Скачать:TXTPDF
Взыскующие града. Хроника русской религиозно-философской и общественной жизни первой четверти ХХ века в письмах и дневниках современников

на Прагу, там буду читать лекции и служить[1932]. Пока адрес там: Тцчецчословаэуие. Прача. Бубенец. Чавлицкова. 36/IV, проф. Г.Вернадскы[1933], для меня. Здесь, думаю, найдется работы больше, чем хватит надорванных сил. Так что слава Богу. Но новая «проблематика» жизни, особенно церковной, обступает здесь и давит с силой неимоверной[1934]. Когда мы расставались с Вами в Москве, казалось, что я уже вступил в последнюю и окончательную стадию жизни и что будет ровный и гладкий путь до конца. В известном смысле это и верно, насколько это касается благодатного дара священства, который, хотя и не возгревал, хранишь как величайшую радость и святыню и ощущаешь как вторую природу. Но путь и здесь не оказывается гладким и исполнен новых задач и трудностей великих, пред которыми и стою. Мое позднее возвращение в Европу и стояние лицом к лицу с нею теперь, в этот момент жизни, с теми мыслями и настроениями, в которых я жил в Крыму, исполнено особой трудности и значительности. Но об этом не напишешь[1935]. Если може<те>, отзовитесь. Благословляю и <цел>ую так нежно, как только можно.

Прот<оиерей> С.Б.

Приложения

Приложение 1

Проект программы «Христианского Братства Борьбы»[1936]

В основу всех человеческих отношений должны быть положены: Христова любовь и Христова свобода.

Идеал полной и всецелой правды людских отношений не должен полагаться только в будущее, как это делается рабочими партиями, а осуществляться теперь же, немедленно, всеми верующими во Христа. Вся правда должна теперь же быть реализована среди верующих, но верующими будут не все.

Христиане совершенно не принимают того количественного представления о прогрессе, которое господствует в современном мировоззрении, по которому благополучие и обеспеченность, являющиеся сейчас достоянием некоторых, по достижении цели станут достоянием всех, и тогда настанет Царство всеобщего благоденствия.

Христиане имеют свое представление о прогрессе, кореннным образом отличающееся от мирского. Этот прогресскачественный, идущий вглубь, а не вширь. Количественное развитие его является чем-то производным и обуславливается развитием качественным.

Реализация полной правды в жизни верующих есть необходимый момент этого христианского прогресса. Она послужит началом того окончательного разделения, той последней и неизбежной борьбы добра со злом, о которых говорится в Апокалипсисе.

Всеобщего благополучия, по глубочайшей вере христианской, на этой земленикогда не будет. Всеобщего благополучия никакой социализм дать не может, ибо никакой социализм не властен над законами природы, из которых наиболее неустранимый и беспощадныйзакон смерти.

Христианство идет по пути преображения слепых и мертвых законов природы в благодатный строй Царствия Божия, и по вере христианской «последний враг истребится — смерть» (I Кор.15,26). В пределах истории последняя цель христиан — это явление «жены, облеченной в солнце» (Откр.12,1). Церковь откроется верующим как Невеста Христова, готовящаяся к браку с Господином своим.

После этого — начало уже вечного царствования Христова на новой земле и под новыми небесами (2Петр.3,13). Это и есть окончательная, за пределы истории выходящая цель христианского прогресса.

Христианский прогресс есть прогресс богочеловеческий. Действует и Бог и человек. Человек свободно совершает работу Господню, а Господь подает ему нужную силу и указывает, что нужно делать и как. Поэтому христианский прогресс есть дело и человека. Его усилиями, его свободной сыновней работой человечество приближается к своей запредельной цели.

Пришло время сознательно послужить этому приближению. Ибо «время близко» — мы вступаем в окончательный, апокалиптический период всемирной истории. Это говорил уже Достоевский. Об этом недавно во всеуслышание сказал Вл.Соловьев, неясным предчувствием и тревогой об этом полны все движения нашего времени и вся современная литература, отражающая их.

