изучению западной религиозной мысли (первая — бл. Августину, вторая — религиозно-общественному идеалу западного христианства в ХI веке). Главные его интересы лежали в сфере философии. Он получил место профессора в Киевском университете, откуда в 1905 году перешел в Московский университет. Участвовал в организации и деятельности ряда научных обществ: Психологического общества при Московском университете, МРФО памяти Вл. Соловьева, инициатор и сотрудник книгоиздательства «Путь» (1910-18). Подобно своему брату, Е.Трубецкой, еще в юные годы, пережил духовный кризис, связанный с эволюцией его миропонимания. Он утратил веру в Бога, увлекся позитивизмом «спенсеровского типа», затем отошел от этого учения, в основном благодаря изучению истории новой философии (Куно Фишер), проникся идеями А. Шопенгауэра и, обратившись к религиозной теме, познакомился с философским учением Вл. Соловьева, став одним из самых последовательных его приверженцев и ближайших друзей. «Философское творчество Е.Трубецкого выросло из построений Соловьева — оно вносит бoльшую последовательность и внутренние единство в некоторые концепции Соловьева. В области гносеологии построения Е.Трубецкого обнаруживают… несомненную самостоятельность… Быть может, внутренним тормозом в философском творчестве Е.Трубецкого была зависимость его от Вл. Соловьева, концепции которого словно ослепляли его. Трубецкой постепенно освобождался от этих чар, — и чем свободнее он был от них, тем сильнее выступала его философская одаренность».Зеньковский В.В.,История русской философии. Т. 2. Ч. 2. Л., 1991, с. 113. Принимая проблему Софии, он критически относился, однако, к софиологии Вл.Соловьева, усматривая в ней элементы пантеизма. // Философы России ХIХ—ХХ столетий (биографии, идеи, труды). М., 1933, с. 186.
Младший современник и участник заседаний МРФО дает такой портрет Е.Трубецкого: «…Вот крупный, громоздкий, простонародно-барственный князь Е.Н.Трубецкой, уютный, медленный, с детскими глазами и мукой честной мысли на не слишком выразительном квадратном лице».Степун Ф.А.Бывшее и несбывшееся, Лондон, 1990, с. 256.
261
ОР РГБ ф.171.6.1. л.2-3;
262
Рахманов Георгий Карпович — приват-доцент Московского университета, издатель «Московской недели», еженедельной общественно-политической газеты, выходившей в Москве в мае 1905 г. (всего три номера) под редакцией проф. С. Н. Трубецкого; после его смерти издание было продолжено Е. Н. Трубецким под названием «Московский еженедельник».
263
Московский еженедельник издавался группой пайщиков, главным из которых была М.К.Морозова.
264
ОР РГБ ф.171.6.1.л.6-7.
265
Давыдов Николай Васильевич (1848-?)— приват-доцент кафедры уголовного процесса юридического факультета Московского университета, член попечительного совета Народного Университета Шанявского, председатель Московского окружного суда, член редакции «Московского еженедельника», родственник Е. Н. Трубецкого.
266
ЦГАЛИ, ф.142, ед.хр.198, оп.1, 2. Пчт. шт. Симбирск.
267
Семья предпринимателей и банкиров, с которой Булгаков вел переговоры о финансировании издания религиозно-общественного журнала.
268
Кульженко Василий Степанович — киевский издатель журналов «Искусство и печатное дело» (1909-1910), «Искусство» (1911-1912), «Искусство в Южной России» (1913-1914).
269
С.Булгаков. История политической экономии. Лекции, читанные в Московском коммерческом институте в 1907 г. М., Студенческая комиссия Общества взаимопомощи студентам. 1907.
270
Булгакова (рожд. Токмакова) Елена Ивановна, (1873—1945) — литератор, с 1898 г. жена С.Н.Булгакова.
271
Опубликовано: Вопросы религии. М., 1906, вып. 1, с. 298 — 334.
272
Дума. ???
273
Полярная звезда. Еженедельное общественно-политическое и культурно-философское издание. Спб. 1905-1906. Ред. П. Б. Струве, Изд. М. В. Пирожков. № 1 (15.12.1905) — последний № 14 (19.03.1906). Далее выходил под названием Свобода и культура.
274
Архив Эрна, частное собрание. пчт. шт. отпр.: Тифлис, 9.07.1906. Адрес на конверте: Москва, Нащокинский пер. д.Яковлевой, кв. 16, ЕВБ А.В.Ельчанинову
275
Под таким названием в 1906 году Эрном, Свенцицким и Ельчаниновым вышло два номера еженедельника христианско-социалистического направления (9 и 17 июля). Речь идет также о готовящемся периодическом издании сборников статей членов «Братства взыскующих церковного обновления», из которых увидел свет только первый: В.Свенцицкий, В.Эрн. «Взыскующим града». М. 1906.
276
Летом 1906 года С.Н.Булгаков переехал из Киева в Москву после неудачи с изданием газеты «Народ».
277
Архив Эрна, частное собрание.Открытка, п.шт.: Царские колодцы, 11. 07. 1906. Адрес на конверте: Москва, Нащокинский пер. д. Яковлевой, кв. 16, Е.В.Б. А.В.Ельчанинову
278
Статьи с таким названием среди опубликованных работ В.Эрна не найдено.
