Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:TXTPDF
Взыскующие града. Хроника русской религиозно-философской и общественной жизни первой четверти ХХ века в письмах и дневниках современников

жизнь так, чтобы ежедневно ты мог спокойно работать, а В.А. не волновалась бы тем. что ты сейчас где-то со мной. Я уверена. что в этом отношении закрытие Еженедельника — огромная вещь. Это одно внесет большую перемену и успокоенье, а затем и редкие свидания, я надеюсь довершат все это. Нужно, чтобы В.А. убедилась, что ты проводишь с ней больше времени, чем со мной». Цит. по публикации:А. Носов// Новый мир, 1993, №9.

71

Драматизм отношений М.К. и Е.Н и их проекция вовне проявляется, в частности, в следующем письме ближайшей подруге, которой М.К., как матери, доверяет самое сокровенное.

М.К.Морозова — Е.И.Полянской

<20.07.1908. Москва — Галич, Косторомской губ., имение Кабаново>

Дорогая моя Мамочка! Целую и обнимаю Вас! Здравствуйте, моя милочка! Спасибо за Ваше письмо, за труд, положенный в него! Конечно, как всегда, я все это решу сама, но Ваша душа мне очень очень нужна! Как мне досадно, что все Вам пишу об «этом», о моем личном! У Вас может составиться ложное представление о моей жизни и моем настроении. Дел в том, что моя жизнь за это лето так полна духовно, так много всего я продумала и пережила во области обеszlig;ективного, что писать Вам не решаюсь, оставляю до встречи! Вам я не могу кратко написать, нужно много, много сказать! Очень я сравнительно созрела в религиозном своем миросозерцании! Если бы Вы знали, в каком подеszlig;еме духа я все время жила! В музыке я тоже разрабатывала оттенки тончайших чувств! Рада буду бесконечно поделиться. Конечно временами мелькают у меня заботы о том, как быть. Эти заботы я никому не могу передать и вот пишу Вам! Но не думайте, что я живу только «этим». Так же и с детьми много сделано хорошего! Даже Наталья Васильевна меня полюбила. Это все я пишу, чтобы рассеять Ваши мысли о том, что я только погружена в «то». Нет я очень поправилась, посвежела и помолодела, чувствую себя превосходно. Вот только сейчас мне очень гадко, ангел мой, мамочка! Я в Москве одна в пустом доме и одна, одна! Чувствую себя на развалинах с такою любовью построенного здания! Я одна и вот опять Вам пишу, хотела бы прислониться, прижаться к Вам, чтобы не видеть этого мрака одиночества! Мои сомненья относительно поездки в Москву разрешились «его» письмом. Он написал «глупое письмо» и там было сказано: «если приедете в Москву, то не забудьте взять книги Соловьева — мы поговорим».Это первое, а второе — мое настроение после той статьи разрешилось и душа наполнилась светом и раскаянием! Под влиянием христианства и Евангелия, которое я читаю, и его «правоты», я заклеймила себя, свои грешные мечты и решила поехать, и даже, если зайдет разговор, то попросить у него прощения за недолжные чувства и сказать, что это, грешное, не суть моих отношений к нему, что я ищу подвига и верю в свою победу. Вот как радостно у меня на душе! Я приехала вчера,онуже звонил и сейчас же пришел. Мы провели вечер очень хорошо, читали Соловьева и беседовали радостно. Я была светла и покойна, но меня потрясло его волнение и желаниеразговора! На другой день он пришел ко мне опять, не хотел в редакцию, и целый день мы просидели! Сначала я играла все свои пьесы. Потом зашел разговор о его характере, я говорила, что он воплощение разума, что все у него покоряется размышлению; вообще я его себе представляю как мраморный, светлый, греческий храм, ну в этом роде. Я говорила просто и весело! Но это его, как всегда, задело, и он превратился в Юпитера Громовержца и начал меня отчитывать, что у меня нет никакой последовательности в мыслях, что я сбиваюсь в своем пути, если говорю, что боюсь за себя! Я ему говорила, помните, что боюсь иногда себя, потом злился, что я была тогда весной в редакции с ужасными глазами. Он тут припоминал все мои слова весной в смысле какой-нибудь ошибки. Что все это для него было так ужасно, что он стал раскаиваться, что так сблизился со мной, что, может быть, он был неправ, что дал мне повод думать, что у него есть ко мне чувство больше, чем дружба, что этого нет, что он любит свою жену! До этой грозной речи я просила у него прощение за мои недолжные чувства и плакала! Тогда он изрек, что прощает мне и что доказательством того, каквысокоон ставит меня, служит то, что он рассказал всесвоей жене и в таких красках обо мне, что она хочет ко мне приехать! Это все было сказано по-моему очень грубо по смыслу, но я обеszlig;ясняю его раздраженьем на меня, которое несомненно. Более подробно об этом всем мы поговорим после, при свидании. Одно скажу, что больше уж, конечно, мечтать ни о чем не следует, а нужно изменить свое чувство! Это все Бог меня наказывает за грешные пожелания! После такой несчастливой жизни, такой крест опять! Ну что ж, кому много дано, с того много и спрашивается! Я должна смириться в душе, а тактику мы обдумаем. Скажу Вам, что меня не оскорбило бы, если бы Вера или пришла ко мне, или положила конец этому, но это вечное напоминание и угроза меня убила! По существу он прав, он иначе действовать в жизни не может по своей твердости и прямолинейности. Я забыла Вам сказать, что при прощании он сказал, что очень счастлив, что видит, что мы можем быть опять близки, что он мне все прощает! Тут много во всем, что он говорил, верного! Кажется мне, что он на меня рассердился, а, главное, самолюбие и гордость, а тяжело ведь это все.

