Скачать:TXTPDF
Взыскующие града. Хроника русской религиозно-философской и общественной жизни первой четверти ХХ века в письмах и дневниках современников

выражается поддержка позиции о Михаила (Семенова) и священников Огнева и Афанасьева, вступивших в партии социалистической направленности и подвергнутых со стороны Синода запрещению. Булгаков С. Об о. Гр. Петрове. // Товарищ. 18.12.1906.

321

В письме от 5.12.1906. священник В. Колачев извещает читателей «Века» о выходе из редакции еженедельника. // Век. 17.12.1906. № 6.

322

Перевал — литературно-художественный журнал, основанный в 1906 г. С.А.Кречетовым (Соколовым) (1879—1936), владельцем издательства «Гриф». Издание прекратилось осенью 1907 г

323

Проект не был осуществлен.

324

РГАЛИ ф.142, ед.хр.198, оп.1,л.56-59об. в Симбирск

325

Меерович Ефим Израилевич — писатель, журналист.

326

Лундберг Евгений Германович (1887—1965), публицист, член ХББ, писатель, автор книги о Д.Мережковском (1914).

327

В этот период существовало два одноименных периодических издания: Век. Независимый орган печати; с № 45 — Ежедневная политическая, общественная и литературная газета. М., 1906-1907. Ред.-изд. С. Г. Мимиконян. Век. Еженедельник религиозно-общественной жизни и политики. Спб, 1906-1907. Ред. В. А. Никольский, с № 15 — А. В. Попов.

328

Философов Д.В. О братстве церковного обновления. // Товарищ. 1906, № 34. Ср. Его же. Бунтующие институтки. // Товарищ. 8.12.1906.: «В «Веке» увидите лишь прогрессивные банальности, приправленные крайне туманными социалистическими мечтаниями». Автор приглашает «обновленцев» присоединиться к нехристианскому освободительному движению.

329

Никольский Владимир Александрович— религиозный публицист, редактор-издатель еженедельника «Век».

330

С.Булгаков. Временное и вечное. //Век. 1906, № 7.

331

А.В.Карташев служил в канцелярии Святейшего Синода.

332

РГАЛИ, 142, ед.хр.1, оп.1, л.61 (открытка в Симбирск), п.шт.: 22. 12. 1906, Москва.

333

Новгородцев Павел Иванович (1866-1924) — правовед, философ, социолог, член ЦК партии Народной Свободы (конституционалистов-демократов). Участник сборника «Проблемы идеализма». В философии права разрабатывал идеи неокантианства.

334

РГАЛИ,ф.142,ед.хр.198,оп.1,л.60-62об.

335

Глинка (Волжский) А.С. Гаршин как религиозный тип. М. 1906.

336

РГАЛИ,ф.142, ед.хр.198, оп.1, л.63-65об.

337

По-видимому — В.П.Свенцицкий и В.Ф.Эрн.

338

Предположительно: Бердяев Н. Анархизм // Русская мысль, 1907, № 1, с. 26—45.

339

В течении всей жизни Тернавцев работал над исследованием и толкованием «Откровения ап. Иоанна Богослова». Труд не был опубликован, местонахождение рукописи установить не удалось.

340

Речь идет об отвергнутой и запрещенной к публикации Синодом рукописи архимандрита Феодора Бухарева «Исследование об Апокалипсисе», которая хранилась в архиве Св. Синода. Ее местонахождение в настоящее время установить не удалось. См. примеч. к № 39.

341

Бранд. (Брандш) Драматическая поэма в 7 картинах Г. Ибсена. Перевод с норвежского А. В. и П. Г. Ганзен. Премьера спектакля в МХТ состоялась 20.12.1906, в постановке К. С. Станиславского, который сам исполнял роль Штокмана, в роли Бранда выступал В. Качалов.

342

Философов Д. Бунтующие институтки // Товарищ, 8.12.1906. Автор ядовито пишет о Братстве церковного обновления и его органе: «В «Веке» увидите лишь прогрессивные банальности, приправленные крайне туманными социалистическими мечтаниями. В заключение автр призывает адресатов своей критики присоединиться к нехристианскому общественному движению.

