никогда еще не был. Неотвеченные письма лежат ворохами, и Ваша рукопись, которая сначала ожидала моего приезда, потом ждала своей очереди. Теперь, едва успев пробежать ее бегло, посылаю Вам, боясь и без того, что задержал. По-моему — интересная и полезная статья. Она и по внешности лучше Ваших последних статей (проще, хотя все-таки по моему вкусу недостаточно проста) и, главное, местами дает религиозные апокалиптические настроения, так что я ее приветствую и ничто же вопреки глаголю. Но помимо ее, так сказать, художественной стороны, со стороныотвлеченно рационалистической, я, как и раньше не был убежден или даже, точнее, не понимал Ваших возражений против Соловьевских (и моих) рассуждений о зле, так и теперь вижу здесь какое-то недоразумение. Главное, Выдумаете, что своими указаниями на переживаемое зло и мистически-молитвенное его преодоление, ссылками на Достоевского возражаете Соловьеву (и мне), между тем как я вполне с Вами здесь соглашаюсь (и Соловьев согласился бы), и никакой противоположности, даже разницымежду Соловьевым и Достоевским тут нет, просто они в разных плоскостях, говорят на разных языках, но не противоречат. В интересах исторической полнотыобращаю Ваше внимание на то, что у Вас отсутствует ссылка на французскую книгу Соловьева[163], а между тем там изложение космогонии, падения злых духов, грехопадение и под<обное> изложеныполнее и даже несколько иначе, чем в «Чтениях о Богочеловечестве», так что это м<ожет> б<ыть> отчасти звеном между «Чтениями» и «Тремя разговорами», хотя ближе к «Чтениям». Не горела ли у Вас рука, когда Выкоснулись вопроса о вечных муках? Не рано ли об этом писать? Мне еще страшно. Я об этом постоянно и пристально думаю много лет, но жду озарений. То, что Вынаписали, меня не шокирует нисколько, так что вопрос мой не надо понимать в отношении литературном.
В вопросе о либерализме и Соловьеве Выпереборщили и, мне кажется, не соблюли перспективы. Я думаю, что отношения Соловьева к «В<естнику> Е<вропы>«[164] объясняется так же, как мои к «Освобождению»[165]: то и другое религиозно нейтрально и терпимо. Это не есть, конечно, достоинство с религиозной точки зрения, но здесь нет и ненависти к религии, которая всегда была и есть в партиях революционных (хотя она там и соединяется со своеобразной религиозностью).
Для Соловьева «В<естник> Е<вропы>«, как и для меня С<оюз> О<свобождения>, есть только временная политическая квартира, без которой однако нельзя обойтись пока[166]. Ограничусь этим.
Будем говорить лично. Писать не могу и некогда. С «Вопросами Жизни» хорошего мало. Жуковский был в Киеве в ином, лучшем настроении, но оно может измениться. Говорил, что условно обещал дать 10 тыс. Пирожков[167], но с редакционными правами. Пирожкова я мен ее боюсь, потому что не знаю, но вот Туган[168] предлагает пай и с ебя в редакцию, правда, на экономич еский отдел, но ведь как разграничить; что у нас будет за редакция!
Напишите свое мнение, я же боюсь, тем бол ее, что он переезжа ет в Петербург. Больше нет ничего. Я решил, если в половинe октября поеду в Москву, поговорить прямо, по душам с Сытиным и думаю, что, если «ВопросыЖизни» должнысуществовать, то будут деньги. Эрн уже подал прошениe , Карташев тоже, так что эти дела налаживаются. В «Р<усскоe > С<лово>» я статейку послал, не знаю, цензурна ли, и не задержал быП етров.
Кстати: там появился Оз еров и выступает на т ему о религии и обществ енности в качестве религиозного челов ека. Это совершенно неожиданно. Статья была противная, хотя я нe решаюсь не верить искренности. Во всяком случае это осложнениe . Пронунциам е нто[169] Карташева (которое еще жд ет своей очер еди на моем столе) мне мало нравится, длинно и неэн ергично. Кроме того, излишнe упоминание о к<онституционно>-д<емократической> партии, в этом, впрочем, я сам виноват.
