Скачать:TXTPDF
Взыскующие града. Хроника русской религиозно-философской и общественной жизни первой четверти ХХ века в письмах и дневниках современников

несколько претенциозное, название журнала; именно: Мусагет. Этим 1) объединяются не только чисто эстетические темы и произведения, но и научные… эллинвсепонимал артистически, и только такое понимание — культуропроизводительно». ОР РГБ ф. 167, 6, 1. В марте того же года Эллис пишет в ответ: «<…> вы обязаны создать художеств<енный> орган в России и создать эстетич<еский> центр, вроде братства Ст<ефана> Георге». ОР РГБ ф. 167, 7, 3. В ответном письме Эллису от 14.04.1907 Э.К.Метнер уже выражает решимость стать редактором будущего журнала Мусагет, который предполагался к изданию с 1908 г., а также намечал организовать издательство «Культура» и выпустить в свет несколько книг, дающих представление «о культуре в нашем новом синтетическом смысле». Цит. по:Лавров А.«Труды и дни» // Русская литература ижурналистика начала ХХ века. 1905—1917. Буржуазно-либеральные и модернистские издания. М. Наука. 1984, с. 192. В 1909 г. на средства Ядвиги Фридрих, состоятельной немецкой приятельницы в Москве организуется книгоиздатльство «Мусагет», см. Вступительную статью к наст. изд.

390

Полностью опубликованоТ. Пацчмус.Цанадиан СлавоницПаперс. Н7.1965.

391

Эрн В. Наша вина // Век, 1907, № 3. Эрн В. Рец..: на сб. статей: Бердяев Н. Суб специе аетернитатис.ш Опыты философские, социальные и литературные. СПб. 1907 //Век, 1907, № 13, с. 167-168. Свенцицкий В. Ответ Н. А. Бердяеву //Век, 1907, № 26. Ответ: Бердяев Н. Русские богоискатели //Московский еженедельник, 28.07.1907.

392

Статьи Д.В.Философова в газете «Телеграф» не найдено. Вероятно, речь идет о статье «Церковь и революция» //Век. 13.05.1907, № 18. См. при этом: Карташев А. Ревнители церковного авторитета // Телеграф, 18.02.1907, № 26.

393

Архив Эрна, частное собрание. П.шт. отпр.:Москва 23.03.1907 г.

394

Свенцицкий В.Религиозный смысл «Бранда». Спб. 1907. Рец.:Грифцов Б.// Перевал, 1907, № 7.: «Протест против оффициального христианства, против «слабой человеческой жалости», призыв к религиозному действованию — это те последние упования, которые можно возлагать на христианство. <…> Надо отметить поспешность работы и местами философскую наивность (например, в трактовке вопроса о свободе)».

395

Московское религиозно-философское общество памяти Вл. Соловьева

396

Каптерев Николай Федорович — профессор МДА по кафедре всеобщей истории, автор монографии «Старообрядчество и Церковь в 17 веке», прочел лекцию «Раскол и Церковь в Х II в.»

397

Тареев Михаил Михайлович (1866-1934) — профессор МДА, прочел доклад, опубликованный позже под названием «Христианская проблема и современная русская религиозная мысль». // Век, 1907, № 13, с. 163. Позжеэтот текст в расширенном виде вошел в состав последнего тома его основного труда, где изложена нетрадиционная концепция христианства: Тареев М. М. Основы христианства. 2-е изд., Сергиев Посад, 1908. Т. 1 — Христос; т. 2 — Евангелие; т. 3 — Христианское мировоззрение; т. 4 — Христианска свобода

398

Андрей Белый. Социал-демократия и религия. // Перевал, 1907, №5, с. 23-25.

399

Продолжение лекции от 17.03.07.

400

Константин Аггеев, священник. Религия и политика. //Век, 1907, № 10, с. 121-122; № 12 с. 142-143.

