Евангельских Христиан. Издатель: Всемирный Союз Евангельских Христиан. Чикаго. 1992. С. 128—130.
Вероятно, в письме идет речь о приезде представителя Всемирной студенческой христианской федерации, (позже — Ассоциации христианских молодых людей (ЫМЦАш)), основанной протестантским миссионером Джоном Моттом (1865-1955) (см. прим. к п. № 92) для переговоров о вхождении в федерацию «Молодого союза» и православного «Новоселовского» студенческого.
Духовный руководитель «Русского студенческого христианского движения» (после его реорганизации за рубежом в 1926 г.) так оценивал его начальный этап: «РСХД возникло под влиянием западных религиозных течений, но почву для себя оно имело и у нас <в России>, — в глубокой внутренней потребности молодой души найти в себе самой твердое религиозное основание для разумной и осмысленной жизни. Эта же самая потребность, с особой силой заговорившая в русской молодежи после предшествующей эпохи позитивизма, материализма, атеизма и исключительного увлечения политическими и экономическими вопросами, многих побудила увлекаться и религиозными, и нравственными идеями Л.Н. Толстого, влияние которого, может быть до известной степени также отразилось на возникновении Студенческого христианского движения. Нужно сказать, что, как ни сильно было в те годы влияние Л.Н. Толстого, молодежь, объединявшаяся в Христианском движении, не пошла за Толстым в его понимании христианства и сохранила веру в Христа как в воплотившегося Сына Божия, и в Евангелие как божественное откровение. Но вместе с тем Христианское студенческое движение того времени и движением церковным, православным. По духу своему оно ближе стояло к протестантским и сектантским воззрениям. Оно не имело своих корней и истоков в народной православной идеологии, в житиях русских святых, в богослужении Русской Православной церкви. Оно носило характер интерконфессионализма, хотело удовлетвориться только содержанием христианства, какое свойственно всем разветвлениям. Теоретически оно, может быть, и не отрицало церковных путей христианской жизни, но практически оно просто не замечало и боялось их из опасения разделения с христианами других исповеданий. В этом Движении была его молодая, пылкая обращенность к Евангелию, которая постепенно может быть и привела бы его к более тесному слиянию с церковью, если бы наступившие годы войны и революции не помешали ему развиться и окрепнуть. Но возможно, что оно совсем бы отошло от церкви, примкнув к баптизму и другим сектантским учениям. Вообще, оно тогда еще стояло на некотором распутье».Четвериков С., прот.Задачи Движения // Вестник РСХД, 1928, № 5, с. 1—8.
580
Тернавцев.
581
Антоний (Храповицкий Алексей Павлович) (1863 — 1936) — в этот период архиепископ Волынский, Житомирский и Харьковский, крайне отрицательно относился к движениям «нового религиозного сознания» и «религиозной общественности».
582
Кузнецов Николай Дмитриевич (1863 — 1929) — юрист, профессор церковного права, автор ряда проектов церковных реформ, после 1917 г. автор многих церковно- юридических документов в защиту прав Православной церкви. Умер в ссылке в Алма-Ате в 1929 г.
583
Андреев Феодор Константинович (1888—1929) — профессор Московской Духовной Академии по кафедре Систематической философии и логики, занявший это место после о. Павла Флоренского, к которому он относился весьма критически. С 1924 года священник, известный проповедник, с 1924 по 1928 г. состоял профессором Догматического богословия и Литургики на Пастырских курсах в Ленинграде (фактически заменившие собой Петроградскую Духовную Академию после ее закрытия властями; в декабре 1927 года возглавил петроградскую оппозицию «Декларации» митрополита Сергия (Страгородского) и составил текст «Послания», где была изложена церковно-каноническая позиция отошедших от «Сергианской» церкви сторонников митрополита Иосифа Петроградского. Арестован в 1928 году, в апреле 1929 года, вскоре после освобождения из тюрьмы по состоянию здоровья, умер.
584
РГАЛИ ф.142,ед.хр.263,оп.1,л.6; в Симбирск.
585
Кожевников.
586
Программа в архиве отсутствует.
587
ОР РГБ, ф.171.3.9, л.23, б.д.
588
Лурье Семен Владимирович (1867-1927) — философ, публицист, друг Л.Шестова.
589
Рябушинский Павел Павлович (1862-1924) — один из крупнейших российских предпринимателей, общественный деяель, меценат.
590
А.Н.Скрябин находился под финансовым покровительством М.К.Морозовой, которая брала у него уроки музыки. Гонорары за эти уроки был столь высоки, что позволяли А.Скрябину содержать семью и выезжать заграницу. Кроме того М. К. Морозова оказывала материальную помощь его первой жене, пианистке В.И.Исакович, и их детям.
