Скачать:TXTPDF
Взыскующие града. Хроника русской религиозно-философской и общественной жизни первой четверти ХХ века в письмах и дневниках современников

Вами. Обнимаю Вас.

Любящий Вас С.Б.

Поклонитесь А. В <икторови /> чу Ельчанинову. Написал ли он Сперанского[1440], коего обещал мне весной?

468. С.Н.Булгаков — А.С.Глинке[1441] <21.09.1913. Москва — Н.Новгород>

Дорогой Александр Сергеевич!

Получил Ваше письмо из Нижнего и очень заболел душой за Ваше неустройство. Хотелось бы надеяться. что первые впечатления сгладятся. Неужели же такая разница в «цене жизни» между Нижним и Симбирском, что Вы опять чувствуете себя у разбитого корыта. Как Вы пристраиваете детей? В гимназиях или частных школах? Особенно дороги последние. Мне удалось пристроить Федора в 5-ю классическую гимназию, было это нелегко.

Только что приехала Ел <ена /> Ивановна, задержанная в Крыму болезнью маленького Сережи. Недавно был авва, он поправился, но все-таки невольно считает каждый шаг и каждую ступеньку. Злоба дня и боль наша — афонские события и самый вопрос об Имени Божием.

Предполагаем кое-что выпускать, авва воинствует против синода не меньше, а я думаю, больше, чем я. С.А.Цветков решил в скором времени принять священство,— благо ему! Жаль только всем нам, что он откладывает государственные экзамены, которые ему для священства-то не нужны, а все-таки было бы лучше исполнить всякую правду. Впрочем, с высшей точки зрения, это не существенно, а в главном он как будто тверд, хотя и молод он.

Н.А.Бердяев по поводу Афона возвестил на страницах «Русской Молвы» о том, что «врата адовы овладели Церковью Православной», а также и католической и зовет все живое вон из церкви. Статья написана сильно, дерзко и… легкомысленно, — вы ведь знаете Николая Александровича не хуже меня. Мне это доставило, доставляет и еще доставит много печали.

Эрн мне не пишет. О. Павел пока благополучен, хотя и в немилости у еп <ископа /> Феодора из-за «имяславия». Григорий Алексеевич ничего, но, ин сумма суммарум, атмосфера в «Пути» и около «Пути» становится все тяжелее, — сами понимаете.

Теперь о постигшем Вас шоке с текстами. Виноват во всем я и выпуски сделал я, и, самое главное, не успел вовремя Вам об этом и Вас предупредить, в чем винюсь искренно. Сделал же я это вот почему: так как мне кажется в такого стиля вещи сторонний глаз может иногда ощущать непосредственнее авторского, то я решил воспользоваться и данным Вами разрешением и Вашим доверием, чтобы удалять (конечно в минимальных размерах) то, что может давать привкус елейности, опасность которого вообще велика для такого замысла. Между тем это мешает тому впечатлению, которое может и должно произвести Ваш очерк. И особенно определенно этот привкус я ощущал и при первом и при повторном чтении там, где в Ваше изложение врываются тексты, притом самые употребительные. Кроме того, я думаю, что это как раз <нрзб /> , а вышло как раз обратно. Разумеется, раз Вы желаете, все будет восстановлено, да вообще я не буду больше трогать Вашего текста, — мне это недоразумение слишком дорого стоило, а Вам еще больше.

Прощайте. Да сохранит Вас Матерь Божия!

Привет О <льге /> Ф <едоров /> не.

Любящий Вас С.Б.

469. Е.Н.Трубецкой — М.К.Морозовой[1442] <9.10.1913. Бегичево — Москва>

Милая и дорогая Гармося,

Посылаю тебе на прочтение мой проект обращения к св. Синоду вместе с Булгаковским, а также письмо к Булгакову. Все по прочтении запечатай и пошли ему (проверив адрес на конверте, в коем я не уверен), причем он может и не знать, что ты прочла. Я же, разумеется, не хотел посылать ему какого-либо документа по столь важному вопросу, которого бы раньше не прочла ты, мой милый, дорогой и бесценный друг. Я думаю, что это воззвание можно было бы еще сократить и улучшить, но он меня торопит, а в дальнейшем улучшения возможны.

