Скачать:TXTPDF
Взыскующие града. Хроника русской религиозно-философской и общественной жизни первой четверти ХХ века в письмах и дневниках современников

Особенного поъема не было на заседании. Речь Бердяева заинтересовала двух бывших на нем католических патеров, они подошли к нему после заседания и разговаривали довольно долго. Сказали, что разница между церквами именно та, как он сказал. Один из них был на другой день у Бердяева на дому. Иванов был в Москве недолго, уехал через день

Все приведенные здесь фрагменты опубликованы //Блок в неизданной переписке и дневниках соврменников. Александр Блок. Новые материалы и исследования. Литературное наследство. Т. 92. Кн. 3. М. 1982. С.379—381.

1040

Герцык Е.К. и Герцык А.К.

1041

Бородаевский Валериан Валерианович (1874-1923) — поэт, примыкал к «неоклассическому» течению, сложившемуся в рамках символизма, находился под сильным влиянием Вяч. Иванова.

1042

ОР РГБ ф.171.7.1а, лл. 36—37об. Пчт. шт. отпр.: 27.02.1911.Рим.

1043

Видимо, речь идет о следующем эпизоде: 12—18 октября 1905 г. в Москве проходил учредительный съезд партии конституционалистов-демократов, в котором участвовал Е.Н.Трубецкой как лидер «партии мирного обновления». Не желая быть избранным в руководящие органы партии к.-д., он покинул съезд до начала голосования.

1044

В начале 1911 г. министр народного просвещения Л.А.Кассо совместно с премьер-министром П.А.Столыпиным издал от имени Совета Министров распоряжение, временно запрещавшее собрания в стенах высших учебных заведений, что означало не только прекращение разрешенных ранее сходок, но и ликвидацию всех легальных студенческих организаций. Ответом был протест в самых широких студнческих и профессорских кругах. Перед дверями аудиторий становились группы студентов, которые не пропускали «срывателей», студентов, желавших слушать лекции. После рождественских каникул волнения вспыхнули с новой силой. На территорию университетов была введена полиция. 28 января 1911 г. в знак протеста ректор Московского университета А.А.Мануилов, проректор П.А.Минаков и помощник ректора М.А.Мензбир подали в отставку. В ответ 2 февраля высочайшим указом они были не только уволены со своих постов, но и отрешены от должности профессоров. В знак солидарности с ними 3 февраля подали в отставку профессора: В.И.Вернадский, Н.А.Умов, В.А.Хвостов, С.А.Чаплыгин, Г.Ф.Шершеневич, Д.М.Петрушевский, А.А.Эйхенвальд, И.П.Алексинский; приват-доценты: Ф.Ф.Кокошкин, А.А.Кизеветтер, В.И.Сыромятников, П.Н.Сакулин, В.И.Полянский, Г.В.Вульф, Н.В.Давыдов, А.Э.Вормс, Н.К.Кольцов, И.А.Кистяковский, Н.Н.Шапошников, А.А.Боровой, Г.И.Россолимо, А.В.Цингер, М.К.Гернет, Д.Ф.Синицын, В.М.Устинов, А.В.Кубицкий, Н.Д.Виноградов (см. «Русские ведомости», 4 февраля 1911). П.И.Новгородцев и С.Н.Булгаков подали прошение на другой день (см. там же, 5.02.1911). В последующие несколько дней отставки продолжались. Сопротивление студентов шло до конца февраля. К концу марта забастовка почти везде закончилась, сломленная государственным насилием и репрессиями студентов, участвовших в беспорядках, митингах и публичных протестах. См. .Носов А. Примечания к публикации «Наша любовь нужна России» // Новый мир. 1993, № 10.

1045

См. примеч. к п. № 41.

1046

Архив Эрна, частное собрание. Публикуется по автографу.

1047

ОР РГБ, ф.171.3.4, лл.11—12об.

1048

Четвериков С.И.

1049

Котляревский С.А.

1050

Открытое письмо русских промыленников:

«Бывают моменты в жизни общества, когда его молчание может быть истолковано как знак сочувствия. Не порочит людей уступка материальной силе. Иное поражение почетнее победы. Но отказ от всякой защиты дела в области права и правды, есть уже несомненный симптом поражения и разложения духовных сил общества.

Мы, нижеподписавшиеся, члены торгово-промыленной среды, в сознании того огромного значения, какое имеет в сфере нашей деятельности высшее образование, не считаем себя в праве молчаливо присутствовать при том распадении высшей школы, которому нам приходится быть свидетелями.

Мы являемся убежденными сторонниками необходимости настойчивой и непреклонной борьбы со студенческими забастовками, но полагаем, что борьба эта не может вестись средствами, которые затрагивают в корне все существование высшей школы.

