Скачать:TXTPDF
Взыскующие града. Хроника русской религиозно-философской и общественной жизни первой четверти ХХ века в письмах и дневниках современников

считал ее близким другом и называл сореллаш — сестра. Была также в близких дружеских отношениях с С.Булгаковым, Н.Бердяевым, Л.Шестовым. С 1936 писала Воспоминания (частично опубликованы—Париж, 1973), содержащие характеристики эпохи и деятелей «серебряного века». См. Русские писатели. 1800—1917. Био-библиографический словарь.

552

Машинописная копия из частного собрания. На письме помета Д.Философова: «Получено 4 ноября 1908».

553

Неясно о какой статье идет речь, в «Московском еженедельнике» в течение 1908 г. опубликованы след. статьи этого автора: Философов Д. Без стиля // Московский еженедельник, 1908, № 12. Его же. Мировая литература // МЕ, 1908, № 22. Его же. «Рассказ о семи повешенных», МЕ, 1908, № 23. Его же. Евсей и Матвей // МЕ, 1908, № 29.

554

Вероятно, речь идет о статье Философов Д. На распутьи // Слова и жизнь. Литературные споры новейшего времени (1901—1908). СПб., 1908. С. 199—206.

555

ЦГАЛИ. ф.142. ед.хр.198. оп.1. лл.95-98.

556

Заседание состоялось 5.12.1908.

557

Д.Мережковский прочел доклад «Поэт сверхчеловечества». Опубл. //Русская мысль, 1909, № 3, ч. 2, с. 1—32.

558

Ср. более ранний отзыв о Свенцицком другого современника: «Кто слыал его, тот поймет, что через 2-3 года эта немощная фигура с горящими как уголь глазами, с напряженным властным голосом будет лозунгом для безумных последователей. Революционный психоз заразителен, — а при религиозном изуверстве особенно». Никольский Н.В. «Свенцицкианство — страшная опасность» //Московские ведомости, 23.12.1906, № 309.

559

Возможно об этом заседании вспоминал один из его учасников: «Помню выступление Андрея Белого на одном из собраний Соловьевского общества. Докладчиком был князь Евгений Николаевич Трубецкой, читавший с большим внутренним жаром о смысле и бессмыслице жизни (этот доклад был зародыем его замечательной, местами вдохновенной книги «Смысл жизни»). В прениях выступал Белый; у него был почти голый череп и всклокоченные по обе стороны жиденькие волосенки. С медленной расстановкой он начал: «Смысл — бессмыслицы, бессмыслица смысла!» — и пошел… Я чувствовал резкое отталкивание от духа оргиазма и от «символически»-кликушеских выкриков, от запаха разложения, пряного и развратного, которым несло из значительной части тогдашней литературы <… />. Тем отраднее было на собраниях религиозно-философского Соловьевского общества — в противовес часто господствующему болезненно-сладострасного кликушеству — слыать веские и трезвенные, духовно-мужественные выступления князя Е.Н.Трубецкого, полные внутреннего чувства меры и религиозной подлинности. Другим — более свежим, здоровым, «чистым воздухом с высот» веяло в такие минуты».Николай Арсеньев. О московских религиозно-философских и литературных кружках и собраниях начала ХХ века. // Воспоминания о серебряном веке. /Сост., авт. предисл. и коммент.В.Крейд.— М.: Республика, 1993.

560

Заседание 6.12.1908. Суббота. Д.С.Мережковский прочел доклад на тему: «Борьба за догмат». Из п. А.С.Ященко—Сакулину. б.д. РГАЛИ, ф.444.1, ед.хр.1044. Опубликовано //Речь, № 307, 14.12.1908. Ответ П.Б.Струве //Русская мысль, 1909, №1, ч.2, с. 208—210.

561

Коллективное письмо членов Московского РФО об исключении В.Свенцицкого из своих рядов было опубликовано в газете «Утро России» в ноябре 1908 г.

562

Женщина переменчива (итал.), цитата из либретто оперы Дж.Верди «Риголетто».

563

Предположение, что в узком кругу Мережковских совершались литургические служения, профанирующие церковные таинства.

564

Добролюбов Александр Михайлович (1876—1945?) — поэт-символист, с 1898 г. становится религиозным странником и проповедником. К 1906 году в Поволжье и Оренбургской губ. под воздействием его проповедей образовалась религиозная секта «добролюбовцев», среди которой А.Добролюбов жил как ее глава до 1915 г. Доктрина секты отрицала частную собственность, книжную культуру и городскую цивилизацию. Сам Добролюбов выступал в роли пророка и совершителя литургических обрядов, за что подвергался преследованиям и тюремному заключению по обвинению в «иконоборчестве, оскорблении святыни и величества». После 1917 г. странствовал по Средней Азии и Кавказу.