Значит, Высовсем в Симбирске? Как обстоит дело с Вашим поселением в Москве? Вызнаетe , я решил в будущем году, если будет заработок у Сытина, переехать тожe в Москву. Больше не в силах выносить кафедрыв политехникумe[170]. Но пока это еще м ечта.
Как Ваше здоровье? Будетe ли Выприезжать на С евер? Я ещe не решил, когда поехать, но по-видимому, около 15 октября.
Как поразила всех смерть С.Н.Трубецкого[171]! Я оплакиваю в нем философа-соловьевца. Придется написать о нем. Обнимаю Вас. Всего Вам доброго. Пожалуйста, проститe за молчание. А знаетe , я опять уже не настаиваю на уничтожении белл етристики (отдохнул что ли) и согласен с Вами о «блокаде». Но закрыть «Вопросы Жизни», дажe если нe найдем пайщиков, у нас нe хватает духа, при возможности сл едует попытаться. Это я чувствую. Николай Александрович был здесь и принимал участие в довольно, впрочем, безрезультатных сов ещаниях. Хотя мыспорили, но дружески, и вообще, у меня от этой встр ечи осталось светлое впечатление[172].
20. А.В.Карташев—Д.С.Мережковскому[173] [174]<16.10.1905. СПб>
10 октября, воскресеньe ,
Дорогой Дмитрий С ергеевич. Был я у Агг еева[175]. Предлагал. Не только нe «зажглись», но без стыда замяли вопрос, как будто удивляясь моей наивности. Наполовину искренне не понимают, наполовину пугаются, как благонамер енные чиновники.
Сначала был один Агг еев. На мое предлож ение, ясное и довольно пространное, он сделал большие глаза, отвел их в сторону, протянул: «мм…» и занял меня другим разговором. Я почувствовал, что он в данную минуту не вверяется мне, потому что накануне видел м еня с вами.
Чер ез 5 минут явились Григ<орий> Петров и Егоров[176] — с азартом рассказывают о своем участии в посл едних событиях «духовного ведомства». Я все-таки снова предложил про ект митинга. Поддакнул один Гр. Петров, да и то с издевательским почти добавлением: «Кон ечно, можно высказаться на пастырском собрании и пригласить туда даже светских лиц, напр. Антона Влад<имирови>ча Аксакова, преподават еля семинарии…» Это говорил тот Гр.П етров, который в «Рус<ском> Сл<ове>» громит священников за «поповство».
Все они — только «попы».
На этих днях у них — инт ереснейшиe собрания и рефератыпо дух<овно>-акад<емическому> вопросу. Общее собрание разрe ено даже Митрополитом (во вторник или среду). Большe им ничего не надо. Они чувствуют себя героями, занимаясь своими делишками и воображают, что этот их домашний «бунт» есть бунт общероссийский и что больше с них ничего нe требуется. — Нечего и надеяться на быстрое собрание митинга, нужно договориться с этими колодами. Поджигать их с разных концов. С егодня я возьмусь за Колачева[177]. Не загорится ли кто из семинарских педагогов и т.д.? Вполне своего челов ека они послушают. — «Далеко нам до Европы— Далеко им до политики» — От Колачева приеду к Розанову[178].
Ваш Ант. Карташев.
