одну, Моисею одну, и одну Илии.» (Мк. 9. 5).
1077
ОР РГБ, ф.171.
1078
Шуман Роберт(1810-1856) — немецкий композитор. В 1834 г. вместе с группой молодых друзей-единомыленников он начал издавать «Новую газету», которая ставила своей целью развивать художественный и музыкальный вкус читателей, выдвигая и поощряя молодые таланты и в то же время сохраняя традиции немецкого музыкального классического наследия; кроме того публицистика «Новой газеты» стремилась подавлять устаревшие понятия в искусстве, «уничтожать бесталанных, дюженных талантов и талантливых многострочителей, трех архиврагов искусства». Шуман выступал в газете под несколькими псевдонимами, от имени целой группы друзей, знатоков искусства: «мягкий, тонко одаренный Евзебий старается все смягчить и во всем отыскивает что-нибудь хорошее; пылкий, резкий Флорестан с необыкновенной чуткостью находит все недостатки, призывает побить филистеров, музыкальных и прочих <…> «Время обоюдных любезностей пришло к концу, мы сознаемся, что ничего не сделаем для его возрождения. Кто боится нападать на дурное, защищает хорошее лишь наполовину»». Соединяет и примиряет их спокойный, разумный Мейстер Раро, к которому они обращаются за решением своих споров. Описывая подробно их внешность вплоть до костюма, Шуман тонкими штрихами очерчивает их характер, упоминает об их привычках, в которых читатель угадывает самого автора. Встречаясь на концертах, в салонах они часто высказывают противоположные суждения о новых музыкальных произведениях, спорят, переубеждают друг друга. Цит. по:Давыдова М.А.Шуман. СПб., 1892 //Жизнь замечательных людей. Биографическая библиотека Ф. Павленкова. Переизд. Челябинск. Урал. 1995.Н.Ф. Христианович.Письма о Шопене, Шуберте и Шумане. М., 1872. Вероятно, эти две книги и прочитала М.К.
1079
Через неделю М.К.Морозова в письме ближайшей подруге-наставнице Е.И.Полянской пишет:
<6.04.1911. Ялта —Галич, Костромской губ.>
<…> Я массу читаю и особенно хорошо говею. Так много молюсь, плачу и испытываю большое умиление души! Что бы было на свете, если бы Христос не зажег нам своего светильника! Сердце кровью обливается при одной этой мысли! В моих делах с Ж<еней> что-то новое и меня очень интригует. Он наверное почувствовал, что слишком меня измучил и написал сам очень «двусмысленное письмо». Он его адресовал в Алупку и, испугавшись, что я не получу этого письма, даже телеграфировал, что отправиллучшееписьмо в Алупку. Я думала, что это будет кульминационный пункт нравоучений, но оказалось — наоборот! А он назвал еголучшим, следовательно надо думать, что оно сознательно. Нарочно выпишу Вам, слово в слово, главный пассаж из этого письма. — Сначала он говорит, что в письме не может излить всю нежность ко мне, а сделает это при свидании и затем такая фраза: «При свидании я тебе скажу на ушко, чтобы никто, никто на свете не слыхал, а только ты, да я. Ты никому не расскажешь, что я тогда тебе скажу и в чем признаюсь (который раз!); а я ничего не расскажу, что ты мне ответишь! Давай условимся так, по рукам что ли, а?»
Как Вам нравится это, моя дорогая, какой Дон Жуан! Что он со мной делает! В итоге скажу, что если это будет действительно так, то он меня этим всем так разжигает, так доводит до белого каления и так горячие чувства, что я не знаю до чего я дойду. Никакого уменьшенья с моей стороны быть не может! Я чувствую, что это все будет признанье в своей любви и страсти, аборьбаиупорствобудут продолжаться! Спокойно насладиться и нарадоваться он мне не даст. Одно я теперь думаю, что встречане будетсдержанной! Он еще пишет, что в нем «страсть кипит и клокочет». Видите как! Потом еще: «Милый ангел, не к мраку я тебя зову, а предлагаю тот единственный путь к весне, в который я верю!» Это он говорит, что без креста и страданья нет радости Воскресения. Потом еще: «как я хочу, чтобы твои страдания расцвели в весну и превратились в радость». Видите как пишет негодный! Ну, разве это не называется соблазнять человека? Мучит меня нравоучениями, заставляет от жизни отказываться, а потом так соблазняет! Вы можете себе представить, в каком градусе чувств! Всеми силами стараюсь себя сдерживать, но иногда не в силах! — Сейчас иду исповедоваться! Прошу Вас, моя дорогая, золотая, от всей души простите меня за все! Помните только, что Вы мой лучший друг, что я это понимаю и безгранично благодарна за все. Целую.
