депутатов Второй Государственной Думы были избраны следующие представители православного духовенства: Петров Г. С., священник, от Санкт-Петербурга (был избран в период отбывания ссылки в монастыре); Владимирский Ф. И., священник, от Нижегородской губ., Колокольников К. А., священник, член партии Народной свободы, от г. Перми (после избрания был отстранен от богослужения и лишен права ношения наперсного креста), Платон (Рождественский), епископ, от г. Киева (выступал против смертной казни), Архипов А. В., свящ., от Оренбургской губ.; Герштинский Д., свящ., от Волынской губ.; Гриневич А. И., свящ., от Подольской губ.; Пашкевич М. И., свящ., от Могилевской губ.; Пирский Н. П., священник, от Полтавской губ; Тихвинский Ф. В., свящ., от Вятской губ.; Якубович В. А., свящ., от Минской губ.
461
Евлогий (Георгиевский), епископ Холмский, впоследствии митрополит (1868-1948) — выдающийся церковный и общественный деятель, депутат 2-ой и 3-ей Государственной Думы. «В Государственной Думе в ту весну я встретился впервые и с профессором политической экономии Сергеем Николаевичем Булгаковым (впоследствии — инспектор Парижского Богословского Института). Он уже тогда приближался к Церкви и выступил с редложением организовать особую комиссию по делам Православной Церкви параллельно вероиповедной комиссии. Я взял слово и направился к трибуне, с коорой он спускался. Мы встретились… «Неужели вы хотите возражать?» — удивился он. «Нет, дополнить: чтобы членами ее могли быть только православные», — сказал я». Митрополит Евлогий (Георгиевский). Путь моей жизни. М. 1994, с. 166.
462
ОР РГБ ф.348.1.3.л.25-26.
463
ОР РГБ, ф.348.1.25, лл. 10—13, б.д.
464
Все перечисленные работы опубликованы //Вопросы религии, 1906, №1.
465
Имеются в виду члены «Братства церковного обновления».
466
Тюрьма в Тифлисе, где отбывал заключение о. Иона Брихничев. Ростовский (предположительно) — один из издателей или авторов статей газеты «Встань, спящий», близкий к секте «Новый Израиль» (со слов И.В.Эрн).
467
ОР РГБ ф.167. I.8. л.2 об.
468
РГАЛИ,ф.142,ед.хр.198,оп.1, л.75. В Симбирск.
469
Макарий Египетский, святой, основатель восточного монашества.
470
Видимо речь идет о тексте доклада, прочитанного В.Свенцицким 15 марта 1907 г. на открытом заседании МРФО: «Лев Толстой и Вл. Соловьев», на котором присутствовало около 200 слушателей. См. «Век». 1907, № 13, с. 103.
471
Архив Эрна, частное собрание. Открытка. П.шт.: Москва 3.11.1907. Адрес: Петербург, Невский, 40-42, кв. бывшей редакции «Века», ЕВБ А.В.Ельчанинову.
472
Е. (Ельчанинов).Религиозно-философское общество памяти В.С.Соловьева в Москве. //Век, 1907, №9, с. 107—108. Канцелярия МРФО располагалась по адресу: М.Остоженка, 1-ый Зачатьевский пер., дом Шера, кв.1.
В статье в частности сказано: «Смысл, содержание и теоретическое оправдание наше религиозное движение найдет, только идя по пути, указанному религиозным философом В.Соловьевым. Его неустанное стремление христиански освещать и оценивать всю жизнь; литературу, искусство, факты общественной жизни, его методы, цели его философии. Идея Богочеловечества и мира как Становящейся Церкви…»
473
ОР РГБ ф. 348.2.23. л.2. Открытка, п.шт.: СПБ 09. 11. 1907. Адрес: Москва, Девичье поле, 2й Воздвиженский пер., д. Бом. ЕВБ Эрну В.Ф.
474
Статья Н.Бердяева.
475
Эрн В. Рец.на сб. статей: Бердяев Н. Суб специе аетернитатис.ш Опыты философские, социальные и литературные. СПб, 1907 //Век, 1.04.1907, №13.
476
8.11.1907 года на заседании Петербургского РФО Д.С. Мережковский прочел доклад «О Церкви грядущего», после которой была дискуссия. См. Записки ПРФО, ч. 2, с. 1—18.