343

В период, предшествующий написанию данного письма, опубликовано только письмо А.Карташева о выходе из состава редакции журнала «Век» (10.12.1906). Немного позже опублкована статья Карташева «Ревнители церковного авторитета» // Телеграф. 18.02.1907.

344

С.Булгаков. Средневековый идеал и новейшая культура. (По поводу книги Г. Эйкена «История и система средневекового миросозерцания». СПб. 1907) //Русская мысль, 1907, № 1, с. 61—83.

345

Соловьев С. М.Рец.: Вопросы религии, вып. 1. М. 1906 // Перевал, 1906, № 2 (декабрь). «»Теплохладная семинарщина» — название, гораздо более подходящее к сборнику, чем «Вопросы религиии» <…> г.г. Флоренский и Эрн свалили без разбора Софокла, Машкина, Бебеля и прочих, все смешалось в одном пошлом безразличии <…> Книга не только не нужная, это книга вредная. <…> Теплохладная пошлость г. Эрна и компании липкими комьями наседает на драгоценный ковчег церковной истины».

346

ОР РГБ, ф.348.1.26. Открытка, б.д., датирована по пчт. шт. отпр.

347

Вероятно речь идет о реферате В.Свенцицкого «Религиозный смысл «Бранда» Ибсена».

348

Архив Эрна, частное собрание; п.шт: Москва 22.01.1907; в СПб.

349

Век, 1907, № 4, с.34-35.

350

Обвинение по «политической», статье было предъявлено такжеЭрну, М.Вишняку (Маркову), Ельчанинову и Свенцицкому за публикацию антиправительственных сочинений и участие в Христианском братстве борьбы.

351

Полностью письмо публиковано Т.Пацчмус. Цанадиан Славониц Паперс. Н 7.1965.

352

В январе Н.А.Бердяев прочел в МРФО реферат на тему «Великий инквизитор Достоевского» // Вопросы философии и психологии», т. 86, 1907, с.1 — 36.

353

Этой теме посвящена переписка С.Булгакова с В.Розановым. См. Неопубликованные письма С.Н.Булгакова к В.В.Розанову. Публикация, предисловие, комментарии М.А.Колерова. //Вопросы философии. №10, 1992.

354

Ивашева П.А.

355

Багатурова Надежда Сергеевна — семейный друг Эрнов и Ельчаниновых.

356

Шер Дмитрий Дмитриевич (Чмич) — близкий друг В.Эрна, А.Ельчанинова и П.Флоренского, член ХББ.

357

Из-за отсутствия данных о сути произошедшего конфликта и не поддающихся однозначному истолкованию описанных в письме бурных объяснений ограничимся воспоминаниями современника: «Женщины, причем не только фетишистки дискуссионной эстрады, которых в Москве было немало, но и вполне серьезные девушки, сходили по Свенцицкому с ума. Они его и погубили. Со слов Рачинского знаю, что до президиума Соловьевского общества дошли слухи, будто бы на дому у Свенцицкого происходят какие-то, чуть ли не хлыстовские исповеди-радения. Было назначено расследование и было постановлено исключить Свенцицкого из членов общества. Был ли он на самом деле предшественником Распутина, или нет, занимался ли он соборным духоблудием, или вокруг него лишь сплелась темная легенда, которая сделала невозможным его членство в обществе, я в точности не знаю». Ф.Степун. Бывшее и несбывшееся.

358

ЦГАЛИ ф.142, ед.хр.198, оп.1, л.67.

359

В.Н.Лашнюков, издатель «Века».

360

Зеньковский Василий Васильевич (1881—1962) — русский религиозный философ, психолог, с 1942 г. православный священник, в эмиграции один из основателей и председатель Русского студенческого христианского движения (1923—62). Автор «Истории русской философии», тт.1—2, Париж, 1952. В начале века под влиянием книг В.С.Соловьева вернулся в Православную церковь после долгого периода атеизма.

