1993, № 9.
903
Последняя строфа стихотворения Вл. Соловьева: «Мы сошлись с тобой недаром, /И недаром, как пожаром, /Дышит страсть моя:/ Эти пламенные муки/ Только верные поруки/ Силы бытия.// В бездну мрака огневую/ Льет струю свою живую/ Вечная любовь./ Из пылающей темницы/ Для тебя перо Жар-птицы/ Я добуду вновь, // Свет из тьмы. Над черной глыбой/ Вознестися не могли бы/ Лики роз твоих,/ Если б в сумрачное лоно/ Не вписался погруженный/ Темный корень их.» В.С.Соловьев. Собр. соч., т.ХI, Брюссель. 1969, с.18—19.
904
Впервые опубликовано с примечаниями А.Носовым //Новый мир, 1993, №9. Здесь письмо публикуется с сохранением старой орфографии для различения слов миръ и мiръ, ( ъ опускается)/ОР РГБ. 171.7.1а. лл.5-6 об.
905
Елена Кирилловна Вострякова (Мамонтова).
906
Ранее опубл. с комментариями А.Носовым //Новый мир, 1993, № 9. /ОР РГБ, ф.171, 7б, лл. 28-29.
907
Лотце Рудольф Герман (1817—1881) — немецкий философ, врач. Его основное сочинение—»Микрокозм», ч.1—3, М., 1866—67. В начале нашего века его труды активно популяризировал С.Л.Кобылинский, брат поэта Л.Кобылинского (Эллиса), который часто бывал в доме М.Морозовой и получал от нее материальную помощь
908
В коллекции М.А.Морозова и М.К.Морозовой было несколько работ В.Васнецова, позже переданных М.К.Морозовой Третьяковской галерее.
909
Мамонтовы и Рачинские состояли в свойстве: Г.А.Рачинский был женат на двоюродной сестре Маргариты Кирилловны, Татьяне Анатольевне Мамонтовой. Сестры последней, Наталья и Прасковья, были по очереди замужем за Александром Константиновичем Рачинским. См. Публикацию Александра Носова переписки Е.Н.Трубецкого и М.К.Морозовой «Наша любовь нужна России» //Новый мир, №9—10, 1993.
910
Видимо речь идет о статуе Аполлона из собрания Ватиканского музея — мраморной римской копии с работы древнегреческого скульптора I в. до Р.Х. мастера Леохара
911
Архив Эрна, частное собрание, частное собрание, ф. Бердяева, л. 1. В Пятигорск.
912
См. примеч. к п. № 208.
913
В.Эрн с 1905 г. был болен нефритом, от которого несмотря на постоянное лечение скончался 28 апреля 1917 г. «Эрн рассказывал, как в студенческие годы в Москве он соединился с друзьями, такими же как и он революционерами. Они наняли сарай, где работали и спали на дощатом полу с большими щелями. Там он страшно разболелся и нажил себе хронический нефрит. Со временем его убеждения переменились, и он осуждал этот период. Несмотря на плохое здоровье, он всегда был веселый и радостный.» Лидия Иванова. Воспоминания. Книга об отце. Париж, Атченеум. ш1990, с. 51.
914
Речь идет о заседании МРФО, посвященном 10-летию кончины В.С.Соловьева, которое состоялось 10 февраля 1911 г. в актовом зале Университета Шанявского. В программе было четыре доклада: Бердяева, Вяч.Иванова, Блока и Эрна.
915
Г.А.Рачинский после перенесенного им микроинсульта и нервного кризиса находился на излечении в клинике нервных болезней д-ра Э.Э.Соколовского в Риге.
916
В.Ф.Эрн находился в это время на лечении в Пятигорске.