Нелепые, а подчас даже преступные приемы насилия и обструкции, к которым ныне прибегает кучка фанатиков, не могут класть клейма на те мотивы, которые легли в основание отношений к учашейся молодежи, не могут стать точкой отправления и оправдания всех мероприятий, на которые, видимо, ныне решилась правительственная власть.

Молодежь вообще, а русская интеллигентская в особенности, чрезвычайно чутка к вопросам права и правды и ни на что так быстро не реагирует, как на нарушение таковых. Это ее свойство, давая ей подчас выдающуюся моральную силу, дает, вместе с тем, каждому желающему руководстводить ею верное указание того пути, которого следует держаться.

Революционная волна среди нашей учащейся молодежи уступила за последние годы несомненному стремлению отдаться делу учения. Можно с уверенностью сказать, что еще несколько месяцев назад подавляющие массы студентов были совершенно чужды мысли о каком-либо активном протесте.

Если эти протесты в силу последних мероприятий правительственной власти в сфере высшей школы, ныне состоялись и вылились в резкую, подчас даже антикультурную форму, то неужели со спокойной совестью можно самую высшую школу делать объектом воздействия. Нет, в великом деле народного строительства гнев плохой советчик, и одними приемами материальной силы не улаживаются конфликты, так глубоко затрагивающие духовные силы русского народа.

Плохую услугу оказывает общество правительству и стране, когда в моменты их духовного разлада оно своим молчанием дает правительству повод думать, что за ним моральная поддержка страны.

Следует 66 подписей, среди которых С.И.Четвериков, А.И.Коновалов, П.П.Рябушинский. //Русские ведомости. 13.02.1911.

1051

Яковенко Борис Валентинович (1884-1949) — философ, историк философии, публицист. Учился в Германии у Виндельбанда и Риккерта. В 1910 возвратился в Россию, был сотрудником русского отделения международного журнала «Логос», тогда же опубликовал программную статью «О задачах философии в России» // Русские ведомости. 1910, № 98. Выступал как пропагандист новейших результатов европейской философии и ее историк, оппонент участников МРФО и «Пути». В своих многочисленных публикациях, содержащих острую критику идей Бердяева, Булгакова, Флоренского, Эрна, он определял философию как научную дисциплину, содержание которойсвободно от действия каких либо внефилософских мотивов (в том числе религиозных). Сущее «вовсем своем целом, во всех своих деталях, во всех своих обнаружениях» — вот высшая цель философии. В 1912 за участие в революционном движении (на стороне эсеров) был арестован, содержался в одиночной камере Бутырской тюрьмы. В 1913 вновь уехал в Европу, жил в Италии, близ Генуи, затем в Риме, где работал в русском посольстве, занимался преподавательской и публицистической деятельностью, в 20-е годы издавал журналы «Ла Руссиа нуоваш», «Дер руссисцче Геданкеш», с 1935 по 1944 издал по-немецки серию монографий по современной европейской философии «Международная библиотека по философии».

1052

По предположению А.Носова (Новый мир, 1993, № 10) речь идет о докладе Б.В.Яковенко, который так характеризуется Э.Метнером в письме к Андрею Белому: «Он прочел реферат, <…> где высек жестоко Эрна, но, конечно не прямо, а косвенно; были ожесточенные прения, и наши обскуранты (Бердяев, Эрн) договорились до цредо эуиа абсурдум естш, до мыслей типично инквизиционно-иезуитски-католических; нет, уж знаете,тогдая лучше на стороне Когена, ибо в этом возмутительном рабском догматизме больше жидовства, чем в сдвинутом со своих арийских скреп кантианстве Когена».

1053

Кривошеин А.В., см. о нем в примеч. к п. № 252.

1054

Е.Голлербах опубликовал полицейский документ, содержащий политическую характеристику деятелей МРФО и «Пути»: «Пока «путейцы» предсталяют чисто идейную группу и являются правее кадет. Сперва в среде кадет были только две группы, да и те не слишком резко отличались друг о друга: левые кадеты с Милюковым во главе, и правые с Петром Струве. Более резкий раскол в среде кадет начался в 1909 г., когда выел известный сборник «Вехи». Это был раскол не только на почве тактики, но глубокий идейный разрыв. С тех пор эволюция вправо шла, не останавливаясь. Многие полагают, что «путейцы» это те же «веховцы». Но в действительности это не так. После сборника «Вехи» все издания «Пути» — дальнейшие шаги вправо. Все эти явные признаки эволюции вправо в чисто идейном отношении должны неизбежно, и притом в ближайшем времени, привести к практическим последствиям — обоснованиюк<онституционно>-д<емократической> партии на новых началах и в том именно напавлении, которое сделает возможным сближение ее с правительством <…> Хотя новая идейнаягрупа находится в настоящий момент в стадии своего формирования, но уже ясно и сейчас, что она явится элементом в радикальном переформировании традиционной интеллигентской идеологии. С дальнейшим ростом этой группы и с усилением ее влияния на общество — она может даже оказаться разлагающим элементом крайних течений и союзником государства и церкви. Во главе этой группы стоят лица, пользующиеся безусловным авторитетом в интеллигентских кругах, — и это не может не оказать влияния на изменение отрицательного отношения в этих кругах к церкви, патриотизму, национализму, вопросам государственной обороны, экономическим реформам пока без всяких социалистических увлечений.»Е.Голербах.Религиозно-философское издательство «Путь». //Вопросы философии. 1994, № 2, примеч. 40, 213.

