нелепость меня тогда раздосадовала, и правдами и неправдами заметку удалось напечатать. Все-таки это был еще «Новый путь»! В «Вопросыжизни» мыбольше ни с чем не ходили, конечно, хотя до конц а оставались со всеми его участниками в самых дружеских отношениях, с Бердяевыми в особенности.»Гиппиус З.Живые лица. Т.1. Прага, 1925. Цит. по: «Воспоминания о серебряном веке». Сост., авт. предисл. и коммент.В.Крейд.М. Республика, 1993, с. 148-149.
148
Чулков Георгий Иванович (1879-1939) — поэт, писатель, в 1904-05 г.г. литературный редактор журналов «Новый Путь» и «ВопросыЖизни», в 1906-08 г.г. издатель альманаха «Факелы» (орган мистического анархизма), в 1908-10 г.г. сотрудник журналов «Золотое Руно» и «Весы». Упоминается одна из его статей: «О мистическом анархизме». В.Ж. №6 1905г., стр. 199—204 или «Анархические идеи в драмах Г.Ибсена» //ВопросыЖизни, 1905, № 7, а также «Критические заметки» //ВопросыЖизни, 1905 № 8, с. 207—217.
149
Скорпион (1900 — 1916) — издательство символистов. Булгаков намекает на декадентский характер некоторых публикаций в журнале и духовную близость к декадентству Г.Чулкова, единственного сотрудника, оставшегося из прежнего состава редакции, который заведовал в нем отделом поэзии и художественной прозы. В своих воспоминаниях он так характеризовал изменившийся журнал: «»Вопросыжизни» не были тем боевым, своеобразным и нарушавшим все интеллигентские каноныжурналом, каким был «Новый путь», но зато новый журнал был солиднее, умнее, убедительнее, внушительнее своего неосторожного предшестветника… Впервые, наконец, поэты-символистыстали печататься в журнале, который пользовался известным авторитетом не только в литературно-художественной богеме, но и вообще среди культурных людей» Г.Чулков. Годыстранствий. М.1930.
150
Минский Николай Максимович (наст. фамилия — Виленкин), (1855-1937). по образованию юрист. Выступил в 1887 г. в качестве поэта и философ-публициста. В своем учении о «меонизме» видел религию будущего, которая возникнет на месте существующих религий, исчерпавших себя в духовных кризисах. ВзглядыМинского отвергались как В.Соловьевым, так и Г.Плехановым. Чтобыосновать газету «Новая жизнь», Минский в 1905 г. на недолгое время сблизился с соц иал-демократами. Был близок к Д.Мережковскому и З.Гиппиус. С.Булгаков видимо имеет в виду книгу Минский Н. Религия будущего. СПб, 1905. См. Вольфганг Казак. Э нциклопедический словарь русской литературыс 1917 года. Лондон. 1988.
151
шестов ( наст. фам. шварцман) Лев Исаакович , (1866 — 1938), религиозный мыслитель ипублиц ист. Учился в Московском и Киевском университетах на математическоми и юридическом факультетах, закончил образование в Италии и швейц арии. Начал литературную деятельность как критик и журналист, став впоследствии одной из центральных фигур русского религиозно-философского возрождения. Его главные произведения переведенына большинство европейских языков. Умер в Париже.
152
«Булгаковаский проект создать радикально-реформистский «Союз христианской политики» не обрел широкого круга приверженц ев ни в среде либеральной интеллигенции, ни в кругах духовенства, ни, тем более, в народной среде. Идеи «Союза» на некоторое время сплотили небольшой круг единомыленников, среди которых были не только молодые «христианские социалисты» В.Эрн, В.Свенциц кий и А.Ельчанинов, но и Н.Бердяев, А.Карташев, А.Глинка (Волжский), А.Аскольдов, священники К.Аггеев, Н.Цветков и др. Из опыта участия в «Союзе освобождения» Булгаков знал, что созданию партии предшествует долгий подготовительный период вынашивания ее идей, программыи организац ионной структуры. Согласно первоначальному замыслу, образование партии должно было стать конечным этапом деятельности «Союза». Однако тактические соображения требовали неотложного создания именно партии, отстаивающей интересысвоего «направления», к чему сам Булгаков не был готов. Идея «христианско-политического союза», задуманного как «сверхиндивидуаьный коллективный организм» противоречила идее партии. Поэтому проект объединения сил, «непримиримых на почве направленческих программ» остался неосуществленным». Акулинин В.Н. Вст. ст. к кн. «Христианский социализм (С.Н.Булгаков). Новосибирск. 1991, с. 17.
