Что Бруно — пантеистический мистик, в этом трудно сомневаться. И потому было бы в высшей степени желательно иметь его в серии мистиков <изд. "Мусагет" — i>В.К.> как представителя особой мистики». Цит по: Булгаков С.Н. Свет невечерний. Подготовка текста и комментарии В.В.Сапова.М., 1994. С. 382. Впоследствии изданБруно Джордано.Изгнание торжествующего зверя. Перевод с итальянскогоБ.Яковенко.Спб., 1914.
1124
«Об имманентном трансцендентализме, трансцендентном имманентизме и дуализме вообще».
1125
19.02.1912. Е.Н.Трубецкой выступил на открытом заседании МРФО с докладом: «Старый и новый национальный мессианизм», где подверг критике своих коллег по издательству за привнесение темы «избранности России» в философию //Русская мысль. 1912, №3, с. 82—102.
1126
Архив Эрна, частное собрание, ф. Булгакова, л. 36.
1127
«…Назревает раскол с «Путем», с московскими православными. Рвутся цепи благочестия, смирения, наложенные им на себя. Боль от еще не пробившейся к свету своей правды — канун ослепительных молний. Глазами вижу эту боль: бледная, с длинными ногтями рука — рука мыслителя, не человека земных дел — чаще обычного судорожно впивается в медный набалдашник трости… Трещина между Н.Бердяевым и московским издательством все шире. обмен враждебными письмами; он спешит закончить монографию о Хомякове, деньги за которую давно прожиты, строит планы отъезда на зиму за границу с женой и ее сестрой на родину творчества, в Италию, добывает деньги, закабаляет себя в другом издательстве, где просто толстая мошна, коммерция, где не станут залезать в его совесть…». Е.К.Герцык. Николай Бердяев. Там же, с. 360.
1128
ОР РГБ, ф.171.3.6б, лл. 11—13об., б.д., датируется по содержанию.
1129
Леонтьев К.Н. О В.Соловьеве и эстетике жизни… М., 1912 // Творческая мысль, с. 40.
1130
ОР РГБ ф.171.7.2а, лл.27—29. Пчт.шт.отпр.: 26.02.1912., ст. Пятовская. В Москву.
1131
Эту трактовку протестантизма С.Булгаков развивает в работе «Современное арианство» (Из этюдов о религии человекобожия), первая глава которого так и называется «Профессорская религия» //РМ, 1910, №10. Позже опубл. в сб.: С.Булгаков. Тихие думы. Из статей 1911—1915 гг. М., 1918. С. 146—202.
1132
итата из стихотворения В.Соловьева, см. примеч. к п. № 237.
1133
«Если начаток свят, то и целое; и если корень свят, то и ветви. Если же некоторые из ветвей отломились, а ты, дикая маслина, привился на место их и стал общником корня и сока маслины, то не превозносись перед ветвями. Если же превозносишься, то вспомни, что не ты корень держишь, но корень тебя.» (Рим.11,16—18).
1134
Архив Эрна, частное собрание, ф. Е.К.Герцык, лл.1
1135
ОР РГБ, ф.171.3.5, л.175, б.д.
1136
Архив Эрна, частное собрание, ф. Аскольдова, лл.5—6об.
1137
Архив Эрна, частное собрание, ф. Булгакова, лл.37—39об.
1138
Произошла ошибка в выборе предмета (лат.).
1139
Архив Эрна, частное собрание, ф. Е.К.Герцык, лл.1—5. без конверта, год установлен по контексту, место написания — предположительно.
1140
Из воспоминаний Е.К.Герцык: «Когда же наши пристрастия из книжных превратились в живых людей, и Ильины стали встречать у нас Волошина, Бердяева, Вяч. Иванова, стало плоше: с неутомимым сыском Ильин ловил все слабости их, за всеми с торжеством вскрывал «сексуальные извращения». И между нами и Ильиным прошла трещинка, вражда, сменявшаяся опять моментами старинной дружественности. Способность ненавидеть, презирать, оскорблять идейных противников была у Ильина исключительна, и с этой, только с этой стороны знали его москвичи тех лет, таким отражен он в Воспоминаниях Белого. Ненависть, граничащая с психозом» Герцык Е.К. Воспоминания. Париж, 1973, с. 154.
1141
Архив Эрна, частное собрание, ф. Аскольдова, лл.7—8об. Из СПб в Рим
1142
Ельчанинов А.В.
1143
Архив Эрна, частное собрание, ф. Булгакова, лл.40—45об. Из Москвы в Рим.