591
Ранее опубликовано: Из встреч с П.А.Флоренским (1909—1910). //Вестник РХД. № 142, Париж. 1982. Публикация и примечания Н.А.Струве.
592
В Сергиевом Посаде, где П.А.Флоренский жил, состоя профессором философии МДА.
593
Собрание частушек Костромской губернии Неряхтовского уезда. Кострома. 1909. Предисловие П.А.Флоренского. В течение более четырех лет Флоренский изучал несколько сел Костромской губернии, откуда были родом Флоренские. Большая часть частушек записана им самим.
594
Ранее опубликовано там же. Н.А.Струве.
595
Воронцов, отец Евгений (†1927) — гебраист, профессор древнееврейского языка МДА.
596
Будущая жена Николая Викторовича Ельчанинова, брата Александра.
597
Каптерев Петр Федорович — педагог, или Каптерев Николай Федорович (1847—1918) — профессор всеобщей истории МДА., член I Государственной Думы, прогрессист.
598
РГАЛИ, ф.142, ед.хр.198, л.87 (лист пронумерован ошибочно. Он должен находиться между лл.99 и 100—В.К.) Пчт.шт. отпр.: 26.03.1909. Москва.
599
Булгакова Мария Сергеевна, Муночка — дочь С.Н.Булгакова.
600
Мотт Джон (1865—1955)— американский протестантский пастор, основатель и секретарь «Всемирной студенческой христианской федерации» (Щорд Мен`с Цристиан Ассоциатионш) и Русского студенческого христианского движения. Впервые посетил Россию в 1899 г. и без особого успеха проповедовал в студенческой среде. Во второй приезд ему оказали другой прием. Громадные аудитории в Петербурге и Москве быи переполнены студентами, желавшими послушать знаменитого американского евангелиста. Традиционная в интеллигентской среде враждебность к христианству в то время уже ослабла, и д-р Мотт обратил немало русских интеллигентов. В основанное им Русское студенческое христианское движение (первый секретарь — барон Павел Николаевич Николаи, †1919) хотя и имело протестантский характер, принимало в свои члены православных. Оказал большую помощь в организации и материальной помощи русским православным молодежным организациям в эмиграции.
601
Вехи. Сборник статей о русской интеллигенции. М. 1909. Там опубликована стаья С.Булгакова «Героизм и подвижничество». Количество опубликованных разборов, критических и сочувствующих отзывов на этот сборник насчитывается более сотни.
602
Эфрос Николай Ефимович — секретарь Московского литературного кружка, заведующий редакцией газеты «Путь».
603
Речь идет об экзаменах в Московском Университете на звание магистра философии.
604
РГАЛИ ф.142, оп.1, ед..хр.198, л.100. На конверте пчт.шт. опр.: Кореиз. 24.05.1909. В Москву, Б.Афанасьевский пер., дом Страхового общества, кв.9.
605
Шагинян Мариэтта Сергеевна (1888—1982 ) — литератор, поэтесса, в 1908—12 гг., будучи студенткой историко-философского факультета Петербургских Высших женских курсов, входила в круг сторонников «нового религиозного сознания» (Мережковский—Гиппиус) и одновременно была близка и переписывалась с С.Булгаковым, и другими членами МРФО. В письме речь идет, видимо, о переходе М. Шагинян из армяно-григорианства в православие. Ср. мемуары М.Шагинян. Человек и время //Новый мир, 1978, № 9—12.
606
Речь идет о приветственном письме архиепископа Волынского Антония (Храповицкого) в адрес П. Б. Струве в связи с выходом сборника «Вехи»: Архиепископ Антоний. Открытое письмо авторам сборника «Вехи». // Слово. 10.05.1909. «Мы не знаем, — писал он, — чем больше восхищаться: научностью ли, разумностью ли ваших доводов, или примиренным любящим голосом вашего обращения к инакомыслящим, или вашею верою в силу человеческой совести даже утех, кто ее отрицает и в теории и на практике, или, наконец, вашей суворовской храбростью, вашим восторженным мужеством, с которым вы, подобно уверовавшему Савлу, обращаетесь к своим собратья побылому ложному увлечению». Вскоре в той газете был опубликован: Струве П.Б. Ответ Архиепископу Антонию. // Слово. 10.05.1909. Статья Булгакова не была опубликована, см. № 122.
607
РГАЛИ ф.142, оп.1, ед.хр.300, оп.1, л.1. Открытка из Сергиева Посада в Симбирск датирована по п.шт.