477
Роман В.Свенцицкого, вызваший глубокий шок в кругах религиозной интеллигенции; его публикация послужила причиной исключения его автора из редколегии «Века», а затем и закрытия журнала. Это довольно посредственное в литературном отношении произведение написано от первого лица, в форме исповеди. «Демонический» герой, по канонам декадентской литературы метящий в Антихристы, повествует о своих эротических похождениях, которые чередуются с приступами самообожания в стиле провинциального ницеанства и подпольной революционной деятельностью. Среди прочих действующих лиц легко узнаются С.Булгаков и В.Эрн, которых главный герой цинично дурачит, притворяясь пророком «нового, социального христианства». Не следует конечно отождествлять автора и главного героя его романа, но в предисловии ко второму изданию романа Свенцицкий сам намекает на его автобиографичность.
478
Неустановленное лицо.
479
Предположительно реферат был посвящен деятельности протестантских сект на Кавказе и в Закавказье. Точная дата не установлена
480
С. А. Аскольдов был приглашен в Москву для повторения доклада «О старом и новом религиозном сознании», прочитанного 3.10.1907 на открытии Петербургского РФО.
481
Архив Эрна, частное собрание. Телеграмма от 12.11.1907.
482
РГАЛИ, ф.142, оп.1 ед.хр. 181,л.43об. В Симбирск.
483
РГАЛИ,ф.142,ед.хр.198,оп.1,л.81-82об. в Симбирск.
484
Львов Николай Николаевич, (1867-1944), земский деятель, один из основателей «Союза Освобождения», партий мирнообновленцев и прогрессистов, депутат I, III и I Государственных Дум, товарищ председателя I Государственной Думы; умер в эмиграции.
485
Столыпин Петр Аркадьевич, (1862 — 1911) в это время занимал посты министра внутренних дел и председателя Совета министров.
486
Доклад Свенцицкого.
487
суть дела (лат.)
488
Об этом периоде сам Бердяев вспоминал: «Читал я также в это время святоотеческую литературу, но большой любовью к ней не проникся. Из учителей церкви любил я главным образом Оригена и особенно св. Григория Нисского; из аскетико-мистической литературы глубже других мне казался Исаак Сирианин». Бердяев Н.А. Самопознание. М., 1991.
489
Пустынь Преподобного Зосимы Соловецкого — небольшой монастырь неподалеку от станции Арсаки Ярославской ж.д., бывший в то время наряду с Оптиной Введенской пустынью, одним из центров духовного «старчества», привлекавшим туда множество паломников, в том числе из кругов столичной интеллигенции.
490
шОР РГБ ф. 348. 1.111. л. 13—14. Письмо датировано по сообщению о закрытии журнала «Живая Жизнь».
491
Живая Жизнь — орган критического осмысления действительности. Редактор В.А.Гукович. № 1 вышел 27.11.1907, № 4 и последний — 30.01.1908. Эрн и Аскольдов активно сотрудничали в этом журнале. Историю журнала и роспись статей см.: Колеров М.А. Издания Христианского братства борьбы// Новое литературное обозрение. 1993, № 5.
492
Можно предположить, что речь идет о реферате В.Свенцицкого «Религиозный смысл «Бранда» Ибсена».
493
РГАЛИ,ф.142,ед.хр.198,оп.1,л.84-85об. В Симбирск.
494
Видимо речь идет о лекции «Интеллигенция и религия» //Русская мысль, 1908,№ 3, с. 72—103.
495
Всемирная студенческая христианская федерация (Щорлд Студент’сЦчристиан Федератион), шбыла основана в 1895 г. протестантским миссионером Джоном Моттом (1865—1955). Ее коллективными членами сталиАссоциация христианских молодых людей (Ыанг Мен’сЦчристиан Ассоциатион)иАссоциация молодых женщин-христианок (Ыанг Щомен’сЦчрисиан Ассоциатион). Во время его приездов в Россию (1899 и 1908) здесь был организован «Русский студенческий христианский союз», которым руководил протестант Павел Николаевич Николаи († 1919). Преемником этого союза в русском рассеянии стало «Русское студенческое христианское движение» (РСХД), возникшее в середине 20-х годов и объединившее в своих рядах русскую православную молодежь, открытую для общения с верующими иных конфессий. Большинство иерархов Карловацкого Синода Русской Православной Церкви в рассеянии (кроме Патриаршего экзарха Западной Европы митрополита Евлогия и Патриаршего Экзарха Северной Америки митрополита Платона) в то время воспринимали все американские интерконфессиональные организации и РСХД как масонско-протестантские секты со своими литургическими обрядами и запрещали православным под угрозой отлучения от церкви вступать в них.