Вот и подеszlig;ем мой добрый и искренний рухнул! Я к нему с добром и самоотверженьем, а он с гордостью, женой и самолюбием! Не легко это. Хотя он прав, но тогда зачем он влез во все это? И весной, не он ли меня смутил? Хотя он прав, а я виновата! Пожалейте меня, моя самая лучшая, дорогая! Вы бы так не ответили на чувство — так жестоко! Целую, жду словечка!! Скорее!

Ваша М.

У «него» по-моему очень тяжелый, замкнутый и памятливый характер.

ОР РГБ ф. 171.3.10, л. 12—14.

72

Булгаковский текст предисловия не найден.

73

Письмо, не вошедшее в настоящую публикацию, от 28.09.1913 ОР РГБ ф.171.8.1.

74

См. его письма к Розанову ОР РГБ ф. 249. М 3823 (7), а также публикацию М.Колерова. Неопубликованные письма С.Н.Булгакова к В.В.Розанову. // Вопросы философии, 1992, № 10.

75

«…Спрашивал Г‹ершензона› о «Пути» и Морозовой. Удивительная по уму и вкусу женщина. Оказывается, не просто «бросает деньги», а одушевлена и во всем сама принимает участие. Это важнее, чем больницы, приюты, школы. Загаженность литературы, ее оголтело-радикальный характер, ее кабак отрицания и проклятия—это в России такой ужас, не победив который нечего думать о школах, ни даже о лечении больных и кормлении голодных. Душа погибает: что же тут тело. И она взялась за душу. Конечно, ее понесли бы на руках, покорми она из своего миллиона разных радикалистов. Она этого не сделала. Теперь ее клянут. Но благословят в будущем. Изданные уже теперь «Путем» книги гораздо превосходят содержательностью, интересом, ценностю «Сочинения Соловьева» (вышла деятельность из «Кружка Соловьева»). Между тем книги эти все и не появились бы, не будь издательницы. Таким образом, простое богатство, «нищая вещь перед Богом», в умных руках сотворила как бы второго философа и писателя в России, Соловьева. Удивительно.» //Розанов В.В. Опавшие листья. Короб первый. М. 1991, т. 2. с. 393—94.

76

См. Розанов В. Обанятельное и осязательное отношение евреев к крови. Спб. 1912. Автор приходит к выводу, что евреи должны употреблять в ритуальных целях кровь христиан.

77

Н.А.Бердяев. Самопознание. М. 1991.

78

Письмо к Л.Ю.Бердяевой цит. по: А. Вадимов. Жизнь Бердяева. Оакланд, Цалифорниа, 1993.

79

Вяч. Иванов. Римский дневник. Там же, с. 584.

80

См. примечания к пп. 129, 136, 139, 140.

81

Здесь следует отметить издавна выработанную в народе чувствительность к мистике Имени Божиего. Пламенный вождь «древлего православия» еще в Х еUcirc;еUcirc; в. писал о сторонниках нового написания имени Сына Божия в тексте церковного Символа веры (еUcirc;исусеszlig; вместо старого еUcirc;сусеszlig;): «Лучше бы им в символе веры не глаголати Господа, виновнаго имени, а нежели истиннаго отсекати, в нем же существо Божие содержится». Житие протопопа Аввакума им самим написанное. Изборник. М. 1979. С. 627.

