Скачать:TXTPDF
Взыскующие града. Хроника русской религиозно-философской и общественной жизни первой четверти ХХ века в письмах и дневниках современников

(1759—1805) — немецкий поэт, историк и философ.

1264

Архив Эрна, частное собрание, ф. Аскольдова, лл. 13—14об. Из СПб в Рим

1265

Розанов В.В. Маленький фельетон. Новые работы по философии. О статьях: В.Ф.Эрн «Очерк теоретической философии Г.С.Сковороды» (ВФП, 1911, т. 5); Вл. Карпов. «Натурфилософия Аристотеля и ее значение в настоящее время», опубликован //Новое время, 8 октября 1912.

1266

Приблизительнаяя дата выступления — 24—26 января 1913 г. устанавливается из письма Аскольдова—Эрну от 20.01.1913: «<…> Через два дня еду в Москву читать реферат в РФО «Время и его религиозное значение». Ср.:С.Аскольдов.Время и его религиозный смысл. //Вопросы философии и психоогии, 1913, № 2, с. 137—147.

1267

Ранее опубликовано: Игумен Андроник (Трубачев). Священник Павел Форенский профессор МДА и редактор «Богословского вестника». Богословские труды, 1987, сб. 28, с. 303.

1268

Ректор МДА, см. о нем в примеч к п. № 93.

1269

В. Эрн. Письма о христианском Риме. Письмо первое. См. примечание к п. П. Флоренского — В. Эрну от 28. 10 . 1912. Письмо второе. Богословский вестник. 1912, декабрь, с. 760—771. Письмо третье. БВ, 1913, январь, с. 104—114. Письмо четвертое. БВ, 1913, сентябрь, с. 77—86.

1270

Григорий Палама, святой, (1296—1359), византийский богослов и церковный деятель, поборник и систематизатор мистического учения исихазма, давший ему систематическое философское оформление.

1271

Николай Кавасила, (ХI в.), митрополит Фессалоникийский, сторонник исихазма.

1272

Архив Эрна, частное собрание, ф. Булгакова, л. 72. Из Москвы в Рим.

1273

С Аурелио Пальмиери был знаком (по крайней мере по переписке) и о. Павел Флоренский, который пригласил его к сотрудничеству в «Богословском вестнике».

Из письма П. А. Флоренского — В. Ф. Эрну <13 января 1913>:

<…> Пальмиери я давно уже написал. На всяк<ий> случ<ай> сообщаю и Вам, что я его просил написать о «Монсеньоре Дюшесне», как он и сделал; разумеется, имени мы его не предадим, но пусть он придумает себе псевдоним, а то неудобно печатать статьи анонимные <…> . Архив Эрна. Публикуется по машинописной копии фрагмента письма из собрания Н. В. Котрелева.

1274

Архив Эрна, частное собрание, ф.Бердяева, лл. 12 — 13. В Рим.

1275

РГАЛИ, ф.142, ед.хр.198, оп.1, лл. 178—180об. Из Москвы в Симбирск.

1276

Спор об «Имени Божием» возник в русском монастыре на Афоне в 1910 г.

1277

Илларион (Булатович). На горах Кавказа. 1912.

1278

В следующем году вышла статья: Волжский. Достоевский и Чехов. Параллель. //Русская мысль. 1913, № 5.

1279

Книга не была опубликована.

1280

Встреча Н. Бердяева с Р. Штейнером состоялась в Гельсингфорсе 28 мая — 5 июня 1913.

1281

Вероятно, имеются в виду статьи Д. Мережковского, позже изданные в сборнике «Было и будет». Дневник. 1910—1912. Птг. 1915

1282

Архив Эрна, частное собрание, ф. Булгакова, л. 73, открытка.

1283

Архив Эрна, частное собрание, ф. Е.Рапп, 1—2; б.д. Датируется по контексту.

1284

Станевич В. О. — поэтесса, переводчица, была замужем за Ю.П. Анисимовым. В их доме в 1910-е годы собиралась московская литературно-артистическая молодежь.

1285

Анисимов Юлиан Павлович (1886—1940) — поэт, переводчик, художник, искусствовед получил образование в Германии, Италии, Франции. Принимал участие в литературно-артистическом кружке «Сертарда», собиравшемся в доме его и его жены В.О.Станевич, куда входили Б.Пастернак, С.Дурылин, Б.Садовской, К.Локс; вместе с ними примыкал к литературно-философскому кружку при издательстве «Мусагет». См. о нем статью Ю.М.Гальперина //Русские писатели. 1800—1917. Биографический словарь, Т. 1, с. 76—77.

1286

Шварсалон В.К., дочь Л.Д.Зиновьевой-Аннибал, жена Вяч. Иванова.

1287

Бердяева Л.Ю.

1288

«О духовной Истине» или «Столп и утверждение истины».

1289

Вероятно, речь идет о рецензии Бердяева на книгу Флоренского «Столп и утверждение истины истины» — «Стилизованное православие» //Русская мысль. 1914. № 1.

1290

Л.Ю.Бердяева.

