Скачать:TXTPDF
Взыскующие града. Хроника русской религиозно-философской и общественной жизни первой четверти ХХ века в письмах и дневниках современников

его последователи были подвергнуты преследованиям.

1343

Булатович Александр Ксаверьевич (в монашестве Антоний), (1870—1919) — офицер русской армии, путешественник, исследователь Эфиопии, с 1907 г. иеромонах (с 1911 — иеросхимонах) русского монастыря св. Пантелеимона на Афоне, апологет «имеславия». Его книги: Апология веры во Имя Божие и во Имя Иисус. М., 1913, анонимное предисловие «От редакции» написано о. П.А.Флоренским; Материалы к спору о почитании имени Божия. Вып. 1, изд. «Исповедник», 1917; Моя борьба с имяборцами на Святой Горе. Птг., изд. «Исповедник», 1917. После 1915 г. оставил монастырь, забытый всеми проживал в собственном имении. Погиб во время разграбления крестьянами его имения.

1344

РГАЛИ, ф.142, ед.хр.198, оп.1, лл. 184—186об.

1345

ОР РГБ, ф.171.8.1а, л.17.

1346

ОР РГБ, ф.171.3.6б, лл.6—7. б.д.

1347

Ученик Е.Трубецкого, участник его семинара по философии Вл. Соловьева.

1348

Архив Эрна, частное собрание.

1349

ОР РГБ. Ф.171.8.1а.л.15, об. П. шт.: 6.4.1913. Ст. Пятовская.

1350

Письмо в архиве М.Морозовой не найдено.

1351

Круг либеральной кадетской профессуры.

1352

Последние разделы книги Е.Трубецкого «Миросозерцание В. С.Соловьева».

1353

Архив Эрна, частное собрание, ф. Булгакова, л. 76.

1354

Ранее Эрн писал Глинке: «С Булгаковым у нас как-то охладели отношения. Я почувствовал определенно по многим его письмам и поступкам, что он связан со мною делом, а не любовью. Это для меня большое разочарование и главное какое-то непоправимое, ибо не-любовь трудно изгладима, и я думаю, чо личное свидание, уничтожив всякие внешние недоразумения, не сможет ничего переменить во внутреннем. Это заставлет меня настораживаться и к поездке в Москву относиться без энтузиазма…» Цит. по: Голлербах Е. //ВФ, 1994, №2, с. 153.

1355

ОР РГБ, ф.171.3.5, л.110, б.д.

1356

РГАЛИ, ф.142, ед.хр.198, оп.1, лл. 187—191об.

1357

Речь идет о полемике вокруг имяславия, мистического движения в среде русского монашества, продолжавшего традицию афонских последователей исихазиа ХII—ХI вв., возглавленного иеромонахом Антонием (Булатовичем), утверждавшим, что «Имя Бога есть Бог». Движение возникло под влиянием изданной впервые в 1907 г. книги иеросхимонаха Илариона «На горах Кавказа». В начале книга была принята в монашеской среде с большим сочувствием, но впоследствии многим показалось соблазнительной та смелость, с которой Иларион говорит о божественном присутствии в молитве и называет Имя Иисусово «Самим Богом». Для Илариона это было по-видимому не столько богословским утверждением, сколько описанием его ичного молитвенного опыта. Но и сам молитвенный реализм показался слишком смелым. Психологизм в истолковании молитвы многим представлялся более безопасным, смиренным и благочестивым. Началась полемика в печати, начало которой положил журнал «Русский инок», где против Илариона весьма резко выступил архп. Антоний Храповицкий. На Афоне спор принял весьма резкий характер с обеих сторон, дело доходило до рукоприкладства между монахами. Обе стороны видели в борьбе «за» или «против» книги Илариона — борьбу за Православие. Сторонники Илариона называли себя «имяславцами» (имеславцами), а своих противников — «имяборцами» (имеборцами). Синод пытался запретительными и силовыми средствами ликвидировать «опасную ересь». Для вразумления имеславцев на Афон был послан архп. Вологодский и Тотемский Никон (Н.И.Рождественский, 1851—1918)). который прибыл туда на военном корабле в сопровождении команды матросов. После резкого отказа имеславцев «оставить заблуждения» матросы перешли к безжалостному избиению монахов, в результате которых некоторые поплатились жизнью (по поводу этих жертв в Государственной Думе был сделан запрос. См.: Владимир Рожков, прот. «Церковные вопросы в Государственной Думе». Рома. ПИО, сс. 344—354). Около 200 имеславцев были официально объявлены еретиками под именем «имябожников», они были насильно вывезены в Россию и разосланы под надзор по отдаленным монастырям (Определение Синода от 29.08.1913). О. Иларион был запрещен в служении и до конца жизни забытый всеми проживал в своем имении. Библиография «Спора об Имени Божием» содержится в комментариях к публикации переписки В.А.Кожевникова с П.А.Флоренским //Вопросы философии, 1991, №6, с. 136; подробнее см. комментарии игум. Андроника Трубачева к статье о. П.Флоренского «Имеславие» //Сочинения, т. 2., М., 1990, с. 332—338.