1055

Архив Эрна, частное собрание. Публикуется по автографу.

1056

Герцык А.К.

1057

Впервые опубликовано с комментариями А.Носовым //Новый мир, 1993, №10.

1058

Доклад Б.В.Яковенко в МРФО: «Об имманентном трансцендентализме, трансцендентном имманентизме и дуализме вообще» // Логос. Кн. 2—3, 1912—13.

1059

Речь на заседании памяти Вл. Соловьева.

1060

Баадер Франц Ксавер фон (1765—1841) — немецкий религиозный философ-мистик, врач, естествоиспытатеь, представитель философского романтизма и неортодоксального католицизма.

1061

Согласно комментариям А.Носова в газетном отчете о докладе В.Эрна не приводится утверждения Эрна об «открытии» Вл.Соловьевым Софии.

1062

Трубецкой Е.Н. «К уходу профессоров (Письмо в редакцию)», Речь, 23.02.1911.

1063

Е.Н. объяснил коллективную отставку профессоров как «протест против всякой политики в университете» и возлагал ответственность за нее поровну на «на революционные комитеты и на правительство».

1064

«Из Рима мы с братом ездили в Сицилию, которую объехали кругом по железной дороге, останавливаясь в разных местах. В Неаполе мы вновь встретились с нашими родителями и сестрой. Проведя некоторое время в окресностях Неаполя и на Капри, мы — с остановкой в Сиене — проехали во Флоренцию» Трубецкой С.Е. Минувшее, с. 72.

1065

Мф. 24, 8; Мк 13, 8; намек на наступление «последних времен» перед приходом Антихриста, а затем Вторым пришествием Иисуса Христа.

1066

ОР РГБ ф.171.3.4., л.4. Б.д., датируется по контексту.

1067

Речь идет о о научной командировке в Италию на два года.

1068

Ранее полностью опубл. с комментариями А.Носовым //Новый мир, 1993, № 10. При считывании с оригиналом обнаружены некоторые разночтения.

1069

Бюджет Психологического общества на 1909 г. составлял 4060 р. 84 к., из которых М.Морозовой внесены 3000 р; в контору журнала ВФП выдано 3741 р., то есть почти все расходы по изданию журнала покрывались М.К.М. См. ВФП, 1910, № 102, с. 195—196.

1070

Лопатин Л.М. Философские характеристики и речи. М., Путь. 1911. Книга выла в марте.

1071

Архипова Сусанна Михайловна — секретарь издательства «Путь».

1072

шОР РГБ ф.171.7.1а. л.64. Телеграмма из Флоренции в Москву; оригинал по-французски. Одновременно Е.Н. отправил телеграмму М.К.Морозовой: 25.03.1911. МОСКВА. ПРЕДИСЛОВИЕ БУЛГАКОВА НЕПРИЕМЛЕМО. ПОСЫЛАЮ ПОЛНОСТ`Ю ИЗМЕНЕННЫЙ ТЕКСТ (оригинал по-французски). //Новый мир, 1993, №10, с.199.

1073

ОР РГБ ф.171.9.6, л. 1—2об. Ранее частично опубликовано //Новый мир, 1990, № 7.

1074

Ранее опубликовано с комментариями А.Носовым //Новый мир, 1993, № 10, с. 199.

1075

Ср. Кн. Евгений Трубецкой. Крушение теократии в творениях В.С.Соловьева. //Руская мысль. 1912, № 1

1076

Имеется в виду слова ап. Петра, сказанные им Иисусу Христу на горе Фавор во время Преображения, когда рядом с преобразившимся Иисусом предстали пророки Илья и Моисей: «Равви, хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи: Тебе

Скачать:TXTPDF

Взыскующие града. Хроника русской религиозно-философской и общественной жизни первой четверти ХХ века в письмах и дневниках современников Флоренский читать, Взыскующие града. Хроника русской религиозно-философской и общественной жизни первой четверти ХХ века в письмах и дневниках современников Флоренский читать бесплатно, Взыскующие града. Хроника русской религиозно-философской и общественной жизни первой четверти ХХ века в письмах и дневниках современников Флоренский читать онлайн