Ваша М.
ОР РГБ ф. 171.3.10, л. 21—22об.
1080
На бланке, датировано по пчт. шт.
1081
По сведениям Е.Голлербаха наборщики и печатники типографии Мамонтова были возмущены плохой правкой В.Эрна гранок книги Л.Лопатина и необходимостью перенабора и перепечатки многих листов.
1082
Ранее частично опубл. А.Носовым //Новый мир, 1991, № 7.
1083
ОР РГБ ф.171.7. Ранее опубликовано с теми же купюрами: «О народе-Богоносце я скажу вот что!…». Полемика кн. Е.Н. Трубецкого с неославянофилами. //Русская мысль. 10.08.1990 — 17.08.1990. Публикация, предисловие и примечания В.Кейдана. Опубл. также с коммент. А.Носовым //Новый мир, 1991, №7.
1084
Россия, Россия превые всего! (нем.). Парафраза первой строки немецкого национального, а с 1922 г. государственного, гимна на слова Гоффманна фон Фаллерслебена: Деутсцчланд, Деутсцчланд юбер аллесш! (Германия, Германия превые всего!)
1085
РГАЛИ, ф.142, ед.хр.198, оп.1, л.136, открытка в Симбирск
1086
ОР РГБ, ф. 171.1.5. Датируется по пчт. шт., отпр., написано на бланке издательства «Путь».
1087
С.А.Котляревский не ушел в отставку протеста вместе с большинством преподавателей Московского Университета, но пожертвовал 1000 рублей для поддержки нуждающихся.
1088
РГАЛИ, ф.142, ед.хр.198, оп.1, лл.136—137об. Из Москвы в Симбирск.
1089
28 апреля 1911 в Рим вместе с В.Ф.Эрном приехали Е.Д.Эрн, их дочь Ирина, Н.С.Богатурова с дочерью Надей.
1090
Н.А.Бердяев находился в трудном материальном положении и активно занимался возвращением родительской усадьбы.
1091
23.04.1911 г. П.А.Флоренский был рукоположен епископом Волоколамским Феодором в сан диакона, а на следующий день. — в сан священника.
1092
М.А.Новоселов.
1093
ОР РГБ ф.171.7.1б. лл.24—25об.
1094
Архив Эрна, частное собрание, ф. Булгакова, лл. 9—10.
1095
Е.К.Герцык
1096
РГАЛИ, ф.142, ед.хр.198, оп.1, л.139. Из Москвы в Симбирск.
1097
27 июля 1909 г. умер младший сын С.Н.Булгакова Ивашечка. Это событие стало основой глубокого духовного кризиса, определившего во многом дальнейшую жизнь философа. См. п. № 117.
1098
ОР РГБ ф.171.7.1в. лл. 44об.—45.
1099
См. выше:Трубецкой Е.Старый и новый национальный мессианизм…
1100
С.Булгаков.
1101
ОР РГБ ф. 171. 3.6а, л.л. 118—119об.
1102
Кюльпе Освальд (1862-1915) немецкий философ и психолог, представитель критическоо реализма, один из руководителей Кантовского общества в Бонне. Письма к Кюльпе в архивном фонде Морозовой не найдено.
1103
Господин профессор или господин тайный советник.
1104
ОР РГБ. Ф. 171. 3.6а, л.л. 120-122.
1105
«Старый и новый национальный мессианизм».
1106
Эйкен Рудольф (1846-1926) — немецкий философ, лауреат Нобелевской премии по литературе 1908 г. М.К., вероятнее всего, читала русский перевод его книги «Дер Синн унд Щерт дес Лебенс», Леипзиг, 1904; («Смысл и ценность жизни». Харьков. 1911); или одну из следующих работ: «Дие Еинчеит дер Геистеслебен ин Бещустсечен унд Тат дер Менсцччеит. Леипзиг, 1888; Дер Кампф ум еинен Геиситиген Лебенсинчалт. Леипзиг, 1896.
1107
Архив Эрна, частное собрание, ф. Булгакова, л. 6-8об.
1108
Федоров Н.Ф. Философия общего дела. т. 1, Верный, 1906; т. 2. М. 1913.
1109
Леруа Эдуард. Догмат и критика. М. 1916. с. ХIХ+331. Вступительная статья Н.А.Бердяева «Догмат и современное сознание» — датирована: 15 сентября 1911. На обложке и титульном листе издательство не обозначено. На обороте титульного листа: Склад издания в книгоиздательстве «Путь». Москва, Мертвый пер., 19.
