Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:TXTPDF
Взыскующие града. Хроника русской религиозно-философской и общественной жизни первой четверти ХХ века в письмах и дневниках современников

первой четверти ХIХ века. СПб., 1868. Пекарский П. П. Дополнения к истории масонства в России Х III столетия. СПб., 1869.

1405

Вольфинг<Метнер Э.К. /> . Модернизм и музыка: Статьи критические и полемические. М., Мусагет, 1912.

1406

ОР РГБ, ф. 171.

1407

Вл. Соловьев. Великий спор и христианская политика.

1408

ОР РГБ, ф.171.2.19, л.л. 1—3об.

1409

ОР РГБ. Ф.171.8.6б, л.35, б.д.

1410

Муромцев Сергей Андреевич (1850-1910) — профессор юриспруденции Московского университета, земский деятель, один из лидеров партии кадетов, Председатель I Государственной Думы. «На председатльском месте сидел С.А.Муромцев. Не сидел, восседал, всем своим обликом, кждым движением, каждым словом воплощая величавую значимость высокого учреждения. Голос у него был ровный, глубокий, внушительный. Он неговорил, а изрекал. Каждое его слово6 простое его заявлениеслово принадлежит члену Государственной Думы от Калужской губернии, — или, — заседание Государственной думы возобновляется, — звучало, точно перед нами был шейх, читающий строфы из Корана. Тыркова-Вильямс А. В. На путях к свободе. Лондон, 1990, с 264.

1411

ОР РГБ. Ф.171.8.1б, п.шт.: 28.09.1913. Калуга.

1412

Радлов Э. рец. на книгу: Трубецкой Евг. «Миросозерцание Вл. Соловьева» //Журнал Министерства народного просвещения. 1913, сентябрь.

1413

ОР РГБ. Ф.171.8.1б, л.л. 3—4об.

1414

Намек на то, что С.Булгаков в молодости был марксистом.

1415

РГАЛИ, ф. 142, ед.хр. 198, оп.1, л.197. Адресовано в Нижний Новгород, куда незадолго до этого переехал А.С.Глинка.

1416

ОР РГБ, ф.171.2.19, л.л.4—10об.

1417

Речь идет о книге

1418

Киселев Николай Петрович (1884-1965) — секретарь редакции книгоиздательства «Мусагет», книговед.

1419

Он попросил дать ему причастие (нем.).

1420

ОР РГБ, Ф.171.8.1б, л.13.

1421

Речь идет о только что вышедшей книге Е.Трубецкого «Миросозерцание Вл. Соловьева.

1422

ОР РГБ, ф.171.3.5, л.13, б.д.

1423

Шацкий Станислав Теофилович (1878—1934) — педагог-реформатор, психолог, один из первых применил в педагогической практике психоаналитическую теорию З.Фрейда, в пореволюционные годы был председателем Русского психоаналитического общества. В 1906 г. организовал в Москве на средства предпринимателей-меценатов (среди которых были И.Д.Сытин и М.К.Морозова) Опытную врачебно-воспитательную колонию «Сетлемент». Колония представляла собой сеть детских клубов по 15 человек в каждом, функционировавшие как самостоятельно управляемые республики с руководителями, выбиравшимися детьми из своей среды. В 1908 г. организация под давлением монархически настроенной части общественности была закрыта. Дети по мнению властей воспитывались неправильно: обращались к старшим фамильярно, здоровались за руку, по каждому поводу собирали общее собрание, выбирали председателя, секретаря, проводили тайное голосование; как писала правая газета «Старая Москва», «из детей вырабатывали будущих фанатиков-революционеров, с малых лет прививая им парламентские привычки». Колония под новым названием «Бодрая жизнь» через два года возродилась в имении М.Морозовой Михайловском и соседнем селе Белкине на средства М.Морозовой. После националиации Михайловского Шацкий организует на его территории Первую опытную станцию по народному образованию, входившую в систему Наркомпроса и находившуюся под личной опекой Н.Крупской. Здесь разрабатывались и проверялись на практике педологические методики воспитания и иучения детской психики, основанные на фрейдомарксизме. Известный американский философ Джон Дьюи, посетивший колонию в 1928 г. назвал беспрецендентными успехи группы педологов под руководством С.Шацкого. После разгрома советской педологии С.Шацкий занимал различные административные посты в учреждениях Наркомпроса, окончив жизнь директором Московской консерватории. Подробнее о деятельности С.Шацкого см. А.Эткинд. Эрос невозможного. История психоанализа в России. СПб, 1993. См. также примеч. к п. Морозовой—Трубецкому от 14.01.1911.

