представлением — народ израильский. <…> Объединение христианства будет великим разделением иудейства: но если разделение хрисианства было для него бедствием, то разделение Израиля будет для него великим благом. Лучшая часть еврейства войдет в христианскую теократию, а худшая останется вне ее, и лишь в последние времена, получив возмездие по правде Божией, спасается по Его милосердию, ибо твердо слово апостола, чтовесь Израиль спасется.»Собр. соч., т. 4, с. 172, 184. Объединение церквей в «Трех разговорах» происходит в пустыне в лице горстки верующих, представителей трех основных ветвей христианства, чудом спасшихся от преследования Антихриста, непосредственно перед Вторым Пришествием Иисуса Христа.
633
Энергичный и волевой персонаж романа И.Гончарова «Обломов», противопоставленный расслабленному и безвольному Обломову.
634
О житейской непрактичности В.Соловьева Е.Трубецкой подробно рассказывает по личному опыту общения с ним во вступительной главе «Личность В.С.Соловьева» //Миросозерцание В.С.Соловьева, т.1, с. 7.
635
Опубл. с комментариями А.Носовым //Новый мир. №9, 1993.
636
Опубл. //Московский Еженедельник. 1909, № 27.
637
Тьерри Амэде (1797—1873) — французский историк.
638
Ранее опубликовано с комментариями Н.А.Струве //Вестник РХД. № 142, Париж. 1982.
639
Может быть, здесь описка и следует понимать: который бы мог принять его энергию (?).
640
недостаточно мужественные (греч.)
641
чрезмерно мужественные (греч.).
642
РГАЛИ ф.142, оп.1, ед.хр.263,л.8 — 9об. В Симбирск
643
Феодор (Поздеевский), в то время архимандрит (впоследствии епископ Волоколамский) — ректор Московской Духовной Академии.
644
Вероятно Феофан (Быстров), архимандрит (1909 г. — епископ), ректор Санкт-Петербургской Духовной Академии.
645
Иеромонах Варсонофий, преподобный † 1913.
646
Имеются в виду конные скачки.
647
6 июня 1909 года император Николай II встретился в финских шхерах с императором Вильгельмом II. Встреча носила сердечный характер, но на следу.щий день газета «Новое Время» писала: «Не может быть и речи о каком-либо изменении в уже определившейся внешней политике нашего государства». В том же году Николай II посетил Великобританию и встретился с королем Эдуардом I. Однако эти встречи не смогли предотвратить уже надвигавшуюся I Мировую войну и революцию. Пророчество М.А.Новоселова полностью сбылось.
648
РГАЛИ ф.142, ед.хр.198, оп.1, л.79. Ошибка в архивной пагинации; судя по штемпелю и авторской дате, лист должен находиться между лл.102 и 103 — В.К.
649
Ранее опубликовано с комментариями А.Носовым. //Новый мир. 1993,№ 9. /ОР РГБ, ф.171.6, 3а, лл.18—19об.
650
Поливанов Михаил Павлович — юрист, философ, последователь Г.Когена, студент С.Н.Трубецкого (оставил воспминания «Памяти С.Н.Трубецкого» //ВФП, 1906, №31). Статья М.П.Поливанова об Ибсене опубл. в «Московском Еженедельнике». 1909, № 25—30, 34. Из-за критического отзыва Е.Н.Трубецкого публикация статьи была задержана. Сведения взяты из публикации А. Носова.
651
То есть в духе философии Германа Когена (1842—1918), немецкого философа, главы Марбургской школы неокантианства.
652
В духе «имманентной философии», направления в философии кон. ХIХ — нач. ХХ вв., отождествяющее бытие, познаваемую реальность, с содержанием сознания и отрицающее существование независимой от сознания действительности.
653
Авенариус Рихард (1843-1896) — швейцарский философ, один из основоположников эмпириокритицизма.
654
…Смерть и время царят на земле,—/Ты владыками их не зови; /Все, кружась, исчезает во мгле,/Неподвижно лишь солнце любви. — Последнее четверостишие из стихотворения Вл.Соловьева «Бедный друг! истомил тебя путь…» См. Собрание сочинений, Брюссель, 1970, т.12, с.23.
655
Неточная цитата из передовой статьи газеты «Русь» 1882 //Аксаков И.С. Сочинения. М. 1886, с. 503.
656
Трубецкая Вера Аександровна, (урожд. княжна Щербатова), (1867-1942) — жена Е.Н.Трубецкого.
657
РГАЛИ ф.142, ед.хр.198, оп.1, л.104. Адресовано в Симбирск.
658
Неточная цитата из церковнославянского текста Пс. 136, 5: «Аще забуду тебе, Иерусалиме, забвена буди десница моя».
