Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:TXTPDF
Взыскующие града. Хроника русской религиозно-философской и общественной жизни первой четверти ХХ века в письмах и дневниках современников

в Москву, куда пер ееду при первой возможности (в есной или осенью)[183]. Г<еоргия> Ив<вановича> нужно подчинить опр еделенной конституции. Если журнал не осуществится, то я буду убеждать и надеюсь убедить Сытина издавать (м<ожет> б<ыть> при Соловь евском обществе) «Соловьевский Вестник»[184], журнал христианской философии и христианской политики, без беллетристов и б ез позитивистов, с широкой терпимостью, но все же свой. За такой журнал я буду распинаться, и нужен — в дополнениe к другим нашим органам — именно такой журнал, а не сец ессион[185], к которому я лично все-таки холоден. Напишите, дорогой мой, или лучше телеграфируйте, можете ли Выв началe ноября или в начале д екабря быть в столицах для налаживания всех дел наших.

Без Вас обойтись-то можно, но совет Ваш и для д ела и для меня дорог. Обнимаю Вас. Ваш С.Б.

Статью в «Русскоe Слово» я посылал (на церковоно-общ ественную тему), но она возвращена по нец ензурности, но я подозреваю зд есь чарыАртабана, который предпоч ел быменя в качествe социолога.

23. К.М.Агеев — В.П.Свенцицкому[186] <31.10.1905. СПб — Москва>

СПб. Смольный

Дорогой Валентин Павлович, сию минуту получил Ваше письмо. Я только могу от всего сердца благодарить Вас за приглашение, столь мнe приятное. Я был бысчастлив, если бычем-либо мог помочь д елу, связанному со столь дорогим мне именем…

Завтра у нас сов ещание у о. Григория. При езжает И.Д.Сытин. На моe письмо по поводу газетыи сов ершенно неожиданного поворота о. Григорий сказал мне сегодня: газета будет, так говорит об этом полученное мною письмо от И.Д. Целую Вас и В<ладимира> Фр<анц евича>.

Священник К.Агеев

Сегодня или завтра приезжает в СПб С<ергей> Н <иколаевич> Б<улгаков. Подробнее напишу на днях. h1>24. К.М.Аггеев — В.Ф.Эрну и В.П.Свенцицкому[187] <4.11.1905.СПб — Москва>

4. 11. 1905. Смольный

Дорогиe Владимир Францевич и Вал ентин Павлович.

Серг ей Николаевич посвятил м еня в ваше настроениe по отношению к о. Григорию. А сам о. Григорий передавал мнe о заседании у Астрова[188], оставившем в его душe «столь неприятный осадок». Мнe почудилось в передачe о. Григория какая-то смущенность, н ечто вроде сожаления о бывшем. Представьтe : мне самому почему-то стало его жалко. Это, быть может, чисто субъективное.

Как быто ни было, мнe очень хочется перекинуть отсюда к вам, в ваш флигелек, ветку примирения. Нас так мало, что всякий разрыв тяж ел — а с лицом, сделавшим н есомненно многое для торжества Христовой истины, особенно…

Есть и особые обстоятельства, дающиe мне смелость просить Вас вменить бывшее в н ебывшее. О.Григорийцелые годынаходился в исключит ельных условиях: целые годывсе носят его на руках. Петербург и провинция соперничают в восхвалении его. Ну как не закружиться головe от этого вихря? Позволительна в таких случаях снисходительность?

Вы, дорогие друзья, простите меня за это письмо, которое я вам пишу после беседыс С.Н.Б<улгаковым> , который тоже разделя ет мои чувства при согласии с Вами по существу. Кстати, письмо в «Руси» о Кронштадте написано о. Григорием исключительно по собственной инициативе.

* * * * * * * * * * * * *

Вчера составили первый № «Вестника Жизни». Ваша статья «Деморализация войск» вошла в н его. Ожидаем с часу на час при езда И.Д.Сытина и примемся за д ело.

Вопрос о народной газ ете с редакторством С<ергея> Н<икола евича> Б<улгакова> не нужно считать отрицательно реш енным: такое я вынес впечатление из беседыс о. Григори ем. Подробнее напишу на днях.

При «Вестникe Жизни» можно будет учр едить Петербургский секретариат партии Христианской политики[189]. Во всяком случае Антон Владимирович Карташ ев и я радыбудем служить этому д елу.

