16—об.
1476
Архив Эрна, частное собрание; открытка, датирована по пчт. шт.
1477
Флоренская О. А.
1478
Флоренская Ю. А. см. о ней в примеч. к п. № 220.
1479
Архив Эрна, частное собрание, открытка, датирована по пчт. шт.
1480
Предположительно реферат В.Эрна был на одну из следующих тем: «Розмини и его теория знания», М. 1914, «Спор Розмини с Джоберти» //Известия Тифлисских высших женских курсов. Т. 1. 1914, «Спор о психологизме в итальянской философии» //Богословский вестник. Т. 4. 1914.
1481
Частная галерея западного искусства ХIХ-ХХ вв., коллекция которой впоследствии вошла в собрание Музея изобразительных искусств им. Пушкина.
1482
ОР РГБ, ф.171.8.2а, лл. 3—4об.; дат. по п.шт.
1483
Трубецкой Евг. Кн. Свет Фаворский и преображение ума // Русская мысль. 1914, № 4. Реферат посвящен недавно вышедшей книге о. Павла Флореского «Столп и утверждение истины».
1484
Трубецкой Сергей Евгеньевич.
1485
ОР РГБ, ф.171.3.4, л. 39; б.д.
1486
Вероятно, речь идет о студенческом религиозно-философском кружке, который упомянут в воспоминаниях: Николай Арсеньев. О московских религиозно-философских и литературных кружках и собраниях начала ХХ века. // Воспоминания о серебряном веке. /Сост., авт. предисл. и коммент. В.Крейд. — М.: Республика, 1993.
1487
Собрание, посвященное обсуждению книги Флоренского «Столп и утверждение истины», на котором Е.Н.Трубецкой выступил с докладом «Свет Фаворский и преображение ума».
1488
РГАЛИ, ф.142, ед. хр.198, оп.1, л.216-17об.
1489
А.Волжский. В обители преподобного Серафима. Путь. М. 1914.
1490
Булгаков С. Афонское дело. //Русская мысль. 1913. №9
1491
См. например: В.Розанов. Обонятельное и осязательное отношение евреев к крови. СПб. 1914.
1492
ОР РГБ, ф.171.3.5, л.173, б.д.
1493
ОР РГБ, ф.171.8.2а, лл. 9—10об., датир. по пчт. шт. отпр.
1494
ОР РГБ, ф. 171.8.2а, л. 7—9.
1495
Вероятно речь идет о временном переезде Е.Н.Трубецкого в Петербург для участия в работе Государственного Совета, членом которого он был избран от Калужской губернии.
1496
ОР РГБ, ф. 171.8.2а, лл. 11—12об. Пчт. шт.
1497
РГАЛИ, ф.142, ед. хр.198, оп.1, л.215.
1498
РГАЛИ, ф.142, ед. хр.198, оп.1, л.211-213.
1499
Н.А.Бердяев.
1500
Видимо речь идет о книге «Смысл творчества».
1501
В Тифлис.
1502
Можно предположить, что тема доклада совпадала с опубликованой впоследствии статьей В.Эрна «Природа научной мысли» //Богословский вестник. 1914. Т.1-2.
1503
Архив Эрна, частное собрание, ф. Булгакова, л. 32.
1504
Поездка в Италию не состоялась.
1505
Архив Эрна, частное собрание, открытка, датирована по пчт. шт.
1506
См. примеч. к п. № 333.
1507
По возвращении из Рима семья Ивановых поселилась в москве по адресу: Зубовский бульвар, 25, кв.9, В.Эрн прожил в их квартире до конца своей жизни.
1508
Шварсалон Вера Константиновна (1890 — 1920) — дочь Лидии Дмитриевны Зиновьевой-Аннибал от ее первого брака; после смерти матери, с 1911 г. она становится женой Вячеслава Ивановича Иванова.
1509
Иванов Димитрий Вячеславович (род. 1912) — сын В.К.Шварсалон и Вяч. И. Иванова, впоследствии журналист, издатель Собрания сочинений своего отца, историк русской культуры «серебряного века».
1510
Голубкина Анна Семеновна (1864—1927) — скульптор, для работ которой характерны черты импрессионизма. Участница революционного движения 1905—07 гг.
1511
Архив Эрна, частное собрание, ф. Трубецкого л.1.
1512
Речь идет о магистерской диссертации В.Эрна, опубликованной под названием «Росмини и его теория знания», Путь. М. 1914.
1513
См. предыдущее примечание.
1514
Речь идет о заграничной командировке, не состоявшейся из-за начавшейся войны.
1515
В ОР РГБ хранится рукописный текст перевода «Пира» Данте, выполненный по заказу издательства «Братьев Собашниковых», где Эрну принадлежит перевод прозаических, а Иванову — поэтических частей. Издание не было осуществлено. См. ОР РГБ ф. 261 (изд-во Сабашниковых). 10.10.
