с недопустимою подчас запаьчивостью борется против авторитарных посягательств духовенства на свободу профетически-философского духа в христианстве. На исходе средневековья Н.А.Бердяев, несмотря на свое христианство, мог быкончить свою жизнь и на костре.»Ф.А.Степун. Бывшее и несбывшееся. Лондон, 1990, с.258—59.
159
РГАЛИ, ф. 142, оп.1, ед.хр. 193, л.9; Адрес на конверте: Москва, Пречистенка, Зачатьевский пер., дом и квартира шер. В.П.Свенц ицкому с просьбой передать А.С.Глинке
160
Ковалевский Максим Максимович (1851-1916) — историк, юрист, социолог эволюц ионистского направления, академик СПб АН (1914), издатель журнала «Вестник Европы» (1909 — 1916).
161
ЦГАЛИ ф.142.оп.1,ед.хр.198,л.10-13об. На бланке журнала «ВопросыЖизни».
162
Цитата из Покаянного канона св. Андрея Критского.
163
Ла Руссие ет л`Еглисе универселле. Парис.1889.
164
Вестник Европы— русский ежемесячный журнал либерального направления. Издавался в СПб в 1866 — 1918 М.М.Стасюлевичем (по 1908 г.), в 1913-18 гг. выходил под редакцией Д.Н.Овсянико-Куликовского. Здесь печатались наряду с В.Соловьевым Н.Минский, Д.Мережковский.
165
Освобождение — нелегальный журнал «Союза освобождения» (будущая конституц ионно-демократическая партия, «партия народной свободы»), издававшийся с июля 1902 г. по октябрь 1905 г. в штутгарте под редакцией П.Б.Струве.
166
«Союз освобождения» и «Союз земцев-конституц иалистов», две организации либерального направления, оформившиеся летом — осенью 1903 г., а в октябре 1905 г. ставшие основным ядром партии Конституционных демократов (кадетов). С.Н.Булгаков в 1905-07 г.г. сотрудничал с «Союзом Освобождения», формально не принадлежа к организац ии. После закрытия издававшейся им совместно с В.В.Зеньковским и В..Лашнюковым в Киеве газеты»Народ» и избрания С.Булгакова депутатом Государственной Думыон переходит на христианско-социалистическую позицию примирения, призвав в своей думской речи 12 иарта 1907 прекратить и революционный и правительственный террор. Опыт «думского года», как и анализ революционных событий 1905-07 вцелом, приводит С.Булгакова к отказу от политической деятельности и переключению в основном на религиозно-философскую и литературно-публиц истическую работу.
167
Пирожков Михаил Васильевич (1867-1927) — петербургский книготорговец, владелец (1902—08) издательства книжного склада «Литературная книжная лавка». В конце 1908 г. коммерческий суд признал Пирожкова несостоятельным должником; тогда же был выявлен грубый обман издателем своих авторов. Пирожков печатал книги значительно большими тирожами, чем было предусмотрено договорами с авторами.
168
Туган-Барановский Михаил Иванович (1865 — 1919), русский экономист, историк, представитель «легального марксизма».
169
Предварительное заявление
170
С.Булгаков с 1901 по 1906 г. был профессором Киевского политехнического института и приват-доц ентом университета
171
Трубецкой Сергей Николаевич, князь (1862 — 1905) — религиозный философ, общественный деятель, публицист, профессор Московского университета (1900-05), в его семинарах по античной философии активное участие принимали В.Эрн, П.Флоренский, В.Свенцицкий. Перед самой смертью был избран ректором, один из редакторов журнала «Вопросыфилософии и психологии», близкий друг В.С.Соловьева, старший брат Е.Н.Трубецкого. В своем учении, которое он называл «конкретным идеализмом», развивал соловьевские идеи «философии всеединства».
172
Вот характеристика, данная Н.Бердяевым журналу «Вопросы жизни» много лет спустя: «Э то была попытка соединения бывших марксистов, ставших идеалистами и двигающихся к христианству, с Мережковскими и символистами, частью с представителями академической философии идеалистического и спиритуалистического направления, и с публицистами радикального направления. Синтез был недостаточно органическим и не мог быть прочным» Бердяев Н. Русская идея. Париж, 1973, с.246—247. Цит. по: Н.А.Бердяев. Письма Андрею Белому. Публикация и примечания А.Г.Бойчука // Де вису, № 2, 1993, с. 21.
173
Мережковский Дмитрий Сергеевич (1865-1941) — писатель, публицист, общественный деятель. Вместе с женой, З.Н.Гиппиус, В.В.Розановым, В.Тернавцевым и Миролюбовым организовал в 1901-1903 гг. в СПб «Религиозно-философские собрания», ставшие началом «русского религиозно-философского возрождения». Поддерживал революц ию 1905-07 гг., стремясь заразить революцинным пафосом духовенство и верующий народ. См. в Приложении приписываемое ему «Обращение к Церкви». После провала революции Мережковские эмигрировали в Париж, где опубликовали по-франц узски сборник статей «Царь и революц ия». А.В.Карташев в этот период принадлежал к кругу ближайших друзей Мережковского и его женыЗинаидыНиколаевныГиппиус.