1358

М.А.Новоселов и участники его кружка (кроме Ф.Д.Самарина) были на строне имеславцев. Понимая богсловскую беспомощность книги о. Илариона, они тем не менее считали затронутую в ней проблему весьма важной для уточнения и развития православного богословия. На эту тему в печати в поддержку гонимых выступили о. П.А.Флоренский, С.Н.Булгаков, В.Ф.Эрн, Н.А.Бердяев.

1359

См. прим. к п. № 426.

1360

В библиографии о. П.А.Флоренского //Богословские труды, №23, М. 1982.// удалось найти лишь одну работу на эту тему — Соль земли, то есть сказание о жизни старца Гефсиманского скита иеромонаха аввы Исидора, собранное и по порядку изложенное недостойным сыном его духовным Павлом Флоренским. Сергиев Посад, 1909. 84 с.

1361

Архив Эрна, частное собрание.

1362

18 апреля 1913 г. семейство Эрнов отправилось из Италии в Россию. Вместе с ними приехала Лидия Вячеславовна Иванова, которая впоследствии вспоминала: «Первого мая (18 апреля ст. ст. — В.К.) я оставила наших в Риме и уехала в сопровождении Эрнов в Москву, чтобы подготовиться к приемному экзамену в консерваторию. Позже уехала и Маруся (Замятнина, семейный друг и домоправительница Ивановых—В.К.), чтобы найти и устроить нам квартиру: было решено переехать в Москву.» Лидия Иванова. Воспоминания. Книга об отце. Париж, Атченеум, 1990, с. 52. По дороге они заехали в Тифлис, где Евгения Давыдовна осталась у родителей, а Владимир Францевич с Лидией на поезде с остановкой в Киеве направились в Москву.

1363

Иванова Лидия Вячеславовна (1896 — 1985) — музыкант, композитор, дочь Вяч. Иванова и Л.Д.Зиновьевой-Аннибал.

1364

Ельчанинов А.В.

1365

Флоренский П.А.

1366

Архипова С.М., секретарь издательства «Путь».

1367

Флоренский Павел, свящ. Столп и утверждение истины. Опыт православной феодицеи. М. Путь. 1914. С. 812+406 (приложение).

1368

Яковенко Б. В. Новая книга о Сковороде // Русские ведомости. 1913, № 42

1369

Речь идет о проекте издания в «Пути» книги В.Эрна «Письма о христианском Риме». Издание не было осуществлено.

1370

Свое первое впечатление от обстановки в издательстве и о своей роли в нем Эрн описал в письме Глинке: «Я себя в «Пути» не чувствую более «коренным». Два года отсутствия превратили меня в «пристяжную». Я не знаю, кто сейчас заправляет делами. Знаю только, что царит какая-то нерешительность и все мои весенние предложения были встречены с какою-то немотивированноювраждебностью. может быть, это разойдется, м <ожет /> б <ыть /> сгустится. Вот посмотрим <… /> » Цит. по:Голлербах Е.//Вопросы философии. 1994, № 2, с. 153—154.