Любящий Вас всей душой свящ. К.Агеев.

Хорошо было быхотя быдля второго № получить от вас обоих что-либо.

При случае сообщите о. Петру П етровичу, что мой адрес нe Стремянная 20, как он пиш ет, а Смольный. Я тоже буду писать ему. Его ввел в заблуждение конв ерт, в котором за отсутствием чистых шлю свое письмо.

25. С.Н.Булгаков — А.С.Глинке[190] <11.11.1905. Киев — Симбирск>

11.11.1905г. Киев

Дорогой Александр Сергеевич!

Воротился я из Москвыи П етербурга и ничего Вам определенного сказать не могу, как ни хотелось быВас чем-нибудь порадовать: все неясно и смутно. От газетыСытин отвиливает (б.м. не б ез влияния о. Гр<игория>[191], хотя это не достоверно). «ВопросыЖизни» мырешили попробовать продолжать б ез денег и, нe платя почти гонораров, исключив текущую политику и позитивистов. Но, конечно, вопрос осущ ествятся ли они без д енег. Ж<уковский> от нас отказался совсем. Г<еоргий> Ив<анович>[192] ограничен одним белл етристическим отделом. Был принципиальный и откровенный разговор. Большe всего я надеюсь на «Вестник Ж<изни> «, хотя Сытин и от н его не прочь увильнуть. Но он так или иначе будет. Напишитe мне нем едленно для первого номера и отшлите в П етербург не очень большую статью о чем хотите, — религиозную. В ероятно Вам уже писали об этом, но прошу Вас сделать нем едленно. Как только выяснится что-либо, извещу.

Будьтe здоровы. С.Б.

26. К.М.Аггеев — В.Ф.Эрну и В.П.Свенцицкому[193] <14.11.1905.СПб — Москва>

Дорогие Владимир Францевич и Валентин Павлович, после мучительно н ерешительных недель, истерзавших нас обоих, «Вестник жизни», пер еименованный в «Свободу и Р елигию»[194], близок к появлению на свет Божий. Сегодня у А<нтона> Вл<адимировича> К<арташева> были Сытин и солидный п етербургский книгоиздат ель Сойкин и заявили, что берут совм естно наш орган в свои руки.

В самых первых числах декабря выйдет п ервый номер. А раньше будет публиковаться составленный С.Н.Б<улгаковым> и принятый всеми нами просп ект издания. Мыожили со вчерашн его дня. Трудно в достаточной степ ени изобразить вам пер ежитую душевную муку: свые полугода жить идеей журнала и вдруг по каким-то роковым стечениям событий потерять его…

Григорий, к слову сказать, от издания и даже сотрудничества пока устраняется: по его ж еланию в объявлении его фамилии значится не будет <надписано над строкой>: Это слова о. Григория — для возможности писать о н ем)

Обращаемся к вам с горячим призывом — объединиться около наш его новорожденного детища и отдать ему свои силы…

*******************************************

Народная газета в Москве будет издаваться Сытиным. Главным деятел ем в ней будет о.Григорий, который даже, как мне передавали, пер езжает на жительство в Москву. Было быконечно очень хорошо и ваше участие, но боюсь я за его возможность: чистывыдля компромиссов и нe захотите идти по указкe людей, несколько чуждых вам. Во всяком случае, не откажите поделиться св едениями о предстоящ ем народном органе, если они у вас имеются.

Ожидаем статей. В первом № буд ет отзыв о вашем сборникe . А я, надо полагать, посвящу ему нe одну статью.

Антон Владимирович оч ень просит сообщить имя и отчество Флоренского. Попросите его при свидании о статьях.

Всего вам хорошего ! Преданный свящ<енник> К.Аггеев.

27. К.М.Аггеев — В.Ф.Эрну и В.П.Свенцицкому[195] <3.12.1905.СПб — Москва>

3. 12. 1905. Смольный

Вал ентин Павлович, Владимир Францевич,

Вам теп ерь известен финал нашей газеты. Больно, но рук покладать не стоит.

