радостными кивками головы: «ну, конечно… мыс вами знаем…» Вспоминаем нашу Москву. В Марии Михайловне, слава Богу. нет и тени злостной эмигрантщины. Она и в советской Москве чувствует хоть и грешную, но все же вечную Россию. После чая она садится за рояль и долго играет Скрябина, Метнера, Калинникова. В моей душе поднимается мучительная тоска. Странно, тоска — голод, а все же она насыщает душу».Федор Степун.Бывшее и несбывшееся. Лондон, 1990, с. 259.
137
Архив Эрна, частное собрание; п.шт.: Тифлис, 21. 06. 1905; на конверте: Гомбори,Тифлисской Губернии, ЕВБ Александру Викторович Ельчанинову
138
Булгаков Сергей Николаевич(1871-1944) — русский философ и богослов, в 1918 г. принимает сан православного священника. Родился в семье, где пять поколений предков были священнослужителями. Учился в духовной семинарии, пережив трагедию утратыверыи сознательно приняв атеистическую идеологию, оставил семинарию и закончил светскую гимназию. После окончания в 1894 году Московского Университета погружается в изучение марксистской политэ кономии и выпускает труд «О рынках при капиталистическом производстве», а в 1901 г. — «Капитализм и земледелие». В 1901—05 гг. приват-доцент Киевского политехникума. Весной 1905 г. издает в Киеве газету «Народ» христианско-соц иалистического направления, вскоре закрытую по решению суда; в тот же период выступает сциклом статей, опубликованных в «Вопросах жизни», где излагает программу «Союза христианской политики», однако дальше дело не пошло. В 1906 г. избран депутатом 2-ой Государственной Думыот Орловской губернии по внепартийному списку, как независимый «христианский социалист». В описываемый период, окончательно возвращается в Ц ерковь и отходит на консервативные позиц ии.
В конце жизни он записал в дневнике: «1898-1900 гг. заграница и упоение счастьем, однако с угрозой болезни (туберкулеза); 1901-06 — счастливые годыКиева с рождением двух сыновей(Федор 1900 и Иван 1905 — В.К.), но с начинающимся изломом в жизни и революции. С 1906-09 г. я окончательно вернулся в Церковь. Жизнь в Москве переходная до 1909 г., когда раздался гром с неба: кончина Ивашечки, и с него переворот всей жизни… Молодость без знания горя окончилась, кое-что было бесповоротно сломано, сердце было ранено, казалось, навсегда и непоправимо, но вместе с тем в нем зародилась новая жизнь, которая созрела к священству. Затем большевизм, испытания: потеря Феди, обнищание, опасности, приходская жизнь и изгнание: ряд ступенй, по которым Господь нас возводит к уразумению воли Своей…»С.Н.Булгаков.Из дневника. Публ. и примеч Н.А.Струве //Вестник РСХД. Париж. 1979, № 129, с. 237.
139
Глинка Александр Сергеевич(псевд. Волжский), (1878-1940) — религиозно-философский публицист, критик, историк литературы. Родился в московской дворянской семье, правнук поэта, мемуариста, прозаика Сергея Николаевича Глинки. В детсве был очень религиозен, подростком пережил духовный кризис, во многом обусловленный чтением Н.К.Михайловского, который стал для него «в полном смысле духовным отцом» В 1889—96 гг. учился в Симбирской гимназии, из 7-го класса которой «был исключен за пьянство, которое как-то уживалось одно время с идейными увлечениями…». Зиму 1896—97 гг. был домашним учителем в деревне Помаево Симбирской губ., в числе его учеников был В.В.Хлебников. Весной 1898 г., сдав экстерном экзамен на аттестат зрелости за курс гимназии, поступает в Московский Университет на юридический факультет. Здесь под влиянием «легальных марксистов» он отходит от народничества. В 1901 г. за участие в студенческих сходках выслан в Симбирск под гласный надзор полиц ии. Впервые выступил в печати в 1900 г. с разбором книги М.М.Филиппова об экономическом учении К.