Кроме того, по инициативе видного баптистского деятеля Ивана Степановича Проханова (1869-1935) в 1906 году был основан «Российский Евангельский Союз», в задачи которого входило:
— Содействие всякому духовному пробуждению в среде Русской Православной церкви, установление связей со всеми живыми проявлениями духовной жизни, распространение идеи религиозного обновления на евангельских основах.
— Проповедь евангельской истины среди русского народа и всего населения России.
— Проведение евангельского учения в жизнь.
— Содействие объединению всех евангельских верующих в духе, слове и деле путем устройства молитвенных собраний и съездов; обмен духовным опытом и т. п.
— Ревностное привлечение к союзу всех ищущих истину людей.
По замыслу Проханова, это был союз не церквей или конфессий, а отдельных лиц, сочувствующих целям и задачам Союза и исповедующих основные евангельские догматы. В отношении внешних проявлений веры и церковного устройства всем членам Союза предоставлялась полная свобода: к Союзу могли принадлежать не только евангельские христиане и баптисты, но и христиане других вероисповеданий. В число учредителей этого Союза входил организатор студенческих христианских кружков Павел Николаевич Николаи. В Союз вошли люди разных сословий и христианских исповеданий. Баптисские деятели в большинстве своем такой союз отвергали. См. подробнее: История евангельских христиан-баптистов в СССР. Издание ВСЕХБ. М., 1989. История баптизма. Сборник. Вып. 1. Одесская Богословская семинария ЕХБ; сост. и предисл. С.В. Санников. — Одесса. «Богомыслие». 1996.
496
Приведем воспоминание одного из участников первого евангельского кружка: «Это было в 1903 году. В долгий зимний вечер я сижу в своей крошечной студенческой комнате, в галерной гавани, в Петербурге.
На столе тускло горит лампочка с самодельным абажуром. Тускло на душе. Тогда я читал уже Евангелие, хотя видел в нем лишь нравственные идеи, а жизнь была так далека от них, не было силы жить. Как студент я работал усердно, но тяжелые мысли о бесцельности, а главное, о собственном нравственном бессилии — наводили не раз печальные думы. Вдруг стучат в дверь. Входит горняк — мой товарищ по гимназии, А.Ш. Разговорились.
— Слушай… Тут есть новый студенческий кружок, христианский… пойдешь? Проповедуют живое хистианство… Каждый должен быть возрожден духовно. И эти возрожденные христиане объединяются во всем мире. Пойдем туда, очень интересно.
В ближайшее воскресенье мы пошли вместе. Это было далеко от меня, за час хотьбы. <… /> Студенты — человек 30 — садятся в кружок. Посредине руководитель — Павел Николаевич <Николаи />, лет сорока, среднего роста, худощавый, гладко выбритый с бакенбардами. Лицо такое простое и близкое. Встает.
— Начнем краткой молитвой, друзья. — Все поднимаются с мест. Я в первый раз слыу такую простую, свободную молитву к Богу, чтобы Он нас всех благословил и просветил словом Своим. Я почувствовал не формальную молитву по обязанности, а что-то такое естественное, как дыхание, и в то же время я ощутил как бы чье-то невидимое присутствие.
Садимся. После краткого вступления он читает притчу о блудном сыне. Читает так задушевно, объясняет так жизненно, проникновенно, так по-новому, что я (как, наверное, и все) чувствую, что речь идет обо мне, о каждом из нас. Это я блуждаю вдали от Отца, питаюсь рожками, умираю от голода.
Самое главное — впервые я почувствовал в Евангелии новую сторону. До сих пор оно представлялось мне суровым идеальным учением о долге, которого я не могу выполнить. «Ты должен, ты должен…» А теперь откуда-то из глубины звучал ласковый ободряющий голос Отчий: «ты можешь» Приди таким как есть… Я тебе дам белую одежду и перстень, сверкающий красотою… Я возлюбил тебя… Ради тебя я пришел…»
Я шел домой переполненный новыми мыслями, надеждами. Так я познакомился с Павлом Николаевичем, основателем Русского студенческого христианского движения <… />
— Мы движение не оборонительное, но наступательное! — вот лозунг, который он с зажигательной силой бросал в русское студенчество, жаждущее действия и движения. «Каждый христианин — миссионер. Если не идем вперед, — идем назад. Если не рост — то тление. Стоячая вода портится, — таковыего любимые афоризмы».В.Ф. Марцинковский. Из моего религиозного опыта // Записки верующего. Прага. 1929.
Отец Сергий Булгаков так отзывался о Движени в России и деятельности П.Н. Николаи: «Наивны были комментарии, наивно было вручать