21. К.М.Аггеев — В.Ф.Эрну[179] <21.10.1905. СПб — Москва>
СПБ Смольный. 21.10.1905
Дорогой Владимир Франц евич, вчера получено разрешение на бесцензурное издание «Вестника Жизни».[180] Обращаемся к Вам с усердной просьбой:
Побывать у И.Д.Сытина и попросить его дать нам возможность нем едленно начать дело. Ни Антон Владимирович[181], ни я не обладаем никакими капиталами: вдвоем не мож ем дать суммы, нужной в качествe задатка за квартиру. О другом неч его и говорить. Сегодня в ечером ед ет в Москву о. Г.С.Петров. И это письмо пишу на вокзале в ожидании о. Григория. Мог быя все нижеследующ ее передать Сытину через него. Но о. Григорий устраняется, каким-то холодком постоянно обдает нас. У меня при разговорe о журнале просто язык прилипа ет к гортани. Помогите Вынам. Разъясните И.Д. то, что по неизв естным мне причинам нe ясно о. Григорию : наш журнал единств енный в своем роде. Ведь он берет в себя все реформационноe движениецеркви. Как же ему не пойти… Подогрейтe Сытина!
Я буду ожидать от Сытина т елеграммой разреш ения нанимать квартиру. В данном пункте у нас планыирокие. Нам хотелось быпри Редакции иметь залу для заседаний «Союза церковного обновления» (бывший кружок «32-х») и для собраний по р елигиозно-общественным вопросам. То и другое мыначинаем «явочным порядком». Квартира нужна в 2-3 тысячи. Проектиру ем — это по совету о. Григория — организовать собрания с платой за вход по 20 коп. Предложитe Сытину, не найдет ли он возможным нанять квартиру, а весь сбор с зас еданий будет идти уже в пользу Издателя. Предложитe это с предваряющим зондом почвы, постоянно помятуя, что все мыбеднота!..
Шлите нам свои статьи.
В воскрес ение назначаю заседаниe Союза по вопросу о Движении Грузинского духовенства. Приехал о. Иосиф Чавчавадзе > и был ужe на заседании Комитета. Резолюцией собрания быть мож ет начнем «Вестник Жизни».
Ц елую Вас и Валентина Павловича. Любящий свящ. К.Аггеев.
Ожидаю от Вас писем.
22. С.Н.Булгаков — А.С.Глинке[182] <27.10.1905. Киев — Симбирск>
27 октября 1905г. Киев
Дорогой Александр Сергеевич!
Письмо Ваше (открытое) повергло м еня в смущение и волнение. Дело в том, что статья о Соловьеве вместе с письмом по поводу ее выслана Вам около месяца (с опозданием из-а того, что вследствиe приключившейся у мо ей девочки скарлатины, благополучно прошедшей, я ездил в Крым, где моя семья, и пот ерял две нед ели). Наведите справки, статью я сам отпровлял заказной бандеролью, на которой написан и мой адрес, так что она могла быворотиться в случае ненахожд ения. Смотрю на вашу открытку и вижу, что она от 2-го, а получена сегодня. Начинаю над еяться, что причина замедл ения в железнодорожной забастовке и Выуже получили т еперь все.
Итак, конституция! Стало быть ид ем в открытый бой с драконом, и да укрепит Бог наши слабые силы! Я сейчас, несколько опомнившись от окружающих ужасов, вс ецело захвачен мыслями о союзе Христианской политики (инт ересные письма по этому поводу получаю), об организации учредит ельного съезда, вообщe этой черновой, но н еотложной деятельности. Даже курс политической экономии с христианской точки зрения хочу писать, надо дать такую книгу сельскому духовенству. Последнее растет на глазах, как я в этом убедился, здесь в Киеве, во время епархиального съезда.
Равным образом м еня заботит петербургская газета, московская газета и народная литература. Этого по крайней мере на полгода хватит. В виду этого я легко помирился быс врем енным закрытием «Вопросов Жизни», например на год или на полгода. Да и вообщe по изменившимся условиям п ечати теперь надо изменять тип журнала. У меня опять неудовольствие накопля ется против «Вопросов Жизни» и Г<еоргия> Ив<ановича>, и вот мое последн ее слово. Для поддержания «Вопросов Жизни» в теперешн ем их виде я не ударю пальцем о палец, говорить же и убеждать Сытина мнe не позволит сов есть. Если журнал продолжится помимо меня, я выставлю условиe своего участия в редакции перенес ение ее