361

30.01.1907 архимандрит Михаил (Семенов) прочел в литературно-художественном кружке лекцию под названием «О будущем христианстве». «Подробно разобрав повести «Коринфское чудо» Косоротова, Господа и рабы» ***, пьсу «Брандт» Ибсена он выяснял будущий тип христианства. <…> Свою мечту — «стать сильным как всемогущий Бог» он выкрикнул громким голосом на весь зал». Эрн В. Лекция о. Михаила (Корреспонденция из Москвы) // Век. 30.01.1907.

362

Исходя из публикаций Бердяева этого периода, можно предположить, что доклад был посвящен одной из следующих тем: «Русские богоискатели» // Московский еженедельник, 1907, № 29, с. 18—28. «Анархизм» // Русская мысль, 1907, № 1, с. 26—45. «К вопросу об отношении христианства к общественности» // Век, 24.06.1907.

363

Лекция Шестова, по-видимому, не состоялась.

364

Новоселов Михаил Александрович (1869-1939?), в узком кругу друзей его называли «Авва» (духовный отец) — профессор Московского Университета по кафедре классической филологии; в молодости был сторонником учения Л.Н.Толстого, впоследствии отошел от него и вернулся в Православную церковь. Организовал вместе с епископом Феодором (Поздеевским), П.Мансуровым, А.Д.Самариным, о.Езерским, В.А.Кожевниковым и о. Иосифом Фуделем в начале века в Москве в своем доме «Братство взыскующих христианского просвещения»; позже к ним присоединились С.Дурылин и С.Булгаков; издавал в Вышнем Волочке очень популярную среди интеллигенции серию книг карманного формата под названием «Религиозно-философская библиотека» (вышло несколько десятков названий); был в близких отношениях с о.Иоанном Кронштадским, оптинскими старцами. Постепенно оказался в центре охранительно-консерватиных кругов правосланой интеллигенции и духовенства, выступавших с резкой критикой «модернизма» в Церкви, исходящего по их мнению из философско-богословской трудов В.Соловьева, С.Н.Булгакова, Н.А.Бердяева, Д.С.Мережковского и других известных деятелей «Русского религиозно-философского Возрождения». После Октябрьской революции принял монашеский постриг и тайно был посвящен в сан епископа с именем Марк. По-видимому, принадлежал к Катакомбной Церкви, канонически оформившейся вокруг архиепископа Андрея (Ухтомского). С 1923 по 1928 г.г. жил на нелегальном положении, скрываясь в домах друзей. Арестован ОГПУ в 1928 году, приговорен к 10 годам политизолятора, которые отбыл в одиночной камере; в 1928 направлен в ссылку в Сибирь, где скончался в конце 30-х годов (или был расстрелян).

365

Архив Эрна, частное собрание. П.шт.отпр: Москва 19.2.1907. Адрес на конверте: Петербург, Лиговка, 72, кв. 3. ЕВБ А.В. Ельчанинову

366

Речь видимо идет о собрании «Братства ревнителей церковного обновления», организации, основанной в 1905 г. «группой 32-х», состоявшей из либерально настроенных священников и церковной интеллигенции. Братство выступало за рефрму церковного управления, оживление приходской жизни, обновление богословского образования с целью приблизить церковную жизнь к текущим проблемам общества; впоследствии представители этого движения выступали за скорейший созыв поместного собора, а на соборе 1917—18 г. голосовали против восстановления патриаршества. С началом массовых гонений на Церковь «обновленцы», попав в полную зависимость от ОГПУ, вышли из подчинения Патриарху Тихону, образовав так называемую «Живую церковь», впоследствии также распавшуюся на ряд враждующих деноминаций.

367

Лекция, прочитанная 26 февраля 1907 г., была впоследствии опубликована: В.Свенцицкий. Религиозный смысл «Бранда» Ибсена. // Парус. М., 14.02.1907, № 3.

368

В.Эрн. О жизненной правде //Вопросы религии. Вып. 2. 1908, с.29 — 61

369

Реферат, прочитанный о. Михаилом Семеновым на заседании Московского религиозно-философского общества 7.02.1907.