1371

В. Эрн ожидал утверждения в должности приват-доцента.

1372

Речь идет о последователе школы французского композитора и музыкального теоретика Эмиля Далькроза (1866-1935), разрабтавшего новую теорию и технику ритмической гимнастики и балета (альтернативную штейнеровской школе «эвритмии»). Основал и возглавил Институт ритмической гимнастики в Дрездене.

1373

Тему заседания и фамилию докладчика установить не удалось. Можно предположить, что это был реферат Л.Лопатина.

1374

ОР РГБ, ф.171.3.5, л.121, б.д.

1375

Саркастическое наименование молодых философов неокантианского направления, объединившихся вокруг «Логоса».

1376

ОР РГБ, ф.109.14.71, л.4.

1377

Спор Андрея Белого с Федором Степпуном о штейнерианстве.

1378

ОР РГБ, ф.171,3.5, л.125, б.д.

1379

Архив Эрна, частное собрание, ф. Яковенко, лл. 2—3, письмо без конверта.

1380

Маймонид Моисей (1135—1204) — еврейский философ аристотелевского направления.

1381

Гербарт Иоганн Фридрих (1776—1841) — немецкий философ и педагог.

1382

Архив Эрна, частное собрание, датировано по пчт. шт. отпр.

1383

В.Эрн пытался получить место приват-доцента на Тифлисских Высших женских курсах. Однако начавшаяся Мировая война изменила его планы.

1384

РГАЛИ, ф. 142, ед.хр. 198, оп.1, лл.193—195, датировано по пчт. шт.отпр.

1385

Сабашникова М. С. Святой Серафим. М., Духовное знание, М., 1913.

1386

Св. Синод в Послании от 18.05.1913 осудил книгу о. Илариона (Булатовича) и все движение «имяславия» как ведущее к ереси.

1387

На основании вывода богословов Халкинской школы Константинопольский патриарх Иоаким III в Послании от 2.09.1912 к насельникам Афонских монастырей осудил имясловие и запретил чтение книги о. Илариона как «содержащей много ошибочного и ведущей к заблуждению и ереси». //Троицкий С.В. Об именах Божиих и имябожниках. СПб., 1914; Приложение с. II. Цит. по комментариям И.В.Дубининой, А.В.Шургаия (с участием С.М.Половинкина) к публикации игумена Андроника (Трубачева), И.В.Дубининой, А.В.Шургаия. //Вопросы философии, №6, 1991, с. 135.

1388

С.Н.Бердяев слушал в Гельсингфорсе (Хельсинки) цикл лекций Р.Штейнера «Оккультные основы Бхавагад-Гиты» (28 мая — 5 июня 1913 г.). См.Маргарита Волошина (Сабашникова).Зеленая змея. М., 1993, Примечания, с. 370. Сам Н.Бердяев пишет: «Штейнер читал еще публичную лекцию о свободе воли! которая показалась мне очень посредственной и философски не интересной, как не интересна его философская (не теософическая) книга «Философия свободы». Из пребывания в Гельсингфорсе я вынес некоторое поучение и еще больше укрепился в своей критике антропософии и оккультизма вообще. Я это выразил в «Русской мысли», которая вызвала негодование антропософов.» Н.А.Бердяев. Самопознание. М., 1991, с. 192.

