Евангелие так, как он делал. Но он спас многие души». Цит. по:Плюханов Б.В.РСХД в Латвии и Эстонии. Париж. Ымца-Прессш, 1993.
497
Роман «Антихрист» (1908, переиздан с дополнениями в 1909 г.) напоминает «Записки из подполья» Достоевского и роман Арцыбашева «Санин», где изображен типичный для декадентской литературы «биполярный» герой, успешно преодолевший — во имя предельной искренности перед собой и достижения максимальной полноты жизни — традиционную «буржуазную мораль»; обоснованием для разврата и иных аморальных поступков для него стала мысль о том, что избегающий искушений не узнает и святости. По мнению Ф. Степуна это не только очень интересная, но и очень искренняя книга. После выхода романа, вызвавшего скандал в кругу его друзей и единомыленнков, часть из которых узнали себя в персонажах романа, Свенцицкий был исключен из Московского РФО. В 1909 г. им были написаны также пьесы «Пастор Реллинг» и «Смерть», в 1912 — «Интеллигенция», в цетре которых все тот же конфликт между общественной и личной моралью. Первая пьеса была поставлена артистом Орленевым, исполнившим главную роль. См. подробнее: Полищук Евгений. Вдохновенный пастырь // Московский журнал. 1992, №10. С.22—23; Свенцицкий А. «Он обрел покой в Церкви»: (Воспоминания о протоиерее Валентине Свенцицком) // Московский церковный вестник. 1992. № 7, с. 11.
498
Гиппиус З. Из дневника журналиста. I. Декаденты и сознание. II. Толстой и Плеханов. III. Острая точка //Русская мысль, 198, № 2, с. 155—160. В первой части содержится критика Бердяева, в третьей части — желчная критика романа В. Свенцицкого «Антихрист».
499
Письмо написано в четверг первой, очень строгой, недели Великого поста, поэтому автор приводит фразу из Покаянного канона св. Андрея Критского, читаемого в это время на православном богослужении.
500
РГАЛИ,ф.142,ед.хр.198,оп.1,л.88-90об.
501
Федоров М.М. — редактор газеты «Слово», орган «Союза 17 октября».
502
Примечание С. Булгакова на нижнем поле страницы: о каковых он просит и меня.
503
Мережковский, Гиппиус, Философов.
504
РГАЛИ,ф.142. ед.хр.198.оп.1.л.92-93об.
505
Бобринская Вера Николаевна, графиня, издательница журнала кадетского направления «Северное сияние».
506
Парафраза Ф.М.Достоевского: «Широк русский человек — я бы сузил».
507
Тихомиров Павел Васильевич (1868 — ?) — выпускник МДА, магистр богословия (1903), приват-доцент кафедры еврейского языка, истории философии МДА; с 1896 г. регулярно помещал в «Богословском вестнике» обзоры новых книг и статей по философии на русском и иностранных языках; один из участников Киевского литературно-артистического общества, куда в начале века входили С.Булгаков и Н.Бердяев. Участник Религиозно-философских собраний в СПб, где на 3-м заседании выступил с кратким обзором реформы церковного управления, проведенной Петром I. Один из участников Киевского религиозно-философского общества. Соч.: Художественное творчество и религиозное познание. Сергиев Посад, 1897. Вечный мир в философском проекте Канта. Там же, 1899. Гносеологические и метафизические предпосылки истины бытия Божия. Харьков, 1899. Православная догматика и религиозно-философское умозрение. Там же, 1897. К вопросу о политических, национальных и религиозных задачах России // Богословский вестник, 1897, кн. 3. Значение философских наук в системе семинарского образования // Богословский вестник, 1898, кн. 3. Каноническое достоинство реформы Петра Великого по церковному управлению? б.м., 1904.
508
ОР РГБ. Ф.109. Вяч. Иванов, л. 1, 2. Датировано по выходу 2-го тома «Вопросов религии», где опубликована статья Н.Бердяева.
509
См. Бердяев Н. Духовный кризис интеллигенции. Статьи по общественной и религиозной психологии. СПб., 1910.
510
Бердяев Н.А. Распря церкви и государства в России. Вопросы религии, вып. 2, М., 1908, с. 108 — 122.