1516
19 мая состоялась защита диссертации о. Павла Форенского на степень магистра богословия на тему: «О Духовной Истине» (изд. в 1912 г.), легшей в основу книги «Столп и утверждение Истины», см. Е.Голлербах //ВФ, 1994, № 2—4.
1517
Представитель высшей индийской касты священнослужителей.
1518
Представитель касты ремесленников, стоящих в традиционном индийском обществе на ступень ниже кшатрриев (воинов).
1519
Епископ Антоний (Флоренсов), живший на покое в Донском монастыре; см. о нем в примеч. к п. № 109.
1520
А.М.Флоренская (Гиацинтова), жена о. Павла Флоренского.
1521
Ср. Шестов Л. Вячеслав Великолепный. К характеристике русского упадочничества. //Русская мысль, 1916, № 10, с. 80—110.
1522
Кругликова Елизавета Сергеевна (1865—1941), художница, график, автор многочисленных силуетных портретов современников (в том числе В.Эрна, см. приложение), которые она вырезала из черной бумаги.
1523
Орлова Е.Н. — домовладелица, меценатка, покровительница М.О.Гершензона, издательница журнала «Критическое обозрение» (издавался до 1910 г.), в котором литературный отдел вел М.О.Гершензон.
1524
Можно прдположить, что Эрн по просьбе Ельчанинова пропагандировал проект открытия школы, на новых педагогических принципах, разрабатываемых им в тифлисской гимназии Левандовского.
1525
Публикуется по машинописной копии из частного собрания; на конверте: Заказное. Саперный пер., д. 10, кв. 68. Ея Высокородию Елизавете Владимировне Карташевой с просьбой передать или переслать Д.С. Мережковскому от Розанова. Обр. адрес: г. Луга, СПб губ., имение Зыбина. Пчт. шт.: Луга. 15.06.1914.
1526
Речь идет о переиздании двухтомного трактата:Мережковский.Д. С. .Л. Толстой и Достоевский. // Полн. собр. соч. Т. IХ—ХII. М.: Типография Т-ва И. Д. Сытина, 1914. Здесь, как и в предыдущих изданиях, есть два пассажа о В. Розанове: «Ницше, со своими откровениями нового оргиазма, «святой плоти и крови», воскресшего Диониса — на Западе; а у нас, в России, почти с теми же откровениями — В. В. Розанов, русский Ницше. Я знаю, что такое сопоставление многих удивит; но когда этот мыслитель, при всех своих слабостях, в иных прозрениях столь же гениальный, как Ницше, и, может быть, даже более, чем Ницше, самородный, первозданный в своей антихристианской сущности, будет понят, то он окажется явлением, едва ли не более грозным, требующем большего внимания со стороны церкви, чем Л. Толстой, несмотря на всю теперешнюю разницу в общественном влиянии обоих писателей». «<…> в вопросепола, в этом по преимуществу нашем новом вопросе, от которого зависит все будущее христианства, вся его вторая не открывшаясяполовина, — «кроткий демонизм» Л. Толстого, совершенно противоположен и все-таки подобен мятежному демонизму Достоевского». Собственно В. Розанову здесь принадлежат только два взятые в кавычки слова, о чем свидетельствует авторская ссылка. Первым откликом на первую публикацию трактата в журнале «Мир искусства» (1900, №№ 1—4, 7—12. 1901, №№ 4—12. 1902, № 2) былРозанов В. В.Новая работа о Толстом и Достоевском // Новое время. 1900. № 8736. 24 июня.
1527
Намек на недавнюю попытку исключения В. Розанова из ПРФО за публицистическую поддержку обвинения евреев в ритуальных убийствах в ходе полемики вокруг «дела Бейлиса» в 1911-13 гг. См. подробнее об этом: Иванова Е. Об исключении В. В. Розанова из Религиозно-Философского общества. Доклад Совета и прения по вопросу об отношении общества к деятельности В. В. Розанова // Наш современник. 1990? № 10? с. 104— 122. Записки С.-Петербургского Религиозно-философского общества. Доклад Совета и прения по вопросу об отношении общества к деятельности В. В. Розанова. Стенографический отчет. Выступление Д. В. Философова. Однако в этом своем выступлении Философов, поддерживаемый Мережковским и Гиппиус, ультиматино потребовал исключения Розанова из ПРФО.
1528
Кайданов Иван Кузьмич (1782-1845) — адъюнкт-профессор истории Царскосельского (впоследствии Александровского) лицея (1811-1841), автор учебников древней истории.
1529
Иловайский Дмитрий Ианович (1832-1920) — историк, публицист, автор пятитомной «Русской истории» и гимназического курса древней истории, откуда видимо и приводит цитату Розанов.
1530
Бейлис Мендель Тевье (1874-1934) — приказчик кирпичного завода в Киеве, который был обвинен в 1911 году в ритуальном убийстве мальчика-христианина Андрея Ющинского и на процесс в 1913 признан судом присяжных невиновным. После процесса уехал за границу, оставил воспоминания: Бейлис М. История моих страданий. 1925.