Я делаюсь более или менее постоянным сотрудником «Церковного Вестника» и, если только смогу быть полезным, — Вашей библиотеки. Прошу Вас располагать всеми моими статьями, как напечатанными, так и имеющими появиться на свет, делать в них редакционные изменения по своему усмотрению. В прошлом году, в конце, была напечатана в «Церковном Вестнике» моя заметка «Нуждыдеревни», имеющая принципиальное значение, написанная по поводу книги «Нуждыдеревни» изд. «Право»[196]. Не будет ли она полезна Вам ? «Московские Ведомости» окрысились на нее: значит, в ней есть нечто достойное внимания. В начале 1906 года будут напечатаны»Церковь и государство», «Смертная казнь перед судом христианского сознания». Возможно редакция их немного кастрирует, тогда я пришлю Вам оригинал

Откликнитесь о ходе Вашего издательского дела. Боюсь, что мои письма до Вас не доходят. Напишите, можно ли мне будет пристроить куда-либо (разумею «Нашу Жизнь») «Деморализацию войск». В Вашем книгоиздательстве, уверен примут участие мои киевские друзья. Повторяю: напишите поподробнее. Как был быя рад Вашей народной газ ете. Помните и об этом. Целую Вас

Свящ. Аггеев

Примемся с А. Вл. К<арташевым> за р<елигиозно>-фил<ософскиe > собрания.

28. С.Н.Булгаков — А.С.Глинке[197] <28.12.1905.Киев — Симбирск>

Ки ев, 28.12.1905

Милый Александр Сергеевич!

Как давно от Вас нет известий и как хотелось бы, как внутренне нужно свидеться. Не нужно рассказывать, как переживались и мною и Вами эти томительные дни предварительного антихристова разгула[198]. Можно сказать здесь только одно: в терпении спасайте души ваши! В то жe время как поучительныэти ужасные дни, как выжигают они «солому» в душe , обесценивают тленные ценности и заставляют искать только нетленных.

Литературные дела наши окончательно расстроились. Так как я полтора месяца почти отр езан, то имею только самые скудные свед ения. «ВопросыЖизни» окончательно разложились. Д<митрий> Е<вгени евич>[199], почувствовавший к нам со времени возвращения Струве[200], род брезгливого презр ения и раздражения за пон есенные убытки, не хочет издать дажe декабрьскую книжку. Д енег, конечно, не достали, до «Вопросов Жизни» ли сейчас. Но произошло и окончательное внутреннее разлож ение. Н<иколай> Ал< ександрович>[201] отзывается теперь о Г<еоргие> И<вановичe > так, как вероятно отзываются М ережковские. Я, как ни охладел к нему за последнее время, этого не понимаю и этим огорчаюсь. Одним словом, ид ет гниение. Еженед ельник наш хотел издавать Сытин с Сойкиным (?!), но, очевидно, в конце концов отказались, и я приписываю это враждебному влиянию Петрова, иначе н ельзя это понять. Впрочем, я этого нe знаю.

Теп ерь на нашем горизонтe появился Александр Стахович[202], который хочет финансировать журнал, но пока н ет тоже ничего осязательного, и я боюсь верить. Наконец, из нашей народной газ етыродилась кощунственно-б езбожная — по проспекту и названию — «Правда Божия», редактируемая священником Петровым![203] Как верен был Ваш инстинкт относительно него, т еперь для меня ясно, что Выбыли правы. У москвичей остаются еще какие-то надеждыи комбинации. Впрочем, в данный острый момент реакции нельзя было начинать газету. Вообще же я внутр енно все-таки как-то успокоился в в ере, что у нас будет орган, а если нет с ейчас, значит, еще не нужно.

Как Ваше здоровье? Боюсь, что смерть «Вопросов Жизни» произведет у Вас финансовый крах. Как бынам повидаться? Не могли быВыбез ощутительных для с ебя потрясений приехать в Москву или Петербург в 10-х числах января? Я быВас известил тел еграммой о точном сроке сво его выезда.

Нужно бывсем сообща посовещаться относительно съезда «христиан», как говорят москвичи, или «Союза Христианской политики», как его организовать и проч. Есть практические предложения, и в видуцерковного собора[204] это получает важное знач ение. Если нe

Скачать:TXTPDF

Взыскующие града. Хроника русской религиозно-философской и общественной жизни первой четверти ХХ века в письмах и дневниках современников Флоренский читать, Взыскующие града. Хроника русской религиозно-философской и общественной жизни первой четверти ХХ века в письмах и дневниках современников Флоренский читать бесплатно, Взыскующие града. Хроника русской религиозно-философской и общественной жизни первой четверти ХХ века в письмах и дневниках современников Флоренский читать онлайн