401

Опубл.:В.Эрн.Методы исторического исследования и «Сущность христианства» А.Гарнака. (Предисловие к книге:Гарнак Адольф.»Сущность христианства» М., 1907, с. 1 — 30.

402

А.Карташев вспоминает: «Эрн… весь был ученость, разум, строжайший морализм. Высокий, с бледным безбородым никогда не улыбающимся лицом, в обычном для того времени черном сюртуке, он казался протестантским пастором какой-то морализующей секты, являя собой пример протестантского пафоса в православии. Его друг-сподвижник Свенцицкий, судя по фамилии, польского происхождения, невысокого роста блондин с большими светло-голубыми глазами, напряженно и требовательно на всех смотрящими. Какой-то едва сдерживающий себя Савонаролла, готовый разразиться обличениями, анафемами, повести толпу в бой. Тип теократа латинского стиля». А.В.Карташев. Мои ранние встречи с отцом Сергием Булгаковым. Православная мысль. Труды Православного богословского института в Париже. Вып. IХ, Париж, 1953, с. 47—55.

403

А.Ельчанинов в это время был в составе редакции еженедельника «Век».

404

См. примечание к п. №.

405

Кристи Владимир Григорьевич (1982-1946) — бессарабский помещик, корреспондент, адресат, последователь Льва Толстого, посетитель Ясной Поляны.

406

Беневский Иван Аркадьевич(1880-1921) — корреспондент, адресат, многократный посетитель и последователь Льва Толстого, основатель и руководитель земледельческой общины в Харьковской губернии. происходит из семьи генерала и военного историка А.С.Беневского. Зафиксирован устный отзыв о нем Л. Толстого: «<…> Потом вспомнил, что в общине под Харьковом, где Беневский, был обыск, о чем писал Лебрен. И Л. Н. разговорился о Беневском, его глубокой религиозности, милой доброте. У него некоторые особенности: придает значение крестному знамению. Рассказал про смерть (самоубийство) его матери: у нее умерсын от чахотки, дочь искалечилась и попала в тюрьму и теперь в подавленном состоянии, желала бы на поруки, не пускают. Его мать, генеральша, любящая очень нашего Беневского; она показала ему место из Марка Аврелия: «Если жизнь тебе тяжела, можешь уйти из нее». Он ей объяснил, как он это пониает. Чрез некоторое время приходит к нему отец: «С матерью что-то случилось». — Пошли в сад: лежит с огнестрельной раной в виске, мертвая».У Толстого.Яснополянские записки Д. П. Маковицкого. Кн. 2. М. 1979, с. 265.

Его сестра Мария Аркадьевна (по первому мужу Моисеенко, 1882-1942), эсерка, участвовавшая в изготовлении и перевозке самодельных взрывных устройств, при взрыве, перевозимой ею бомбы была тяжело ранена, отбывала каторгу; корреспондент и адресат Л.Н.Толстого.

407

Позже опубл.: В.Эрн «Социализм и общее мировоззрение» //Богословский вестник, 1907, №9, с. 35-60. «Социализм и проблема свободы» //Живая жизнь, №2, с. 40-87.

408

Сестра А.Ельчанинова, С.В.Ельчанинова.

409

Предположительно: Флоренский П. «Вопль крови». Слово в неделю Крестопоклонную. М. 1906; или «О типах возрастания» //Богословский вестник» 1906, т.2, № 7; отд. оттиск.

410

Фрагмент, письмо полностью опубликовано //Т.Пацчмусс… ш(см. выше).

411

Архив Эрна, частное собрание. «Закрытка», п.шт.: Москва 4. 04. 1907. Адрес:Петербург, Лиговка, 72, кв.6. ЕВБ Ельчанинову А.В. от Д.И.Егорова, Б.Козихинский, дом Ульянова,кв.3. Из конспиративных соображений письмо подписано «Д.И.Егоров» .

412

Журнал Свенцицкого, Эрна, Ельчанинова, Ивашевой, напечатанный в организованной ими нелегальной типографии в 1905 г. и вероятно конфискованный при обыске. Также должно было называться издательство, в котором предполагалось печатать христианско-социалистическую литературу.

