Скачать:TXTPDF
Взыскующие града. Хроника русской религиозно-философской и общественной жизни первой четверти ХХ века в письмах и дневниках современников

должны перейти в руки всей Церкви. При монастырях должно быть оставлено самое необходимое. Содержаться все монахи должны своим личным трудом. Эти имущества идут:

на построение новых храмов во всех местах, где это необходимо—

на обеспечение приходской общинной жизни—

оставшийся излишек — на народное образование и на дела общественной благотворительности. Кроме того, все дальнейшие пожертвования в монастыри должны передаваться всей Церкви.

Для проведения этих реформ в жизнь должен быть созван Всероссийский Церковный Собор, как из представителей духовенства, так и из представителей мирян с правом решающего голоса.Все заседания Собора должны быть открытыми для всех желающих.

Подробный отчет каждого заседания должен печататься в специальных бесплатных изданиях, которые могут получать все желающие на местах.

Серия заседаний по одному вопросу должна быть отделена от другой серии по другому вопросу некоторым промежутком времени для того, чтобы поднятые в прошлом заседании вопросы и постановления по ним могли быть обсуждены печатью.

Во все продолжение совещаний каждым желающим может быть подано заявление или мнение по поводу обсуждаемых вопросов, для рассмотрения которых избираются из состава Собора особые комиссии.

Созванию Собора должны предшествовать разнообразные подготовительные работы:

организация на местах епархиальных съездов при участии мирян с правом решающего голоса;

обсуждение всех вопросов, подлежащих рассмотрению Собора в печати и т.д.

Программа политическая

Стоя по отношению к верующим на точке зрения безусловного идеала, долженствующего быть воплощенным теперь же немедленно, Братство по отношению к неверующим или иначе верующим будет предъявлять требования в виде программы-минимума.

Эта программа, в узком смысле практическая, определяется взаимотношением безусловных христианских норм с изменчивыми условиями данного момента и данного места, а потому и программа будет подвижной и будет принимать новые формы, в зависимости от достигнутых результатов.

Ее содержание будет определяться реальными нуждами и потребностями живущего теперь поколения, и потому Братство будет всегда стоять по отношению к находящимся вне Церкви на почве так называемой реальной политики. В данный момент эта программа такова:

В виду отсутствия в настоящее время правительства, гарантирующего выполнение назревших и неотложных нужд всей страны, — Братство считает необходимым немедленный созыв Учредительного Собрания, обладающего полнотой суверенной власти.

Выборы в Учредительное Собрание должны производиться на основах всеобщего (без различия вероисповедания, национальности и пола) равного избирательного права с прямой и тайной подачей голосов. Пропорциональное представительство для обеспечения прав меньшинства.

В Учредительном Собрании Братство считает нужным отстаиватьДемократическую республику. Со своей точки зрения Братство мотивирует это религиозной необходимостью в корне уничтожить в народе языческое отношение к власти, к царю как помазаннику Божию. Такое отношениеБратство считает одним из основных грехов русского народа и одной из главных причин паралича Церкви.

В соответствии с основной реформой государственного строя необходимы:

амнистия всех без исключения пострадавших за политические и религиозные убеждения (аграрные волнения, беспорядки в войсках и т.д.);

немедленная отмена всех ограничительных узаконений и снятие военного положения со всех мест, где оно еще сохранилось;

учреждение независимого, гласного суда, равного для всех с несменяемыми судьями, немедленная отмена смертной казни.

неприкосновенность личности, жилищ, почтовой корреспонденции, свобода совести, слова, печати, собраний, союзов, стачек, право петиций.

реформы местного и городского самоуправления на основах всеобщего избирательного права.

признание за отдельными нациями права на самоопределение.

ж) введение всеобщего бесплатного и обязательного народного образования.

Программа экономическая

Проповедуя и осуществляя среди верующих полное уничтожение частной собственности и переход к общему и любовному владению землей, орудиями и продуктами производства, Братство по отношению к неверующим предъявляет программу-минимум:

реформа всей налоговой системы в направлении развития прямых налогов за счет косвенных; установление прогрессивного подоходного и поимущественного обложения;

переход всех земель государственных, удельных, кабинетских, церковных и частновладельческих в собственность всего народа и в распоряжение демократически организованных сельских общин, территориальных союзов общин, на началах уравнительного пользования;

введение 8-часового рабочего дня и широкое развитие фабричного законодательства; установление минимума заработной платы, государственное страхование на началах самоуправления страхуемых; законодательная охрана труда во всех отраслях производства; гигиеническая обстановка труда; выборность фабричных инспекторов; профессиональная организация рабочих и участие профессиональных союзов в установлении внутреннего распорядка на фабриках и заводах.