Попытка Бердяева сблизиться с антропософией описана Андреем Белым: «Никогда не забуду комического инцидента с Бердяевым, допущенным на Гельсинфорсский курс; все десять лекций курса он не столько прослушал, сколько проборолся с могущим на него воздействовать влиянием «МАГИЧЕСКИХ ПАСС» Штейнера; да так и «ПРОШЕЛ» мимо курса — в собственную схему, до глупого ничего не поняв; слышалось лишь сопенье и пыхтенье, да скрип стула на весь зал; и когда я поворачивался на СОПЫ, ВЗДОХИ и ТРЕСК Бердяева, я видел лишь в нервном тике высунутый язык. Бердяев — «БОРОЛСЯ». С чем он боролся, обнаружилось неожиданно. Дело в том, что лекции шли в наемном помещении; в других комнатах помещения, не имевших никакого отношения к курсу Штейнера, упражнялся кто-то пренепочтительно на рояли, играя… «СОБАЧИЙ ВАЛ`С». Подходит Бердяев и спрашивает моего приятеля: «А что, всегда лекции Штейнера сопровождаются музыкой? В вопросе подчерк, что музыка для мистического приподнятия настроения. — Да это — «СОБАЧИЙ ВАЛ`С», — отвечал ему мой приятель и подумал: «А вы думаете, что Штейнер аккомпанирует себе «СОБАЧИМ ВАЛ`СОМ»? Бердяев сконфузился. Борьба с «ВЛИЯНИЕМ» атрофировала в БЕРДЯЕВЕ элементарные восприятия музыки (а ведь ценитель Скрябина)!» //Андрей Белый.Воспоминания о Штейнере. Париж. 1982, с. 119. Выделение слов — авторское.

1389

Речь была прочитана на годичном акте Тифлисских Высших женских курсов 24 сентября 1913 г. на тему «Спор Джоберти с Росмини» // Известия Тифлисских Высших женских курсрв, Тифлис, 1914.

1390

Верховской Юрий Никандрович (1878—1956) — поэт, историк литературы.

1391

Векилов Николай Давыдович, брат жены В.Эрна.

1392

Непринцев Юрий Алексеевич — инженер, архитектор, на его дочери впоследствии женился Николай Францевич Эрн.

1393

Ранее опубликовано Н.А.Струве //Вестник РХД. №142. Париж. 1984.

1394

В.Ф.Эрн.

1395

Вяч.Иванов.

1396

Ранее опубликовано: Игумен Андроник (Трубачев). Священник Павел Флоренскийредактор «Богословского вестника». //Богословские труды, № 28, М., 1987, с. 304. Исправлены явные опечатки — В.К.

1397

сходство противоположного (лат.).

1398

Имеется в виду «Общество взыскующих христианского просвещения» (кружок Новоселова), куда помимо него входили — Ф.Д.Самарин, П.Б.Мансуров, В.А.Кожевников, о. Иосиф Фудель, Ф.К.Андреев, С.А.Цветков, С.Н.Булгаков, В.Ф.Эрн. и др.

1399

ОР РГБ. Ф.171.8.1а.л.34,об,35,об, пчт. шт. отпр.: 13.6.1913, ст. Пятовская Сызранско-Рязанской ж.д.

1400

Виндельбанд Вильгельм. Прелюдии. СПб, 1904. Очерк истории европейской философии, написанный с кантианских позиций.

1401

Гюисманс Ж. К. Там внизу // Собр. соч. М., 1911. Т. 1, с. 69. В романе излагается история черной мессы и описывается садизм сатаниста Х века Жиля де Рэ, включавший выпускание крови из тела жертвы.

1402

ОР РГБ ф.171.3.6б, л.л. 49—50об.

1403

молчание (лат.)

1404

Вероятно: Пыпин А.Н. Русское масонство в Х III и

Скачать:TXTPDF

Взыскующие града. Хроника русской религиозно-философской и общественной жизни первой четверти ХХ века в письмах и дневниках современников Флоренский читать, Взыскующие града. Хроника русской религиозно-философской и общественной жизни первой четверти ХХ века в письмах и дневниках современников Флоренский читать бесплатно, Взыскующие града. Хроника русской религиозно-философской и общественной жизни первой четверти ХХ века в письмах и дневниках современников Флоренский читать онлайн