413

После обыска в конце 1906 г. на московской квартире Эрна и Свенцицкого и в подмосковном доме, где размещалась нелегальная типография, против них и Ельчанинова было возбуждено уголовное дело и взята побписка о невыезде. Переехав в Петербург, Ельчанинов нарушил подписку. Ему оставалось либо явится в суд, либо перейти на нелегальное положение.

414

Архив Эрна, частное собрание. Открытка, п.шт.: Москва 4.04.1907.

415

В.Свенцицкий. Религиозное значение «Бранда» Ибсена //Библиотека «Века». М., 1907.

416

Объявление о подписке на журнал «Берег» появилось в марте-апреле 1907 в «Веке», но издание не состоялось.

417

Предположительно речь идет о профессоре МДА Попове Иване Васильевиче.

418

Глаголев Сергей Сергеевич свящ., (1865—1937) — профессор основного богословия в МДА, автор многочисленных книг и брошюр.

419

Речь идет о предполагавшемся тогда Поместном соборе Российской Православной церкви, который был созван лишь после Февральской революции. Не удалось найти брошюры Эрна с таким названием. Возможно речь идет об опубликованной позже работе «Что делать?» //Вопросы религии. 1908, вып.2, с. 62 — 91. Редакция «Века» вела активную подготовительную работу в ожидании собора, стремясь направить его в русло «христианской политики». См. «Положение о составе собора //Век, 13.05.07, №18, с. 249;Вал.С. <Свен/i>цицкий>Мертвый собор //Век, 27.05.07, №20, с. 289 — 290;Свенцицкий В.Готовьтесь к собору! //Век, 3.06.07., с. 309-310.Аггеев К. свящ.Задачи Собора. //Век.10.06.07, №22, с. 331-332.

420

Опубликована: Д.В.Философов. Церковь и революция //Век. 13.05.07, №18; статья содержит полемику с программой «Братства ревнителей церковного обновления». Ответы: С.А.Аскольдов. По поводу поучений Д.В. Философова //Век, 20.05.07, №19, с.273-275; В.Свенцицкий. О новом религиозном сознании. //Век, 13.05.07, с. 253-254.

421

В.Эрн. Историческая церковь //Церковное обновление, 1907,№ 11, с.81-83.

422

Осипов И. Таинства и возрождение Церкви. // Век. Спб, 1907, № 13, с. 154—155.

423

РГАЛИ, ф.142,ед.хр.198,оп.1,л.63.

424

ОР РГБ ф.167.ВИ. 5, л. 1 об.

425

Рейнбот А. А. — в этот период был оберполицмейстером Москвы. Автор письма ошибается: Рейнбот женился на вдове Саввы Тимофеевича Морозова, Зинаиде Григорьевне Морозовой, см. П.А.Бурышкин. Москва купеческая. М. 1990. Н.Думова. Московские меценаты. М. 1987.

426

Архив Эрна, частное собрание. Открытка, п.шт.отпр.: Москва. 25.04.1907. Адрес на конверте: Петербург, Лиговка, 72, кв.6. ЕВБ А.В.Ельчанинову.

427

Аскольдов Сергей Алексеевич (наст. фамилия Алексеев) (1871—1945) — философ, член ПРФО, внебрачный сын философа А.А.Козлова. Главные работы рассматриваемого периода: «Основные проблемы теории познания и онтологии» (1900), «Мысль и действительность» (магистерская диссертация, М.1914).

428

См. примеч. к № 73

429

В. Эрн. Христианство и мир (ответ Д.Мережковскому). //Живая Жизнь. №1, с. 15. Ответ на эту публикацию: Д.Мережковский. Ответ на вопрос //Век, 20.05.1907, № 19, с. 272-273.

430

Ответ В.Эрна на полемическую заметку В.Розанова О таинствах (письмо в редакцию по поводу статьи В.Эрна «Таинства и возрождение Церкви») // Век. 6. 05. 07., № 17, с. 233-235.