608
Смирнов Сергей Иванович (1870-1916) — профессор кафедры русской церковной истории МДА.
609
А.С.Глинка готовился к сдаче экстерном экзаменов за курс Казанской Духовной Академии.
610
Знаменский П.В. Руководство к русской церковной истории. 2 изд. Казань, 1876.
611
Доброклонский Александр Павлович (1856-1937) — профессор кафедры церковной истории Новороссийского университета (Одесса). Соч.: Руководство по истории Русской церкви. Вып. 1, 1884; вып 2, 1886; 2-ое изд., Рязань, 1889; вып. 3, М., 1889; вып. 4, М., 1893.
612
Голубинский Е.Е. История Русской церкви. Т. 1—3. М., 1870—1917.
613
<Флоренский. П.А.> Соль земли, то есть сказание о жизни старца Гефсиманского скита иеромонаха аввы Исидора, собранное и по порядку изложенное недостойным сыном его духовным Павлом Флоренским. Сергиев Посад, 1909. 84 с.
614
Ранее опубл. с коммент. А.Носовым //Новый мир. № 9, 1993. /ОР РГБ, ф.171.6.3а.лл. 27—28об.
615
Дорога философов (нем.). Имеется в виду открытка, посланная М.Морозовой из Шварцвальда, на которой изображена уединенная тропинка, с которой открывается красивый пейзаж.
616
В.Соловьев. История и будущность теократии. // Собр. соч., т. 4. Здесь изложена идея всемирного теократического государства как цели «христианской политики».
617
Работу «Россия и Вселенская Церковь», В. Соловьев по цензурным соображениям написал и опубликовал по-французски.
618
Устаревшая , преодоленная точка зрения (нем.).
619
Имеется в виду евангельская сцена на горе Фавор во время Преображения, когда рядом с преобразившимся Иисусом предстали пророки Илья и Моисей, будущий ап. Петр в изумлении воскликнул: «Равви, хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи: Тебе одну, Моисею одну, и одну Илии.» (Мк. 9. 5)
620
Слова ап. Павла из 1 Кор. 15.19.
621
См. Вл. Соловьев. История и будущность теократии. Собрание соч., т. 4, Брюссель. 1970.
622
Ранее опубл. с коммент. А.Носовым //Новый мир, №9, 1993. Письмо отправлено в одном конверте с предыдущим.
623
Ранее опубл. с комментариями А.Носовым //Новый мир, №9, 1993.
624
С нарастанием жизненного опыта без всякой перемены в существе своих убеждений, я все более и более сомневался в полезности и исполнимости тех внешних замыслов, которым были отданы мои так называемые «лучшие годы». В.Соловьев. Творения Платона. М. 1899, т. 1, с. I.
625
РГАЛИ, ф.142, ед.хр. 198, оп.1, лл. 101—102об.
626
Видимо, речь идет о М.Новоселове, «авве».
627
Кожевников В.А.
628
Ср. п. В.М.Васнецова — А.В.Васнецовой из Ялты от 11.06.1909: «Третьего дня, т.е. девятого <июня>, были у нас философы: Булгаков и Кожевников с женами. В субботу собираюсь к Булгаковым, а у Кожевниковых уже был. Жены у них ничего — милые. <…>» //Виктор Михайлович Васнецов: Письма. Дневники. Воспоминания. Документы. Суждения современников /Сост., вступ. ст. и примеч. Н.А.Ярославцевой. — М.: Искусство, 1987.
629
Текст заметки не найден.
630
Ранее опубл. с коммент. А.Носовым //Новый мир. № 9, 1993. Комментарии дополнены.
631
Открытка с видом Рчеинфалл шпослана «по дороге на автомобиле из Ст.-Бласиенш в Цонстанзш» ОР РГБ, ф.171.3.2, л. 26.
632
По мнению автора В.Соловьев к концу жизни отказался от идей, высказанных в его работе «Еврейство и христианский вопрос» (1884), где в частности сказано: «Можно было бы отчаяться в судьбах христианства, если бы в запасе всемирной истории не хранились еще свежие силы — силы славянских народов. Обе нации, представляющие собою два противоположные полюса в славянстве — Россия и Польша — еще не отреклись от начала христианской теократии. Лучшие люди Польши, а также вся масса простого польского народа — остаются ревностными католиками и усердно поддерживают теократическую идею Рима. Лучшие люди России и масса русского народа пребывают верными восточному православию и держатся теократических преданий Византии. В среду этих двух религиозных наций, имеющих каждая свою особую теократическую идею, история вдвинула третий религиозный народ, также обладающий своеобразным теократическим