1424

ОР РГБ, ф.171.8.1б, лл.14—15об.

1425

ОР РГБ, ф.171.3.5, лл.52—53, б.д.

1426

Архив Эрна, частное собрание, ф. Аскольдова, лл. 16—19об.

1427

Лапшин Иван Иванович (1870—1950) — специалист по истории философии и теории творчества. Вероятно авор письма ссылается на его книгу «Проблема чужого «я» в новейшей философии». СПб. 1910.

1428

епископам

1429

Аскольдов С. Святые как выразители христианства // Живая жизнь. 1908, № 2.

1430

Архив Эрна, частное собрание, ф. Бердяева, л. 14. В Тифлис.

1431

Бердяев Н.А. Гасители духа. «Русская молва», 5.08.1913, № 232. Статья содержала резкую критику позиции Св. Синода, применившего грубую силу в полемике со сторонниками движения «имяславия», возникшего в русском монастыре на Афоне. «Врата адовы одолели Православную Российскую церковь»,— заключил с пафосом автор. За эту статью против Н.Бердяева было возбуждено уголовное преследование.

1432

Бердяев Н.А. О земном и небесном утопизме (рецензия на книгу: Е.Трубецкой. «Миросозерцание Вл. Соловьева).// Русская мысль. 1913, сентябрь, с. 46 — 54.

1433

Речь идет о книге : Николай Бердяев. Смысл творчества. Опыт оправдания человека. М. Изд. Г.А. Леман и С.И.Сахаров. 1916

1434

Об отношении Н. Бердяева к антропософии и личности Р. Штейнера в этот период свидетельствует Е. Ю. Рапп в письме к В. Ф. Эрну:

Бабаки. 6 июня <1913?]

<… /> Мою дружбу с вами я люблю как-то особенно, потому что она родилась тогда, когда я пришла к Христу, и на ней отблеск небесного света <… />

Ник давно возвратился из Гельсингфорса. Он много говорил о своих впечатлениях, но больше о внешнем, очень вскользь о внутреннем. Мне кажется, что он не может сказать о Штейнере последнего. И очень прав, по-моему. Страшно произнести окончательный приговор над человеком. Теперь я читаю книги Штейнера и минутами меня соблазняет его путь, давно меня давит внешний мир, давно хочется поднять его тяжелую завесу, но за Штейнером я не пойду никогда. В Гельсингфорсе Ник вел непрерывные, кровавые битвы с А. Белым, Бородаевским, Петровским. Всему и всем противился, но в душе Ники я чувствую раздумье. А. Белый всецело поглащен Штейнером. Его записи лекций гениальнее Штейнера, будет русским Штейнером, вероятно… Лицо Штейнера произвело на Ника совсем иное впечатление, чем его портрет. Не демоническое, не острое, а такое добродушное, пасторское, ласковое и приветливое очень. Читает лекции своеобразно и очень музыкально. Ник не говрил с ним отдельно. Прослушал цикл лекций, новых идей не нашел, все то же, что у мистиков, но говорит по-своему. <… />

Архив Эрна, публикуется по рукописной копии из собрания Н. В. Котрелева.

