Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:TXTPDF
Взыскующие града. Хроника русской религиозно-философской и общественной жизни первой четверти ХХ века в письмах и дневниках современников

к суду, но в духе того времени оправдан.

9 сентября 1917 С. принимает священный сан и получает назначение проповедником при штабе 1-й Армии. С 1918 г. участвует в гражданской войне на стороне Добровольческой армии. К этому времени под непосредственным впечатлением большевистских зверств он полностью пересматривает прежние взглядына христианское отношение к насилию, которое, как писал он ранее, «с христианской точки зрения, абсолютно недопустимыни при каких обстоятельствах, ни с какими целями». В опубликованных в 1919 г. в Ростове брошюрах «Война и Ц ерковь» и «Общее положение России и задачи Добровольческой армии» (см.: Московский журнал. 1992. №10. С. 23—29) о. Валентин уже призывает — вполне в духе И.А.Ильина — к «сопротивлению злу силой» и благословляет вооруженную борьбу с большевизмом.

После поражения Белой армии о. Валентин не только не эмигрировал, но перебрался в Москву, где не имея своего прихода, служил и проповедовал в разных храмах. За резкие обличения обновленческого раскола в 1922 г. был арестован и сослан в Пенджикент (Таджикистан). После возвращения в 1925 г. в Москву назначен Патриархом Тихоном штатным священником в церкви Святого мученика Панкратия на Сретенке, а с 1926-го—настоятелем церкви Святителя Николая Чудотворца «Большой Крест» на Ильинке. Продолжались его пламенные проповеди в различных московских храмах; не ограничиваясь воскресными днями, он организует и проводит цеые циклыбесед на духовные и церковно-исторические темы. Его духовные дети записывали эти беседыи распространяли их среди верующих. Составленное таким образом «Полное собрание сочинений протоиерея Валентина Свенциц кого», имевшее до 1980-х годов хождение в церковном самиздате, насчитывает 9 томов. Наибольший интерес представляют «шесть чтений о таинстве Покаяния в его истории», в которой о. Валентин подверг всесторонней критике повсеместно распространившуюся тогда практику общей исповеди (опубл. в сб. «Надежда». Христианское чтение. Сост.Зоя Крахмальникова, вып.2, Посев, 1979., с.105—178.). После опубликования «Декларации» митр. Сергия о лояльности советской власти, о. Валентин, как и многие другие священники и епископы, прервал общение с Местоблюстителем, примкнув к движению «непоминающих». Уже в следующем, 1928 г., он был вновь арестован и сослан в Сибирь (под Тайшет). Там была написана его последняя апологетическая работа «Диалоги» (священника с неверующим). Смертельно больной он посылает письмо митр. Сергию (Страгородскому) с покаянием и просьбой присоединить его к возглавляемой им Церкви (опубл.:Свентицкий В.П.Предсмертные письма / Публ. Р.Крепса // Минувшее: Исторический алманах. М., 1990. Вып.1. С. 294—298.). В 1931 г. о. Валентин Свенц ицкий скончался.

См. о нем:Полищук Евгений.Вдохновенный пастырь // Московский журнал. 1992, №10. С. 22—23;Свенцицкий А.Он обрел покой в Ц еркви: (Воспоминания о протоиерее Валентине Свенц ицком) // Московскийцерковный вестник. 1992. №7. С. 11;Алексеев В.Московские проповедники // Московский журнал. 1992. №6. С.58—59.

109

Предположительно: Асов. Ноябрьской ночью // Русская мысль, 1903, № 5. Под таким же псевдонимом в «Веке» регулярно публиковались статьи на религиозно-общественную тему, по стилистике близкие публицистике В. Свенциц кого.

110

Вероятно, имеется в виду Марк Вишняк.

111

Может быть, имеется в виду Дмитрий Дмитриевич Галанин, будущий соратник Свенциц кого и Эрна по Христианскому Братству Борьбы.

112

Рассказ не был опубликован.

113

ОР РГБ ф.348.2.23 л.1. Открытка, п.шт.: СПБ 14.10.1903. На конверте: Москва, Б.Козихинский пер. д. Фроловой, 16, кв.9. Е.В.Ельчаниновой (с передачею В.Эрну)

114

Векилова Евгения Давыдовна (1886—1972) — пианистка, окончила Екатеринский институт, с 1907 замужем за В.Ф.Эрном († 1917). Со своей будущей женой, дочерью подполковника в отставке, В.Эрн познакомился в 1903 году в Царских Колодцах (Тифлисская губ.) на свадьбе своего брата, Николая Франц евича, и сестрыЕ.Д.Векиловой, Марии Давыдовны. Это обстоятельство вызвало определенные сложности, когда В.Эрн и Е.Векилова решили обвенчаться, так как согласно канонам Православной церкви брак со свояченицей не дозволяется. В концe концов они все-таки были обвенчаны28 января 1907 года вцеркви при Академии Генерального штаба. Совершил венчание о. Георгий шавельский, будущий Протопресвитер армии и флота, глава всего военного православного духовенства.

