вместе воспламенялись теми мечтами, из которых потом выкристализовались наши позднейшие жизненные убеждения. Вероятно, немного есть мыслей, которые не прошли через совместное обсуждение. Наша общая мысль была насыщена и философскими интересами и горячими чувствами близости; мы прожили нашу дружбу не вяло — и восторгаясь и ссорясь порою от перенапряжения юношеских мыслей. Мы вместе бродили по лесам и по скалам, по скалам преимущественно, вместе читали Платона на горных прогалинах и на разогретых солнцем каменных уступах. Вместе же ценили благородный пафос кн. С.Н.Трубецкого и острую критичность Л.М.Лопатина, подсмеивались над лженаучными притязаниями важных наших философских сотоварищей. И мы взаимно наблюдали, часто не говоря о том, тайные надломы в недрах души друг друга и оба скорбели в бессилии помочь, и оба уповали на иные силы помощи, силы Вечности.
Удивительно ли, милый друг, что у меня нет решимости из сплошной картины воспоминаний, из этих сплетающихся в одно целое впечатлений солнечного зноя, горячих скал, серых, грязно-зеленоватых и ржаво-красных лишаев, глубоких синих далей, тонкой резьбы полуразрушенных храмов, выжженных полей, карабкающихся где-нибудь по кручам коз, темной синевы небе, сухого ковыля, летящего в горячем ветре, воздуха, окутывающего строгим благовонием богородичной травки, горной полыни и мяты, иммортелей и других горьких трав, и, наконец, потоков слепящего света — удивительно ли, сли из всех этих впечатлений, сплетшихся с впечатлениями от тебя в неразрывное целое, я не нахожу в себе решимости вырвать отдельные случаи. Не от недостатка, а от избытка, не решаюсь и не буду пробовать.»П.А.Флоренский. Памяти Эрна. Машинописный сборник. М.1917. Архив Эрна, частное собрание.
780
Употребление кавычек при слове «князь» объясняется, видимо, тем, что демократически-эгалитаристское сознание Эрна внутренне противилось аристократическим титулам.
781
Г.А.Рачинский
782
Степпун Федор Августович (после 1914 г. — Степун) (1884—1965) — философ, историк, культуролог, получил философское образование в Гейдельберге. Защитил докторскую диссертацию «Владимир Соловьев». Вернувшись в 1910 г. в Россию, становится одним из организаторов издания на русском языке международного ежегодника по философии культуры «Логос», участник собраний МРФО и ПРФО.
783
Ильин Иван Александрович (1882—1954) — философ, исследователь Гегеля, в 1910—12 гг. находился в научной командировке в университетах Германии и Франции.
784
Гуссерль Эдмунд (1859—1938) — немецкий философ, основатель феноменологии.
785
Ср. воспоминания Лидии Вячеславовны Ивановой: «Были люди, которые ненавидели Вячеслава без всякого видимомго повода. Это особенно видно было на примере философа Ильина. Однажды я была этим потрясена. Мы уходили из квартиры друзей у которых провели вечер. В передней одевались шубы, ботики,хозяева провожали. Откуда ни возьмись появился Ильин и начал вопить что-то совершенно непонятное в сторону Вячеслава. Казалось, что у него на губах была пена, он весь извивался, как в конвульсиях. Друзья его окружили, спровадили на лестницу и куда-то увели. Никакой внешней причины для этой ненависти не было.» Л.В.Иванова приводит воспоминания Андрея Белого о том жеэпизоде: «<…> молодой, одержимый, бледный, как скелет. Иван Александрович Ильин, гегельянец, <…> возненавидел меня с первой встречи: ни за что ни про что; <…> по-моему, он страдал затаенной душевной болезнью задолго до явных вспыек ее; <…> у него были острые увлеченья людьми; и ничем не мотивированные антипатии; ему место было в психиатрической клинике, а вовсе не за зеленым столом. Рассказывали: в многолюдном обществе он, почувствовав ненависть к Вячеславу Иванову, стал за спину его и передразнивал его жесты, что в державшемся подтянуто гегельянце уже выглядело бредом с укусом уха Николаем Ставрогиным».Белый Андрей.Между двух революций, с. 312. Цит. по:Иванова Лидия.Воспоминания. Книга об отце. Подготовка текста и комментарийДжона Мальмстеда. Париж, Атченеумш, 1990, с. 63.
786
Богатурова Н.С.
787
вдохновение (итал.)
788
Архив Эрна, частное собрание. Письмо адресовано: Тифлис, Дидубе, Глданская, 6, ЕВБ Е.Д.Эрн Векиловой.
789
РГАЛИ ф.142, ед.хр. 198, оп..1, лл. 110-111об. Адресовано в Симбирск.
790
Эта дама талантлива (итал.)