Маркса (Научное обозрение,1900, №5). В ссылке начал регуярно печатать литературно-критические статьи. Приглашенный Михайловским сотрудничать в «Русское богатство» опубликовал статью «Глеб Успенский о заболевании личности русского человека» (1904, № 1—2). В полемике с А.Луначарским, признававшим необходимость жертв как ценысоц иального прогресса, отстаивал абсолютную ценность всякой человеческой личности (Вопросыфилософии и психологии, 1902, кн. 63—64). После появления положительной рецензии Г.-В. на книгу С.Н.Булгакова «От марксизма к идеализму» он знакомится и сближается с ее автором. Вскоре под влиянием Булгакова он совершает ту же эволюцию, провозгласив, что «на смену изжившему себя марксизму явился идеализм абсолютный, метафизический и религиозный» (Журнал для всех, 1903, № 12). В результате возникшего конфликта с журналом и его постоянными авторами (Горький, Серафимович, Вересаев) выел из состава редакции, заявив, что для него «упразднение Бога, исключение религиозного элемента из предметов обсуждения — условие неприемлемое». Вскоре через С.Булгакова сближается Н.Бердяевым, В.Эрном С.Аскольдовым и начинает публиковаться в «Новом пути» и «Вопросах жизни». Впоследствии эти публикац ии были изданыв сборнике «Из мира литературных исканий», СПб, 1906. Обращается к духовно-нравственной проблематике и проблеме человеческой личности под влиянием творчества Ф.М.Достоевского который по его словам совершил «самый большой сгиб в моих душевных переживаниях», стал подходить к личности отвлеченно-метафизически, «сознательно и свободно пошел к подлинной религии, не чураясь метафизики и не боясь мистики». Резко критиковал Горького, обвиняя его в ниц шеанстве и умалении «ценности человеческого личного» в пользу стихийного потока жизни и «сильной индивидуальности». В 1905 возвращается в Симбирск, изредка печатется в «Московском еженедельнике» и «Русской мысли». После безуспешной попытки сдать экстерном за курс духовной семинарии и поступить в Казанскую Духовную Академию поступает на службу в уездное финансовое ведомство. Многие годыработает над книгой «Жизнь и творчество Достоевского», так и не увидевшей свет. Опубликовал в издательстве «Путь» брошюруВолжский Александр < Глинка>.В обители преподобного Серафима. М. Путь. 1914. С. 115., где звучит апология бездумной народной веры. В годывойныпубликует патриотическую брошюру «Святая Русь и русское призвание» (М., 1915), а после революции — «Соц иализм и христианство» (Нижний Новгород, 1919). В советское время, занимаясь финансово-хозяйственной работой, подвергается идеологическим преследованиям за свое «религиозно-идеалистическое прошлое». Изложено по статьеВ.И.Масловского// Русские писатели. 1800—1917. Биографический словарь, т. 1.
140
РГАЛИ ф.142, ед.хр.198, оп.1, л.2-3об. На конверте: г. Тетюша Казанской губ., село Черныевка. Письмо на бланке: Вопросыжизни. Ежемесячный журнал. СПБ, Саперный, 10, телефон 3515.
141
Характеристика, данная В.П.Свенциц кому его петербургским оппонентом В.А.Тернавц евым: «Сущность действия Свенц ицкого на слушателей в том, что он гипнотезер: сначала молча внушает человеку, а потом уже обращается к нему со словом, так что слушателю кажется, что это все — его собственные мысли, что Свенц ицкий идет к нему навстречу, а не тянет за собой: в этом суть всякого мороченья и ведьмовства. <…> Я <А.Ельчанинов> спросил у В.А., как он представляет себе самый механизм такого воздействия на нас людей подобного типа.
— Я других не знаю и буду говорить только о нем. Это можно пояснить сравнением. Э то великолепно поясняет апостол: «я в муках рождения, пока в вас не вообразится Христос». Ведьмыпоступают в этом же роде, только мук рождения они не берут на себя: они вкладывают в вашу душу такого болвана, марионетку, а потом дергают его за нитки по своему желанию». Ранее опубликовано:Н.А.Струве//Вестник РХД. № 142. Париж. 1984, с. 66.
