Скачать:TXTPDF
Взыскующие града. Хроника русской религиозно-философской и общественной жизни первой четверти ХХ века в письмах и дневниках современников

вместе воспламенялись теми мечтами, из которых потом выкристализовались наши позднейшие жизненные убеждения. Вероятно, немного есть мыслей, которые не прошли через совместное обсуждение. Наша общая мысль была насыщена и философскими интересами и горячими чувствами близости; мы прожили нашу дружбу не вяло — и восторгаясь и ссорясь порою от перенапряжения юношеских мыслей. Мы вместе бродили по лесам и по скалам, по скалам преимущественно, вместе читали Платона на горных прогалинах и на разогретых солнцем каменных уступах. Вместе же ценили благородный пафос кн. С.Н.Трубецкого и острую критичность Л.М.Лопатина, подсмеивались над лженаучными притязаниями важных наших философских сотоварищей. И мы взаимно наблюдали, часто не говоря о том, тайные надломы в недрах души друг друга и оба скорбели в бессилии помочь, и оба уповали на иные силы помощи, силы Вечности.

Удивительно ли, милый друг, что у меня нет решимости из сплошной картины воспоминаний, из этих сплетающихся в одно целое впечатлений солнечного зноя, горячих скал, серых, грязно-зеленоватых и ржаво-красных лишаев, глубоких синих далей, тонкой резьбы полуразрушенных храмов, выжженных полей, карабкающихся где-нибудь по кручам коз, темной синевы небе, сухого ковыля, летящего в горячем ветре, воздуха, окутывающего строгим благовонием богородичной травки, горной полыни и мяты, иммортелей и других горьких трав, и, наконец, потоков слепящего света — удивительно ли, сли из всех этих впечатлений, сплетшихся с впечатлениями от тебя в неразрывное целое, я не нахожу в себе решимости вырвать отдельные случаи. Не от недостатка, а от избытка, не решаюсь и не буду пробовать.»П.А.Флоренский. Памяти Эрна. Машинописный сборник. М.1917. Архив Эрна, частное собрание.

780

Употребление кавычек при слове «князь» объясняется, видимо, тем, что демократически-эгалитаристское сознание Эрна внутренне противилось аристократическим титулам.

781

Г.А.Рачинский

782

Степпун Федор Августович (после 1914 г. — Степун) (1884—1965) — философ, историк, культуролог, получил философское образование в Гейдельберге. Защитил докторскую диссертацию «Владимир Соловьев». Вернувшись в 1910 г. в Россию, становится одним из организаторов издания на русском языке международного ежегодника по философии культуры «Логос», участник собраний МРФО и ПРФО.

783

Ильин Иван Александрович (1882—1954) — философ, исследователь Гегеля, в 1910—12 гг. находился в научной командировке в университетах Германии и Франции.

784

Гуссерль Эдмунд (1859—1938) — немецкий философ, основатель феноменологии.

785

Ср. воспоминания Лидии Вячеславовны Ивановой: «Были люди, которые ненавидели Вячеслава без всякого видимомго повода. Это особенно видно было на примере философа Ильина. Однажды я была этим потрясена. Мы уходили из квартиры друзей у которых провели вечер. В передней одевались шубы, ботики,хозяева провожали. Откуда ни возьмись появился Ильин и начал вопить что-то совершенно непонятное в сторону Вячеслава. Казалось, что у него на губах была пена, он весь извивался, как в конвульсиях. Друзья его окружили, спровадили на лестницу и куда-то увели. Никакой внешней причины для этой ненависти не было.» Л.В.Иванова приводит воспоминания Андрея Белого о том жеэпизоде: «<…> молодой, одержимый, бледный, как скелет. Иван Александрович Ильин, гегельянец, <…> возненавидел меня с первой встречи: ни за что ни про что; <…> по-моему, он страдал затаенной душевной болезнью задолго до явных вспыек ее; <…> у него были острые увлеченья людьми; и ничем не мотивированные антипатии; ему место было в психиатрической клинике, а вовсе не за зеленым столом. Рассказывали: в многолюдном обществе он, почувствовав ненависть к Вячеславу Иванову, стал за спину его и передразнивал его жесты, что в державшемся подтянуто гегельянце уже выглядело бредом с укусом уха Николаем Ставрогиным».Белый Андрей.Между двух революций, с. 312. Цит. по:Иванова Лидия.Воспоминания. Книга об отце. Подготовка текста и комментарийДжона Мальмстеда. Париж, Атченеумш, 1990, с. 63.