1144
Рецензия Б.Яковенко на книгу В.Эрна «Борьба за Логос» разгромного характера была опубликована в журнале «Логос» кн. 2—3, с. 296—298.
1145
Экземплярский был профессором Киевской духовной академии. Профессорам духовных семинарий и академий по уставу было запрещено выступать в светской печати. Ситуация усугублялась тем, что сборник статей, хотя и критических, был посвящен лицу, отлученному от Православной церкви.
1146
После пребывания в Оптиной пустыни и в скитах на Кавказе В. Свенцицкий вновь возвращается к религиозно-общественной жизни, присоединившшись к христианско-социалистическому движению «Голгофские христиане», в которое входил Николай Клюев и Иона Брихничев. В этот период в частности ими был опубликован сборник<Н. Клюев>.«Братские песни». (Книга вторая). Вступ. статья В. Свенцицкого. М., 1912, ХI , 61 с. // История русской литературы конца ХIХ — начала ХХ века. Библиографический указатель.
1147
Архив Эрна, частное собрание, ф. Бердяева, лл. 5-6 об.
1148
Архив Эрна, частное собрание, ф. Бердяева, л. 11, открытка в Рим; на лицевой стороне изображена ветка вербы и надпись: Христосъ Воскресе.
1149
Архив Эрна, частное собрание, ф. Бердяева, л. 8, открытка в Рим.
1150
ОР РГБ, ф.171.3.6а, л.37, б.д.
1151
РГАЛИ, ф.142, ед.хр.198, оп.1, лл.158—159об. Из Москвы в Симбирск.
1152
Архив Эрна, частное собрание, ф. Булгакова, лл.47—49об.
1153
Название одного из радикальных течений русского «низового» протестантизма, полностью отрицавшего православное предание вместе со всеми церковными и государственными институциями.
1154
О всех вещах познаваемых и о некоторых других (лат.)
1155
Чичерин Борис Николаевич (1828-1904) — русский философ, правовед, публицист, историк, один из виднейших представителей русского гегельянства, выступал как против позитивизма, так и против мистицизма в научной и философской деятельности.
1156
Б.Яковенко, «Русские Ведомости», 1912, № 158. «Логос», вып. 1—2.
1157
Ященко Александр Семенович (1877-1934) — юрист, философ, с 1907 — приват-доцент Московского университета, с 1909 — экстраординарный профессор Юрьевского университета по кафедре энциклопедии и философии права. С 1913 — профессор Петербургского университета. В эти годы А. С. Ященко готовит уникальный труд «Русская библиография по философии и религии с начала письменности и по наши дни» (около 100 печатных листов), часть которой (около 30 печ. лл.) была сдана весной 1918 г. в издательство «Путь». Судьба этой рукописи до сих пор неизвестна. Однако Ященко удалось опубликовать ее часть (по истории древней философии) в «Ученых записках Императорского Юрьевского университета», 1915. В ней учтено 2500 названий—книги и журнальные статьи с конца Х III в. по 1914 г., наиболее значительные книги подробно аннотированы и снабжены указаниями на журнальные и газетные рецензии; материал расположен в хронологическом порядке, по философским школам с дробной систематизацией внутри разделов. См. о нем // Философы России ХIХ—ХХ столетий. Биографии, идеи, труды. М., 1993, с. 215—216.
1158
Брошюра этого автора не была издана «Путем». Вероятно, здесь ошибка, и С.Булгаков имеет в виду изданную впоследствии работу Клере Рене, де. Математическое доказательство необходимости бытия Божия. Пер. с франц. проф. свящ. Д.В.Преображенского (под ред. проф. свящ. П.А.Флоренского). //Богословский вестник, 1915, т.1, №2, с.395—429.
1159
РГАЛИ, ф.142, ед.хр.198, оп.1, лл. 161—164. Из Москвы в Симбирск.
1160
Брат С.Н.Булгакова, Алексей Николаевич, и его жена.
1161
Архив Эрна, частное собрание. ф. Лопатина, лл. 1—2об. Из Москвы в Рим.
1162
Редакционный комитет журнала «Вопросы философии и психологии».
1163
Статья так и не была опубликована в «Вопросах философии и психологии». Под названием «Природа мысли» она была опубликована в журнале «Богословский вестник», 1913, т.3, с.500—531; т.4, с. 803—843; т.5, с. 107—120.
1164
Ходатайство о продлении научной командировки.
