А.Н.: 470, 493, 539.
Шопен Ф.: 438.
Шпет (Шпетт) Г.Г.: 251, 251.
Штаммлер: 394.
Штейнберг А.: 280.
Штейнер Р.: 321, 337, 337, 353, 370, 404, 404, 410, 410, 420, 424, 445, 445, 459, 465, 470, прил. 5.
Штроссмайер Й. Ю., епископ: 248, 248, 250, 273.
Шулкарский: 354.
Шукхард К.: 135.
Шургаия А.В.: 445.
Шум: 398.
Шуман: 300.
Щербов: 398, прил. 6.
Щукин Сергий, свящ.: Введ., 283, 300, 305, 314, 315, 316, 317, 319, 320, 322, 323, 325, 328, 342, 413, 431, 434, 476.
Щукин, меценат: 484, 524.
Экхарт И.: 390.
Эйкен Р.: 353, 353.
Эйхенвальд А.А.: 267.
Экземплярский В.И.: 314, 332, 342, 370, 375, 596.
Эллис (Л.Л.Кобылинский): 68.
Эригена (Эриугена) Скот: 394.
Эрн Е.Д.: 105, 155, 202, 231, 399.
Эрн В.Ф.: 1, 2, 5, 6, 7, 8, 10, 16, 16, 17, 17, 19, 19, 30, 31, 32, 34, 35, 36, 37, 38, 39,39, 40, 43, 44, 48, 51, 52, 57, 58, 59, 60, 63, 64, 65, 69, 70, 71, 72, 73, 76, 78, 79, 87,90, 91, 92, 94, 96, 98, 100, 101, 102, 103, 109, 109, 122, 149, 152, 162, 168, 179, 185,189, 195, 196, 197, 200, 200, 207, 208, 209, 211, 214, 218, 219, 221, 226, 227, 231, 233, 240, 241, 241, 246, 250, 256, 257, 258, 260, 264, 265, 266, 269, 269, 271, 271,281, 282, 285, 288, 288, 293, 300, 303, 303, 305, 308, 308, 315, 317, 321, 322, 323,331, 332, 333, 340, 342, 346, 356, 359, 370, 375, 387, 389, 394, 395, 396, 401, 402,403, 405, 406, 410, 413, 419, 422, 427, 430, 431, 432, 434, 435, 438, 444, 449, 450, 464, 468, 470, 473, 479, 484, 493, 493, 495, 498, 501, 503, 518, 519, 520, 521, 523,524, 525, 533, 537, 539, 540, 541, 543, 547, 549, 559, 561, 562, 563, 575, 584, 595,606, 628, 629, 629, Прил. 2 (примеч), Прил. 6.
Эрн (Кублицкая) Д. Ф.: 106, 106, 558.
Эрн (Калашникова) И.В.: Введ., 156, 156, 629.
Эрн Н.Ф.: 38.
Эрн Ф.К. 155.
Эткинд А. 379, 461.
Эфрос Н.Е.: 116, 116.
Яковенко Б.В.: 250, 269, 269, 271, 280, 293, 317, 332, 335, 349, 360, 360, 370, 370, 376, 376, 382, 387, 387, 420, 437, 457, 459, 485, 510.
Якунчикова (Мамонтова) М .Ф.: 251, 251.
Ярославский Е. (Губельман): 34.
Ященко А.С.: 376.
Примечания
1
Понятия «христианская общественность» и «христианская политика» были введены в обращение В.С. Соловьевым в работах 1880-90-х годов (Соловьев В.С. Великий спор и христианская политика. Собр. соч., в 10 т. СПб. 1912, т. 4, с. 1—114. О подделках, там же, т. 6, с. 327—339). Развивая учение о Богочеловечестве на основе христологического догмата, он полемизирует со сторонниками псевдохристианского индивидуализма, утверждавшими «неотмирность» Евангелия, и потому невозможность для христианина участвовать в политике. Философ обвинял своих оппонентов в докетической ереси, в «подделке христианства», которую они совершают, умаляя роль человеческой личности в Богочеловеческом процессе таинственного созидания Царствия Божия. В его понимании «Царствие Божие есть полная реализация божественного в природно-человеческом чрез Богочеловека-Христа, или другими словами — полнота естественной человеческой жизни, соединяте его чрез Христа с полнотою Божества. Напоминая слова Иисуса о том, что «Царствие Божие силою берется, и употребляющие усилие восхищают его», Соловьев заключает, что «Царствие Божие, совершенное в вечной божественной идее («на небесах»), потенциально присущее нашей природе, необходимо есть вместе с тем нечто совершаемое для нас и через нас. С этой стороны оно есть наше дело, задача нашей деятельности… Итак, идея царствия Божия необходимо приводит нас (разумеется всякого сознательного и искреннего христианина) к обязанности действовать — в пределах своего призвания — для реализации христианских начал в собирательной жизни человечества, для преобразования в духе высшей правды всех наших общественных форм и отношений — то есть приводит нас к христианской политике».