370

В.Эрн. Таинства и возрождение Церкви. //Церковное обновление, 1907, №9, с. 65 — 66.

371

Архив Эрна, частное собрание. Открытка, п.шт.отпр.: Москва 12.03.1907. Адрес на конверте: Петербург, Лиговка, 72, кв.3. ЕВБ А.В.Ельчанинову

372

Книготорговец.

373

Издано брошюрой в «Религиозно-общественной библиотеке», сер.2, 1906. За эту брошюру В.Ф.Эрн был дважды привлечен к суду в 1910-1911 гг. и оба раза оправдан.

374

По-видимому, речь идет о рецензиях на книги: Б.Демчинского «Христос в революции». М., 1906, опубл.: Век, 1907, №11, с.83-85; Н.Бердяева. Суб специае етернитатисш. Опыты философские и литературные. СПб, 1907, // Век. 1907, № 13, с. 167.

375

Архив Эрна, частное собрание. Открытка, п.шт.: Москва, 16.03.1907

376

Анонимная заметка, уведомляющая об открытии «Вольного богословского университета».

377

Имеются в виду лекции «Вольного богословского университета» при МРФО. 15 марта 1907 В.Эрн прочел там лекцию «Социализм, анархизм и христианство»; В.Свенцицкий — «Лев Толстой и Вл. Соловьев». См. Век, 1907, №13, с.103.

378

ОР РГБ ф.348.1.3.л.21 — 23. Письмо из СПб в Москву.

379

Священники, члены «Союза церковного обновления».

380

Вероятно, автор иронически намекает на Морозова Николая Александровича, (1954 — 1946), революционера-народоволеца, узника Шлиссельбургской крепости. автора нашумевшей в то время книги «Откровение в грозе и буре», где делается весьма неубедительная интерпретация новозаветной книги «Откровение Иоанна Богослова» на основе астрономических спекуляций. Здесь метафора дилетантизма. В.Эрн опубликовал рецензию на эту книгу «Откровение в грозе и буре. Разбор книги Н.Морозова» (М. 1907), полностью опровергающую концепцию автора как делитантскую.

381

Намек на демагогические статьи религиозно-политического характера редактора-издателя еженедельника «Век» В. Никольского.

382

ОР ГБЛ ф.348.1.3.л.24. Открытка, п.шт.: СПб 19.03.1907. Адрес: Москва, Плющиха, угол Грибоедовского и Полуэктовского. д. Попова, В.Ф.Эрну.

383

Доклад К.М.Аггеева «Религия и политика» //Век, 1907, № 10.

384

Метнер Эмилий Карлович (псевд. Вольфинг), (1872—1936) — музыкальный критик, философ, литератор. Заведовал музыкальным отделом журнала «Золотое руно». Один из основателей символистского издательства «Мусагет» в Москве, редактор-издатель журнала «Труды и дни», автор многочисленных статей в этом и других символистских журналах.

385

Эллис (Кобылинский) Лев Львович (1879-1947) — поэт-символист, переводчик, критик, во второй половине жизни — католический монах. Умер в Швейцарии .

386

ОР РГБ ф.167.6.3.л.2 — 3об. Фрагмент.

387

Речь идет видимо о журнале «Золотое руно», издававшемся на срества Н.П.Рябушинского.

388

Жена Э.Метнера.

389

Речь идет о попытке уговорить М.Морозову финансировать книгоиздательство и журнал «Мусагет». 27.01.1907 Э.К.Метнер излагает Эллису проект издания нового журнала: «У меня в голове одно, правда

Скачать:TXTPDF

Взыскующие града. Хроника русской религиозно-философской и общественной жизни первой четверти ХХ века в письмах и дневниках современников Флоренский читать, Взыскующие града. Хроника русской религиозно-философской и общественной жизни первой четверти ХХ века в письмах и дневниках современников Флоренский читать бесплатно, Взыскующие града. Хроника русской религиозно-философской и общественной жизни первой четверти ХХ века в письмах и дневниках современников Флоренский читать онлайн