279
Статья не найдена
280
Видимо, статья предназначалась для журнала «Церковное обновление» (приложение к журналу «Век»), органа «Братсва взыскующих церконого обновления» (позже Союз церковного обновления), однако нам не удалось ее обнаружить на страницах этого журнала.
281
Опубл. Т. Пацчмусс. ш// Цанадиан Славониц Паперс. 1965, Н 7.
282
«Взыскующим града».
283
РГАЛИ,ф.142, ед.хр.198, оп.1, л.34-35об. В Симбирск; на конверте напечатано: «Стойте в свободе» издательство, Москва, Нащекинский пер., дом Яковлевой, кв.14.
284
Ефимов — издатель «Религиозно-общественной библиотеки».
285
Унфуг Отто — владелец типографии, где печатались брошюры «Религиозно-общественной библиотеки».
286
Ельчанинова Софья Викторовна — сестра А.В.Ельчанинова.
287
РГАЛИ, ф.142, ед.хр.198, оп.1, л.37-39об. П.шт.: 4.09.1906. Кореиз
288
Мережковский Д. Пророк русской революции. СПб. Издание М.В.Пирожкова. 1906.
289
А.Глинка в этот период также работал над книгой о Достоевском, которя так и не вышла в свет. В газете «Русские ведомости» от 1.09.1906 он опубликовал письмо с просьбой ко всем присылать ему био-библиографические материалы о Достоевском.
290
С.Булгаков. Венец терновый. (Памяти Ф.М.Достоевского). //Свобода и культура, 1906, № 2, с. 17—36.
291
которые не преодолеешь (церковнослав.)
292
Пирожков официально был обвинен в том, что издавая книги, он нелегально увеличивал их тираж, присваивая себе дополнительную выручку.
293
Речь идет о не вышедшем в свет сб. «Меч» на французском языке. Статьи Бердяева этого периода изданы: Н. Бердяев. Суб специе аетернитатис.ш Опыты философские, социальные и литературные. 1900-1906. СПб, М. В. Пирожков, 1907. 437 с.
294
Вопросырелигии. Выпуск первый. М. 1906. Книжный магазин Д.П.Ефимова. Моховая, д. Бенкендорф.
Содержание:В.Свенцицкий.Христианское отношение к власти и насилию.С.Н.Булгаков.Церковь и культура.С.Н.Булгаков.Церковь и государство.В.Ф.Эрн.Церковное возрождение (О приходе).П.А.Флоренский.»К почести вышняго звания».Серапион Машкин, архимандрит.Письма.Волжский.Проблема зла у Вл.Соловьева.С.Н.Булгаков.Церковь и социальный вопрос.
295
Намек на содержащиеся в программе ХББ призывы к построению общества на основе «христианского коммунизма», быта первохристианских общин, описанного в книге «Деяний святых апостолов» (2. 42 — 47). См. Приложение 1
296
В. .Лашнюков, совместно с которым С.Булгаков издавал в Киеве газету «Народ», был психически неуравновешен, «экстатически настроен».
297
Венгеров Семен Афанасьевич (1850-1920) – историк русской литературы, библиограф.
298
ЦГАЛИ, ф.142, ед.хр.198, оп.1, л.41,42об. На листе именной бумаги.
299
Письмо С.Булгакова написано на обороте письма С.Венгерова; на конверте п.шт.: 26. 11. 1906. Москва, в Симбирск.
300
Гершензон Михаил Осипович (1869 — 1925) — историк литературы, философ.
301
ЦГАЛИ, ф.142, ед.хр.198, оп.1. л.44-46об. п.шт.: 15. 11. 1906 Москва.
302
Газета «Русские ведомости» от 9.11.1906 дала отчет об этом выступлении: «В воскресенье 5 ноября в МРФО С.Н.Булгаков прочел реферат на тему «Достоевский и современность», в котором разбирал вопрос оботношении Достоевского к самодержавию. С.Н.Булгаков доказывал, что увлечение Достоевского самодержавием объяснялось боязнью ненародного «беложилетного» парламента с одной стороны, и с другой — характером самодержавия в 60-х гг. В прениях выступили: Б.А.Грифцов, Гартунг, И.М.Трегубов, Е.НТруб, Д.Д.Галанин, В.П.Свенцицкий. Следующее публичное заседание состоится 26 ноября. В.П.Свенцицкий прочтет реферат «Ценность человеческой жизни в связи с идеей бессмертия».
303
Середина ноября 1906 г., реферат Д.Д.Галанина «Мое религиозное мировоззрение».
304
На 4.12.1906 был намечен реферат В.П.Свенцицкого «Террор и бессмертие», опубликован: «Вопросы Религии», 1906, №2, с.3 — 28. Он был душой и основным оратором в первые три года существования Московского РФО. По воспоминаниям современника «Речи Свенцицкого носили не только проповеднический, но и пророчески-обличительный характер. В них было и исповедническое биение себя в перси и волевой, почти гипнотический нажим на слушателей». Федор Степун. Бывшее и несбывшееся. Изд.2-ое, тт.1—2. Лондон. 1990, с. 260—261.