Приложение 2.

ВОЗЗВАНИЕ К ЦЕРКВИ[1937]

Ныне, когда порвана всякая связь Царя с народом, когда самодержец, принявший вместе с помазание от Церкви обязанность служить народу, окончательно сию обязанность нарушил, когда не услышан им голос народа, требовавший ближайшего участия в правлении как единственного спасения России от неминуемй гибели, когда все обещания правительства оказываются обманом, так что все, что делается им, тот час же отнимается, когда власть самодержавная поддерживается лишь диким и грубым военным насилием и попранием всех законов, Божеских и человеческих, когда предстоит такая кровавая смута, о коей и помыслить страшно.

Ныне мы, собравшиеся в Петербурге в открытом собрании, объединенные) священники и миряне, признаем самодержавное правительство отступившим от духа Христова, духа любви и свободы и, следовательно, навсегда лишившимся благославления Церкви Православной.

Мы взываем к Истинной, Святой, Соборной, Апостольской Церкви, да возвысит она свой голос в голосе своих верховных святителей, пастырей, учителей и всех христиан православных, да произнесет безболезненно перед лицом всей России свой суд над самодержавием как над врагом Церкви и народа. Да благословит всех русских людей на великий и святой подвиг освобождения, на мученическое пролитие не чужой, а своей крови за великое дело свободы народной.

Молимся Тебе, Господи, освободи землю русскую от ига рабства духовного и телесного. Веруем, что никто, кроме Тебя, Бога любви, не сможет сделать нас свободными по слову Твоему: «Если Сын освободит вас, то истинно свободны будете»[1938] И послову Твоего ученика: «Вы куплены дорогой ценой, не делайтесь рабами человеков»[1939].

Власть только от Бога, насилие от дьявола, рабство от дьявола.

Дабы Церковь действительно могла встать на сей подвиг освобождения вместе со всем русским народом, мы считаем должным и нужным следующее:

Прекратить в храмах возношение молитв за Царя и Царствующий дом. Возносить молитву за освобождение народа.

Как лицам духовным, так и мирянам проповедовать против той кровавой смуты, которая поддерживается самодержавным правительством.

Разрешить войско от присяги Царю.

Посылать к властям и начальствам представителей Церкви вместе с мирянами для предотвращения насилий и кровопролитий.

Объявить Синод лишенным канонических прав. Немедленно созвать собор, который явился бы истинным полномочным представителем Церкви перед народом.

Это решение настоящего собрания распространяется по всем Духовным Академиям, Семинариям и приходам. По всем другим городам устроить точно такие же собрания, дабы они присединились к сему решению.

Не бойся, малое стадо!

Со Христом к свободе!

Аминь!

Приложение 3.

Философско-юридический кружок

Темы некоторых докладов и рефератов, прочитанных в 1907—09 гг.[1940]

Темы первых четырех заседаний не выяснены.

5 заседание: Воскресенье. Савицкий реферат на тему:

Неокантианская философия и Марбургская школа

6 заседание: Воскресенье. Б.П.Вышеславцев доклад на тему:

Философское обоснование прав большинства

7 заседание: Четверг. Д.В.Викторов доклад на тему:

Об эмпириокритицизме

8 заседание: Среда. С.Л.Франк доклад на тему:

О прагматизме

9 заседание: Четверг. А.И.Топорков доклад на тему:

Индивидуализм и соборность

/?/ заседание: Суббота. Д.С.Мережковский доклад на тему:

Борьба за догмат

/?/ заседание: Пятница. С.В.Лурье доклад на тему:

О гетерогенности искусств

/?/заседание: Суббота. С.О.Гессен доклад на тему:

Понятие реальности и ценности в философии Риккерта

Приложение 4

Предисловие к «Сборнику первому. О Владимире Соловьеве»

От издательства «Путь»

Русское самосознание находится в периоде затяжного кризиса, который, повидимому, не ограничится одним нашим поколением. Старые устои жизни и традиционные формы самосознания разбиты или же разбиваются на наших глазах историей, а новое только зарождается в мучительной борьбе и проходит через начальную стадию своего развития.