791
«Эрн рассказывал, как в студенческие годы в Москве он соединился с друзьями, такими же как и он революционерами. Они наняли сарай, где работали и спали на дощатом полу с большими щелями. Там он страшно разболелся и нажил себе хронический нефрит. Со временем его убеждения переменились, и он осуждал этот период. Несмотря на плохое здоровье, он всегда бывеселый и радостный.» Лидия Иванова. Воспоминания. Книга об отце. Париж, Атченеумш 1990, с.51.
792
В письме обсуждается подарок теще В.Эрна, Елизавете Лазаревне Векиловой.
793
РГАЛИ ф.142, ед.хр. 198, оп.1, л.. 113. Открытка, пчт. шт. отпр.: 5.05.1910.
794
Архив Эрна, частное собрание. Из Москвы в Пятигорск.
795
РГАЛИ, ф.142, ед.хр.198, оп.1, лл.114; пчт. шт. отпр.: 10. 05. 1910. Москва, адресовано в Симбирск.
796
РГАЛИ, ф.142, ед.хр.198, оп.1, лл.115—116об.
797
Жена А.С.Глинки.
798
Кожевников В.А.. Н.Ф.Федоров. Опыт изложения его учения по изданным и неизданным произведениям, переписке и личным беседам. Ч. I. М., 1908.
799
РГАЛИ, ф.142, ед.хр.198, оп.1, лл.118; открытка.
800
ОР РГБ, ф.348.2.19, лл.1—2об. Адрес на конверте: ст. Бакуриани, Закавказской ж/д.
801
В.Эрн. Беркли как родоначальник современного имманентизма. //ВФП, т. 3, 1910.
802
В.Эрн. Нечто о Логосе, русской философии и научности. По поводу нового философского журнала «Логос»// Московский Еженедельник, №29, с.31—40; №30, с.29—40; №31, с.33—44; №32, с.33—42. Через год статья была помещена в сборнике статей В.Эрна «Борьба за Логос».
803
Андрей Белый. Символизм. М. 1910.
804
См. биографическую справку о ней в прим. к п. Минцловой—Вяч.Иванову от 9.10.1909 наст. изд.
805
Впервые опубл. с комментариями А.Носовым //Новый мир, № 9, 1993. При сверке обнаружены некоторые разночтения с /ОР РГБ, ф.171.6.4б, л.29.
806
Мануилов Александ Аполлонович (1861—1929) — профессор-экономист, с 1905 по ухода в отставку протеста в 1911 г. был ректором Московского университета.
807
П.Б.Струве редактировал в «Московском Еженедельнике» экономический отдел.
808
Ранее опубл. с коммент. А.Носовым // Новый мир, № 9, 1993. /ОР РГБ, ф.171.6.4б, л.45.
809
В доме М.К. по описи 1906 г. находилиь следующие картины В.Васнецова: «Три царевны», «Боярыня», «Этюд»; Ап. Васнецова — «Перунов холм», «Пейзаж». См. «Опись картин, скульптур и икон в доме М.К.Морозовой» //ОР РГБ, ф.369.311.11, ф. Бонч-Бруевича.
810
Бoклин Арнольд (1827—1901) — швейцарский живописец, представитель символизма стиля «модерн». В этот период М.Морозова переезжает на другую кваритиру (Знаменка, 11) и жертвует большую часть своего художественного собрания Третьяковской галерее. См. примеч. вые.
811
Впервые опубл. с комментариями А.Носовым //Новый мир, 1993, №9. Обнаружены незначительные разночтения — В.К./ОР РГБ, ф.171.3.5, л.164, б.д.
812
В научную командировку в Германию и Италию.
813
Речь идет о главах книги «Миросозерцание В.С.Соловьева».
814
Бергсон Анри. Творческая эволюция. М. 1909.
815
В.Эрн. Нечто о Логосе, русской философии и научности. См. примеч. к п. № 197.
816
Московский Еженедельник, 1909, № 30, с. 35.
817
Впервые опубликовано А.Носовым //Новый мир, 1993, №9. При сверке с оригиналом обнаружены некоторые разночтения.
818
«Было быслишком обидно, если бы русское общество дало погибнуть этой внепартийной прогрессивной трибуне, необходимось которой чувствуется очень сильно. Не всегда и не во всем мы соглашались с «Московским Еженедельником», но очень часто нам приходилось отмечать серьезные, прониктнутые глубоким сознанием долга и ответственности перед Россией статьи как самого редактора «Московского Еженедельника», так и многочисленных его сотрудников. Журнал занял определенное, своеобразное место в рядах русской публицистики». //Речь. 22.8.1911.
819
Архив Эрна, частное собрание. Из Москвы в Пятигорск. Сверху приписано рукой Е.Д.Эрн: «После лета, проведенного в Бакурианах».
820
Викторов Д. — магистрант историко-филологического факультета.
821
Секретарь историко-филологического факультета Московского университета.
822
Гиацинтова (Флоренская) Анна Михайловна (1889—1973), жена П.А.Флоренского (с 25 августа 1910 года), сестра его ближайшего друга «Васеньки» (Гиацинтова Василия Михайловича, будущего священника). Род их происходил из Рязанской губернии.
823
Флоренская Е. А.