917
Через много лет Н.Бердяев дает старому другу иную характеристику:
«В Москве я встретил у С.Булгакова П.Флоренского, человека очень оригинального и больших дарований. Это одна из самых интересных фигур интеллектуальной России того времени, обращенных к православию. С П.Флоренским у нас было изначальное взаимное отталкивание, слишком разные мы были люди, враждебно разные. Самые темы у нас были разные. Если от Мережковского меня отталкивала двойственность, переходящая в двусмысленность, отсутствие волевого выбора, злоупотребление литературными схемами, то от Флоренского отталкивал его магизм, первоощущение заколдованности мира, вызывающее не восстание, а пассивное мление, отсутствие темы о свободе, слабое чувство Христа, его стилизация и упадочность, которую он ввел в русскую религиозную философию. В Флоренском меня поражало моралное равнодушие, замена этических оценок оценками эстетическими. Флоренский был утонченный реакционер. Подлинной традиционности в нем не было. Об его книге «Столп и утверждение истины», книге блестящей, имевшей большой успех и влияние в некоторых кругах, я написал статью под названием «Стилизованное православие». За эту статью на меня очень нападали. В книге Флоренского чувствовалась меланхолия осени, падающих осенних листьев. Флоренский был универсальный человек, он талантливый математик, физик, филолог, оккультист, поэт, богослов, философ. Наиболее ценной мне казалась психологическая сторона книги, самая замечательная глава о сомнении. Но я не нахожу, чтобы у него был специфический философский дар. У него можно найти элементы экзистенциальной философии, во всяком случае, экзистенциального богословия. Чувствовалась при большой одаренности большая слабость, бессильная борьба с сомнением, искусственная и стилизованная защита консервативного православия, лиризм, парализующий энергию, преобладание стихии религизного мления. В Флоренском и его душевной структуре было что-то тепличное, отсутствие свободного воздуха, удушье. Он был во всем стилизатор, говорил искусственно тихим голосом, с опущенными вниз глазами. В своей книге он борется с самим собой, сводит счеты с собственной стихийной натурой. Он как-то сказал в минуту откровенности, что борется с собственной безграничной дионисической стихией. Одно время он пил. В Флоренском было что-то соблазняющее и прельщающее. В этом он походил на В. Иванова. Он был инициатором нового типа православного богословствования, богословствования не схоластического, а опытного. Он был своеобразным платоником и по-своему интерпретирвал Платона. Платоновские идеи приобретали у него почти сексуальный характер. Его богословствование было эротическое. Это было ново в России. Он также по-своему ждал новой эпохи Духа в христианстве, но был связан и скован. От Флоренского пошла и софиология, хотя он не разработал и не развил ее так, как потом С.Булгаков. Творческая инициатива во многом принадлежала Флоренскому. Но центральной фигурой православного возрождения ХХ века был С.Булгаков.»Н.А.Бердяев.Самопознание. М. 1991, с.160—163.
918
Со своей будущей женой, Евгенией Давыдовной Векиловой, дочерью подполковника в отставке, В.Эрн познакомился в 1903 году в Царских Колодцах (Тифлисская губ.) на свадьбе своего брата, Николая Францевича, и Марии Давыдовны Векиловой, сестры Е.Д.Векиловой. Это обстоятельство вызвало определенные сложности, когда В.Эрн и Е.Векилова решили обвенчаться, так как согласно канонам Православной церкви брак со свояченицей не дозволяется. В конце концов они все-таки были обвенчаны 28 января 1907 года в церкви при Академии Генерального штаба. Совершил венчание о. Георгий Шавельский, будущий Протопресвитер армии и флота, глава всего военного православного духовенства.
919
РГАЛИ, ф.142, ед.хр.198, оп.1, лл.132. Из Москвы в Симбирск.
920
Курорт в окрестностях Генуи.
921
Жена А.С.Глинки(Волжского), страдавшая болезнью печени.
922
Мандельберг Виктор Евсеевич (1870—19..?), врач—терапевт, социал-демократ. Окончив медицинский ф-т Киевского университета (1893), поселился в СПб; в 1899 за пропаганду среди рабочих был выслан в Восточную Сибирь. В 1907 был избран от г. Иркутска депутатом в Государственную Думу (2-го созыва). Ссылаясь на свою принадлежность к РСДРП, уклонялся от совещания с прочими евреями-депутатами по вопросам, касавшимся гражданских прав евреев. Привлеченный к процессу группы депутатов социал-демократов, удалился в Италию. Еврейская Энциклопедия, тХ.
923
См. примеч. к п. № 100.
924
В описываемый период Н.Бердяев переживал большие трудности в связи с родительской усадьбой, которая дожна была быть продана за долги.
925
См. напр.: В.Свенцицкий. Христианство и «половой вопрос». (По поводу книги В.Розанова «Люди лунного света».) //Новая земля. 1911. № 3—4.
926
Багатурова Надежда Сергеевна—семейная подруга Эрнов.
927
928
Впервые опубл. с комментариями А.Носовым //Новый мир, 1993, № 10. / РО РГБ ф.171, 7б, лл. 28—30.
929
Впервые опубликовано А.Носовым // Новый мир, 1993, №10, с.176.