На теперешнем поколении лежит колоссальная задачанайти конкретные пути осуществления полной правды в жизни верующих и тем самым при содействии Духа Святого положить начало концу господства зла и смерти.

Одним из безусловно необходимых путей к этому является создание христианской общественности, выработка и нахождение форм христианского общественного служения. Последнее предполагает наличность определенной и конкретной практической программы.

ПРОГРАММА

Часть общая

У всякой практической программы должен быть непременно конечный и окончательный идеал. Только он может дать цельность, последовательность и единство разнородной в своих частях программе, и только он может объединить действия различных лиц, поставляя и указывая им единую цель.

Для Братства таким идеалом всех человеческх отношений (в частности, политических, общественных и экономических) является Церковь. В ней одной возможна полная реализация свободы Христовой, то есть свободы от всего внешнего и реализация полной Христовой любви. А действительное осуществление свободы любви есть полная правда человеческой жизни.

В Церкви Христовой должна быть воплощена вся полнота истины. Поэтому всякое человеческое учение, всякое человеческое действие или переживание, в котором содержится крупица истины, в Церкви должны быть превзойдены. В осуществленном виде, в живой наличной деятельности Церкви всегда должно быть больше, чем даже то, что справедливо намечается в самых крайних запросах и требованиях (а не в осуществленном виде) у различных направлений, партий и отделных людей.

Поэтому, в частности, вся та правда, которая находится в представлении анархистов о государственном строе, или в представлении социалистов об экономическом — должна быть реализована в Церкви.

Всякая власть одного человека над другим, покоящаяся на чем-либо внешнем (на богатстве, происхождении, традиции, внешнем авторитете и т.д.), с христианской точки зрения, является безусловно недолжной и недопустимой, и потому в церковной жизни подлежит полному упразднению. В христианских общинах должен быть осуществлен полный идеал безвластия. Отношения между членами общин должны определяться исключительно внутренними, глубочайшими, Богом заложенными, индивидуальными свойствами и теми дарами Духа Святого, который будет излит от Бога на верующих.

Этим самым внутри общин должны уничтожаться и все темные следствия государственной жизни. Должны уничтожаться суды и тюрьмы и какое-либо участие в войне. Продолжая жить в государстве, верующие будут исполнять лишь те требованя, которые не противоречат их вере, и потому они должны навсегда и безусловно отказываться от несения воинской повинности.

Управление всеми делами общины должно основываться на принципе выборности. В выборах реализуется основная черта общинной жизни — общение. Священнослужители всех степеней, выбранные в свободном согласии всех членов общины, будут находить необходимую основу для своего пастырского служения.

Богослужение в христианских общинах должно определяться непосредственным вдохновением и свободным религиозным творчеством.

Оно должно приблизиться к жизни так, чтобы жизнь верующих со всеми запросами, со всеми глубочайшими и задушевными стремлениями литургически в нем отражалась, находила бы в нем высшее освящение и оправдание. Богослужение должно проникнуться жизнью для того, чтобы вся жизнь стала молитвою.

Подлинное общение в молитвах должно повести к тому, что в церковных общинах должны ощутительно проявиться дары Духа Святого, дар чудес, дар пророчеств и живые новые откровения.

В этой атмосфере художественные силы верующих развернутся на полной свободе во всю свою ширь, и жизнь верующих облечется в новую, еще не виданную миром красоту.

Находя свое высшее выражение в общении молитв, единство и единение верующих должно осуществляться и в полном общении имуществ. Всякая частная собственность у верующих должна быть превзойдена. Внутренне от нее освободившись, верующие должны жить в полном общении, владея всем сообща.

Для полного общения необходимо:

Чтобы земля, перестав быть чьей-нибудь, стала Господней и по возможности пользование ею было предоставлено всякому, кто пожелает вложить в нее личный труд, или поработать на ней совместно с семьей или со своими товарищами.

Чтобы все прочие орудия и средства производства в виде фабрик и различных промышленных, ремесленных и торговых заведений находились в распоряжении всей общины.