142
Жуковский Дмитрий Евгениевич (1883—1968) — «писатель, философ и помещик. Свои, довольно значительные средства он тратил на издание двух журналов. В Петербурге он давал деньги на «ВопросыЖизни», в штутгарте оплачивал большую часть расходов по «Освобождению». Жуковскому было лет тридцать. Милый привлекательный, тонкий, образованный, он был до смешного скромен. Он добродушно признавал превосходство часто мнимое, своих более шумных, более честолюбивых и напористых приятелей, а себе, раз навсегда, отвел место во втором ряду. Только изредка, да и то робко, позволял он себе помещать в собственном журнале свои статьи, хотя его философские этюдыбыли написаныясно, понятно, даже изящно, что не обо всех его сотрудниках можно сказать». Тыркова-Вильямс А. На путях к свободе. Лондон, 1990, с.173.
143
Агеев Константин Маркович (1868-1919) — православный священник, богослов, участник Религиозно-философских собраний в Петербурге, Московского и Петербургского религиозно-философских обществ, член «Группы32-х священников», выступившей с иниц иативой реформирования Православной Церкви; поддерживал деятельность ХББ, активный сотудник журнала «Век», автор книг: «Христианство и его отношение к благоденствию земной жизни. Опыт критического изучения и богословской оц енки раскрытого К. Н. Леонтьевым понимания христианства». Киев. 1909; «Христова вера» 2 тт., Спб, 1911; и многочисленных статей поцерковно-общественным вопросам.
144
Лашнюков Владимир — редактор киевской газеты»Народ» христианско-социалистического направления, в которой ведущую роль играл С.Н.Булгаков. Газета просуществовала всего две недели, после чего была закрыта по постановлению суда. См. подробно об этом: М.А.Колеров. С.Н.Булгаков и религиозно-философская печать 1903-1905 // Вопросыфилософии, 1993, № 11, с. 101—114
145
РГАЛИ, ф.142, 1, л.5-7об.
146
С.Булгаков. Религия человекобожия у Фейербаха. //Вопросыжизни, 1905, № 10/11, с. 280—289.
147
Речь идет об эпизоде, положившем начало конфронтации между старым и новым составом редакции «Нового пути», приведшей в итоге к ее распаду. Вот как вспоминает об этом З.Гиппиус: «…скажу вскользь: «Новый путь», по многим причинам разнообразного характера, мырешили 1904 годом закончить, и, конечно, желательнее было его кому-нибудь передать. Одна из причин была та, что мыхотели уехать года на три за границу. Срока отьезда мы, впрочем, не назначили, и, если б удалось, привлечением новых людей к журналу, перестроить его так, как того требовало время (не изменяя, однако, его основ), мырадыбыли быего продолжать. Короче и яснее — «Новый путь», журнал религиозный, был слишком индивидуалистичен: ему недостовало струи общественной. «Идеализм» группыБулгакова — Бердяева был тем мостом, по которому эта группа вчерашних общественников (э с-деков) переходила к религии — может быть, сама еще того не зная… (Будущее показало, что мыуказали верно, — в общем. Всем известно, как далеко, в последующие годы, ушли в сторону религии Булгаков и Бердяев и как скоро мостыза ними были сожжены.)
Надеждынаши оправдались не вполне. Идеалистывошли в «Новый путь», но при самом соединении было ясно, что для совместной работыеще не настал момент: они еще слишком «эс-деки», мы— еще слишком индивидуалисты. И, фактически, уже к конц у года журнал был передан им, с тем, чтобыдалее он, переименовавшись в «Вопросыжизни», продолжался без нашего участия. Естественно изменялся и состав сотрудников. Это было решено полюбовно, хотя не могу не сказать, что у нас было больше доброй воли к соединению и уступкам. Но привычное недоверие чистых общественников к людям искусства, да еще с уклоном к христианству (не привычно ли «религия-реакция»?) не удивило нас и в «идеалистах».
Секретарь журнала Чулков оставался секретарем и в «Вопросах жизни». Он уже и при конце «Нового пути» перешел всецело на сторону новой группы. С ним и с Булгаковым у меня было — в декабре, кажется, — единственное журнальное столкновение, очень характерное для наших взаимоотношений и показательное для тогдашнего положения Блока. Ибо оно выло как раз из-за моей статьи о Блоке, первой, кажется. Она была, конечно, о его стихах. И вот Чулков и Булгаков дали мне понять, что тема недостаточно общественна, а Блок недостаточно замечателен, и статейка моя, при новом облике журнала, не может пойти. Признаюсь, эта