ГБЛ. Переводчик «Авроры» Якоба Бoме («Мусагет», 1914) и ряда других философских и эстетических работ. Наследник рукописной библиотеки из круга Н.И.Новикова; передана им в 1919 г. в Румянцевский музей. Один из строителей первого антропософского храма (Гетеанума) в Дорнахе. В 1931 был арестован, провел два года в ссылке. Составил вместе с К.Н.Бугаевой и Д.М.Пинесом описание литературного наследия А.Белого. Цит. по: М.Сабашникова. Зеленая змея. История одной жизни. М., 1993, с. 366, 374.
854
Гордон Григорий — русский философ, последователь Марбургской школы.
855
Вышеславцев Борис Петрович (1877—1954), философ, в то время сторонник трансцендентального идеализма.
856
Василий Михайлович Гиацинтов и Анна Михайловна Флоренская (Гиацинтова).
857
Примерно к тому же периоду, по-видимому относится характеристика В.Эрна из письма П.Флоренского третьему лицу, которую приводит Е.Герцык: «Мир души — вот что нужно оттенить в Эрне, реализовавшем слованашегосвятого, апокалиптического Серафима: «Радость моя, радость моя, стяжи мирный дух, и тогда тысячи душ спасутся около тебя!»
Мир духа — это не нирвана, наоборот, это повыение жизненного пульса, так что и радость с горем становятся конкретнее и сочнее. Но сознание всякий раз допускает в себя только осиянную сторону и не дает врываться хаосу. Для Эрна зло не абстракция, он относится к злу как к чему-то чуждому и внешнему, с викингской яростью нападает на него… Одним утром, когда я лежал еще в полусне, мой друг разговаривал в соседней комнате с проворовавшимся мужиком и убеждал его покаяться. Ты знаешь, как нестерпимы для меня все наставления и морализования. Навязчивость их, обычное неуважение к живой личности во имя принципа заставляет из одного протеста поступить наоборот… Но тут — тут впервые может быть я услыхал голос власть имущего. Такая убежденность в силе добра в каждой ноте его голоса, столько любви, уважения к личности в его речах, простых и безвычурных, что я был потрясен.
Я видел действие Эрна на других. Но я знаю больше. Однажды Эрн и я были вынуждены прождать со сторожем на вокзале всю холодную ночь в сторожевой будке. Обессиленный двумя бессонными ночами и иззябший я невольно опустил голову на колени друга и заснул. Во сне он явился мне сияющим Архангеом, и я знал, что он отгоняет от меня все злые силы. Может быть в эту холодную ночь, голодный и измученный, впервые за всю жизнь я был безусловно спокоен.»Е.К.Герцык.Воспоминания.
858
Часть фотографий сохранилась в архиве Эрна.
859
ОР РГБ, ф.348.2.20, л. 1.
860
Жуковский Д.Е., муж А.Герцык.
861
В своем выступленииЭрн вступил в бой с новейшей западной философией, смеонизмом <от греч. /span>мчY щ\н— не сущий>европейской мысли, оторванной по его мнению от бытия, утерявшей чувство природы. По мнениюЭрна путь восхождения человека к полноте своего умопостигаемого существа неминуемо лежит черезЦерковь, и гносеология сливается с аскетикой и учением восточных отцовцеркви о духовнойжизни. Смысл своего философского дела самЭрн видел в борьбе против психологизма — за онтологию не только в философии, но и в общественном сознании, в защиту религиозной культуры. Психологизм в его понимании порожден индивидуализмом Реформации, а онтологизм возможен лишь на Востоке, в Православнойцеркви, сохранившей благодаря верности святоотеческому наследию онтологизм платоников. Отчасти он свойственен и католической традиции, но лишь в той мере, в которой она сохраняет верность наследию неразделеннойцеркви. Со свойственным ему радикализмомЭрн делает выпад против всего направления. «Кантианство (а не мировоззрение Канта), — пишет он, — всецело умещается в рамки рационализма. Составители «Логоса» находятся всецело во власти двух основных принципов всей новой философии, нашедших в кантианстве свое завершение: первый явный, всепроникающий принцип — рационализм, второй — меонизм»>.Это выступление положило начало острой полемике между «путейцами» и «логосовцами».
Далее Эрн переходит к центральной теме своей философской борьбы — Логосу. Он употребляет этот непостижимый термин античной философии и христианской мистики для обозначения цельного и органичного знания, которому присуще гармоническое равновесие ума и сердца, анализа и интуиции. Эрн даже обозначает свое философское построение терминомлогизми утверждает, что «<…> культура поглощается прогрессом материальной цивилизации. Я считаю, что «логизм», понятый в самом глубоком и самом широком смысле, может быть признан истинным и действенным лозунгом не только в борьбе за философскую истину, но и в трагической борьбе за культуру».