1110
ОР РГБ ф.171.7.2а, л. 20,об. Пчт.шт.отпр.: 11.01.1912.
1111
ОР РГБ ф.171.7.1в. л. 48—49об.
1112
Архив Эрна, частное собрание, ф. Булгакова, л. 34.
1113
ОР РГБ, ф.171.3.6б, л.5, б.д., датируется по содержанию.
1114
РГАЛИ, ф.142, ед.хр.198, оп.1, лл. 155—156об. В Симбирск.
1115
Журнал «Современный мир» издавался в Петербурге с 1892 по январь 1918 (до октября 1906 под названием «Мир Божий»), придерживался умеренно оппозиционного направления. Руководили журналом А.И.Богданович и Ф.Д.Батюшков.
1116
Бердяев Сергей Александрович (1860—1914) — старший брат Н.А.Бердяева, литератор, поэт, страдал нервно-психической болезнью. Н.А.Бердяев оплачивал его содержание в частной клинике.
1117
Вскоре после приезда супругов Бердяевых и Е.Ю.Рапп в Рим они получили известие из Киева о болезни матери Н.А.. Приехавшая к ним в феврале 1911 г. Е.К.Герцык пишет: «Я застала их в Риме—перед этим они долго прожили во Флоренции, объехали маленькие городки <...> Но все бывает не так, как ждешь. Праздника наслаждения Италией с другом—нет. Я опоздала. Два-три месяца он переживал, впитывал ее с ему одному свойственной стремительностью, потом щелкнул внутренний затвор, отбрасывая впечатления извне, рука потянулась к перу—писать, писать… А из Киева тревожные письма о болезни матери, о запутанности денежных дел этой обнищавшей и избалованной семьи. которая привыкла к тому, что «Коля» выручит из всех бед, телеграммы, требующие его возвращения, а здесь—слезы жены, возмущенной эгоизмом стариков: нарушить так трудно давшуюся ему передышку… Мы зажили не по-туристски тревожно. Просыпаюсь утром не отдохнувшая после позднего сидения вечером и спешу опять к нервно озабоченному Николаю Александровичу, разговорить его тревогу, вдвоем пьем кофейную бурду с темными хлебцами (живем в бедном пансионе). Потом идем—не ждем медленных сестер—идем разыскивать мозаики по старым базиликам…»Е.К.Герцык.Николай Бердяев //Бердяев Н.А. Самопознание. М.,1991, С.360—362.
1118
Новоселов М.А. Григорий Распутин и мистическое распутство. М. 1912. «Брошюра печаталась в начале 1912 г. в Москве, распоряжением властей набор был рассыпан и тираж конфискован — тем не менее и печатные, и машинописные копии ходили по рукам.. Брошюра имела те же источники, что и синодальное дело, в частности, доносы священников из Покровского, возможно, что Новоселов как миссионер имел доступ и к самому «делу»». Цит. по: А.Амальрик. Распутин. М., 1992. В этой брошюре Новоселов, в частности, рассказывает, как Распутин в принесенные ему книги Соловьева «посмотрел да и сказал: «Да, человек он хороший… Он свое, а я свое… Но… профессор профессора судить не может»». Цит. по: Эткинд А. Содом и психея. Очерки интеллектуальной истории Серебряного века. М. 1996. С. 379.
1119
Пророчество Булгакова сбылось: М.А.Новоселов примет в конце 30-х годов мученическую смерть в сане епископа Катакомбной Православной Церкви.
1120
На первой неделе Великого поста.
1121
Архив Эрна, частное собрание, ф. Булгакова, л. 35.
1122
С лета 1911 года Н.Бердяев пытается спасти от продажи семейное имение Бабаки с торгов за долги. Одновременно ухудшается здоровье отца и брата. В письме матери он сообщает: «Доктор лечебницы написал мне, что Сергею не хорошо, что скоро кончается срок платы и что нигде не соглашаются его держать в кредит. Меня это так взволновало, что я достал в Харькове через Ирину Васильевну 75 р. и завтра отправлю деньги директору лечебницы за месяц Сережиного лечения. Но эти 75 р. нужно будет вернуть, а через месяц опять деньги доставать. Очень меня это беспокоит» Цитируется по: А.Вадимов. Жизнь Бердяева. Беркелеы Славиц Специалниес. 1993. с. 135.
1123
Ранее Б.Яковенко в письме Э.Метнеру от 8.05.1911 просит: «Напишите о том, как решается вопрос о переводе диалога Бруно «Де ла цауса принципиа е уна». Мне бы очень хотелось перевести его… В этом диалоге … наиболее философским способом и наиболее полно изложено учение Бруно о мире, познании и сущем.