115

Архив Эрна, частное собрание; открытка, п.шт.: Москва. 17. 11. 1903. На конверте: В Петербург, Лиговка, 56, кв. 8. Ельчанинову

116

В университетский период В.Эрн, А.Ельчанинов и П.Флоренский стремились осмыслить свое предназначение, выработать личное мировоззрение, «искали пути праведного жития», — как вспоминал впоследствии один из них, находясь уже в эмиграции. Священник Александр Ельчанинов. Записи. изд. 3, Париж, 1962, с. 6.

117

Флоренская Ольга Павловна, (в крещении Саломия, урожд. Сапарова), (1859 — 1951), мать П.А.Флоренского.

118

Ранее публиковано //Журнал Московской Патриархии, 1985, №5.

119

Архив Эрна, частное собрание; пчт. шт.: Москва 12.04.1904. На конверте: В Петербург Лиговка 56, кв.8. Е.В.Б.Александру Викторовичу Ельчанинову.

120

Речь идет о жертвах землетрясения.

121

Эти мысли вероятно легли в основу первой опубликованной статьи В.Эрна Христианское отношение к собственности //Вопросыжизни. 1905. 8—9.

122

Делекторский Сергей Николаевич — врач, жил по соседству с М.К.Морозовой на Остоженке, помимо профессиональных услуг исполнял в этот период роль ее секретаря.

123

ОР РГБ ф. 348. 2. 5, л. 1—2. Пчт. шт.: Н ы он. 15.12.1904. В Женеву. Дата в конце письма указана неточно: следует читать 28/15 декабря.

124

Морозова Маргарита Кирилловна— (рожд. Мамонтова), (1873—1958), жена фабриканта М.А.Морозова (овдовела в 1904 г.), одна из крупнейших представительниц религиозно-философского и культурного просвещения России начала ХХ века. Соучредительница Московского музыкального общества, обладательница одной из крупнейших коллекций современной русской и западной живописи и древнерусских икон, переданной ею Третьяковской галерее, и вошедших в ядро собраний этого и нескольких других российских музеев. М.К. финансировала такие издания, как «Вопросыфилософии и психологии», «Московский еженедельник». Она же стала учредительниц ей МРФО и книгоиздательства «Путь» при нем. Организовала и финансировала множество благотворительных и просветительских начинаний: школ, приютов, больниц. Без ее помощи и материальной поддержки мыбыне досчитались множества философских, поэтических, музыкальных и живописных произведений, вошедших в золотой фонд русской культуры.

По ее собственным словам в ее жилах текло множество кровей: русская, немец кая, английская, еврейская, армянская («во мне ж<ид> с армянином восстают» из п. Морозовой к Полянской от 5.07.1906. ОР РГБ ф.171) . Может быть, поэтому она поражала современников необыкновенной красотой, унаследованной от матери, в честь которой была названа. После скамоубийства отца, Кирилла Николаевича Мамонтова, проигравшего все состояние в Марселе, мать, Маргарита Оттовна, с двумя малютками-дочерьми осталась без всяких средств. Однако, обучившись шить и работая с невероятной энергией, она открыла модное ателье в Москве, которое вскоре стало одним из самых фешенебельных в городе. Детство сестер Мамонтовых прошло в тесном общении с семейством Третьяковых, в доме которых сиротки-племянницычувствовали себя желанными гостями. Девочки наблюдали самоотверженный труд Павла Михайловича по собиранию своей коллекци и знали в ней на память каждую картину.

Выйдя замуж за Михаила Абрамовича Морозова и родив ему четырех детей, она не обрела семейного счастья. Пьянство, грубость, деспотичный нрав, буйная раздражительность и ревность мужа делали жизнь с ним тяжелой и унизительной. При этом следует отметить, что М.А.Морозов также был широким мец енатом, колекционером живописи и икон, покровителем художников, литераторов, артистов и музыкантов. После внезапной смерти мужа, отказавшись от всего полученного в наследство недвижимого имущества в пользу детей, М.К. оставила лишь московский особняк.

В 1904 году во время поездки в швейцарию М.К. встречается с композитором А.Н.Скрябиным. Предложив ему давать ей уроки фортепианной игры, она щедрым вознаграждением дала ему возможность обеспечить содержание семьи и сосредоточиться на музыкальном творчестве. До самой смерти композитор и оставленная им первая жена с детьми получали от нее 2000 руб. ежегодно, а после его скоропостижной кончиныпенсию получали обе его вдовыи дети.

В 1907 году Морозова была в числе тех, на чью финансовую помощь опирался С.П.Дягилев в организации в Париже концертов русской музыки. «Концертыбыли так хорши, — вспоминала она, — и свидетельсвовали о таком высоком уровне русской музыки, что мы чувствовали себя преисполнеными гордости и ходили по фойе театра, высоко подняв голову».