174
Из частного собрания; письмо датировано по календарю.
175
Свящ. К. Аггеев, см. о нем примеч. к п. от 22.06.1905.
176
Егоров Иоанн — православный священник , член «Братства ревнителей церковного обновления».
177
Колачев Владимир Яковлевич — православный священник, член «Братства ревнителейцерковного обновления» и сотрудник редакции «Века».
178
Розанов Василий Васильевич (1856-1919) — философ, критик, публицист, участник «Религиозно-философских собраний», Московского и Петербургского РФО;
179
ОР РГБ ф. 348.1.3. л.3,4.
180
Журнал под таким названием не вышел.
181
А.В.Карташев.
182
РГАЛИ,ф.124, ед.хр. 189, оп.1,лл. 15-16 об.
183
Между участниками прежней редакции журнала «Новый путь» и влившейся группой бы ло больше различий, чем общего. «Новый путь» стал местом встречи всех новы х течений русской идеалистической мы сли. Пришедшие из разны х миров, осознав спустя короткое время неорганичность их союза, они разошлись, сохранив, впрочем, взаимно необходимыe связи культурного и духовного «притяжения-отталкивания». В этот период их объединило отрицание народнических материалистических позиций, присущих большей части российской интеллигенции, завещанны х Черны евским, Добролюбовы м и Михайловским. Однако, их различала мера отрицания этих позиций и исходныe мировоззренческие ориентиры . Основатели «Нового пути» сформировались на эстетизме журнала «Мир искусства», к кругу авторов которого они принадлежали, с его аполитичной ориентацией на художественную элитарность. В поисках «нового религиозного сознания» они пы тались сочетать эллинизм и христианский гнозис. Разочаровавшись в «исторической церкви», они объявили ей войну за новую мистическую церковь «Третьего завета».
Философы-идеалистыимели за плечами несколько лет политической деятельности в рядах соц иал-демократической партии, опыт общения с простым народом в марксистких кружках и публиц истических выступлений в левой прессе, где общим местом было отрицание самодержавия и установка на демократию. В 1904 году в общем фронте политических сил они держались левого фланга, и потому их сотрудничество в «Новом пути» предполагало смену политического курса редакции. Новые сотрудники журнала, пришедшие вместе с С. Булгаковым, экономистыи публицисты, Водовозов, Туган-Барановский, Яснопольский по своим взглядам были совершенно чуждыоснователям журнала. Вскоре эта чуждость проявилась в разногласиях между Мережковским и Булгаковым, который не скрывал своей антипатии к декадентской тенденции журнала. В результате в декабре 1904 года «Новый путь» прекратил существование, и с января 1905 г. на той же издательской базе начал выходить новый журнал «Вопросы жизни». Под этим названием он просуществовал еще год вплоть до своего закрытия в 1906 году. См.Зернов Н.Русское религиозное возрождение…
184
Журнал под таким названием не выел.
185
Модный в то время тип журнала декадентского искусства и литературы(от лат. се ц ессио— отделение, уход, отступничество).
186
ОР ГБЛ ф.348.1.2.,л.1.
187
ОР ГБЛ ф.348.1.2.,л.л.6-8об. В Москву. Приложен конверт с типографской надпечаткой: «Общество распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви». СПБ Стремянная, 20.
188
Астров Павел Иванович (в 1918 г. расстрелян), юрист, религиозно-общественный деятель, в 1900-ые годыорганизовал в своем московском доме кружок, где собирались люди разных поколений, взглядов и интересов: поэты-символистыАндрей Белый, Эллис и Сергей Соловьев; философы— Н.Бердяев и Ф.Степун; священники — К.Аггеев, Г.Петров, теософ К.П.Христофорова; либеральные политические деятели, московская интеллигенция. В этот период опубликовал работы: Правда марксизма. На пути к свободе совести // Свободная совесть. Литературно-философский сборник. Кн. 1. М., тип. т-ва И.Д.Сытина, 1906.
189
Эта партия не была организована.
190
РГАЛИ,ф.142,оп.1,ед.хр.198,л.18.
191
О. Григорий Петров.
192
Г.И.Чулков.
193
ОР ГБЛ ф.348.1.3., л.9-11об. Пчт.шт.: СПБ 14. 11. 1905, в Москву; получено 8.12. 1905.
194
Журнал под таким названием не выел.
195
ОР ГБЛ ф.348.1.3. л.12-13об.
196
Нужды деревни. «Право». СПб, 1904.
197
ЦГАЛИ.ф.142. оп.1.ед.хр.198.л.19 — 20об.
198
В конце жизни о. С.Булгаков напишет: «С 1905 года я стал преодолевать революционные искушения, и однако также не в смысле изменысвободе — повторяю, здесь я не могу и не хочу ничему изменять, но вотношении к идее священно власти, которая получила для меня характер политического апокалипсиса, запредельного метаисторического явления Ц арствия Христова на земле. Примечание С.Б.: Вспоминаю следующий жест: 18 октября 1905 г. в Киеве я выел из Политехникума с толпой студентов праздновать торжество свободы, имея в петлице красную тряпиц у, как и многие, но увидав и почувствовав происходящее, я бросил ее в отхожее место. И мне открылось Евангелие соследующим текстом в ответ на мое вопрошание: «сей род изгоняется молитвой и постом»». Прот. Сергий Булгаков. Автобиографические заметки. С. 28-29.
