел какой?то перелом и что не могло его самочувствие по создании из ребра его жены оставаться тождественным с самочувствием до этого создания. «Ребро или кость, — замечает архиеп. Иннокентий, — здесь не есть нечто простое; она должна обозначать целую половину существа, отделившуюся от Адама во время сна. Как это происходило, Моисей не говорит, и это тайна; явно только то, что прежде нужно было образоваться общему организму, который потом5разделился на два вида, мужа и жену» (?рх. Иннокентий. О человеке [125], стр. 78).
263
Этот термин пользовался большою распространенностью в древнем мире; в различных применениях сообщали его: Диодор, Автор Theologum. Arith., Плутарх, Ириней Лионский, Афинагор, Ипполит и др.
264
Напр. Пордедж, Антуанетта Буриньон (XVII в.) и др. — По Талмуду Бог сотворил первого человека андрогином, с двумя головами в хвостом (Д. П. Шестаков. Исследов–я в области греческих народных сказаниях о святых. Варш., 1910, стр. 237 и прим. 7). — Санхониафон у Евсевия, Еванг. приг., 21 и т. д.
265
Б. Сидис. Психология внушения, пер. с англ. М. Колоколова, СПб., 1902, Ч. 1. XXV, стр. 283, 288,292, 214. П. Жане. Неврозы, пер. с фр. С. С. Вермеля, М., 1911, Ч. 2–я, гл. Ill, § 5, стр. 274, 275. — Так же думают Брейер, Фрейд, Мортон Прайтс. См. [б].
266
«Душевно–живущие и потому называемые душевными суть какие?то полоумные к как бы параличом разбитые» (Никита Стифат. 2–ая сотница естественных психологических глав об очищении ума, 6. — Добротолюбие, изд. 2–е, М. 1900, Т. 5, стр. 11 2). Святые, даже на взгляд специалиста психиатра, представляются типично–здоровыми людьми. Напротив, расстройство душевной жизни, при сравнительно хорошей сохранности умственных процессов, прежде всего выражается в разложении и даже уничтожении нравственой области; по указанию психиатра В. Чижа эта нравственная порча доходит до «поразительной неспособности понять добро и зло», до «отсутствия нравственного закона в душе» (В. Чиж. Психология наших праведников. «Вопр. филос. и психол.» 1906, кн. IV (84) сентябрь–октябрь и кн. V (85) ноябрь–декабрь. — Его же. Нравственность душевно больных, id., кн. 7, 1891 л, стр. 122–148). К сам. реш. утвержд. здоровости святых приходит и J. Pachen. Psychologie des mystiques chretiens, Paris, 1911 (Perrin), реф. в «An. de philos, chret.» 84–e an., 4–е ser., T. 15, № 2, 1912, Nov., pp. 192193. Еще: M. В. Лодыженский. Свет незримый, СПб, 1912. — Врач С. Апраксин. Аскетизм и монашество. Евангельские, биологические и психологические их основания. Опыт популяризации святоотеч. воззр., Киев, 1907. См. [479].
267
268
Чуть ни любое произв., особ. «Бр. Kap.».
269
А. Л. Волынский. Леонардо–да–Винчи («Сев. Вестн.» 1897— 1898 гг.; 1–е изд. Маркса, СПб., 1900, 2–е изд., Киев, 1909) — Особ. см. Ч. III, «Демоническое искусство». Еще с большею определенностию настаивает на мысли о коренном извращении души Леонардо–да–Винчи и видит в его творчестве «сублимацию» полового чувства, не нашедшего нормальных выходов и отравившего всю личность, Фрейд («Леонардо–да–Винчи», М., 1912).
270
«Когда умные чувства стоят в душе в своем естественном чине, и ум незаблудно шествует в понимании тварей, разумно объясняя существо и движения их, тогда в естественном чине видятся ей и вещи и лица, и всякое естество вещественных тел… Когда же силы ее действуют не по естеству своему, восставая одна против другой, тогда и это все видится ей, не как она есть по естеству своему: оно естественною своею красотою не возводит уже ее к познанию Творца, но, по причине страстного ее состояния, низводит в глубину погибели» (Никита Стифат, 1–я сотн., 52 [64], стр. 95). — Достойно внимания, что самое название «сумасшествия», «исступления», «умоповреждения» показывает, что тут мыслится какое?то разложение личности: что?то, т. е. часть личности, «выходит из ума», «из–ступает из ума», «повреждает ум», т. е. раздробляет его целостное единство, — одним словом, делается чуждою другой своей части. Если наш язык представляет этот психологический и метафизический момент под образом пространственного раздробления, то языки романские пользуются для той же цели образом из более привычной для них области, — из области права. Лат.: al’ienauo, с подразумеваемым, а иногда и прямо упоминаемым, — напр. у Плиния, — «mentis», — сумасшествие, психическое расстройство, Geistesstorrung; alienare, опять?таки с подразумеваемым, — напр, у Ливия, — «mentem alieujus», свести кого с ума, и франц.: alienation mentale, aliener, aliene означают собственно на юридическом языке «отчуждение», «отчуждать» каких?нибудь прав, напр, имущественных. Поэтому?то Рибо и говорит, что в случаях изменения личности, где основу составляет галлюцинация, «почти всегда все ограничивается алиенацией (в этимологическом