Позже были опубликованы:Бердяев Н.Теософия и антропософия //Русская мысль, № 11. 1916.Бердяев Н.Учение о перевоплощении и проблема человека. // Переселение душ. Париж. 1935, с. 63—82.

1435

ОР РГБ, ф.171.8.1б, лл. 18—19об.

1436

Амфорта (Амфортас, Анфортас) — в сказании Вольфрама фон Эшенбаха король-рыбак, дядя Парсифаля, недостойный хранитель Грааля, страдает от незаживающей раны, символизируя собой болезненное безволие и бессилие как результат нравственной нечистоты. На этот сюжет написана опера Р. Вагнера «Персифаль». Трубецкой и Морозова, как и большинство представителей русской культурной элиты, находились под глубоким воздействием музыкальных и философских произведений Р. Вагнера. Они неоднократно присутствовали на Вагнеровских фестивалях в Байрейте. (Следует отметить, что кн. Е.Трубецкой был еще и композитором-любителем.) Этим объясняется столь частое употребление имен персонажей оперного цикла Р.Вагнера (Парсифаль, Лоэнгрин, Брунгильда) в переписке Трубецкого—Морозовой; см. пп. № 485, 491, 515. Благодарю за кнсультацию проф. О. А. Седакову.

1437

Радлов Э. рец. на книгу: Трубецкой Евг. «Миросозерцание Вл. Соловьева» //Журнал Министерства народного просвещения. 1913, сентябрь. На нее последовал ответ: Трубецкой. Евг, кн. Э.Л.Радлов о В.С.Соловьеве //Русская мысль, 1913, №11; затем — Э.Радлов. Письмо в редакцию // Русская мысль, 1913, №12, содержащее резкое несогласие автора с оценкой рецензии Е.Трубецким и отказ от дальнейшей полемики с ним. <Сруве П.Б. /> «От редакции». Там же.

1438

Архив Эрна, частное собрание, ф.Булгакова, лл.77—78.

1439

возвещение (итал.), имеется в виду статья «Гасителя духа».

1440

Согласно предварительной программме книгоиздательства «Путь» А.В.Ельчанинов должен был написать монографию о русском правоведе и общественном деятеле Михаиле Михайловиче Сперанском (1772—1839), но не осуществил этого намерения.

1441

РГАЛИ, ф. 142, ед.хр. 198, оп. 1, лл. 198—199об.

1442

ОР РГБ, ф.171.8.1б, лл. 27—28об.

1443

РГАЛИ, ф. 142, ед.хр. 198, оп. 1, лл. 201—202об.

1444

По-видимому, здесь неологизм, образованный от слова вещий, т. е. обладающий тайным знанием.

1445

М.А.Новоселов.

1446

Сборник не был издан.

1447

Мишенькин А. С. — учитель словесности одной из нижегородских гимназий, организовавший около 1913 г. религиозно-философский кружок для учащихся, который после 1917 г. просуществовал подпольно до 1929 года, когда был раскрыт и все его участники арестованы и сосланы.

1448

Перед смертью А.Н.Шмидт передала свои мистические рукописии, содержавшие по ее мнению внушения свыше, которые были изданы: Шмидт А.Н. Из рукописей. С письмами к ней Вл. Соловьева /Издание, предисл., и примеч. священника П.А.Флоренского и С.Н.Булгакова/. Без указания издательства. М. 1916. Кроме того ей посвящена статья: С.Н.Булгаков. Вл. Соловьев и Анна Шмидт // Тихие думы. 1918. сс. 71—114

1449

Иноземцева Анна Андреевна, (рожд. Золотилова), (1864 — после 1915) — прозаик, драматург, журналистка религиозно-народнического направления; публиковалась регулярно в «Нижегородских губернских ведомостях».

1450

См. биографич. примеч. к п. № 14.

1451

С.Булгаков описал предыдущую встречу с Д.Мережковским З.Гиппиус в письме А.Глинке (Волжскому) от 12.12.1908.