2
В.Свенцицкий. Проект программы «Христанского братства Борьбы», М., 1906. См. Приложение 1.
3
Г.Федотов. Об антихристовом добре. Лицо России. Ымца-Пресс. Париж. 1988, с. 44.
4
Путнам Г.Ф. Руссиан алтернативес то Мархисм: Цчристиан социалисм анд идеалистиц либералисм ин ХХ центуры Руссиа. —Кнохвилле. 1977. Здесь и далее цитируется по: Христианский социализм или социальное христианство? (Русская религиозная мысль и общественный вопрос в ХХ в.) Цит. по обзору Р.А.Гальцевой и И.Б.Роднянской //Проблемы православия в зарубежных исследованиях. Реферативный сборник. ИНИОН. М., 1988, с. 215—238.
5
Аксенов-Меерсон Михаил . Православие и свобода. Цчалидзе Публицатионс. 1986.
6
С. Булгаков. От марксизма к идеализму. Сборник статей. 1902.
7
Проект программы ХББ, см. Приложение 1.
8
Там же.
9
Колеров М. А.. С.Н. Булгаков и религиозно-философская печать. 1903—1905 //Вопросы философии. 1993, № 11, с. 101—114.
10
Ленин В.И. ПСС. 4 изд., т. 16, с. 106.
11
Карташев А.В. Мои ранние встречи с отцом Сергием Булгаковым // Православная мысль. Труды Православного богословского института в Париже. Вып. еUcirc;Х, Париж, 1953, с. 47—55.
12
Там же, 51—52.
13
Вопросы жизни. №2. 1905.
14
Там же, с.35.
15
Там же, №1, с. 36.
16
Там же, №9, с.28.
17
Там же, №2, с.358.
18
Вопросы жизни, 1905, №4-5, с. 101-117.
19
Там же, №6, с.293—317.
20
Г.Чулков. Годы странствий, с.151
21
ЖМП. 1981. №9,10.
22
//Вперед, № 11, 10/23 марта 1905. Редактором еженедельника был В.Ульянов (Ленин). Представляется вполне вероятным, что текст Программы был доставлен в редакцию В.Эрном, который приехал в еIacute;вейцарию в конце 1904 и здесь познакомился и подружился с Вяч. Ивановым и Л.Зиновьевой (Аннибал).
23
Свенцицкий В. Христианское Братство Борьбы и его программа…
24
Там же.Следует отметить паралеллизм текста «Обращения к войскам» и проповеди, произнесенной П.Флоренским (тогда еще студентом МДА) 12 марта 1906 года, изданной впоследствии отдельной брошюрой. См.Павел Флоренский.Вопль крови. Слово в неделю Крестопоклонную. Сказано в храме МДА, за литургией 12 марта 1873 г. по смерти И<исуса /> Хр<иста />.М., 1906. Издание М-на и Х-ва. В своем Слове П.Флоренский открыто обличил правительственный террор во время и после подавления революции 1905 года. Содержание этой проповеди и публикуемые письма (32, 34) свидетельсвуют о близости П.Флоренского к позиции основателей ХББ, о его участии в акциях этой нелегальной организации: рассылка обращений и листовок (в том числе брошюры «Вопль крови»), подбор потенциальных сторонников и сотрудников. Известно также, что за эту проповедь П.Флоренский был арестован, но вскоре по ходатайствам друзей из академических кругов освобожден. В п. 34 саркастически упоминается предложение Мережковского написать статью об опыте пребывания в тюрьме.
25
В.Свенцицкий. ХББ…
26
В.Свенцицкий. ХББ…
27
В.Свенцицкий, В.Эрн. Взыскующим Града. №1, М.1906.
28
С.Н.Булгаков. Неотложная задача. М., 1906, с.35—36.
29
Народ. 1906, №1, с.1.
30
Живая жизнь. Орган критического осмысления настоящего. Редактор В.Д.Гукович. №1 вышел 27.11.1907, №4 (последний) — 30.01.1908. В.Эрн опубликовал здесь следующие статьи: Христианство и мир, №1, с.15—46; Старообрядцы и современные религиозные вопросы, № 1, с. 9—14; Социализм и проблема свободы, №2, с.40—87. См. Колеров М.А. Издания «Христианского Братства Борьбы» (1906—1908). Новое Литературное обозрение. 1993, № 5.
31
Век. Еженедельник религиозно-общественной жизни и политики. Редактор В.А.Никольский. При участии А.Карташева, архим. Михаила Семенова, свящ. К.Аггеева, В.Свенцицкого, В.Эрна, А.Ельчанинова, П.Флоренского, С.Булгакова, Н.Бердяева, С.Аскольдова, Д.Философова, В.Розанова. Выходил с 12.11.1906 по 8.07.1907.