786

Богатурова Н.С.

787

вдохновение (итал.)

788

Архив Эрна, частное собрание. Письмо адресовано: Тифлис, Дидубе, Глданская, 6, ЕВБ Е.Д.Эрн Векиловой.

789

РГАЛИ ф.142, ед.хр. 198, оп..1, лл. 110-111об. Адресовано в Симбирск.

790

Эта дама талантлива (итал.)

791

«Эрн рассказывал, как в студенческие годы в Москве он соединился с друзьями, такими же как и он революционерами. Они наняли сарай, где работали и спали на дощатом полу с большими щелями. Там он страшно разболелся и нажил себе хронический нефрит. Со временем его убеждения переменились, и он осуждал этот период. Несмотря на плохое здоровье, он всегда бывеселый и радостный.» Лидия Иванова. Воспоминания. Книга об отце. Париж, Атченеумш 1990, с.51.

792

В письме обсуждается подарок теще В.Эрна, Елизавете Лазаревне Векиловой.

793

РГАЛИ ф.142, ед.хр. 198, оп.1, л.. 113. Открытка, пчт. шт. отпр.: 5.05.1910.

794

Архив Эрна, частное собрание. Из Москвы в Пятигорск.

795

РГАЛИ, ф.142, ед.хр.198, оп.1, лл.114; пчт. шт. отпр.: 10. 05. 1910. Москва, адресовано в Симбирск.

796

РГАЛИ, ф.142, ед.хр.198, оп.1, лл.115—116об.

797

Жена А.С.Глинки.

798

Кожевников В.А.. Н.Ф.Федоров. Опыт изложения его учения по изданным и неизданным произведениям, переписке и личным беседам. Ч. I. М., 1908.

799

РГАЛИ, ф.142, ед.хр.198, оп.1, лл.118; открытка.

800

ОР РГБ, ф.348.2.19, лл.1—2об. Адрес на конверте: ст. Бакуриани, Закавказской ж/д.

801

В.Эрн. Беркли как родоначальник современного имманентизма. //ВФП, т. 3, 1910.

802

В.Эрн. Нечто о Логосе, русской философии и научности. По поводу нового философского журнала «Логос»// Московский Еженедельник, №29, с.31—40; №30, с.29—40; №31, с.33—44; №32, с.33—42. Через год статья была помещена в сборнике статей В.Эрна «Борьба за Логос».

803

Андрей Белый. Символизм. М. 1910.

804

См. биографическую справку о ней в прим. к п. Минцловой—Вяч.Иванову от 9.10.1909 наст. изд.

805

Впервые опубл. с комментариями А.Носовым //Новый мир, № 9, 1993. При сверке обнаружены некоторые разночтения с /ОР РГБ, ф.171.6.4б, л.29.

806

Мануилов Александ Аполлонович (1861—1929) — профессор-экономист, с 1905 по ухода в отставку протеста в 1911 г. был ректором Московского университета.

807

П.Б.Струве редактировал в «Московском Еженедельнике» экономический отдел.

808

Ранее опубл. с коммент. А.Носовым // Новый мир, № 9, 1993. /ОР РГБ, ф.171.6.4б, л.45.