431

Ответ на статью: Д.Философов. Церковь и революция. Век. 13.05.07, № 18, которая содержит полемику с «Братством ревнителей церковного обновления».

432

См. № 84.

433

РГАЛИ, ф.142, ед.хр.198, оп.1, л.69, датировано по пчт. шт.

434

«В сутолоке Таврического дворца С.А.Булгаков сжимался, проходил через парламентское торжище сторонкой, в кулуарах помалчивал, больше слушал, пощипывая маленькую, темную бородку и улыбался насмешливо, невесело. Влияния он не искал, но и над собой влияния, но инад собой влиянияне любил. Таким людям в партии тесно, скучно, и они этого не скрывают. Не долго продолжалась политичекая деятельность этого богато одаренного мыслителя. Его мысли вздымались выше. Внутренне он уже готовился к высокой пастырской деятельности». Тыркова-Вильямс А. В. На путях к свободе. Лондон, I1990, с. 349.

435

Архив Эрна, частное собрание. Без конверта.

436

Эрн В. «Идея катастрофического прогресса», доклад в МРФО, опубл. // Русская мысль. 1909, т. 2, отдел 2, с. 142—159; отклик // Русская Мысль, 1907, № 10.

437

Священник Иона Брихничев в 1907 г. был лишен сана и к моменту написания письма уже четыре месяца находился в тифлисской тюрьме за революционные проповеди.

438

Егоров Иоанн — православный священник, член «Братства ревнителей церковного обновления», публиковался в «Веке», участвовал во 2-ом сборнике «Вопросы религиии». М., 1908.

439

Священник Константин Аггеев, член «Братства церковного обновления».

440

Видимо, сестра П.А.Флоренского.

441

Неустановленное лицо.

442

Шер Ольга Дмитриевна — приятельница Эрна, Ельчанинова, Свенцицкого, слушательница Свободной богословской академии.

443

Век, № 17, 6.05.1907.

444

А.Ельчанинов. Опасный путь, там же, с.229-230.

445

Н.Бердяев. Нигилизм на религиозной почве, там же, с.231-233.

446

В.Розанов. О таинствах. Там же., с.233-235.

447

В статье «Историческая церковь» //Церковное обновление, № 11, с. 82, В.Эрн полемически утверждает, что само выражение «историческая церковь» неправомерно, поскольку несет в себе «внутреннее противоречие». Человеческий разум, по его мнению, не способен постичь двойственную, «земно-божественную» природу церковного организма и видимого, и в основе своей невидимого, ибо мир этот, по выражению Достоевского, лишь краем «касается мирам иным». Ср. Н.С.Семенкин. Философия богоискательства, с. 154.

448

Там ж, с. 236, см. ответ В.Свенцицкого П.П.Кудрявцеву //Век, №20, с.293.

449

ЦГАЛИ,ф.142,ед.хр.198, оп.1, л.70-73об. П.шт.: 27. 05. 1907 г. СПб, в Симбирск.

450

В. Свенцицкий побывал в гостях у А. Глинки в Симбирске.

451

Тихон Задонский (1724-1783) — святитель Воронежский, духовный писатель.

452

Розанов В. В. Об Иисусе сладчайшем и горьких плодах мира. Доклад, прочитанный на заседании ПРФО 21.11.1907 // Русская мысль, 1908, № 1, с. 33—42.

453

Речь идет о кружке Новоселова; о духовной

Скачать:TXTPDF

Взыскующие града. Хроника русской религиозно-философской и общественной жизни первой четверти ХХ века в письмах и дневниках современников Флоренский читать, Взыскующие града. Хроника русской религиозно-философской и общественной жизни первой четверти ХХ века в письмах и дневниках современников Флоренский читать бесплатно, Взыскующие града. Хроника русской религиозно-философской и общественной жизни первой четверти ХХ века в письмах и дневниках современников Флоренский читать онлайн