психологии», с 1899 до 1918 г. председатель Московского психологического общества, профессор Московского университета, научный руководитель Вл. Эрна. В 1920 г. умер от голода.
694
Ранее опубл. с комментариями А.Носовым //Новый мир, №9, 1993. Комментарии дополнены В.К.
695
Вострякова (урожд. Мамонтова) Елена Кирилловна — сестра М.К.Морозовой
696
Боборыкин Петр Дмитриевич, (1836—1921) — писатель, психолог, почетный профессор СПбургского университета, почетный член Российской АН.
697
В заседании Психологического общества 19 декабря 1909 г. П.Д.Боборыкин выступил с рефератом «Антропоцентризм и космическое миропонимание», который «вызвал оживленные прения, в которых приняли участие, кроме референта, кн. Е.Н.Трубецкой, Н.А.Бердяев, В.М.Хвостов и Л.М.Лопатин» //ВФП, 1910, № 101 (1), с. 112. Цит. по примечаниям к публикации А.Носова.
698
РГАЛИ ф.142, ед.хр.198, оп.1, л.105.
699
Новоселов.
700
Ранее опубл. с коментариями Н.А.Струве //Вестник РХД. № 142. Париж. 1984.
701
Архив Эрна. Открытка, датируется по пчт. шт. отпр.: 21.01.1910. Москва; печатается по автографу.
702
Ранее опубл. с комментариями Н.А.Струве //Вестник РХД. № 142. Париж. 1984.
703
Епископ-старец Антоний(Флоренсов) был духовником Флоренского, Ельчанинова, Эрна.
704
Гавриил (Голосов), епископ Омский (1839—1916).
705
Архив Эрна, частное собрание. Публикуется по автографу.
706
Недавно скончался младший сын С.Булгакова — Ваня.
707
Архив Эрна, частное собрание. Публикуется по автографу.
708
Без денег (фр.)
709
Векилов Георгий Давыдович, офицер, шурин В.Ф.Эрна.
710
Архив Эрна, частное собрание. Публикуется по автографу.
711
Е.Д.Эрн (Векилова) в это время жила в доме родителей мужа и должна была работать в аптеке свекра, Франца Эрна. Фряулеинш — здесь: служанка (нем.).
712
претензия (фр.)
713
Данте Алигьери.Божественная комедия, перевод Д.Мина <Д.Минаева>, СПб, 1855.
714
Архив Эрна, частное собрание; публикуется по автографу.
715
Флоренская О. А.
716
Дочь В.Эрна Ирина.
717
Ранее опубл. с комментариями Н.А.Струве //Вестник РХД. №142. Париж. 1984.
718
Возможно речь идет об схиигумене Германе, настоятеле Зосимовой пустыни, к числу духовных детей которого относил себя и П.А.Флоренский.
719
Архив Эрна, частное собрание; публикуется по автографу.
720
Архив Эрна, частное собрание; публикуется по автографу.
721
Лк. 16, 9.
722
Ранее опубликовано с коммент. Н.А.Струве //Вестник РХД. №142. Париж. 1984.
723
Архив Эрна, частное собрание; публикуется по автографу.
724
сладостному ничегонеделанию (итал.)
725
Речь идет о воспитании дочери Ирины.
726
Детей Василия и Татьяны Шер звали так же: Василий и Татьяна.
727
728
Бердяева (урожд.Трушева,по первому мужу—Рапп) Лидия Юдифовна(1874—1945)—жена Н.А.Бердяева, переводчица, поэтесса; родилась в Харькове в семье преуспевающего юриста. В воспоминаниях ее младшей сестры Евгении Юдифовны читаем: «В детстве мы жили в богатой обстановке. Зимой в городе, у нас был собственный дом, весной и летом в деревне. У нас была вначале немка бонна, затем француженка. <…> После смерти отца мы разорились. Все лишения моя мать переносила очень мужественно, стараясь, чтобы никто из нас не чувствовал лишений». Из-за стесненного материального положения сестер отдали в пансион, где они приобщились к революционным кругам. В 16 лет Лидия обратилась за советом ко всероссийскому учителю праведности Л.Н.Толстому. Он ответил: «Не советую Вам поступать на фельдшерские курсы. Не советую вообще искать средств делать добро. Прежде всего надо искать средств перестать делать зло <…> Человек доброе существо, и если только он не делает дурное, он делает хорошее. Идеал христианский есть 5—7 гл. Матфея. Сличайте с ними всю жизнь, приближайте ее к этому идеалу, и Вам хватит работы на всю жизнь».
«В доме у нас,—вспоминает Евгения,—не было никакой религиозной атмосферы, все обряды совершались только потому, что ?так принято?.» Но Лидия «с детства была очень религиозна, и вера ее сохранялась даже тогда, когда она начала принимать участие в революционной деятельности». Бердяев вспоминает: «Она по натуре была душа религиозная, но прошедшая через революционность, что особенно ценно. У нее образовалась глубина и твердая религиозная вера». За свою революционную деятельность сестры дважды подвергались арестам, после чего их ожидала ссылка. Благодаря связям их матери их сослали в Киев. Вплоть до 1904 года их вызывали на допросы в полицию. По-видимому они содействовали бегству из тюрьмы одного из революционеров.