153
В докладе содержался проект создания надпартийного движения «христианской общественности», опубл.:С.Булгаков.Неотложная задача (О Союзе христианской полиики). //Вопросыжизни,1905, № 9—12. «Всю гамму интеллигентской непримиримости к самодержавию я изведал и пережил. В студенчестве я мечтал о цареубийстве (хотя, разумеется, меня начинало трясти уже при мысли об исполнении акта), когда я вступил на путь, самодержавие казалось мне главнейшим религиозным врагом, с которым связанаосновная ложь нашей церковности. И в своих мыслях и чувствах я не находил никакого подхода к тому, чтобыможно было мистически познать и признать самодержавие. В подготовке революц ии 1905 г. участвовал и я <…> Развернувшаяся картина революц ии очень скоро показала, что представляет собою революц ия как духовная сущность; и я уже с этого времени отделился от революции и отгородился от нее утопической и наивной мыслью о созданиихристианскогоосвободительного движения, для чего нужно создать «союз христианской политики» (ранний прототип «живой церкви»)».Прот. Сергий Булгаков.Автобиографические заметки (Посмертное издание). Ы М Ц А-Пресс , Париж, 1946.
154
Сытин Иван Дмитриевич (1851-1934) — издатель-просветитель. Начал издательскую деятельность в Москве в 1876 г. С 1884 печатал издания «Посредника», учебники, научно-популярные книги и религиозно-философские брошюрыРелигиозно-общественной библиотеки. Неоднократно привлекался к судебной ответственности за издание «антиправительственных» книг.
155
Петров Григорий Спиридонович(1868—1925), — православный священник, проповедник, общественный деятель, публицист, депутат 2-ой Государственной Думы, в период революц ионных событий 1905-07 г.г. приобрел широкую популярность в рабочих и студенческих кругах своими проповедями социалистической направленности. Автор популярной книги «Евангелие как основа жизни». В 1907 г. после избрания его в Думу, Синод запретил ему проповедовать «ввиду его политической деятельности и протестантских тенденций». Отец Григорий отказавлся подчиниться этому запрету и, как следствие этого, сложил с себя сан; начал странствовать по России, выступая с христианско-социалистическими лекц иями; после 1917 года эмигрировал, читал лекц ии в Сербии на религиозно-культурные темы. Умер в Париже. См.Н.Зернов.Русское религиозное возрожденние. Париж. 1975.
Сохранилась характеристика, данная ему В.Розановым, поддерживавшим его в период гонений (как все сказанное этим автором, она в первую очередь выявляет его собственную личность и отнюдь не претендует на объективность):
«Григорий Петров. Одна из самых отвратительных фигур, мною встреченных за жизнь. Но: какова слабость человеческой природы: постоянной льстивостью и «вниманием во все мои идеи» он подкупил на много лет меня. Ужасен и таинственно-прекрасен его портрет Репина: Репин и поместил егосзади портретов, в плохо освещенном углу(вот гений Репина!!): надув рот, как раздувшийся кот, готовый броситься на жертву, мыь, птичку, куриц у, — он схватился за крест, как за нож. Раз видел в прихожей, как он снял наперсный крест: как каторжник сбрасывает цепи. Не — индифферентизм, а вражда и пренебрежение.
Раз он проговорился мне: «Я (в сочинениях) — балаболка». Я промолчал, но был поражен: неужели он видит?! Тайна его успеха лежала в чарующемтембре голоса, одновременно властительного, великолепного и что-то шепчущеговот лично Вам, я думаю, таков был Авессалом. Не все знают, что своим поднятием, службою и первыми успехами он был обязан Победоносцеву и митрополиту Антонию, и оба они его холили, ласкали. И как он им отомстил. Жил он (жена?), как кокотка, кушеточка, диванчики, тубареточки, шелк, бархат,цветы-камелии, альбомыиз серебра ет ц . и всегда даст курсисточке 10 р. «на родителей», чем очаровывал бедняжек. Но — целомудренен и лично одевался скромно. Такого честолюбия я ни в ком не видел: Александр Македонский со средствами Мазини». //В.В.Розанов.Соч. М. «Правда». 1990. Т. 2, примечание к с. 273, с. 654—55.