565

См. прим. к п. № 92.

566

В.Свенцицкий скрывался от судебного преследования по обвинению в издании двух брошюр «антиправительственного содержания»: «Письма ко всем». М., 1907; «Второе распятие Христа». М., 1908.

567

В.А.Кожевников

568

М.А.Новоселов

569

Антоний (Флоренсов), (1847—1918) — епископ-старец, бывший епископ Вологодский, живший в московском Донском монастыре на покое. Духовный руководитель П. Флоренского, А.Ельчанинова, В.Свенцицкого и других участников «Христианского братства борьбы» и МРФО. Если предположить, что епископ Антоний является историческим прообразом анонимного епископа-старца, описанного в романе В.Свенцицкого «Антихрист», к которому приходят в отчаянии главный герой романа (Свенцицкий) и его друг (Эрн) вскоре после «Кровавого Воскресенья» в надежде получить духовное руководство, то можно предположить, что он одобрил создание ХББ и отредактировал «Обращение к войскам», «Обращение к духовенству» и другие нелегальные издания Братства. По воспоминаниям о. Александра Ельчанинова «Он жил в Донском монастыре «на покое» с 1898 г., занимая точно то самое помещение, которое впоследствии было отведено Святейшему Патриарху Тихону,—от ворот сейчас же направо, в монастырской стене. <… /> Всегдашняя бодрость, какая-то душевная выпрямленность, постоянная готовность к действию—были его главными чертами. Таков он был и по наружности: очень высокий, несгибаемый, в остроконечной скуфье, с темными суровыми глазами на темном, худом лице. Таким именно я вспоминаю его чаще всего, хотя и часто видел его и в других аспектах: шутливым, ласковым; но и тут всегда чувствовалось его постоянная готовность к бою, к беспощадному действию. Говорил он, в диалогах—отрывисто, повелительно, немного нетерпеливо, а в беседах — монологах — очень драматично, выразительно и живо, богатым образным языком, не гнушаясь простонародностью и грубоватостью. <… /> Беседы владыки касались самых разнообразных вопросов: житейских, научных, философских, но было у него несколько излюбленных тем: греческий язык, брак и семья <постригся в монахи после смерти любимойжены— В.К.>, некоторые психологические вопросы, главным образом из той несущес­твующей еще науки, которую Проф. о. П. Флоренский называл «биографикой» <… /> Вопросы индивидуальной психологии, характерологии и биографии занимали Владыку прежде всего как духовного руководителя множества разнообразных душ: от торговца квасом до профессора Московских клиик. У него был особый вкус и чутье к вопросам человеческой психо-физиологии, к той области, где душевные проявления стоят в связи с физическим складом человека, к вопросам расы, породы, крови, темперамента. Справками из этих областей он часто мудро объяснял и разрешал запутанные положения и сложные вопросы, с которыми к нему обращались его духовные дети. Часто, говоря об определенных людях и их пороках, он говорил: «Это у него—в крови, в самой его физиологии; от этого он избавится только освободившись от тела», и из житий святых приводил примеры прочности и неискоренимости черт темперамента, как, например, гневливости. <… /> Не без его влияния о. П. Флоренский пришел к задаче найти законы, по которым строится индивидуальная биография: характеристика возрастов, кризисы, характеристика имени и его влияние, планетные типы и т.д. Обширные наблюдения и выводы в этой области Вадыка особено применял к двум сферам практической жизни: браку и выбору жизненного пути. <… />

Из своего заточения Владыка зорко следи за современной жизнью; он был в курсе многих течений, которыми бурлила Москва в мутный период 1908—09 гг. Многие из видных деятелей разнообразных религиозных и мистических течений быи ему хорошо известны, кое-кто посещал его. Особено близко к сердцу принимал он частые среди молодежи увлечения внехристианской и антихристианской мистикой <… /> Между прочим, он присматривал в самой Москве один упраздненный монастырь <Андреевский монастырь на Воробьевых горах—В.К.>, бывший еще во времена царя Алексея Михайловича приютом для любителей книжной мудрости. Там он думал устроить особое братство и сделать его идейным центром, просветительным, миссионерским. В разработке этого плана ему очень помогал его духовный сын тогда приват-доцент Московской Духовной Академии, впоследствии священник Ф<лоренскийi />>». По настоянию владыки Антония П.А.Флоренский поступает в МДА и отказывается от монашеского пострижения, становится доцентом, а потом профессором МДА, женится и принимает священный сан. Он же помог Флоренскому выйти из состояния «тихого бунта», темной полосы его жизни (1908—09), о которой упоминается в письме В.Эрна—Е.Эрн от 4.12.1909 и в примечании к нему.