824
В библиографии, составленной игуменом Андроником (Трубачевым), указан только один сборник стихов: П.А.Флоренский В вечной лазури. Сергиев Посад, 1907. см. //Богословские труды, сборник 23. Издательство Московской Патриархии. М., 1982, с.282.
825
Речь идет об утверждении В.Эрна в должности приват-доцента в Московском Университете.
826
С.Франк. Философские отклики. О национализме в философии. //Русская мысль. 1910, №9, с. 162—171.
827
См. примеч., к п. 197
828
См. заявление заслуженного профессора Л.Лопатина и ординарного проф. Г.Челпанова «о предоставлении приват-доценту В.Ф.Эрну заграничной командировкина два года для написания магистерской диссертации, с содержанием из сумм Министерства.» //В.Ф.Эрн: Новые документы и материалы. Публикация и комментарии В.А.Волкова и М.В.Куликовой. //Начала, № 3, М., 1993, с.134—135. В нем, в частности, сказано: «… В.Ф. Эрн представляет из себя уже определенную величину в русской философской литературе. Человек многосторонней начитанности и даже учености, живой и даровитый писатель, с твердыми, ясно сложившимися убеждениями, он заставляет много ждать от себя в будущем. Напечатанные до сих пор статьи его невольно обращают на себя внимание искренностью своего тона, оригинальностью взглядов и диалектическою тонкостью аргументации. Темою своей будущей магистерской диссертации В.Ф. Эрн избрал всестороннее рассмотрение проблемы познания, как в ее историческом развитии, так и в ее в систематической нормальной постановке. Для успешной разработки этой темы В.Ф. Эрну необходимо посещение европейских библиотек в Париже, Лондоне и Флоренции, а также возможно более близкое ознакомление с течениями философской мысли в современной Германии. Считаем необходимо отметить, что В.Ф.Эрн вполне хорошо владеет новыми языками».
829
В.Эрн. Культурное непонимание. Ответ С.Л.Франку. //Русская мысль, 1910, т.10, ч. 2, с.116—129.
830
Речь идет о выедшей впоследствии книге В.Эрн. Борьба за Логос. Опыты философские и критические. «Путь», М., 1911.
831
труд всей жизни (нем.)
832
Смерть пятилетнего сына Ивашечки.
833
Андрей Белый. Символизм. М. 1910.
834
Андрей Белый. Луч зеленый. М. 1910.
835
Книгоиздательство «Мусагет», которым руководили Эмилий Метнер, Андрей Белый, Сергей Гессен и др.
836
Намек на поговорку — «попал как кур в ощип», то есть оказался в неожиданной ситуации — традиционно искажаемую.
837
Гессен Сергей Иосифович (1887—1950), философ-неокантианец, последователь Риккерта, один из основателей книгоиздательства «Мусагет», постояныый оппонент В.Эрна. Его рецензия на книгу «Борьба за Логос» под названием «Неославянофильство в философии» содержит резкую критику и обвинение в философском дилетантизме.
838
Садовской Борис Александрович наст. фам. Садовский(1881—1952) — поэт, прозаик, критик, историк литературы.
839
В.Эрн. Природа философского сомнения. //Вопросы философии и психологии, 1910, т.5, с. 309—324.
840
Трубецкая (урожденная Оболенская) Параскева Владимировна (1860-1914).
841
Грез Жан Баттист (1725—1805) — французский живописец-сентименталист.
842
Знаменитые флорентийские галереи, где хранятся в частности картины Рафаэля.
843
В архиве не сохранились.
844
Иванов Александр Иванович (1806—1858) — художник; его картина «Явление Христа народу» (вместе с этюдами к ней), была в то время вывешена в специально построенном для этого павильоне во дворе Румянцевского музея.
845
РГАЛИ, ф.142, ед.хр. 198, оп.1, лл. 119—120об. Из Москвы в Симбирск.
846
Толстой Николай. Вл. Соловьев — католик. Письмо в редакцию //»Русское слово», 1910, № 192.
847
М.А.Новоселов.
848
Еп. Антоний (Флоренсов) см. биогр. примеч. к п. № 109 или архиеп. Антоний (Храповицкий) см. прим. к п. № 110.
849
Караулов Василий Андреевич (1834—1909) — общественно-политический деятель либерального направления.
850
См. примеч. к п. № 211.
851
Список икон и картин, пожертвованных М.К.Морозовой Третьяковской галерее: ОР РГБ ф. 171; ф. В.Бонч-Бруевича.
852
Из открытки от 13 октября (Архив Эрна, частное собрание): «Я прочту (в измененном виде) свою вступительную лекцию (т.е. о русской философии)». Впоследствие эта лекция была опубликована под названием «Основной характер русской философии» в книге В.Эрна»Г.С.Сковорода».
853
Петровский Алексей Сергеевич (1881—1958), активный член кружка «аргонавтов», близкий друг Андрея Белого, антропософ, сотрудник издательства «Мусагет». С 1907 г. работал в Румянцевском музее, затем в