659
Ранее опубликовано с комментариями Н.А.Струве //Вестник РХД. № 142. Париж. 1982.
660
См. примеч к п. 35.
661
Ранее опубликовано с комментариями Н.А.Струве //Вестник РХД. № 142. Париж. 1982.
662
Ранее опубликовано с комментариями Н.А.Струве //Вестник РХД. № 142. Париж. 1982.
663
Опубл. //Богословский Вестник. 1910, т. 1, с. 257—272, паг 3-я.
664
Ранее опубликовано с комментариями Н.А.Струве //Вестник РХД. № 142. Париж. 1982.
665
Минцлова Анна Рудольфовна († 1910?) — теософка, влиятельная в кругах религиозной интеллигенции обеих столиц. После смерти Л.Зиновьевой, утверждая свое «посланничество», занималась мистическим просвещением Вяч. Иванова. После женитьбы последнего на В.К.Шварсалон исчезла и, как предполагают, умерла.
666
ОР РГБ ф.109, письма Минцловой, лл. 8—10об.
667
Аркона — город балтийских славян (Х—ХII вв.) на самом северном мысу (высота 45 м) острова Рюген (слав. Руяна) в Балтийском море (в настоящее время принадлежит ФРГ). С западной стороны город окружен валом высотою 10—13 м. Аркона была религиозным центром, объединявшим ряд славянских племен. Островом управлял верховный жрец бога Святовита. Храм этого бога в Арконе описан датским средневековым автором Саксоном Грамматиком. Его данные были подтверждены в 1920 г. раскопками немецкого археолога К.Шуххарда и др. Был вскрыт квадрат стен храма (20х20 м) покрытого некогда пурпурной крыей, внутри него отрыты фундаменты четырех столбов святилища (между ними висели ковровые завесы) и каменное основание деревянной статуи четырехголового бога. Рядом вскрыта площадь народных собраний. В западной части находились жилища, расположенные вдоль вала.В 1168 г. датский король Вальдемар I разрушил город и храм. Статуя Святовита была сожжена, а храмовые сокровища перевезены в Данию. См. Сцчуцччардт С.Аркона Ретчра / Винета, Берлин. 1926. //шСИЭ, т.1, кол. 737.
668
«Акаша хроники» — теософский трактат о духовной эволюции мира и человека. «Акаша , Астральный Свет, может быть определена в нескольких словах; это есть Всемирная Душа, Утроба Вселенной, Мыстерум Магнумш, из которой рождается все сущее через разъединение или дифференциацию. Это есть причина существования; она наполняет бесконечное Пространство, она, в одном смысле, есть само пространство, или же его шестой, также седьмой, принцип одновременно.» Е.П.Блаватская. Тайная доктрина. т. 2, Антропогенезис. Адьяр, 1991, с. 642.
669
Гернет Нина Николаевна — теософ, речь идет, вероятно о ее статье, посвященной славянскому языческому святилищу на о. Рюген: Гернет Н.Н. В святом святых славян //Вестник теософии, 1908, № 5—6.
670
Культ Святовита (Свентовита), восходящий по-видимому к культу Перуна, описан у средневековых германских хронистов Саксона Грамматика и Гельтольда (ХII в.). Святовит был главным в пантеоне западных славян, живших на острове Рюген, где в посвященном ему храме с красной кровлей стояло его изображение с огромным мечем в руках. Согласно верованиям Святовит ночью садится на коня и поражает мечем врагов славян. В его честь при храме содержались 300 вооруженных всадников, беспрестанно делавших набеги на соседей и посвящавших награбленную добычу богу. В храме хранилось также большое красное (пурпурное) знамя, которое выносили при открытии войны; это служило знаком, что разгневанное божество разрешает опустошать неприятельские города, разорятьалтари иных богов. Святовит был богом плодородия и войны, его отличительным цветом был красный. В храме жил его священный белый конь, который после каждой ночи становился грязным: верили, что ночью он выезжает для борьбы с врагами. На коне запрещено было ездить. Во время ритуала гадания в землю перед храмом втыкали три ряда копий, связанных попарно крест на крест. Совершив моление, жрецы вели коня под уздцы к рядам копий и, смотря по тому, переступал он через них правой или левой ногой, предсказывали успех или неудачу.