В такую критическую, но вместе с тем, творческую эпоху, когда закладывается фундамент нашего будущего, с совершенно исключитеьной остротой поднимается в душе загадка России. Что такое Россия, в чем ее святыня и задача?

Перед нами ставится вопрос не об одних только внешних судьбах России, не об одном только ее государственном бытии и экономическом благосостоянии, но обо всем ее духовном облике, о ее призвании и значении в мировой истории. Предоставляя себе отвечать на эти вопросы в ряде последующих изданий, книгоиздательство Путь однако ставит вне вопроса и сомнения общую религиозную задачу России и ее призвание послужить в мысли и в жизни всестороннему осуществлению вселенского христианского идеала.

В таких мыслях и чувствах приступая к своему делу, оно желает в меру сил и возможности послужить углублению русского самосознания. Нашему поколению предстоит заново ориентироваться в своем прошлом и настоящем, пересмотреть свое идейное наследие и сознательно отнестись к основным явлениям духовной жизни современности. Этими задачами определяется план деятельности издательства Путь . Во-первых, оно имеет в виду знакомит русского читателя с позабытыми и мало или недостаточно известными русскими мыслителями, служившими религиозной русской идее. В этих видах оно предпринимает переиздание сочинений некоторых писателей (так уже изданы сочинения И.В.Киреевского, предположено издание сочинений Чаадаева и др.), а также подготовляет серию монографий «Русские мыслители», в которых даны будут духовные портреты крупнейших представителей русской религиозной мысли и русского самосознания.

Во-вторых, в издании Пути будут выходить произведения современных русских авторов, посвященные религиозным и философским вопросам и соответствующие по своему содержанию и направлению намеченным задачам. Этими же соображениями определяется выбор и переводных произведений.

В-третьих, издательство предполагает непереодически выпускать сборники статей разных авторов на определенные темы, которые представляются ему очередными или же наиболее важными. Кроме настоящего, в этом году будет выпущен (осенью) сборник о религии Льва Толстого. В дальнейших сборниках предположено касаться важнейших явлений религиозной и философской мысли на Западе, в частности новейших течений в современном католицизме и протестантизме, основных направлений современной философской мысли (преимущественно немецкой) в области гносеологии, метафизики, этики, эстетики. Наряду с этим издательство имеет посвящать подобные же сборники и различным сторонам духовной жизни России. Центральное место естественно принадлежит здесь теме, которая по времени разработки может оказаться последней, но по значению в глазах издательства является первой: о православии и об его отношении к современности.

Настоящий, первый, сборник издательства Путь посвящен Влад. Соловьеву и представляет собой десятилетние поминки о нем. Он составился преимущественно из речей и рефератов, читанных в торжественных заседаниях двух московских обществ — Психологического и Религизно-философского и посвященных памяти Вл. С. Соловьева.

Приложение 5.

ЗАПИСНАЯ КНИЖКА В. Ф. ЭРНА[1941]

<1913—1914 ?>

Выписки и заметки

Время и пространство.

«В наше время!» Что такое наше время? Его времявовсе не мое время, быть может… Он живет вчерашней остылой новизной, которая по закону инерции еще действует нынче, и будет участвовать завтра, все расширяясь и расширяясь, но и слабея вместе с тем, «Мое время не его эпоха…»

К.Леонтьев. Отшельничество, монастырь, мир.

Серг<иев> посад. 1913, стр.39. p>

Отрывки хилиастического мифа

Новое время захотело овладеть Природой. Выведать ее «секреты», насильственно их раскрыть принудительными методами исследования, и затем утилизировать природные силы. Природа взяла и скрылась спрятала лицо свое, ушла и свернулась в недрах своих. Получился новый эон.

Скачать:TXTPDF

Взыскующие града. Хроника русской религиозно-философской и общественной жизни первой четверти ХХ века в письмах и дневниках современников Флоренский читать, Взыскующие града. Хроника русской религиозно-философской и общественной жизни первой четверти ХХ века в письмах и дневниках современников Флоренский читать бесплатно, Взыскующие града. Хроника русской религиозно-философской и общественной жизни первой четверти ХХ века в письмах и дневниках современников Флоренский читать онлайн