82

С.Булгаков. Афонское дело //Русская мысль, 1913, №9, с. 37—46.

83

См. п. Е.Трубецкого М.Морозовой от 26.12.1913, ОР РГБ ф.171.8.1.

84

Владимир Эрн. Разбор послания св. синода об Имени Божием. М., 1917.

85

Из новейших работ на эту тему см. Слесинский Роберт, свящ. Начало своеобразной русской философии языка: имеславие и имеборчество //Путь православия, 1994, № 3.

86

Гиппиус Зинаида. Петербургские дневники (1914—1919). Нью-Йорк, 1982. С.99.

87

Там же . С.109.

88

«Наша любовь нужна России…» Переписка Е.Н.Трубецкого и М.К.Морозовой. Вступительная статья, публикация и комментарии А. Носова. //Новый мир. № 9-10, 1993.

89

«Смерть первая и воскресенье первое». Письма С.Н.Булгакова 1917—1923 гг. Публикация и комментарии М.Колерова //Новый мир, 1994, № 11.

90

Богословские труды. Вып. 28, М., 1987.

91

Вестник Русского Христианского движения. № 142. Париж. 1984.

92

Йутта Сцчеррер. Дие Петерсбургер Религиос-пчилософисцчен Вереинигунг. Берлин, 1973.

Йутта Сцчеррер.Интеллигентсиа, религион, револутион: Премиеegrave;рес манифестатионс д’ун социалисме цчреeacute;тиен ен Руссие. 1905-1907. ен: Цачиерс ду Монде руссе ет совиеeacute;тиэуе, ХВИИ (4), пп.427-466; ХВИИИ (1-2), пп.5-32.

93

Диетер Стяглицч. Владимир Ерн. Рчеинисцчен Фриедрицч-Щилчелм-Университят зу Бонн. 1966.

94

Путнам Г.Ф.Руссиан алтернативес то Мархисм: Цчристиан социалисм анд идеалистиц либералисм ин ХХцентуры Руссиа. —Кнохвилле.1977.

Путнам Г.Ф.Руссиан либералисм цчалленгед фром щитчин: Булгаков анд Бердыаев ин 1904—1905 ii Славониц а. Еаст Еуроп. рев.—Л. 1965 —вол. 43, Н 101—п.335—353.

95

Н.Полторацкий. Россия и революция. Русская религиозно-философская и национально-политическая мысль ХХ века. Сб. статей. Тенафлай, СеIacute;А, 1988.

96

Н.Зернов. Русское религиозное возрождение. Париж. 1974.

97

Е.А.Голлербах. Религиозно-философское издательство «Путь» (1910—1919) //Вопросы философии, 1994, № 2, № 4. Его же, П.А.Флоренский и Московское религиозно-философское издательство «Путь». Б.д.

98

Колеров М.А., Локтева О.К. С.Н.Булгаков и религиозно-философская печать (1906-1907) // Лица. Биографический альманах. 5. М.— СПб. 1994. Колеров М.А. Не мир, но меч. Религиозно-философская печать от «Проблем идеализма» до «Вех». СПб., Алетея. В печати.

99

Эрн Владимир Францевич (1882-1917) — религиозный философ, общественный деятель, публицист, последователь В.С.Соловьева, ученик С.Н.Трубецкого и Л.М.Лопатина. Один из организаторов «Христианского братства борьбы», Московского Религиозно-философского общества памяти Вл.Соловьева. В связи с тем, что в нижеследующих текстах встречаются пассажи относительно шведско-немецкого происхождения В. Э рна, приведем недавно опубликованный архивный документ, непосредственно относящийся к этой теме. Владимир родился 5.08.1882 года в Тифлисе. Согласно выписке из метрического свидетельства (ЦГИАМ, ф.418, оп.82, д.390, л.5, опубликованной с комментариямиВолковым В.А. и

Скачать:TXTPDF

Взыскующие града. Хроника русской религиозно-философской и общественной жизни первой четверти ХХ века в письмах и дневниках современников Флоренский читать, Взыскующие града. Хроника русской религиозно-философской и общественной жизни первой четверти ХХ века в письмах и дневниках современников Флоренский читать бесплатно, Взыскующие града. Хроника русской религиозно-философской и общественной жизни первой четверти ХХ века в письмах и дневниках современников Флоренский читать онлайн