Как ты поживаешь, моя милая и дорогая, что думаешь и чувствуешь? Я сейчас один с Соней и гувернантками. Сережу проводил вчера за границу, Верочку и Сашу сегодня в Москву. День же сегодняшний потратил на составление этого воззвания. Признаюсь, это дело не легкое: нужны спокойствие и выдержка, коих у меня, как ты знаешь, не очень много, и большая осторожность в каждом выражении. И заметь, обвинения против Синода у меня гораздо менее категоричны, чем у Булгакова, но зато требую я гораздо большего: он — свободного обсуждения в церковной печати, я же — созыва собора.

Много и с большой нежностью думаю о тебе. Хотелось бы надеяться, что ты чувствуешь себя бодро и хорошо и не очень обо мне сокрушаешься, тем более, что я так скоро к тебе приеду.

Хотелось бы думать, нет потухшего взора и что правая бровь не завостряется в острый угол, а огибает зеленый глазок мягкой и доброй дугой, причем темно-бурая родинка на веке остается скрытой от постороннего взора (ее выступление тоже бывает признаком «катастрофического мироощущения»).

Крепко, крепко тебя целую.

Да хранит тебя Бог.

470. С.Н.Булгаков — А.С.Глинке[1443] <1.11.1913. Москва — Н.Новгород>

Москва, 1 ноября1913.

Дорогой Александр Сергеевич!

Надеюсь, что Ваша девочка вполне здорова и Вы приобыкли к новому месту. О встрече с Вами говорил мне Степпун, просветитель Нижнего. В Москву приехали уже все зимние. Приехал В. И. Иванов с «семейством». Он живет недалеко от меня. Когда видимся, он почти неизменно пленяет своей исключительной одаренностью, «вещестью»[1444], а остальное его Вы знаете. Злоба дня для него, конечно, Штейнер и штейнерианство, об этом всего больше говорится. Приехал Н. А. Бердяев. Виделись и уже спорили. У меня двойственное чувство: с одной стороны, для себя, он, несомненно, в росте духовном, в напряжении и страдании, а вместе с тем, его несознаваемый им «идеализм», который он принимает за реализм. Но люблю я его, мне кажется, не меньше прежнего, хотя и боль от него. М <ихаил /> Ал <ександрович />[1445] чувствует себя физически пока ничего и полон воинственного азарта против синода по делу афонцев. Но остается один, п <отому /> ч <то /> около него больше, чем следует рефлексии, рассудительности. пока, впрочем, он ничего из готовимого им не успел предпринять.

Эрн отозвался, наконец, он очень занят. Будет на Рождестве в Москве. О. Павел пока благополучно и терпеливо несет бремя своего положения в Академии, книга его выходит, но со степенью для него не спешат. Мы решили издать в «Пути» сборник об Имени Божием, но скоро с этим не раскачаемся[1446].

Не можете ли Вы оказать мне следующую услугу: при встрече с Мишенькиным[1447] (коему кланяйтесь) спросите его, не остается ли по его мнению (или не может ли он навести справки, однако, меня не называя) у известной Вам Анны Николаевны Шмидт родственников, которые могли бы заявить право собственности на ее сочинения[1448]. Я почти уверен (на основании своих сведений), что их нет*

<подстрочное примечание С.Б.: /> Кстати: не живет ли сейчас в Нижнем бывшая приятельница Шмидт, Анна Андреевна Иноземцева[1449], которая бывала у меня в Киеве в эпоху «Народа»?.[1450]

Не случится ли Вам встретить фотографию А. Н. Шмидт? Если бы Вы могли ее раздобыть, очень бы меня порадовали.

Сейчас читает лекции Мережковский. Он был в Москве 5 лет назад. Не знаю, будем ли видеться теперь, похоже, что нет, хотя это во всяком случае глупо[1451].

Книжка Ваша, кажется, оканчивается печатанием. Обнимаю Вас.

Христос с Вами и со всеми Вашими.

Ваш С.Б.