1291

«Братство прерафаэлитов» — группа английских художников и писателей середины — второй половины ХIХ в., избравших своим идеалом искусство Средних веков и Раннего Возрождения (до Рафаэля). Критиковали современную им культуру с религиозно-романтических позиций.

1292

Архив Эрна, частное собрание, ф. Рачинского, лл. 1—5об.

1293

Книга не была издана в «Пути», первые десять глав ее увидели свет в киевском журнале «Христианская мысль», а через полвека вышла другая книга того же автора: Зеньковский В.В. Н.В.Гоголь. Париж. ЫМЦА-Пресс, <1961>.

1294

Книга не была издана.

1295

Аскольдов С.А. Мысль и действительность. М., Путь, 1914.

1296

Книга не была издана.

1297

Не были изданы.

1298

Позже была издана диссертация: В. Эрна «Росмини и его теория знания. Исследование по истории итальянской философии ХIХ столетия». М., Путь, 1914, с. III+296.

1299

Волжкий А.С. В обители преподобного Серафима. М., Путь, 1914.

1300

Книги не были изданы «Путем».

1301

Книги этих авторов не были изданы «Путем».

1302

См. примеч. к п. Булгакова—Эрну от 13.05.1912.

1303

Текста проекта найти не удалось.

1304

Г.А.Рачинский был крестным отцом дочери В.Ф. и Е.Д.Эрн Ирины, следоватеьно супруги Эрн приходились ему кумом и кумой.

1305

ОР РГБ, ф.171.8.1а, л.

1306

Архив Эрна, частное собрание, ф. Аскольдова, л. 15, об.

1307

Можно предположить, что реферат был прочитан 25—28 января 1913. См. примеч. к п. С.Аскольдова—В.Эрну от 17.12.1912.

1308

С. Аскольдов писал: «Существует громадная разница в философском и физическом смысле понятия времени. К сожалению, этой разницы обыкновенно не замечают, несмотря на то, что сущность и последствия подмены времени онтологического физическим исчерпывающе разъяснены Бергсоном» // Аскольдов С. Время и его преодоление. «Мысль», 1922, № 3, с. 82. При этом Аскольдов считал, что интуитивизм и вообще гносеология Бергсона не закончены, особенно в области взглядов на природу, возникновение общих понятий, проблемы чистой мысли и отношение понятий к опыту (См. Аскольдов С. Мысль и действительность. М., 1914, с. 165).

1309

ОР РГБ, ф.171.9.1а, л.9.

1310

Северцов Александр Николаевич (1866—1936) — биолог, основоположник эволюционной морфологии, профессор Москоского университета.

1311

ОР РГБ, ф.171.3.7б, л.29, б.д.

1312

РГАЛИ ф. 142, ед.хр. 198, оп. 1, л. 182.

1313

Архив Эрна, частное собрание, ф. Булгакова, лл. 74—75 об.

1314

Имеются в виду «Письма о христианском Риме».

1315

Имеется в виду «Смысл творчества».

1316

Джоберти Винченцо (1801—1852) — итальянский теолог, философ и общественный деятель, представитель недогматической теологической онтологии. В Италии В.Эрн написал докторскую диссертацию «Философия Джоберти». М. «Путь», 1916. Защита не состоялась из-за смерти соискателя.

1317

Можно предположить, что выступление С.А.Аскольдова (Алексеева) относилось к теме его будущей магистерской диссертации «Мысль и действительность». М., 1914. Дата выступления не установлена.

1318

Предположительно тема выступления В.В.Зеньковского касалась тем, затронутых в его вскоре опубликованной книге «Проблема психической причинности», Киев, 1914. Дата выступления не установлена.

1319

Астромов Владимир — русский католический священник, друг и корреспондент В.С.Соловьева.

1320

ОР РГБ, ф.109.14.71, л.3—5.

1321

Речь идет журнальной полемике: Степпун Ф. Открытое письмо А. Белому // Труды и дни. 1912, № 4—5. Андрей Белый.. Ответ Ф.А. Степпуну // Труды и дни. 1912, № 6.

1322

Иванов Вяч. Нежная тайна. СПб. 1912.

1323

РГАЛИ, ф. 142, ед.хр. 198, оп. 1, лл. 182—183.

1324

Архив Эрна, частное собрание, ф. Бердяевой, лл. 1—2.

1325

Гриневич Вера Степановна (18 — 19 ), поэтесса, переводчик, «одна из очень интересных и очень своеобразных женщин эпохи русского Ренессанса. Она жила вдохновением. Огнем вдохновения, который никогда не угасал в ней, она старалась зажечь души окружавших ее друзей. Она стремилась к подвигу и на этот подвиг звала других. Н.А. и моя сестра очень любили В.С. Ее дом был одним из культурных центров Москвы.» Е.Ю.Рапп. Мои воспоминания // Бердяев Н.А.. Самопознание. Приложение, М. 1991. с.372—373.

1326

В.С.Гриневич организовала в своем доме Гимназию (Школу) имени Вл. Соловьева. «В уютном старинном особняке с огромной залой в два света и антресолями всегда было многолюдно, но меньше всего в Школе были заметны дети. Утром и вечером сходились для чаепития и беседы за большим столом. Любопытно, что в памяти некоторых гостей дома Бердяевы представали его хозянвами. Здесь они прожили до начала мая» А. Вадимов. Жизнь Бердяева, с.145—146.