511
Для анализа духовной эволюции Бердяева можно привести его письмо к Вяч. Иванову от 22.06.<1908?]: <… /> Я отношусь отрицательно и враждебно к некоторым Вашим идеям и стремлениям, а к Вам всегда относился и отношусь с любовью. Но Вы, быть может, совсем забыли меня, Вы, быть может, не любите разномыслия с Вами? Вспоминаю <Париж?], и воспоминание это мне приятно, посколько из него выделяется чувство дружбы к вам двум, а затем воспоминание становится смутным и примешивается что-то неприятное. Я никогда не разделял Ваших мистических надежд, лично Ваших надежд (у других их повидимому не было) на такого рода формы общения, для меня это было обыкновенное дружеское общение с эстетикой и остроумием. Но некоторые обнаружившиеся тенденции этого общения мне были неприятны и становились в противоречие с моим сознанием. Тогда я отошел, да и скоро все само распалось. Все это давно было, очень давно по количеству внутренних для меня событий, да и не знаю, что Вы теперь об этом думаете и чувствуете. Мое сознание и все мое существо все крепче и крепче сросталось с христианством и теперь вне христианской веры для меня невозможна жизнь. В своем отношении к христианству я гораздо правее и консервативнее Мережковских. Очень многое за последний год я переоценил и с особенной силой чувствую зло в жизни. Это ощущение зла меня очень мучит. Прежде всего и больше всего ощущаю зло в себе, свое несовершенство, свою недостойность. Недалеко я ушел на религиозном пути, да и все мои близкие немногим дальше ушли. Быть может следует начать с личного ощущения. Прожил четыре месяца в Париже, а теперь опять вернулся в деревню. В Парижежизнь была внутренно интрересной, особенно важно и значительно было мое общение с Мережковскими. Все почти время мы очень жестоко полемизировали друг с другом, спорили и даже ссорились, но то было поучительным столкновением людей, которые находятся в одной плоскости и живут одними интересами. Обзывали они меня и православным, и консерватором, и спиритуалистом, и индивидуалистом, а я ругал их за ложное отношение к революции, за разрыв с религиозным прошлым, за склонность к сектантскому самоутверждению, но эти споры и ссоры были значительны и много дали. Были минуты, когда я думал, что мы окночательно и бесповоротно расходимся с Мережковскими. Особенно трудны были отношения с Философовым, и с ним у меня были частые столкновения. Но все-таки взаимодействия должно продолжаться, и быть может что-нибудь из него выйдет. О последней книжке Мережковского я написал статью, в которой подвергаю решительной критике его новейшие взгляды. А куда Вы движетесь, как Вы ко всему этому относитесь? Теперь совершается что-то очень важное, совершается очень глубокий кризис. Много нового и ценного я подсмотрел в душах молодежи, когда был в Париже. Старое окончательно рухкуло и настало время очень опасное. Где мы будем жить эту зиму еще не выяснилось, но осенью во всяком случае буду в Петербурге, т. к. предполагаю читать лекцию. Надеюсь Вас увидеть. Очень радостно было бы для меня, если бы Вы написали мне, откликнулись бы. До осени будем в деревне. Очень задумываюсь над тем, как сложится жизнь и отношения, если буду жить в Петербурге. Внутренно я знаю, что делать, но, что делать общественного, знаю очень мало, да и никто из нас толком не знает. Писал весь этот год довольно много, написал целый трактат "О происхождении зла и смысле истории", ряд статей, а теперь задумываюсь над большим философским трудом. Но остро чувствую, что мало писать о хороших вещах, нужно и жить хорошо, а жизни мало, жизнь безобразна. Да и литература становится безобразной <… /> /ОР РГБ ф. 109.13.48, лл. 22—23об. Полностью опубликованоА.Б.Шишкиным//Материалы конференции по Вячеславу Иванову. М., Наследие. 1996.
512
РГАЛИ.ф.142.оп.1.ед.хр.198.л.76-78об П.шт.: 12. 07. 1908. Адрес: г. Тетюши, Казанской губ.,село Черныевка, Е.О.Знаменскому, для А.С.Г.
513
Новоселова.
514
Кожевников Владимир Александрович (1852 — 1917) — религиозный мыслитель и общественный деятель, последователь философского учения и издатель трудов Николая Федорова; близкий друг С.Булгакова. Автор книг: «Значение А.А.Иванова в религиозной живописи» М.1907; «О значении христианского подвижничества в прошлом и настоящем» СПб.1910; «Буддизм в сравнении с христианством» Пг.1916. Издал несколько работ по апологетике христианства в «Религиозно-философской библиотеке» М.А.Новоселова
515
Савин Александр Николаевич (1873-1928) — с 1904 — профессор церковной истории Высших женских курсов, с 1908 — профессор Московского Университета по кафедре всеобщей истории..
516
В. Эрн в это время находился в Германии.