Епископ Антоний часто резко критиковал действия правительства. В одной из бесед с А. Ельчаниновым он прямо высказал, что «понимает антипатию Мережковского к русскому самодержавию, говорил о множестве исторических ошибок, допущенных нашим правительством, упрекал его в покровительстве немцам и в полном непонимании основного духа нашей народности и православия».А. Ельчанинов.Епископ-старец. //Путь. Орган русской духовной мысли. Париж, № 4, июнь—июль 1926, с. 505—512.

570

Г.А.Рачинский.

571

Булгаков С. Загадочный мыслитель. (Н.Ф.Федоров) //Московский еженедельник. 5.12.1908

572

См. о нем примеч. к п. № 62.

573

РГАЛИ ф.142, ед.хр.263, оп.1, л.1-4. Из Москвы в Симбирск, п.шт.: 7.01.1909.

574

В.А.Тернавцев.

575

Кожевников.

576

С.Н.Булгакова.

577

Васнецов Виктор Михайлович (1848-1926) — живописец, автор монументально-эпических полотен на темы русской истории, народных былин, сказок; в 1885 — 96 г.г. участововал в росписи собора св. Владимира в Киеве. В коллекции М.А.Морозова было несколько его работ, позже переданных М.К.Морозовой Третьяковской галерее. См. примеч. к п. № 199.

578

Столпнер Борис Григорьевич (1871—1937) — писатель, публицист, один изинициаторов и авторов «Еврейской энциклопедии», философ-марксист, входивший в состав совета Петербургского РФО. Из воспоминаний Андрея Белого о нем: «Столпнер, вертлявенький, маленький, лысенький, в страшных очках, но с глазами ребенка, настолько питавшийся словом, что не представлялось, что может желудок его варить пищу действитеьности» (Начало века, с. 322).

579

По свидетельству одного из основателей баптистско-евангелического движения в России И.С. Проханова он организовал первую Ассоциацию христианской молодежи при Петербургской церкви Евангельских христиан-баптистов. «Мы назначили религиозную встречу на квартире одного молодого брата в пригороде Санкт-Петербурга. Эта встреча произошла 9 января 1905 года. Я разъяснил молодым людям, собравшимся там, главные тезисы молодежной Христианской ассоциации и описал прекрасное будущее христианского движения среди молодых людей в России. «Если эта работа начнется в правильном направлении, — говорил я, — это будет великим прогрессивным событием в России и повлечет великие изменения. РЕлигиозная свобода будет провозглашена в ближайшем будущем для всякой организации. И мы будем иметь Союз Евангельских Христиан, а затем — ассоциацию Христианских союзов молодых людей, и что Союз будет иметь Всероссийскую конференцию и будет издавать свой журнал, Библию, и заниматься другой деятельностью.» <…> Конечно, мы приняли резолюцию об организации 1-ой ассоциации и вскоре после этого разработали устав и приняли его к руководству. Позднее мои предсказания исполнились удивительным образом. Мой оптимизм был оправдан. После провозглашения закона о веротерпимости от 17 апреля 1905 года первая национальная конференция нашей молодежи проходила в Москве. Союз молодых христиан был создан, и я был избран первым его президентом.

Вскоре после этого я создал орган Союза, первое периодическое издание для молодежи в России. Двух наших молодых людей мы отправили в Англию для прохождения краткосрочного курса практического изучения методов работы в миссиях, и вскоре после этого два миссионера были направлены специально для работы среди молодежи. <…> В ноябре 1905 года я получил официальное разрешение издавать первый протестантский христианский евангельский журнал, который был назван «Христианин»

Союз Христианской молодежи был назван «Молодым союзом», а Союз Евангельских церквей назывался «Большим союзом»». Проханов И.С. В котле России. Автобиография основателя и почетного президента Всероссийского Союза

Скачать:TXTPDF

Взыскующие града. Хроника русской религиозно-философской и общественной жизни первой четверти ХХ века в письмах и дневниках современников Флоренский читать, Взыскующие града. Хроника русской религиозно-философской и общественной жизни первой четверти ХХ века в письмах и дневниках современников Флоренский читать бесплатно, Взыскующие града. Хроника русской религиозно-философской и общественной жизни первой четверти ХХ века в письмах и дневниках современников Флоренский читать онлайн