1452

РГАЛИ, ф.142, ед.хр. 198, оп. 1, л. 204, открытка.

1453

РГАЛИ, ф.142, ед.хр. 198, оп. 1, лл. 205—206.

1454

Крестным отцом Сергея Сергеевича Булгакова был Михаил Александрович Новоселов.

1455

ОР РГБ, ф.171.8.1б, л.47.

1456

ОР РГБ, ф.171.3.6а, л. 8, б. д.

1457

Радлов Э. Письмо в редакцию //Русская мысль, 1913, № 12, содержащее резкое несогласие автора с оценкой его рецензии Е.Трубецким и отказ от дальнейшей полемики с ним. Здесь же помещен ответ «От редакции», написанный П. Струве.

1458

В период полемики о личности и философском наследии Вл. Соловьева на страницах журнала «Вопросы философии и психологии» между его ближайшими друзьми, Е. Трубецким и Л. Лопатиным, последний пережил сердечное заболевание. Трубецкой в письмах к Морозовой (не вошедших в настоящую публикацию) переживает чувство вины перед другом за то, что их полемика могла стать причиной его болезни.

1459

ОР РГБ, ф.109. п.Морозовой, л.3.

1460

ОР РГБ. Ф. 171.8.1б, л. 48, об, 49, об.

1461

Контаминация нескольких речений Иисуса Христа: «Если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего ни попросили, будет им от Отца Моего небесного. Ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди вас» (Мф. 18, 19—20). «Все, чего ни будете просить в молитве, верьте, что получите — и будет вам» (Мк. 11, 24). «Если пребудете во Мне, и слова Мои в вас пребудут, то, чего ни пожелаете, просiте и будет вам» (Ин.15, 7).

1462

ОР РГБ ф.171.3.6а, лл. 133—134об.

1463

Можно предположить, что реферат был на тему одной из глав книги П.И.Новгородцева «Об общественном идеале» (1917), над которой он в то время работал.

1464

Вероятно речь идет о книге Кант И. Основоположение к метафизике нравов (перевод под редакцией В.Хвостова).М., 1912.

1465

ОР РГБ ф.171.8.1б, л. 50об; датировано по п.шт.

1466

Ср. п. Е.Трубецкого — М.Морозовой от 26.12.1913, где высказывается одобрение по поводу неучастия в «Пути» Вяч. Иванова, Мережковского, Философова. В письме к Рачинскому, которое осталось нам недоступным, Трубецкой, по-видимому, убеждает его не приглашать Иванова к сотрудничеству в «Пути».

1467

РГАЛИ, ф.142, ед. хр.198, оп.1, л. 208-209.

1468

Столп и утверждение истины.

1469

Сборник статей «Материалы к спору об имени Божием». СПб. 1914.

1470

ОР РГБ ф.171.8.2а, л. 1,об.; дат. по п.шт.

1471

//Вопросы философии и психологии. № 123 (I ), 1914, май—июнь.

1472

Видимо речь идет об участниках семинара по философии Соловьева, который Трубецкой вел в Университете Шанявского. См. о них в пп. Трубецкого — Морозовой от 12 и 17.06.1912.

1473

Реферат о книге Флоренского «Столп и утверждение истины».

1474

Архив Эрна, частное собрание; открытка, датирована по пчт. шт.

1475

ОР РГБ ф.171.3.7, лл.

Скачать:TXTPDF

Взыскующие града. Хроника русской религиозно-философской и общественной жизни первой четверти ХХ века в письмах и дневниках современников Флоренский читать, Взыскующие града. Хроника русской религиозно-философской и общественной жизни первой четверти ХХ века в письмах и дневниках современников Флоренский читать бесплатно, Взыскующие града. Хроника русской религиозно-философской и общественной жизни первой четверти ХХ века в письмах и дневниках современников Флоренский читать онлайн