517
Феодор (Александр Поздеевский), (1878—1937?) — в то время архимандрит, с 1909 епископ Волоколамский и ректор Московской Духовной Академии, автор работ по истории православной аскетики; ректор, умер мученической смертью.
518
Толстой Л. Н. Не убий никого // Столичное утро // Речь // Товарищ. 8.09.1907. Смертная казнь и христианство. 1908.
519
ОР РГБ, ф. 348.1.26, л.2
520
ОР РГБ, ф.348.2.29, л. 15—17об.
521
Речь вероятно идет о реферате С.А.Аскольдова «О старом и новом религиозном сознании», прочитанном в ПРФО 3.10.1907.
522
Дункан Айседора (1877-1927) — американская танцовщица, основоположница школы танца модерн, гастролировала в России в осеню 1909 г.
523
Вероятно, учебник английского языка.
524
Литературный распад. Спб., 1908.
525
Здесь, очевидно, ошибка, из текста письма следует, что Эрны ездили в Петербург.
526
Архив Эрна, частное собрание. Письмо не датировано.
527
В.П.Свенцицкий.
528
Эрн Евгения Давыдовна (урожд. Векилова), жена В.Ф.Эрна. См. о ней прим. к п. №37. Архив Эрна, частное собрание. Вся семейная переписка супругов Эрн хранится в несистематизированном архивном собрании их наследников. Далее сноски на него опускаются (если не требуется обоснование датировки письма).
529
Врач.
530
Северное сияние. Ежемесячный иллюстрированный журнал. М. 1908-1909). Ред. А. М. Поццо; с № 5 1909 В. Н. Бобринская. Изд. В. Н. Бобринская. № 1 (1.11.1908) — последний № 8 (1.06.1909). См. в нем: Эрн В. Русский Сократ. // Северное сияние, 1908, № 1, с .59 — 69.
531
Бобринская В.Н. см. прим. к п. № 94.
532
Флоренская Ольга Александровна (в семье — Валя), (1890-1914), художница, скульптор, поэтесса, сестра П.А.Флоренского.
533
Флоренская Елизавета Александровна (Лиля) (1886-1959), художница, педагог, сестра П.А.Флоренского.
534
В.Эрн в это время жил на Погодинской улице в доме Бом, недалеко от Девичьего поля.
535
Друг В.Эрна и П.Флоренского.
536
В Троице-Сергиеву лавру.
537
23 сентября 1908 года после прочтения двух пробных лекций (17 сентября — «Космологические антиномии Канта». Сергиев Посад, 1909; «Общечеловеческие корни идеализма». Сергиев Посад, 1909) П.А.Флоренский был утвержден исправляющим должность доцента Московской Духовной Академии по кафедре истории философии. См. Иеродиакон Андроник (Трубачев) К 100-летию со дня рождения священника Павла Флоренского. //Богословские труды. Сб. 23, М. 1982. (Даты даны по новому стилю)
538
А.В.Ельчанинова
539
Турбин Владимир Михайлович — редактор издательства «Польза», профессор Московского университета.
540
Эрн (в замужестве Кублицкая) Домна Францевна , сестра В.Эрна.
541
Неясно, о какой из двух сестер Чеботаревских Александре Николавне или Анне Николаевне идет речь.
542
Неустановленное лицо.
543
О.А.Флоренская.
544
Флоренская Юлия Александровна (Люся), (1884-1947), врач-психиатр, сестра П.А.Флоренского, была замужем за одноклассником П.А. Флоренского по 2-ой Тифлисской гимназии, М.М.Асатиани, который оставил ее с ребенком.
545
П.А.Флоренский.
546
Ранее опубликовано с некоторыми разночтениями Р.Гальцевой // Новый мир. 1991, № 1.
547
«Башня» — петербургская квартира Вяч. Иванова и Л. Зиновьевой (Аннибал), где собирались знаменитые «ивановские среды».
548
Кшатрий — представитель индийской касты воинов.
549
Замятнина М.М.— ближайший друг семьи Ивановых, воспитательница их детей.
550
Шварсалон В.К. — падчерица Вяч.Иванова, впоследствии ставшая его женой.
551
Герцык, (наст. фамилия Лубны-Герцык) Евгения Казимировна, (1878—1944), переводчица, критик сестра Герцык Евгении Казимировны, перевела труды Ф.Нице, У.Джеймса, Э. Карпентера, С.Лагерлеф, Ж.К.Гюисманса, А. де Мюссе. Утонченная культура, чуткость к философско-эстетическим веяниям эпохи делали ее заметной фигурой в окружении Вяч.Иванова, который