862
Герцык Аделаида Казимировна (наст. фамилия — Лубны—Герцык, в замужестве—Жуковская), (1874—1925), поэтесса, прозаик, переводчица, критик, жена Д.Е.Жуковского, сестра Е.К.Герцык. Переводила Рескина, Нице, примыкала к кругу московских символистов, многолетняя дружба связывала ее с Н.Бердяевым, С.Булгаковым, Вяч.Ивановым. Московская квартира Жуковских в Кречетниковском переулке в 1910-е годы была литературно-философским салоном.
863
Андрей Белый. Неославянофильство и западничество в современной русской философской мысли //Утро России. 15.10.1910. № 274., с. 2.
864
Брюсов Валерий Яковлевич (1873— 1924) — поэт, литературный критик.
865
См. о нем примеч. к п. № 27.
866
Волошин Максимилиан Александрович (1877—1932) — поэт, критик, художник.
867
Блок Александ Александрович, (1880—1921), поэт; за несколько лет до этого он записал в дневнике свое впечатление от другого религиозно-философского заседания: «<…> Невообразимая и безобразная каша, идиотское мелькание слов. И вот — один тоненький, маленький священник в бедной ряске выкликает Иисуса, — и всем неловко <…> Да хоть бы все эти нововремнцы, новопутейцы, болтуны — влоск исхудали от собственных исканий, никому на свете, кроме «утонченных натур», не нужных, — ничего в России не убавилось бы и не прибавилось. <…> хорошо резюмировал прения остроумный философ. Но ведь ониговорят о Боге, о том, о чем можно только плакать одному, шептать вдвоем, а они занимаются этим при обилии электрического света; и это —тожепотеря стыда, потеря реальности; лучше бы никогда ничем не интересовались и никакими «религиозными сомнениями» не мучились, если не умеют молчать и так смертельно любят соборно сплетничать о Боге».Александр Блок.Собрание сочинений в 8 томах. ГИХЛ. М—Л. 1962, т. 5, с. 211.
868
Тургенева Анна Алексеевна (Ася) (1890—1966) — художница, антропософка, первая жена Андрея Белого.
869
Философское общество памяти С.Н.Трубецкого при Московском университете, в котором В.Эрн состоял со студенческих лет, фактически представляло собой студенческую фракцию партии Народной свободы (конституционалистов-демократов). См. Е.А.Ефимовский. Мечты и действительность //Возрождение, Париж, 1960, № 97.
870
Речь может идти об опубликованной позже работе: В. Эрн. Об изучении философии Розмини // Богословский вестник. 1913, № 10, с. 381—393.
871
Доклад В.Эрна на заседании Петербургского РФО, состоявшемся 22.11.1910, назывался «Основной характер русской философской мысли и метод ее изучения». Позже опубл. в качестве предисловия в книге В.Эрн. «Г.С.Сковорода. Жизнь и учение». В архиве Эрна хранится вырезка из газеты «Речь» № 324 от 25.11.1910 с отчетом Огнева о заседании, где в частности сказано, что «доклад является введением к целому ряду историко-философских работ Эрна под скромным названием «Очерки по истории русской фиософии» <…> В прениях по докаду участвовали: Вяч. Иванов, С.А.Алексеев (Аскольдов), одобрившие доклад. Докладчику долго возражал неокантианский младенец Гессен, хлестко и грубо, но малодоказательно. Говорили еще В.И.Иванов и С.А.Алексеев. Первый старался примирить Эрна и неокантианцев, а Алексеев возражал Эрну на тему о значении<нрзб>в философии, не согласился с Ивановым и предпочел «меч» Эрна «миру» Иванова». На полях газетной вырезки рукой В.Эрна: «Написано бывшим священником Огневым».
872
Из частного собрания.
873
Мережковского
874
Гиппиус
875
Священник Константин Аггеев был членом Совета Петербургского РФО.
876
РГАЛИ, ф.142, ед.хр.198, оп.1, л.122. Из Москвы в Симбирск.
877
Архив Эрна, частное собрание. Публикуется по автографу.
878
Флоренский Александр Александрович (Шура), (1888—1954), минеролог, исскуствовед, брат П.А.Флоренского.
879
Флоренская Ю. А.