1531
Митюрников Иван Иванович — владелец книжного магазина в Санкт-Петербурге.
1532
Процесс Бейлиса подтолкнул Розанова к написанию серии статей, в которых он высказывает убеждение, что евреи в ритуальных целях должны употреблять кровь христиан; см. например: Розанов В. В. Есть ли у евреев тайны //Новое время. 9.12.1911. Иудейская тайнопись // Новое время. 12.12.1911; Иудейская тайна. //Новое время. 11.12.1911., которые впоследствии вошли в его книгу «Обонятельное и осязательное отншение евреев к крови». 1914.
1533
Столпнер Борис Григорьевич(1871-1937) — философ, социолог, переводчик, сотрудник «Еврейской энциклопедии» был постоянным посетителей воскресений Розанова, высоко отзывавшегося об этой столь значимой для него личности. В письме Н. Н. Глубоковскому 29.12.1909 он писал: «Столпнер — еврей, редкой честности и младенчества жизни, но редкой начитанности и ума <…>» (Цит. по: Переписка В.В. Розанова и М. О. Гершензона. 1909-1918. Вступительная статья, публикация и комментарииВ. Проскуриной) // Новый мир. 1991, № 3, с. 215—242.
1534
«Но Мережковский, при кротких и милых его чертах, никогда не был умен; не был практически, «под ногами» умен». Розанов В. Опавшие листья. Короб первый. СПб. 1913.
1535
Там же.
1536
Итак, друзья, полюбим стиль вещей (фр.).
1537
Имеется в виду В.Д.Бутягина, вторая жена В.Розанова.
1538
Д.Мережковский. Розанов. // Русское слово. 1.06.1913. Переизд.: Мережковский Д. С. Было и будет., М. 1915, с. 237—253.
1539
дурно (фр.).
1540
Суворин Алексей Сергеевич (1834-1912) — редактор газеты «Новое время», где В. В. Розановпостоянно сотрудничал с 1899 по 1917. См. о нем: Розанов В. В. Из припоминаний и мыслей об А. С. Суворине. М., 1992.
1541
Суворин Михаил Алексеевич (1859-1918) публицист, один из ведущих сотрудников, а после смерти отца, А. С. Суворина (1912), — редактор «Нового времени».
1542
Ранее в этой газете была опубликована статья: Мережковский Д. С. Что такое язычество? // Новое время. 1902. 28 сент.
1543
Газета правого направления.
1544
Розанов неоднократно критически высказывался о призведениях Л. Н. Андреева. См. его статьи: «Литературные новинки» // Новое время. 2.06.1904; «Русский «реалист» об евангельских событиях и лицах» // Новое время. 19.07.1907; «Л. Андреев и его «Тьма»» // Новое время. 25.01.1908.
1545
Арцыбашев Михаил Павлович (1876-1941) — писатель автор в то время скандально известного романа «Санин» (1908), см. рецензию: Розанов В. В. На книжном и литературном рынке // Новое время. 11.07.1908.
1546
Намек на статью: Философов Д. Конец Горького // Русская мысль, 1907? № 4? С 122—141.
1547
Писарев Дмитрий Иванович (1840-1868) — публицист и литературный критик, идеолог русского нигилизма и утопического социализма.
1548
Вероятно, отсылка к пророчеству о грядущем возмездии над неправедными жителями Тира: «Ибо так говорит Господь Бог: вот приведу против Тира от севера Навуходоносора, царя Вавилонского, царя царей, с конями и с колесницами, и со всадниками, и с войском, и с многочисленным народом» (Иез. 26, 7).
1549
Сахарна — бессарабское имение Е. И. Апостолопуло, где летом 1913 г. вместе с семьей отдыхал Розанов. Из записей этого периода составлена книга «Сахарна», состоящая из трех частей: «Перед Сахарной», «Сахарна», «После Сахарны».
1550
Благочестивые (древнеевр.) — сторонники религиозно-мистического течения в иудаизме, возникшего в первой половине Х III в. среди еврейского населения Волыни, Подолии и Галиции, как оппозиция ортодоксальному иудаизму. Для хасидизма характерна мистическая экзальтация, почитание цадиков (праведников).
1551
в положении женщины (лат.).
1552
Согласно средневековым поверьям на Лысой горе (гора Броккен в Гарце) ежегодно в Вальпургиеву ночь (на 1 мая) происходил ведьмовский шабаш, где совершалась черная месса.
1553
Согласно книге Исход (19—34) на горе Синай Господь заключил Завет с еврейским народом и дал Моисею скрижали, на которых были высечены 10 заповедей.
1554
последнее (лат.).
1555
сущность (лат.)
1556
Скабичевский Александр Михайлович (1838-910/11) — критик, историк русской литературы либерально-народнического направления.
1557
Гольцев Виктор Александрович (1850-1906) — журналист либерально-народнического направления, литературный критик, до конца дней редактировал журнал «Русская