Арконский идол держал в правой руке турий рог, который ежегодно наполнялся вином. Ежегоднопослежатвы жители собирались перед храмом, приносили жертвы (в архаический период — человеческие, позднее их заменили животными) и устраивали общий пир. Жрец брал из руки идола рог и, если обнаруживал, что напитка в нем осталось мало,предсказывал неурожайный и несчастливый год, и наоборот. Согласно предсказанию жрец советовал народу быть скупее или щедрее в употреблении хлеба, потом выливал старое вино к ногам идола и наливал в рог свежего, громко испрашивая у бога счастья, побед и богатства народу. После этой молитвы жрец осушал единым духом рог, наливал снова и вкладывал в руку идола. В другом обряде ежегодно приготовлялся медовый пирог почти в рост человека. Жрец, став за пирогом, спрашивал у собравшихся, видят ли его, и когда ему отвечали утвердительно, громко возглашал прошение, чтобы будущий год был еще плодородне, а пирог еще вые. //ЭСБЭ, т. 29, с. 264; Славянская мифология. М. 1995, с. 349.
671
Ранее опубликовано Н.А.Струве //Вестник РХД. № 142. Париж. 1982.
672
Гиацинтов Василий Михайлович, в то время студент МДА, близкий друг П.Флоренского, после женитьбы принял священный сан; на его сестре, Анне Михайловне Гиацинтовой, 25 августа 1910 г. женился Флоренский. Предполагается, что к В.Гиацинтову обращены письма, составившие впоследствии главный труд П.Флоренского «Столп и утверждение истины».
673
Ранее опубликовано Н.А.Струве //Вестник РХД. № 142. Париж. 1982.
674
Епископ Антоний (Флоренсов).
675
РГАЛИ ф.142, ед.хр.300, оп.1. л.3. Открытка в Казань, п.шт. отпр.: Сергиевский Посад. 15.11.1909.
676
Месяц указан неверно. Датировано по пчт. шт. отпр.
677
Архив Эрна, частное собрание, ф. Булгакова, л.1 — 2 об.
678
В письме совет МРФО согласно решению, принятому 17.11.1908, доводил до «общего сведения, что он предложил В. П. Свенцицкому выйти из состава Общества за ряд действий явно предосудительного характера» // Русское слово. 21.11.1908, с. 5. В том же письме совет МРФО предлагал совету ПРФО последовать его примеру и публично заявить об удалении Свенцицкого из своего состава. «На эту просьбу петербургский совет ответил самым решительным отказом. Брать на себя роль судей, отпускать или не отпускать грехов своим членам совету казалось прямо чудовищным. А потому в списках действительных членов петербургского Общества означенное лицо числится до сих пор» // Записки С.-Петербургского Религиозно-философского общества. Вып. 1—6. СПб. 1908—1916.
679
РГАЛИ ф.142, ед.хр. 300, оп.1, л.5. Открытка в Казань, п.шт.отпр.: 26.11.1909. Сергиевй Посад.
680
Архив Эрна, частное собрание, ф. Булгакова, л.3.
681
Ср. дневниковые записи А. Ельчанинова № 133, 134 об этом периоде.
682
Речь идет о книге «Миросозерцание В.С.Соловьева».
683
Г.А.Рачинский.
684
Вероятно речь идет о суде над Галаниным Д.Д. за его принадлежность к ХББ и участие в его нелегальных изданиях.
685
Котляревский Сергей Андреевич (1873—1941) — историк и общественный деятель, член ЦК партии кадетов, один из членов-основателей МРФО.
686
Речь, вероятно, идет о гонораре за статью «Идея катастрофического прогресса» //Русская мысль. 1909. № 10.
687
Архив Эрна, частное собрание, ф. Булгакова, л 4 — 5об.
688
Челпанов Георгий Иванович (1862—1936) — философ, психолог, логик. Автор ряда многократно переиздававшихся в России руководств по философии, психологии и логике, хорошо известных в конце ХIХ—начале ХХ вв. С 1907 по 1923 заведовал кафедрой философии Московского университета В 1912 г. создал при Московском университете Психологический институт, директором которого был до 1923г.
689
Грушка Аполлон Аполлонович — декан (до 1918 г.) историко-филологического факультета Московского Университета.
690
Виппер Роберт Юрьевич (1859-1954) — историк, методолог исторической науки марксистской школы, в 1899-1922 — профессор Московского университета..
691
Виноградов Павел Гаврилович (1854-1925) — историк, член Российской АН, долго жил в Англии, основные труды по аграрной истории средневековой Англии.
692
Астров П.И. (см. о нем примеч. к п. № 24) не был введен в совет МРФО. Неприятие С.Булгаковым П.Астрова видимо объясняется нецерковностью и близостью последнего к о. Григорию Петрову, занимавшему в Думе экстремистскую по отношению в властям и церкви позицию.
693
Лопатин Лев Михайлович (1855-1920) — философ-персоналист, психолог, друг и последователь Вл. Соловьева; с 1894 до 1917 г. редактор журнала «Вопросы философии и