В начале века Лидия выла замуж за В.И.Раппа, Евгения стала женой его брата Е.И.Раппа. Оба брака оказались недолговечными. Здесь же, в Киеве, Лидия встречает молодого философа Н.Бердяева. Евгения вспоминает: «Нас познакомил Булгаков. Однажды, когда мы были у него, он сказал: — Непременно познакомлю вас с молодым философом Бердяевым. У него такие же литературные вкусы, как и у вас: любит Белого, Блока, живопись — не передвижников, как я, а авант гардеш во всех областях…На банкете в день Освобождения крестьян, 19 февраля, где речи говорили Булгаков, Шестов, Н.А. и т.д., Булгаков нас познакомил с Н.А., который сделался нашим постоянным гостем.»Рапп Е.Ю.Отрывок из воспоминаний. РГАЛИ, ф.1496, оп.1,д.932, лл.5-6 об. Цит. по:Александр Вадимов. Жизнь Бердяева.Оакланд, Цалифорниаш, 1993.
«…Лидия Юдифовна — редкостный профиль и по красоте редкостные глаза. Полная противоположность мужу: он православный, может быть, с некоторыми «уклонами», она ортодоксальнейшая католичка. Облик особенный, среди интеллигенток наших редкий, ни на кого не похожий. Католический фанатизм! Мало подходит для русской женщины (хотя примеры бывали: кн. Зинаида Волконская). Однажды, спускаясь с нами с крыльца, вдруг остановилась, посмотрела на мою жену своими прекрасными, прозрачно-зеленоватыми глазами сфинкса и сказала: «Я за догмат непорочного зачатия на смерть пойду!»
Какие мы с женой богословы? Мы и не задевали никого, и никто этого догмата не обижал, но у нее действительно был такой вид, будто вблизи разведен уже костер для сожжения верящих в непорочное зачатие.»Борис Зайцев.Мои современники. Бердяев. Лондон, 1988, с.62-63.
729
Рапп (рожд. Трушина) Евгения Юдифовна (1875—1960) — художник, скульптор, сестра Лидии Юдифовны, жены Бердяева, .
730
Ранее опубликовано Н.А.Струве //Вестник РХД. №142. Париж. 1984.
731
Н.Бердяев. Утонченная Фиваида. Религиозная драма Гюисманса //Русская мысль, 1910, № 7, с. 113—131.
732
М.К.Морозова.
733
Е.Н.Трубецкой.
734
Дочери Ирине.
735
Векилов Георгий Давыдович.
736
В домашнем собрании М.К. находились картины М.Врубеля: «Фауст и Маргарита», «Царевна Лебедь». См. «Опись картин, скульптур и икон в доме М.К.Морозовой» /ОР РГБ, ф.369.311.11, ф. Бонч-Бруевича. «…Морозовский особняк в Мертвом переулке, строгий и простой, перестроенный талантливым Жолтовским, считавшим последним великим ахитектором Палладио, был по своему внутреннему убранству редким образцом хорошего вкуса. Мягкие тона мебельной обивки, карельская береза гостинной, продолговатая столовая, по-музейному завешанная старинными иконами, несколько полотен Врубеля и ряд других картин известных русских и иностранных мастеров, прекрасная бронза, изобилие цветов — все это сообщало вечерам, на которые собиралось иной раз до ста человек, совершенно особую атмосфера красоты, духовности, тишины и того благополучия, которое невольно заставляло забывать революционную угрозу<…>«Ф.А.Степун.Бывшее и несбывшееся. Лондон, 1990, с. 262.
737
В ОР РГБ, ф. 171 хранятся многочисленные письма Андрея Белого (Бориса Николаевича Бугаева) к М.К.Морозовой, полные восхищения и неподдельной нежности.
738
Существуют более подробные описания внешности М.К., например, частого гостя ее дома Ф.А.Степуна «…Вижу ее большую, несколько тяжеловесную…, сидящую где-нибудь у стены, на широком старинном диване. Руки ее спокойно сложены на коленях или заняты длинной нитью тяжелого жемчуга. На ее, с формальной точки зрения, может быть, слишком высоких плечах меховая накидка. Почему-то Маргарита Кирилловна мне неизменно видится в серебристо-лиловых, зеленовато-лунных тонах перламутровой гаммы. Писать портрет ее было бы всего лучше пастелью.» Андрей Белый подметил в ней неожиданную для хозяйки гостеприимно-открытого дома черту — «кто бы мог догадаться: она боялась людей». Многих поражали глаза М.К.: Андрей Белый назвал их ослепительными, с отблеском то сапфира, то изумруда. «Подчеркнутая темными бровями чернь длинных ресниц, — вспоминал Степун, — придавала им в сочетании с синеватым отливом белка какую-то особую стальную переливчатость. Такие типично русские серые глаза бывают особенно хороши в гневе и скорби». Цит. по: Наталья Думова. Московские меценаты. М., 1992, с. 102.