1165
Архив Эрна, частное собрание, ф. Бердяева, лл. 9-10 об.
1166
О том же Бердяев пишет в письме Андрею Белому от 16.05.1912: «Внутренно неизбежен сделался для меня выход из редакционного состава «Пути». Я слишком далеко ушел от религиозного сознания, господствующего в «Пути», особенно от С.Н.Булгакова. Много говорил теперь со всеми в Москве, очень откровенно и интимно, и ушел без демонстративности, оставаясь сотрудником и сохранив хорошие отношения.» Н.А.Бердяев. Письма Андрею Белому. Предисловие, публикация и примечания А.Г.Бойчука // Де вису, № 2, 1993, С.19. О выходе из редакции издатеьства «Путь» и отдалении от Московского РФО он пишет в другом письме Андрею Белому от 9.12.1912: «Я совсем ушел от всякой общественности, от всяких выявлений и выступлений, от публичных споров, от религиозно-философского общества и проч/его/.» //Новый журнал. №137, 1979, с.122. Ср. также оценку Булгаковым этого события в настоящей публикации:п. Булгакова Глинке(Волжскому) от 15.04.1912.
1167
«Я совсем ушел от всякой общественности, от всяких выявлений и выступлений, от публичных споров, от религозно-философского общества и пр. Хочу только интимного общения в замкнутом кругу. Верю сейчас только в путь катакомбный. Часто вижусь с Вячеславом Ивановичем <Ивановым>, <…> мы с ним спорим и противимся друг другу. Он настроен очень право-павославно. Со мной особнно стилизует на этот лад, держит сторону и Булгакова. Меня обвиняет в излишнем тяготении к штейнерианцам, в имманентизме, в люциферианстве и мн<огом> др<угом> <…>. Свою новую книгу решил не печатать в «Пути», так как слишком разошелся с духом путейским». Цит. по:Голлербах Е.//ВФ, 1994, № 2, примеч. 114.
1168
Вдругом письме к Андрею Белому (май 1912) Бердяев писал: «За этот последний год вопрос о творчестве переживался мной как религиозная драма, и на этой почве во мне окончательно созрело новое сознание. Я верю глубоко, что наступает в мире третья религиозная эпоха, эпоха творчества, откровения человека как творца и идет на смену эпохам ветхого завета, откровения закона, и нового завета, откровения искупления. Эту весну я переживал очень трудное для себя время и вмете с тем небывалый творческий подъем духа. Внутренно неизбежен сделался для меня выход из редакционного состава «Пути». Я слишком далеко ушел от религиозного сознания, господстующего в «Пути», особенно от С.Н. Булгакова.» Там же, с. 121.
1169
Муратов Павел Павлович(1881—1950) — прозаик, историк, искусствовед, издатель, автор книги «Образы Италии» (1911—12; 1924), которая заново открыла для русского читателя страну классического европейского искусства. Б.Зайцев через много лет писал: «Вскоре и он попал в Италию и так же, как мы, навсегдапопался.Это была роковая встреча: она внесла его имя в нашу культуру и литературу — в высокой и благородной форме. Три тома «Образов Италии» посвящены мне «в воспоминанье о счастливых днях». В этом сходились мы вполне: для обоих лучшие дни были — Италия, а его слова относятся к 1908 году, когда вместе жили мы и во Флоренции, и в Риме. Во Флоренции, в том самом «Алберго Нуово Цорона д’Италиа», который открыли мы с женой еще в 1904 году. (Существует и сейчас, и даже очень процвел.) Оттуда вместе ходили смотреть «Ведова аллегра» в Политеама Назионале через улицу, за гроши видели знаменитого комика Бенини, вместе помирали со смеху. Под Римом солнечный ноябрьский день с блаженной тишиной Кампаньи проводили на вилле Адриана, на солнце завтракали, запивая спагетти, сыр прохладным фраскатти. <…> Рядом стоял осел и мило-бесстыдно ревел от избытка сил. Вдали, за серебристыми оливками, в голубовато-златистом тумане сияли горы. Да есть чем помянуть… Правда, «счастливые дни» — были они счастливы и в 1911 году опять в Риме (где с Павлом Павловичем и его женой Екатериной Сергеевной — вместе мы встречали Новый год). «Образы Италии» и явились плодом этих дней. Их корни в итальянской земле — как все существенное, они рождены любовью. Успех образов был большой, непререкаемый. В русской литературе нет ничего им равного по артистичности переживания Италии, по познаниям и изяществу исполнения. Идут эти книги в тон