305
Андреев Леонид Николаевич (1871-1919) — писатель.
306
Метерлинк Морис (1862-1949) — бельгийский франкоязычный драматург и поэт.
307
На январь 1906 был намечен доклад Н.А.Бердяева «Великий Инквизитор Достоевского» // Вопросы философии и психологии» т.86, 1907, с.1 — 36.
308
Журнал с таким названием не вышел.
309
следует выслушать и другую сторону (лат.)
310
Вероятно имеется в виду статья архимандрита Михаила (Семенова), опубликованная под неизвестным нам псевдонимом.
311
РГАЛИ, ф.142, ед.хр.198, оп.1,л.48-50об. в Симбирск; п.шт.: 30. 11. 1906 Москва.
312
Тернавцев Валентин Александрович (1866-1944) — богослов либерального направления, религиозно-общественный деятель и публицист, чиновник особых поручений при обер-прокуроре Святейшего синода, вместе с Д.Мережковским и З.Гиппиус был организатором «Религиозно-философских собраний» в СПб в 1903-04 г.г., участник и организатор Петербургского РФО.
313
Согласно указу императора Николая II в это время ожидался созыв поместного Собора Российской Православной Церкви, который впоследствии был перенесен на неопределенное будущее из-за нестабильности внутриполитической обстановки. Собор был созван лишь в сентябре 1917 года.
314
Михаил, (Семенов Павел Васильевич, 1874—1916), архимандрит, впоследствии с 1909 г. старообрядческий епископ Канадский, (1874—1916) родом из семьи кантониста; в 1903 г. по окончании СПбДА и защиты диссертации был рукоположен в сан архимандрита и получил звание профессора канонического права. В 1901—03 гг. участник Религиозно-философских собраний, где выступал с традиционно-церковных, консервативных позиций. После революции 1905 г. переходит на позиции церковного обновления и «социального христианства», член «Группы 32-х», один из основателей «Союза церковного обноления», близкого к идеям ХББ, член Московского и Петербургского РФО, религиозно-общественный деятель, публицист, издатель и активный сотрудник журнала «Век», после его закрытия издавал журнал «Товарищ», где изложил собственную концепцию «мировой религии свободного духа», в которой христианство сочеталось с идеями утопического коммунизма. После вступления в 1906 г. в партию Народных социалистов был сослан в Задонский монастырь и отстранен от преподавательской деятельности. Опасаясь отлучения от Церкви, присоединился в 1907 г. в сущем сане к Старообрядческой церкви белокриницкого согласия, а в 1908 г. хиротонисан во епископа на канадскую кафедру, однако не сумев вовремя прибыть в свою епархию, был постановлением Освященного собора от 31.08.1910 был запрещен в священнослужении (перед смертью это запрещение было снято). В 1909 образовал движение реформистское «Свободных христиан». Сотрудничал в старообрядческих изданиях: еженедельнике «Церковь», журналах «Старообрядчесая мысль», «Старая Русь», издал множество брошюр и книг. Единомышленники называли его «апостолом ХХ века», противники угрожали расправой. Зарабатывал на жизнь физическим трудом. В октябре 1916 г. был найден на улице зверски избитым, скончался от ран в богадельне Рогожского кладбища, где и был похоронен. С.Н.Булгаков в 1906 г. напечатал в его журнале «Товарищ» статью «Духовенство и политика». См. Старообрядчество. Лица, события, предметы и символы. Опыт энциклопедического словаря. М., Церковь, 1996. Панкратов А. С. Ищущие Бога. Очерки современных религиозных исканий и настроений. М., 1911, с. 123—127.
315
РГАЛИ, ф.142, ед.хр.198, оп.1, л.52-54об. в Симбирск; п.шт.: 4. 12 1906г.
316
Первый вариант этой работы: А. Волжский. Памяти Ф.М.Достоевского //Московский еженедельник. № 41. 30.12.1906. С. 48; содержит упоминание о докладе Булгакова «Достоевский и самодержавие». Полностью монография не была опубликована.
317
Возражение на доклад С.Булгакова на заседании МРФО «Достоевский и самодержавие» в конце 1906 г.
318
Реферат «Террор и бессмертие» был прочитан В.Свенцицким на заседании МРФО 5.12.1906, после чего по распоряжению полиции заседания были преостановлены
319
Товарищ— ежедневная газета, издававшаяся в Петербурге с 15.03.1906 по 1907 г. Ред. В.В.Португалов, В.Н.Гардин, изд. Н.Н.Русанова. Редакция объявила целью «примирение крайних партий, <…> умиротворение страны», «Ни реакции, ни революции», «Прогресс мирный и постепенный»; резкой критике подвергались большевики и эсеры.
320
В «Письме в редакцию» от 28.11.1906 архимандрит Михаил (Семенов) протестует против решения Синода об отстранении его от преподавательской деятельности в СпбДА за вступление в партию Народных социалистов. Ср. Булгаков С. Духовенство и политика. // Товарищ. 6.11.1906, где