156
Вероятно, речь идет о нелегальном организационном совещании «Союза освобождения» и «Союза земцев-конституц иалистов», проходившем в Финляндии летом 1905 года и подготовившем учредительный съезд партии конституц иалистов-демократов в Москве 12 — 18 октября 1905 г. С.Булгаков весьма сочувственно относился к програме «Союза освобождения» и ко многим основателям партии, но отказался войти в состав ее учредителей.
157
Карташев Антон Владимирович (1875-1960) родился в семье уральского рудокопа, видный церковно-общественный деятель. Окончил Пермскую духовную семинарию, Спб Духовную Академию, преподавал в той же Академии церковную историю (1900-05). Ушел из академии, преподавал на Высших женских курсах (1906-1918). Председатель С.Петербургского Религиозно-философского общества (1909). Последний обер-прокурор Святейшего Синода и первый министр вероисповеданий во Временном правительстве (1917). Выехал из России в 1919 г., профессор Богословского института св. Сергия в Париже.
158
Бердяев Николай Александрович(1874-1947) — философ, литератор, публицист, религиозно-общественный деятель; В 1904-05 г.г. соредактор журналов «Новый Путь» и «ВопросыЖизни», сотрудничал также в журналах «Полярная Звезда», «ВопросыФилософии и Психологии», «Образование», «Голос Юга», «Московский Еженедельник» До 1907 г. был идейно близок к кружку Мережковского — Гиппиус, затем разошелся с ними и примкнул в 1908 г. движению «православного возрождения», вместе с С.Булгаковым, В. Эрном, Е.Трубец ким, П.Флоренским, Г.Рачинским участвовал в организац ии Московского и петербургского религиозно-философских обществ, сотрудничал в издательстве «Путь», где был издан ряд его работ; общался с кружком православных традиц ионалистов во главе с М.А.Новоселовым, посещал Зосимову пустынь (беседысо старцами этой пустыни шокировали его отсутствием духовной свободыи резкими нападками на Льва Толстого). Один из авторов сборника «Вехи» (1909). Пафос реформаторства, ранее направлявшийся на «общественность», постепенно оформился в экстатическую утопию творчества. В 1912 выел из МРФО и «Пути». Резко отриц ательно отнесся к Октябрьской революции, вел открытую полемику с идеологией большевизма. В 1922 году был выслан из Советской России. Русские писатели.Биографический словарь. Т. 1.
«…Особенно видною фигурою за зеленым столом являлся философский спутник Булгакова—Бердяев… Оба начали с марксизма, оба эволюционировали к идеализму и вот оба горячо защищают славянофильскую идею христианской культуры, — строят каждый по-своему: на Хомякове, Достоевском и Соловьеве русскую христианскую философию. По внешности темпераменту и стилю Бердяев—полная противоположность Булгакову. Он не только красив, но и на редкость декоративен. Минутами, когда его благородная голова перестает подергиваться (Бердяев страдает нервным тиком), и успоеоенное лицо отходит в тишину и даль духовного созерцания, он невольно напоминает колористически страстные и все же духовно утонченные портретыТициана. В горячих газах Н.А. с золотой иронической искрой, в его темных волнистых почти что до плеч волосах, во всей природе его нарядности есть нечто романское. По внешности он скорее европейский аристократ, чем русский барин. Его предков легче представить себе рыц арями, гордо выезжающими из ворот средневекового замка, чем боярами, согбенно переступающими порог низких палат. У Бердяева прекрасные руки, он любит перчатки—быть может, в память того бранного значения, которое брошенная перчатка имела в феодальные времена. Темперамент у Бердяева боевой. Все статьи его и даже книги — атаки. Он с Богом разговаривает так, как будто атакует его в небесной крепости. Подобно Чаадаеву, писавшему, что он почел бысебя безумным, если быу него в голове оказалось больше одной мысли, — Бердяев определенный однодум. Единая мысль, Которой он мучася уже в довоенной Москве и которую будет мучиться на смертном одре, эта мысль о свободе. Могократно меняя свои теоретические точки зрения и свои оценки, Бердяев никогда не изменял ни своей теме, ни своему пафосу: как марксист он защищал экономическое раскрепощение масс, как идеалист — свободу религиозного творчества от экономических баз и идеологических тенденций, как христианин он с каждым годом все страстнее защищает свободное сотрудничество человека с Богом, и