471. С.Н.Булгаков — А.С.Глинке[1452] <21.11.1913.Москва — Н.Новгород>

Москва, Набережная Храма Христа Спасителя,

дом и кв. Мазуриной.

21 ноября 1913 г.

Дорогой Александр Сергеевич!

Письмо Ваше получил, но могу на него ответить лишь кратким извещением, что 12-го у нас заболел скарлатиной маленький Сережа (ему теперь 2 с половиной года). Я выселился из квартиры со старшими детьми и пока, вероятно, до декабря буду жить по указанному адресу, а затем, не знаю еще где. Пока болезнь идет ровно. Вы знаете, что переживается при таких обстоятельствах. Не забывайте в молитвах. Да хранит Вас Матерь Божия!

Ваш С.Б.

472. С.Н.Булгаков — А.С.Глинке[1453] <13.12.1913. Москва — Н.Новгород>

13 декабря 1913 г. Москва

Милый Александр Сергеевич!

Спасибо Вам за Ваши взволнованные строки. Слава Богу, на этот раз мы помилованы, — и у Сережи болезнь прошла гладко и без осложнений, хотя карантин еще не кончился (дай Бог, чтобы нам удалось соединиться в праздник Рождества). О том, что пережито было за это время, не расскажешь, да Вы и знаете это. Скажу одно: стыдно и грешно, когда сознаешь, как недостоин этих переживаний и как о них забываешь скоро, и душа снова погружается в сон. Скажу одно: во время таких испытаний, как никогда чувствуешь подлинность и единственность Церкви, и выходишь с укрепленной и освеженной верой в Нее, но с углубленным сознанием вины перед Ней, вины всей жизни и теперешним бессилием отдать Ей все свои силы и волю. Но об этом даже сетовать совестно.

Я жил отделенный со старшими детьми до последнего времени, когда пришлось переменить жилье, и детей взяли родственники, а я живу в меблированных комнатах. Как полагается, на лбу у меня экзема, и я никуда не могу показываться, даже на «службу», сижу в номере и бываю только у аввы (крестный отмолил крестника[1454]!). Обнимаю Вас Да хранит Вас и семью Вашу Матерь Божия!

Любящий Вас С.Б.

Писать мне все-таки лучше по адресу квартиры моей.

473. Е.Н.Трубецкой — М.К.Морозовой[1455] <23.12.1913. Калуга — Москва>

<… /> Я с большим увлечением возобновил чтение книги Флоренского. Главы о грехе, о геене, о Софии и о дружбе — дивные, и мне бы хотелось , чтобы ты их прочла. Это вполне возможно, даже если ты из предыдущего многого не поймешь (напр <имер /> , об антиномизме — слабо и трудно). А хотелось бы иметь возможность об этом поговорить с тобой. Во всяком случае это — большой талант, к которому надо относиться бережно и любовно. Во мне все больше укрепляется намерение так или иначе отозваться на эту книгу — либо рефератом, либо статьей, — оценив положительно и приветствовать «дар Божий», но именно с этой точки зрения напасть на примесь ходячей школьной мудрости, которая портит целое — на узкое славянофильство в стиле Эрна и на нелепо-дилетантский «антиномизм». Тут жестоко отомстил за себя неудовлетворенный и попранный разум. «Истина антиномична» — этим он хочет отделаться от «рассудочности», но именно этим он в нее впадает: ибо антиномичен как раз рассудок, а не истина. И переносить антиномичность в саму истину — значит переносить в нее наш рассудок и нашу субъективную ложь. <… />

474. М.К.Морозова — Е.Н.Трубецкому[1456] [? 12.1913. Москва — Бегичево]

Дорогой? милый? бесценный мой!

Получил ли ты декабрьскую

Скачать:TXTPDF

Взыскующие града. Хроника русской религиозно-философской и общественной жизни первой четверти ХХ века в письмах и дневниках современников Флоренский читать, Взыскующие града. Хроника русской религиозно-философской и общественной жизни первой четверти ХХ века в письмах и дневниках современников Флоренский читать бесплатно, Взыскующие града. Хроника русской религиозно-философской и общественной жизни первой четверти ХХ века в письмах и дневниках современников Флоренский читать онлайн