739
Полностью книга А.С.Глинки (Волжского) «Жизнь и творчество Достоевского» так и не была опубликована. Рукопись хранится в РГАЛИ, ф. 142. Опубликован первоначальный вариант Ф.М.Достоевский. Жизнь и проповедь. М., 1906
740
Архив Эрна, частное собрание; публикуется по автографу.
741
Архив Эрна, частное собрание; публикуется по автографу.
742
Вероятно речь идет о реферате на одну из тем, готовившегося в то время к печати сборника статей: Н.Бердяев. Духовный кризис интеллигенции. М., 1910.
743
Речь идет о брошюре, посвященной деятельности о. Ионы Брихничева: В.Эрн. Пастырь нового типа. Религиозно-общественная библиотека. Серия 1. Для интеллигенции, № 7, М., 1907.
744
Марков В. ‹Марк Вишняк› Положение евреев в России. Религиозно-общественная библитека. Серия 1, М. 1906.
745
Свенцицкий был отдан под суд за «Открытое обращение верующего», где содержался призыв к моральному осуждению ген. Дубасова, усмирителя Московского восстания и бы оправдан присяжными. См. подробнее об этом в биографии В.П.Свенцицкого, помещенной в примечании к письму В.Эрна к А.Ельчанинову от 9.10.1903.
746
«Что нужно знать крестьянину» и «Семь свобод».
747
В начале 1910-х годов Свенцицкий сближается со старцем Оптиной пустыни иеросхимонахом Анатолием (Потаповым) и становится его духовным сыном. Изданная в 1915 году книга «Граждане неба», повествующая о путешествии автора по скитам пустынножителей Кавказа, уже полностью свободна от каких-либо декадентских черт; с нее начинается Свенцицкий — церковный писатель.
748
Из этой едкой характеристики можно сделать вывод, что В.Эрн в это время полностью отказался от «христианской политики» и с горьким чувством вспоминает своих бывших соратников по ХББ: В. Свенцицкого, о. Иону Брихничева, о. Михаила Семенова.
749
Архив Эрна, частное собрание. Публикуется по автографу.
750
См. о нем прим. к п. № 112.
751
Архив Эрна, частное собрание. Публикуется по автографу.
752
А.Ельчанинов и Н.Богатурова.
753
вверх тармашками (фр.)
754
С.А. Алексеев(Аскольдов).
755
То есть допрос по делу Марка Вишняка (Маркова).
756
Вероятно, С.А.Алексеев (Аскольдов).
757
В то же время выла статья С.Л.Франка «Философия религии В.Джемса». //Русская мысль, 1910, №2.
758
С.А. Алексеев (Аскольдов).
759
Архив Эрна, частное собрание; публикуется по автографу.
760
Архив Эрна, частное собрание; публикуется по автографу.
761
Архив Эрна, частное собрание; публикуется по автографу.
762
Вячеслав Иванов.
763
Н.А.Бердяев.
764
Е.Ю. Рапп.
765
Л.Ю.Рапп
766
Е.К.Герцык.
767
См. о ней в примеч. к п. Минцловой — Вяч. Иванову от 9.10.1909 в наст. изд.
768
Л.Д.Зиновьева(Аннибал) умерла в 1907 г. от скарлатины, заразившись от крестьянского мальчика, которого она выхаживала.
769
Жрица в диалоге Платона «Пир», которая сообщает Сократу эзотерическое учение о взаимосвязи духовной любви с познанием (См.: Платон. Собр. соч., т. 2, М., 1970). Домашнее прозвище Л.Д.Зиновьевой-Аннибал. Перед своей скоропостижной смертью в 1907 г. она передает это имя своей дочери от первого брака Вере Константиновне Шварсалон, которая через некоторое время становится женой Вяч.Иванова.
770
771
Вячеслав Иванов. По звездам. СПб, 1909. Сборник статей 1904 — 09 гг.
772
Александр Ельчанинов.
773
Тесленко Николай Васильевич (1870- ?) присяжный поверенный, член ЦК партии Народной свободы, депутат Второй и Третьей Государственной Думы. Адвокат В.Свенцицкого и И.Сытина по делу об издании нескольких брошюр в серии «Религиозно-общественная библиотека».
774
сладкое безделье (итал.)
775
Речь идет об А.В. Ельчанинове, который в это время был студентом МДА.
776
Богатурова Н.
777
Степан Трофимович Верховенский, персонаж романа Достоевского «Бесы».
778
Речь идет о глубоком душевном кризисе, который переживал П.Флоренский в связи с необходимостью сделать выбор перед посвящением в сан священника: жениться или принять монашество.
779
Ср. воспоминания П.А.Флоренского об этом же периоде, вошедшие в текст написанного им по случаю смерти друга некролога : «<…> мы с тобой учились вместе со второго класса гимназии, часто бывали друг у друга, прожили в одной комнате университетские годы, в дальнейшем часто виделись и гостили друг у друга; вместе увлекались мы многим, самым дорогим для нас,