См. подробнее:Наталья Думова.Московские меценаты. М., 1992, с. 97—107.

125

Скрябин Александр Николаевич (1871/72 — 1915) — композитор, пианист.

126

Архив Эрна, частное собрание; открытка, п.шт.: Москва 2. 4. 1905 г. На конверте: Тифлис, Великокняжеская 40 (близ 2-ой Мужской Гимназии), Е.В.Б.Александру Викторовичу Ельчанинову

127

Вопреки утверждению В.В.Розанова: «…Ее понесли бына руках, покорми она из своего миллиона разных радикалистов. Она этого не сделала. Теперь ее клянут.» (Опавшие листья. Короб второй) настоящее письмо дает основания предполагать, что М.К. оказывала финансовую помощь Христианскому Братсву Борьбыи его изданиям.

128

Вероятно здесь содержится намек на устройство типографии, где печатались листовки и брошюрыХББ.

129

Отделение ХББ.

130

С М.К.Морозовой

131

Рачинский Григорий Алексеевич (1859 —1939) — религиозный публицист, редактор и переводчик Собр. соч. Ф.Ницше, постоянный председатель Московского Религиозно-философского общества памяти Вл.Соловьева. Был редактором 3-х последних томов Собрания сочинений В.С.Соловьева, сотрудничал в журналах «Северное сияние», «Русская мысль», «Вопросыфилософии и психологии» Постоянный участник собраний МРФО, выступавший в этот период идейным противником «путейского» направления, вспоминает: «…Председательствовал обыкновенно по-гимназически остриженный бобриком, пунц оволицый, одутловатый Григорий Алексеевич Рачинский, милый талантливый барин-говорун, широко, но по-дилетантски начитанный «знаток» богословских и философских вопросов. Боязнь друзей, что «Рачинский будет бесконечно говорить» создала Григорию Аексеевичу славу незаменимого председателя: по заведенному обычаю, председателю полагалось лишь заключительное слово. Свое принц ипиально примирительное резюме Григорий Алексеевич всегда произносил с одинаковым поъемом, но всегда с одинаковым талантом. Нередко он бывал по-настоящему блестящ, но иногда весьма неясен. Зависело это от состояния его нервной системы, которую он временами уезжал подкреплять в деревню. По обе стороныРачинского, за длинным, покрытым зеленым сукном столом рассаживались членыпрезидиума. До чего памятныих облики!» Ф.А.Степун. Бывшее и несбывшееся. Лондон, 1990, с. 255—56. Был связан с кругом московских символистов, особенно с А.Белым, председательствовал в Обществе свободной эстетики, еосле октябрьской революц ии — профессор Высшего литературно-художественного ин-та им. В.Брюсова; переводчик Мопассана, Клейста, Бальзака, Гете. Подробнее см. статью Н.В.Котрелева //КЛЭ , т.6, с. 203.

132

Архив Эрна, частное собрание; открытка,п.шт: Москва 3. 04. 1905 Тифлис, Великокняжеская 40. ЕВБ Александру Викторовичу Ельчанинову.

133

Речь идет о нелегальном печатании листовок и брошюр ХББ в подпольной типографии.

134

Морозов Михаил Михайлович, «Мика», (1897—1952), сын М.К.Морозовой, широко известен его детский портрет кисти В.Серова; впоследствии литературовед, шекспировед, переводчик, общественный деятель.

135

ОР РГБ Ф.171.13.12, л.л. 1-15. Записано рукой М.К.Морозовой.

136

Морозова Мария Михайловна(1899—1970)—младшая дочь М.К.Морозовой. Ф.Степун пишет о ней в своих воспомининиях, относящихся к 30-м годам: «…не подозревая, что младшая дочь МаргаритыКирилловныживет с мужем в Берлине, заметил ее в числе своих слушателей на докладе о театрах Москвы. На следующий же день я зашел к ней. На стене просторной комнаты— портрет работыТропинина. На конц ертном рояле — пастернаковский набросок дирижирующего Никиша, за спиной дирижера колонныи антресоли Благородного собрания <…> Рядом с ним фотография Скрябина (хорошо знакомое по эстраде тонкое, нервное лицо) и еще несколько своих московских вещей, — смротствующих в Берлине мигов прошлого. Пьем чай, разговариваем обо всем сразу: Мария Михайловна лицом и манерами очень напоминающая мать, говорит больше вздохами. восклиц аниями, отрывочными вопросительными фразами,

Скачать:TXTPDF

Взыскующие града. Хроника русской религиозно-философской и общественной жизни первой четверти ХХ века в письмах и дневниках современников Флоренский читать, Взыскующие града. Хроника русской религиозно-философской и общественной жизни первой четверти ХХ века в письмах и дневниках современников Флоренский читать бесплатно, Взыскующие града. Хроника русской религиозно-философской и общественной жизни первой четверти ХХ века в письмах и дневниках современников Флоренский читать онлайн