1327

Вероятно, о. Евгений Синайский.

1328

См. о нем примеч. к п. № 226.

1329

Бердяев Н.А.

1330

«Смысл творчества».

1331

Архив Эрна, частное собрание, ф. Е.К.Герцык, л. 3.

1332

Е.К.Герцык оставила краткое воспоминание-характеристику В.Ф.Эрна, включенное ею в пространные воспоминания о Вяч.Иванове (здесь следует делать поправки, учитывающие, во-первых, помещенный в настоящей публикации документ о русском происхождении Эрна; во-вторых, что приемный отец В.Эрна, Франц Карлович Эрн, был по происхождению шведом, а не немцем):

«Прихотливым узором сплетаются иногда в человеке национальные черты. Вот еще полунемец, близкий нашему кружку. Эрн — по отчеству даже Францевич — отец его природный немец из Германии, провизор. Не знаю, какими путями, может быть, под влиянием матери, русской, Эрн смолоду пришел к православию. Но знаю, что уж потом никогда сомнение не коснулось его ясной монолитной души. Одновременно и также цельно он полюбил античность, светлый мир Эллады. Обе любви сплавились в одну через посредство необыкновенно в нем живого чувства первохристианства. В Риме, где Эрн писал свою диссертацию, он пристально изучал катакомбы — симвлике ихпосвятил не одну статью. Упор на христианство первых веков — это ведь черта лютеранская. В православии Эрна не было ничего от мрачного византийства, — он просто верил, что на русской земле преображенной Христовым светом зацветает та же солнечная религиозная стихия Эллады. Концепция фантастическая? Но утверждал ее Эрн со всем фанатизмом и нетерпимостью пасторского «Брандовского» духа (Бранд — персонаж Ибсена). Кротким и мирным его нельзя было назвать — даже книгу своих религиозных опытов он озаглавил «Борьбою за Логос», и вправду был бойцом, но, ярсстно споря, чужд был и тениличнойнеприязни. Весь он был тверд как алмаз и как-то кругло закончен, не было в нем щелки, чтобы просунуть в нее кончиксвоеймысли,своеговозражения, и мне казалось, что как-то не о чем говорить с ним. Может быть, это происходило и от того, что в эти годы он — ещесовсем молодой — уже нес в себе смертельную болезнь, от которой и умер в 17 году — тяжелое заболевание почек. Серо-бледный, с отеками на лице, слишком светлым, глядящим и неглядящим взглядом. Он как-будто все нужное для жизни и смерти узнал и больше ни в чем и ни в ком не нуждался. Жил в те годы с женой и голубоглазой, похожей на него дочкой-пятилеткой — у Вяч. Иванова, в котором влек его тот же сплав христианства с античностью. А Вячеслав Иванов, посмеиваясь говаривал: «Владимир Францевич — совесть моя и — ох! уживался он со своей совестью неплохо, умея, когда хотел заворожить ее.»Е.К.Герцык.Воспоминания. Париж. 1973.

1333

Соловьев Сергей Михайлович (1885—1942) — поэт, переводчик, специалист по античной литературе, религиозный публицист, племянник В.С.Соловьева, с 1917 г. православный, а с 1920 г. католический священник.

1334

Архив Эрна, частное собрание, ф. Соловьева, л. 1.

1335

Лекция С.Соловьева в МРФО состоялась, ср. п. М.Морозовой—Е.Трубецкому от конца марта 1913.

1336

ОР РГБ, ф. 171.

1337

Г. Н. Трубецкой, дипломат, заведующий департаментом Балкан и Ближнего Востока.

1338

ОР РГБ, ф.171.3.5, л.99, б.д.

1339

«Миросозерцание Вл. Соловьева».

1340

С.М.Соловьев страдал психическим расстройством.

1341

Предположительно: Идея церкви в поэзии Владимира Соловьева // Богословский вестник. 1915, янв.-февр.

1342

Иларион, схимонах. На горах Кавказа. Беседа двух старцев подвижников о внутреннем единении с Господом наших сердец через молитву Иисус Христову, или молитвенная деятельность современных пустынников; составил пустынножитель Кавказских гор схимонах Иларион. 1-е изд. Баталпашинск, 1907; 3-е изд. Киево-Печерская лавра, 1912. Книга послужила началом движению «имеславия», которое было в 1913 г. объявлено Российским Св. Синодом и Константинопольским Патриархом ересью, и

Скачать:TXTPDF

Взыскующие града. Хроника русской религиозно-философской и общественной жизни первой четверти ХХ века в письмах и дневниках современников Флоренский читать, Взыскующие града. Хроника русской религиозно-философской и общественной жизни первой четверти ХХ века в письмах и дневниках современников Флоренский читать бесплатно, Взыскующие града. Хроника русской религиозно-философской и общественной жизни первой четверти ХХ века в письмах и дневниках современников Флоренский читать онлайн