809

В доме М.К. по описи 1906 г. находилиь следующие картины В.Васнецова: «Три царевны», «Боярыня», «Этюд»; Ап. Васнецова — «Перунов холм», «Пейзаж». См. «Опись картин, скульптур и икон в доме М.К.Морозовой» //ОР РГБ, ф.369.311.11, ф. Бонч-Бруевича.

810

Бoклин Арнольд (1827—1901) — швейцарский живописец, представитель символизма стиля «модерн». В этот период М.Морозова переезжает на другую кваритиру (Знаменка, 11) и жертвует большую часть своего художественного собрания Третьяковской галерее. См. примеч. вые.

811

Впервые опубл. с комментариями А.Носовым //Новый мир, 1993, №9. Обнаружены незначительные разночтения — В.К./ОР РГБ, ф.171.3.5, л.164, б.д.

812

В научную командировку в Германию и Италию.

813

Речь идет о главах книги «Миросозерцание В.С.Соловьева».

814

Бергсон Анри. Творческая эволюция. М. 1909.

815

В.Эрн. Нечто о Логосе, русской философии и научности. См. примеч. к п. № 197.

816

Московский Еженедельник, 1909, № 30, с. 35.

817

Впервые опубликовано А.Носовым //Новый мир, 1993, №9. При сверке с оригиналом обнаружены некоторые разночтения.

818

«Было быслишком обидно, если бы русское общество дало погибнуть этой внепартийной прогрессивной трибуне, необходимось которой чувствуется очень сильно. Не всегда и не во всем мы соглашались с «Московским Еженедельником», но очень часто нам приходилось отмечать серьезные, прониктнутые глубоким сознанием долга и ответственности перед Россией статьи как самого редактора «Московского Еженедельника», так и многочисленных его сотрудников. Журнал занял определенное, своеобразное место в рядах русской публицистики». //Речь. 22.8.1911.

819

Архив Эрна, частное собрание. Из Москвы в Пятигорск. Сверху приписано рукой Е.Д.Эрн: «После лета, проведенного в Бакурианах».

820

Викторов Д. — магистрант историко-филологического факультета.

821

Секретарь историко-филологического факультета Московского университета.

822

Гиацинтова (Флоренская) Анна Михайловна (1889—1973), жена П.А.Флоренского (с 25 августа 1910 года), сестра его ближайшего друга «Васеньки» (Гиацинтова Василия Михайловича, будущего священника). Род их происходил из Рязанской губернии.

823

Флоренская Е. А.

824

В библиографии, составленной игуменом Андроником (Трубачевым), указан только один сборник стихов: П.А.Флоренский В вечной лазури. Сергиев Посад, 1907. см. //Богословские труды, сборник 23. Издательство Московской Патриархии. М., 1982, с.282.

825

Речь идет об утверждении В.Эрна в должности приват-доцента в Московском Университете.

826

С.Франк. Философские отклики. О национализме в философии. //Русская мысль. 1910, №9, с. 162—171.

827

См. примеч., к п. 197

828

См. заявление заслуженного профессора Л.Лопатина и ординарного проф. Г.Челпанова «о предоставлении приват-доценту В.Ф.Эрну заграничной командировкина два года для написания магистерской диссертации, с содержанием из сумм Министерства.» //В.Ф.Эрн: Новые документы и материалы. Публикация и комментарии В.А.Волкова и М.В.Куликовой. //Начала, № 3, М., 1993, с.134—135. В нем, в частности, сказано: «… В.Ф. Эрн представляет из себя уже определенную величину в русской философской литературе. Человек многосторонней начитанности и даже учености, живой и даровитый писатель, с твердыми, ясно сложившимися убеждениями, он заставляет много ждать от себя в будущем. Напечатанные до сих пор статьи его невольно обращают на себя внимание искренностью своего тона, оригинальностью взглядов и диалектическою тонкостью аргументации. Темою своей будущей магистерской диссертации В.Ф. Эрн избрал всестороннее рассмотрение проблемы познания, как в ее историческом развитии, так и в ее в систематической нормальной постановке. Для успешной разработки этой темы В.Ф. Эрну необходимо посещение европейских библиотек в Париже, Лондоне и Флоренции, а также возможно более близкое ознакомление с течениями философской мысли в современной Германии. Считаем необходимо отметить, что В.Ф.Эрн вполне хорошо владеет новыми языками».