32
Церковное обновление. — двухнедельное приложение к «Веку», выходившее с ноября 1906 по март 1907 г.
33
Религия и жизнь. Редактор-издатель В.А.Говоров. В.Адлер <В.Эрн />. Из диалогов о современности. О смирении и свободе.№1, 1908, с.37—41; М.Каблуков, свящ., В.Эрн. К вопросу о современном значении старообрядчества (из газетной переписки), №1, с.75—82;Г.Векилов <В.Эрн />, с.3—5;В.Адлер <В.Эрн />. Храм или биржа, №1, с.11—13.
34
М.Меерсон-Аксенов. Книгоиздательство «Путь». Машинопись.
35
С.Булгаков. О Союзе христианской политики», Вопросы жизни, №.8,1905.
36
Прот. Сергий Булгаков. Автобиографические заметки (посмертное издание). ЫМЦА-ПРЕСС. Париж, 1946, с.79.
37
Андрей Белый. Начало века, с.461.
38
Поправка: в этот период М.К. жила в особняке, расположенном на углу Смоленского бульвара и Глазовского переулка.
39
Милюков П.Н. Воспоминания. М., 1991, с. 190, 191.
40
Ср. письмо П.Н.Милюкова М.К.Морозовой // ОР РГБ, ф. 171.2.1.л. 7-8:
П.Н.Милюков — М.К.Морозовой
<октябрь 1905 ? />
Милый друг, третий день я с утра до вечера провожу в Петербурге в хлопотах по газете и домой возвращаюсь после полуночи, с последним поездом. Политическое положение складывается с каждым днем все мрачнее. Витте, по-видимому, решил, что все равно, хуже не будет, и что надо испробовать твердую руку. На совещании с министрами общественные деятели (Гучков, еIacute;ипов, Стахович, Кузьмин-Караваев, Муромцев) все высказались за «всеобщее» — последний и за прямое, — а министры молчали. Дурново был был за минимальные прибавки к избирательному закону 6 августа; от «всеобщего» по-видимому, за исключением двух-трех министров, все остальные готовы отказаться. Все это упрощает положение: о «поддержке» при таких условиях уже и речи быть не может. Сегодня депутация от бюро сеszlig;езда, по желанию Витте представила резолюцию с обеszlig;яснительной запиской, очень хорошо и решительно написанной. Витте, по-видимому, этого не ожидал, намекая, что сеszlig;езд находится под влиянием не-земских элементов — например… М.М.Ковалевского — и заявил, что ответит письменно и опубликует ответ вместе с запиской. Это еще не так плохо: теперь сеszlig;езд очень выиграет в общественном мнении, после ответа Витте.
У нас газета еще не началась — начнется 1-го декабря, — но начались уже некоторые внутренние трения. Друг мой, — между идеей — даже не отвлеченной, платоновской, а конкретной — политической, — и ее осуеществлением — какое огромное расстояние! Сколько разнородных элементов надо сеszlig;юзить, ассимилировать, чтобы машина делала именно то, что Вам хочется, чтобы она работала. А при общем остром питерском настроении, которое совершенно не то, что среднее настроение в Москве и в провинции — страшно трудно, почти невозможно. Я хотел было, помятуя наш разговор, назвать газету «Миром». Куда тут! «Борьбой» еще можно бы, а «Мир» — это измена, предательство! Ну, вот Вам сколько деловых сообщений.
Переходя к отделу «неофициальному», чувствую некоторое затруднение, которое в первые дни по возвращении не чувствовал вовсе. Опять закрадывается сомнение, опять кажется, что все мое настроение висит в воздухе, и там, за 600 верст, не встретит отклика, окажется совсем не нужным, никчемным. Не сердитесь, голубчик, — или нет, пожалуйста, рассердитесь и разбраните меня хорошенько, как Вы умеете бранить, за эти тени и облака. Но как Вы разбраните, как узнаете? Ведь письмо неизвестно когда дойдет — и тогда будет какое-нибудь совсем новое настроение. Не грешно ли, право, что мы даем пройти этому времени, котрое могли бы превратить в чистое золото личных отношений.
Меня прервали на полуслове, и только день спустя могу вернуться к письму.Целые дни вожусь с газетой: чем ближе подходишь, тем виднее, какая это огромная и сложная машина. Нервы сильно треплятся, а на душе в то же время сумятица. От той «логической ясности», которая Вам так не нравилась, не осталось и следа, и только Вы могли бы ее вернуть. Мне страшно нужно Вас видеть, Вас чувствовать близко: я уверяю себя, что Вы ведь скоро приедете, двухнедельный срок подходит к концу, и сам себе не верю, что это было: сон или действительность? Порыв доброты или внутренняя