199
Д.Е.Жуковский.
200
П.Б.Струве вернулся из штутгарта, где в 1902—05 гг. редактировал журнал «Возрождение», орган Союза освобождения, на страниц ах которого дискутировались и формулировались идейные и рганизационные принципыбудущей Конституц ионно-демократической партии. С 1907 и до его закрытия редактировал журнал «Русская мысль».
201
Н.А.Бердяев.
202
Стахович Александр Александрович(1858-1915) — орловский (елецкий) помещик, общественный деятель, член Второй Государственной Думыот Орловской губернии, участник Религиозно-философских собраний в СПб, знакомый и корреспондент и адресат Л. Н. Толстого, сторонник церковных реформ. Предположительно финансировал издание первого сборника «Вопросов религии». С начала 1907 г. издавал газету «Елецкий край», близкой по направлению «Веку», где была опубликована ее программа: «<…> Изменившееся настроение общества и, главное, обещание многих убежденных и талантливых сторонников, дают мне надежду осуществить мою трудно, на первый взгляд, осуществимую мечту: в органе, поставившем себе главною задачею освещение вопросов практической, реальной политики, предоставить широкое место обсуждению вопросов, чисто идеалистических,церковно-религиозной жизни русского народа, религиозное настроение которого составляет, без сомнения, одну из самых характерных его черт».
203
Правда Божия. Народная политическая, общественная, экономическая и литературная газета. М. 1906. Ежедн. газета. Ред. свящ. Г. С. Петров. № 1 (1.01.1906) — последний № 132 (6.06.1906). Газета приостановлена московским градоначальником за «вредное направление».
204
Всероссийский поместный собор, намеченный на ближайшие после 1905-го годы, был созван лишь в 1917 году.
205
ОР РГБ ф.348.1.2. л.2-4. Пчт.шт.: СПБ. 15. 02. 1906. в Москву.
206
В.Свенцицкий. Открытое обращение верующего к Православной церкви. // Полярная звезда. 1905, №8, с. 561 — 564.
207
ОР ГБЛ ф.348. 1.3. л.15-16.
208
В. Свенцицкий, В.Эрн. Взыскующим Града. Рел.-общ. библиотека, № 1, М. 1906.
209
Московский Еженедельник. Еженедельная общественно-политическая газета. М. 1906-1910 Ред.-изд. проф. Е.Н.Трубецкой; с № 8 1907 по 1908 он же и Г. Н. Трубецкой. № 1 (7.03.1906) — последний № 34 (28.08.1910). Орган либеральной московской профессуры. Финансировался М.К.Морозовой.
210
Архив В.Ф.Эрна. На конверте: Петербург, Лиговка,56 кв. Валенковых. Е.В.Б. А.В.Ельчанинову.
211
Ивашева Пелагея Александровна — учительница, журналистка, одна из издательниц газеты «Народ», член ХББ.
212
Вероятно, обозначение конспиративной квартиры.
213
Малолетний сын Ивашевой.
214
В.Эрн. Апостольская церковь или как нужно жить христианам. Религионо-общественная библиотека. Серия 2. Для народа. Вып. 7. М. 1906. В № 8, 9 «Вопросов жизни» была опубликована работа В.Эрна «Христианское отношение к собственности», в которой на евангельской и святоотеческой основе сделана попытка раскрыть антиномию земного и небесного в жизни общества и отдельной личности.
215
Девушка, убиравшая квартиру, где происходили встречи членов ХББ.
216
А.Ельчанинов. Житие св. Франциска. Религиозно-общественная б-ка, серия 2. М. 1906.
217
Житие и «Цветочки» св. Франциска Ассизского не были изданы в серии «Религиозно-общественная библитека».
218
РГАЛИ ф.142, ед.хр. 327, оп.1, л.1. Открытка из Москвы. П.шт.: Москва 18.03.1906. Адрес: Киев, Б.Житомирская, 12. Профессору С.Н.Булгакову.
219
Воззвание Христианского Братства Борьбы. Агитационный плакат.
220
Послание к архиеереям. Листовка.
221
Архив Эрна, частное собрание. Открытка из Москвы, п.шт.отпр: Москва 26.03.1906
222
Грифцов Борис Александрович (1885—1950) — критик, переводчик, литературовед, искусствовед.
223
Сизов Михаил Иванович (1884—1956) — специалист по естествознанию, литератор, антропософ, близкий друг Андрея Белого.
224
Архив Эрна, частное собрание, п.шт.отпр: Тифлис, 5.04.1906. Адрес на конверте: Москва, Сивцев Вражек, Нащекинский пер., д. Яковлевой, кв. 16. Е.В.Б. Александру Викторовичу Ельчанинову.
225