829

В.Эрн. Культурное непонимание. Ответ С.Л.Франку. //Русская мысль, 1910, т.10, ч. 2, с.116—129.

830

Речь идет о выедшей впоследствии книге В.Эрн. Борьба за Логос. Опыты философские и критические. «Путь», М., 1911.

831

труд всей жизни (нем.)

832

Смерть пятилетнего сына Ивашечки.

833

Андрей Белый. Символизм. М. 1910.

834

Андрей Белый. Луч зеленый. М. 1910.

835

Книгоиздательство «Мусагет», которым руководили Эмилий Метнер, Андрей Белый, Сергей Гессен и др.

836

Намек на поговорку — «попал как кур в ощип», то есть оказался в неожиданной ситуации — традиционно искажаемую.

837

Гессен Сергей Иосифович (1887—1950), философ-неокантианец, последователь Риккерта, один из основателей книгоиздательства «Мусагет», постояныый оппонент В.Эрна. Его рецензия на книгу «Борьба за Логос» под названием «Неославянофильство в философии» содержит резкую критику и обвинение в философском дилетантизме.

838

Садовской Борис Александрович наст. фам. Садовский(1881—1952) — поэт, прозаик, критик, историк литературы.

839

В.Эрн. Природа философского сомнения. //Вопросы философии и психологии, 1910, т.5, с. 309—324.

840

Трубецкая (урожденная Оболенская) Параскева Владимировна (1860-1914).

841

Грез Жан Баттист (1725—1805) — французский живописец-сентименталист.

842

Знаменитые флорентийские галереи, где хранятся в частности картины Рафаэля.

843

В архиве не сохранились.

844

Иванов Александр Иванович (1806—1858) — художник; его картина «Явление Христа народу» (вместе с этюдами к ней), была в то время вывешена в специально построенном для этого павильоне во дворе Румянцевского музея.

845

РГАЛИ, ф.142, ед.хр. 198, оп.1, лл. 119—120об. Из Москвы в Симбирск.

846

Толстой Николай. Вл. Соловьевкатолик. Письмо в редакцию //»Русское слово», 1910, № 192.

847

М.А.Новоселов.

848

Еп. Антоний (Флоренсов) см. биогр. примеч. к п. № 109 или архиеп. Антоний (Храповицкий) см. прим. к п. № 110.

849

Караулов Василий Андреевич (1834—1909) — общественно-политический деятель либерального направления.

850

См. примеч. к п. № 211.

851

Список икон и картин, пожертвованных М.К.Морозовой Третьяковской галерее: ОР РГБ ф. 171; ф. В.Бонч-Бруевича.

852

Из открытки от 13 октября (Архив Эрна, частное собрание): «Я прочту (в измененном виде) свою вступительную лекцию (т.е. о русской философии)». Впоследствие эта лекция была опубликована под названием «Основной характер русской философии» в книге В.Эрна»Г.С.Сковорода».

853

Петровский Алексей Сергеевич (1881—1958), активный член кружка «аргонавтов», близкий друг Андрея Белого, антропософ, сотрудник издательства «Мусагет». С 1907 г. работал в Румянцевском музее, затем в

Скачать:TXTPDF

Взыскующие града. Хроника русской религиозно-философской и общественной жизни первой четверти ХХ века в письмах и дневниках современников Флоренский читать, Взыскующие града. Хроника русской религиозно-философской и общественной жизни первой четверти ХХ века в письмах и дневниках современников Флоренский читать бесплатно, Взыскующие града. Хроника русской религиозно-философской и общественной жизни первой четверти ХХ века в письмах и дневниках современников Флоренский читать онлайн