Чтобы уничтожена была в среде верующих навсегда и совсем эксплуатация одними труда и рабочей силы других. Должно быть общение и в труде. Труд должен стать общим во исполнение слов Апостола: «не трудящийся, да не ест», справедливым, то есть сообразоваться с природными задатками и наличными силами всех, на кого он будет возлагаться, и религиозным , то есть для верующих труд должен быть не эмпирическим общественным занятием, а работой Господней, производимой с молитвой и религиозным одушевлением.

Чтобы все результаты совместного труда и общего труда, все продукты производства стали общими, то есть рапределялись любовно и справедливо «смотря по нужде каждого» (Деян.11,45). «Чтобы была равномерность» (2Кор.8,13—14) .

ЧАСТЬ СПЕЦИАЛЬНАЯ

Программа церковная

Установление выборного начала при замещении всех должностных лиц в Церкви. Выборными должны быть епископы, священники, диаконы и весь причт.

Выборы должны производится всеми верующими. Всеобщность выборов требуется

свободой, ибо только при всеобщности выборов будут устранены все внешние влияния, вследствие которых отвественные должности руководителей в Церкви занимаются совершенно неподходящии людьми—

любовью, которая открывает, что самый последний прихожанин такой же член Церкви, и такой же сын Божий, как и все остальные.

Епископы могут избирться только из священников. Священники же, диаконы и другие лица причта выбираются из всех верующих. Причем монахи всех степеней не имеют никаких преимуществ перед другими верующими. Они избираются на совершенно равных правах со всеми.

Выборное начало должно вступать в действие постепенно, за смертью или выбытием по другим причинам вященника или диакона его место занимается не назначенным, а выборным кандидатом. Что касается епископов, то все они должны быть теперь же удалены на покой, во исполнение слов Правил Апостольских: » Аще который епископ, мирских начальников употребив, через них получает епископскую в Церкви власть, да будет извержен и отлучен и отлучены будут все сообщающиеся с ним» (Правило 3О). На освобождающиеся кафедры должны быть избраны общими усилиями епархиального духовенства и мирян — новые епископы из священников или монахов, проявивших себя истинными служителями Церкви Христовой (может быть переизбран и прежний епископ, если он занимал должность с честью).

В соответствии с введением выборного начала, должно быть совершенно реформировано дело духовного образования. Все существующие школы, от высших до низших, должны быть уничтожены или же превращены в светские — никакого специального отношения к подготовке пастырей не имеющие.

Для избранных священников и диаконов должны быть открыты годичные курсы, для специальной подготовки к пастырскому служению.

Необходимо немедленное уничтожение духовной цензуры и представление полной свободы всякому желающему устно или письменно проповедовать и распространять свои религиозные взгляды.

Материальная сторона обеспечения духовенства всецело переходит в руки прихода. С государством должны быть прерваны все связи, которые налагают какие-либо внешние обязательства и мешают внутренней свободе действия. Таким образом будет проведено полное отделение Церкви от Государства. Это отделение выражается:

В отказе от какого бы то ни было покровительства государственной власти. Церковь должна потребовать, чтобы были отменены все карательные законы за так называемые религиозные преступления.

В отказе от принятия Церковью присяги у отбыващих воинскую повинность, поступающих на высшую судебную и государственную службу, а также отказ от принятия присяги в суде. Для верующих присяга излшня, ибо они и без того не могут лгать, а для неверующих она — кощунство.

В отделении школы от Церкви. Свое религиозное воспитание подрастающие поколения должны получать в храме, и воспитание это должно быть свободным, не связанным ни с каким принуждением.

Все монастырские имущества

Скачать:TXTPDF

Взыскующие града. Хроника русской религиозно-философской и общественной жизни первой четверти ХХ века в письмах и дневниках современников Флоренский читать, Взыскующие града. Хроника русской религиозно-философской и общественной жизни первой четверти ХХ века в письмах и дневниках современников Флоренский читать бесплатно, Взыскующие града. Хроника русской религиозно-философской и общественной жизни первой четверти ХХ века в письмах и дневниках современников Флоренский читать онлайн