880
РГАЛИ, ф.142, ед.хр.198, оп.1, лл. 123—124об., 126—127об. Из Москвы в Казань. К письму приложен рекламный проспект издательства «Путь» л.125.
881
Киреевский Иван. шПолное собрание сочинений в 2-х томах. Под редакцией М.Гершензона. Путь. М. 1911. Т. 1, с. +288; т. 2, с. II+290. Рец.: А.Корнилов //Русская мысль. 1912. № 1. Без подписи //Русское богатство. 1912. № 2.
882
Псевдоним Зинаиды Гиппиус.
883
РГАЛИ, ф.142, ед.хр.198, оп.1, л.128.
884
Схиеромонах Алексий — духовник Зосимовой пустыни.
885
РГАЛИ, ф.142, ед.хр.198, оп.1, лл.129—130об.
886
Ранее опубл. с комментариями А.Носовым //Новый мир, 1993, № 9. Написано на бланке и послано в конверте Цонтинентал Чoтелш.
887
Книжная торговля (нем.)
888
Трубецкой Сергей Евгеньевич (1890—1949) и Трубецкой Александр Евгеньевич (1892—1968) — сыновья Е.Н.Трубецкого. С.Е. Трубецкой, сын Е.Н., много лет спустя так вспоминает об этих прогулках: «Папа путешествовал не иначе как с большим количеством книг, и куда бы ни приезжали, у него всегда был свой кабинет для занятий, но во время путешествий Папа гораздо чаще, чем в городе или даже в деревне,»спускался на землю» и жил общей жизнью с нами. В Папа просыпалась туристическая жилка, и он с увлечением совершал с нами большие экипажные прогулки. От этого особенно выгадывал я, так как Саша был еще слишком мал. Никогда в детстве я так много не общался с Папа, как за границей. Он много разговаривал со мною во время прогулок, обо многом рассказывал, многое показывал и объяснял.» //Трубецкой С.Е. Минувшее, с. 38. Цит. по: А.Носов …//Новый мир, 1993, №9.
889
шуток (нем.)
890
очень прожорлива (нем.)
891
прохладительные напитки (франц.)
892
Этот эпизод, оставил столь глубокое впечатление, что Е.Н.Трубецкой подробно описал его в центральной главе своей последней книги «Смысл жизни». М. 1918.
893
По сведениям А.Носова (Новый мир, 1993, № 9) Соловьев не был последовательным вегетарианцем, он ел рыбу, а в гостях и мясо, чтобы не обижать хозяев.
894
Отсылка к сцене из оперы Вагнера «Зигфрид». Символика огня в этой сцене истолковывается в работе: Лосев А.Ф. Проблема Вагнера в прошлом и настоящем //Вопросы эстетики. Вып. 8. М. 1968, с. 185.
895
Ранее опубл. с комментариями А.Носовым //Новый мир, 1993, № 9.
896
Ранее опубликовано с комментариями А. Носовым //Новый мир. 1993. № 9. При сверке обнаружены небольшие разночтения.
897
нервная разрядка (фр.)
898
Ранее опубликовано с комментариями А.Носовым //Новый мир, 1993, №9.
899
Вострякова (Мамонтова) Елена Кирилловна.
900
Вероятно цитата из письма Е.Трубецкого.
901
Григорий II, Папа Римский (1073—1085) Речь идет о книге Кн. Евгений Трубецкой «Религиозно-общественый идеал западного христианства в ХI веке. — Идея Божеского царства в творениях Григория II и публицистов его современников. Киев. 1897. Во вступительной статье автор так объясняет выбор этого исторического персонажа: «…благодаря изумительной цельности своего характера он представляет собою одно из наиболее ярких олицетворений того святительского папского идеала, которому он служит в течение всей своей жизни— в его произведениях находят себе выражение пртязания папства во всей их полноте.» Указ. соч. с. . См. рецензию В.С. Соловьева на книгу //Вестник Европы, апрель 1897
902
Намек на «диванную» партию «Мирного обновления», объединявшую в своих рядах либеральную интеллигенцию обеих столиц, печатным органом которой фактически был «Московский Еженедельник». «Ее основатели не имели настойчивости и аппетита к власти. Они были, быть может, для этого слишком «баринами». Но, образуя аристократическое меньшинство, каждый из них в силу личного уважения, которое внушал, заставлял к себе прислушиваться. эта маленькая группа была чем-то вроде голоса общественной совести». Трубецкой Г.Н. Воспоминания. Облики прошлого. Цит по: А.Носов…//Новый мир,