930
В доме М.К.Морозовой помимо религиозно-философских собраний с 1905 г. устраивались литературно-музыкальные вечера, один из их постоянных участников вспоминает: «Она приглашала несоединимые, вне ее дома не встречавшиеся элементы: для «дружеских», интимных чаев с музыкой и разговорами <...> я стал встречаться в ее салоне с людьми, доселе меня ненавидевшими: профессорами Лопатиным, Хвостовым, Сергеем Трубецким, Фортунатовым, Кизеветтером…» (Андрей Белый. Начало века, с.505). Со временем из этих вечеров выделился «философский кружок», где с регулярными рефератами выступали отечественные и зарубежные докладчики. Цель кружка состояла в том, чтобы «дать возможность приезжающим из-за граниницы, окончившим там университет, прочесть доклад» (Морозова М.К., Воспоминания, с. 104, цит. по:Александр Носов// Новый мир, №10, 1993, с. 211). Список некоторых докладчиков, выступавших в кружке, их докладов и рефератов см. вПриложении 3.
931
Неподалеку от своей усадьбы Михайловское, в селе Белкино Калужской губ. М.К.Морозова открыла школу для крестьянских детей. См. прим. к пп.
932
Речь идет о сборнике «О Владимире Соловьеве», готовившемся к изданию «Путем» к 10-летию кончины философа Е.Н.Трубецкой опубликовал в нем две статьи: «Личность В.С.Соловьева» (позже вошедшая в книгу «Миросозерцание В.С.Соловьева») и «Владимир Соловьев и его дело», текст который был прочитан на заседании Психологического общества на заседании памяти Вл.Соловьева 6.11.1909, см.: Вопросы философии и психологии, 1910, кн. 106(1), с.126.
933
ОР РГБ ф.171, 7б, лл. 31—34.
934
в упор (фр.)
935
См. примеч. к дневниковой записи А.Ельчанинова от 18.10.1909.
936
Алексий, схиеромонах — духовник Зосимовой пустыни, ослепший в последние годы жизни. 5 ноября 1917 г. на Соборе Российской Церкви он перед иконой ВладимирскойБожией Матери в храме Христа Спасителя вынул жребий с именем митрополита Тихона Беллавина, определив избрание его Патриархом Всероссийским.
937
Трубецкой Григорий Николаевич (1873-1929) — дипломат, публицист, участник Собора 1917—18 г., младший брат С. Н и Е.Н.Трубецкого, умер в эмиграции.
938
РО РГБ, ф.109.13.48, л.14, открытка.
939
Речь идет о заседании МРФО, посвященном десятилетней годовщине смерти Вл. Соловьева
940
Ранее опубл. с комментариями А.Носовым //Новый мир, 1993, № 10. / РО РГБ ф.171, 7б, лл. 35—36.
941
Кассо Лев Аристидович(1865—1914)—юрист, министр народного просвещения с осени 1910 до конца 1914 г., совместно с премьер-министром Столыпиным издал от имени Совета Министров распоряжение, временно запрещавшее собрания в стенах высших учебных заведений, что означало не только прекращение разрешенных ранее сходок, но и ликвидацию всех легальных студенческих организаций. 16 января 1911 от имени совета министров во все университетские советы был разослан циркуляр, предписывающий принять меры «для установления действительного надзора за учащимися», далее следовало предупреждение, что в случае неисполнения требования министерства это «приведет общегосударственную власть к необходимости принятия особых мер к упорядочению внутренней жизни высших учебных заведений» (Русские ведомости, 1911, 16 и 17.01). Это было прямым покушением на остатки университетской автономии, в частности на их экстериториальность. В ответ последовали массовые протесты студентов ипреподавателей. См. последующие письма и примечания.
Ответом на циркуляр Кассо был протест в самых широких студенческих и профессорских кругах. Перед дверями аудиторий становились группы студентов, которые не пропускали «срывателей», студентов, желавших слушать лекции. После рождественских каникул волнения вспыхнули с новой силой. На территорию университетов была введена полиция. В знак протеста ректор Московского университета А.А.Мануйлов, проректор Минаков и помощник ректора Мензбир подали в отставку. В ответ они были не только уволены со своих постов, но и отрешены от должности профессоров. В знак солидарности с ними несколько десятков профессоров и приват-доцентов Московского университета также подали в отставку. Сопротивление студентов шло до конца февраля. К концу марта забастовка почти везде закончилась, сломленная государственным насилием и репрессиями студентов, участвовших в беспорядках, митингах и публичных протестах.
942
Хвостов Вениамин Михайлович (1868—1920) — юрист, профессор Московского университета. Занимал консервативную позицию в отношении к новейшим западным течениям философской мысли. Ф.Степун приводит шутливое свидетельство поэта и юмориста Эллиса (Л.Л.Кобылинского) о тои что Хвостов