мысль».
1558
Эту фамилию носили представители целого клана российских врачей, юристов, общественных деятелей еврейского происхождения, наиболее известные из которых:
Винавер Максим Моисеевич (1862-1926) — правовед, один из основателей кадетской партии и заместитель председателя ее ЦК, депутат I Государственной Думы от СПб.
Винавер Михаил Львович (1880-1942) — работник Политического Красного Креста, погиб в заключении.
1559
простонародная форма слова «адвокат» для обозначения любого юриста.
1560
либеральная печать.
1561
ОР РГБ, ф.171.8.2б.
1562
Вл. С. Соловьев и кн. Е. Трубецкой //Вопросы философии и психологии. 1914, № 123 (I ).
1563
ОР РГБ, ф.171. 2. 19, лл. 13—14об.
1564
Обе книги не были изданы в «Пути».
1565
Книга не была издана в «Пути».
1566
РГАЛИ, ф. 142, ед.хр. 198, оп. 1, лл. 219—220об.
1567
ОР РГБ ф.171.3.7, л.120; б.д.
1568
В доме М.К.М. был организован лазарет для раненых. См. № 515.
1569
ОР РГБ, ф.171. 2б. л.24—об.
1570
Статья не была опубликована, см. № 516.
1571
См. Трубецкой Е., кн. Война и мировая задача России. М., 1915.
1572
Фихте. См. примеч. к п. № 382.
1573
Трубецкой Александр Евгениевич (1893—1968), сын Е.Н.Трубецкого, был призван на фронт с 4-го курса юридического факультета Московского университета в чине прапорщика и до конца 1917 г. находился в действующей армии. Весной 1918 участвовал вместе с присяжным поверенным В.С.Полянским (вероятно провокатором), М.Лопухиным, В.Трубецким, Н.Лермонтовым, Г.Осоргиным и братьями Соловыми в неудавшейся попытке освобождения Императора Николая II и его семьи из-под ареста. В 1920 г. эвакуировался в составе армии ген. Врангеля в Константинополь, умер в Париже.
1574
ОР РГБ ф. 171.3.6б, л. 107—108об.
1575
ОР РГБ, ф.171. 2.19, лл. 22—23об.
1576
Векилов Александр Давидович — офицер, брат Е.Д.Эрн
1577
ОР РГБ ф. 171.3.6б, л. 97.
1578
ОР РГБ ф. 171.8.2б, лл. 28—29об.
1579
Речь идет об изданной впоследствии книге: Е.Н.Трубецкой. Гносеологические предположения познания. Опыт преодоления Канта и кантианства. М., 1917.
1580
ОР РГБ ф. 171.8.2б, лл. 31.
1581
Замятнина Мария Михайловна.
1582
Шварсалон Сергей Константинович и Шварсалон Константин Константинович , офицеры, сыновья Л.Д.Зиновьевой-Аннибал..
1583
В часовню иконы Иверской Божией Матери в Воскресенских воротах на Красной площади (разрушена в 1934 — ввосстановлена в 1995 г.)
1584
Любавский Матвей Кузьмич — ректор Московского Университета с 1906 по 1918 г., ординарный профессор историко-филологического факультета.
1585
Лейст Эрнест Егорович — помощник ректора Московского Университета, ординарный профессор физико-математического факультета. Должности субъинспектора в штате Университета не было.
1586
Братья Бландовы владели сетью молочных магазинов, расположенных по всей Москве. По пути к дому Новоселова (Нижний Лесной пер., 2) Эрн мог зайти в молочную, располагавшуюся в Охотном ряду.
1587
Секретарь издательства «Путь».
1588
ОР РГБ ф.171.3.6б, лл.110—112об.
1589
РГАЛИ, ф. 142, ед.хр.198, оп. 1, лл.222.
1590
Флоренская О.А, сестра П.А.Флоренского.
1591
Флоренская О. П., мать О.А. и П.А.Флоренских.
1592
Статьи составили сборник: В.Эрн. Меч и крест. М. 1915.
1593
ОР РГБ ф.171.8.2б, лл. 32—33.
1594
В.Эрн и Вяч.Иванов вместе перевели «Пир» Данте.
1595
Один из членов купеческой семьи Щукиных, крупных предпринимателей, меценатов, коллекционеров древнерусского и нового западного искусства.
1596
В.Эрн. Спор об Имени Божием. //Христианская мысль, 1916, т. 9, с. 101—109; Его же. Разбор Послания Св. Синода об Имени Божием //Религиозно-философская библиотека. М. 1917.
1597
После заседания (6.10.1914) «Он <Вяч. Иванов> рассказывает о лекции Эрна «От Канта (кантианства) к Круппу» — какую бурю негодования вызвал, и только один он, В.И., нашел достаточно мужества поддержать его. А немцы признали Эрна правым. Коген в одном письме говорит, что немцкие полководцы — ученики кантовских учеников. Так сильна у нас немецкая идеология. В этой войнесталкиваются разные интересы — и ее ведут не только на земле — здесь борьба таинственных сил, борьба философий — неокантианства с платонизмом <…> В.И. говорил — что идет борьба немецкого духа с античностью. Романские народы выросли, воспитались на античности. По словам Ростовцева, славяне эллинизировались еще через скифов. В обоих народах есть слияние с античностью, восприятие античности в недра духа (православие — платонизм). Германцы воевали с античным миром: они усердно усваивали, изучали античность, но то было только изучение, а не приятие и внутреннее перерождение на античности <…>» // «…Мои встречи с вами нетленны. Вячеслав Иванов в дневниках, записных книжках и письмах П.А.Журова. Публикация, вступит. ст. и примечанияСубботина С.И.// Новое литературное обозрени. 1994, № 10, с. 209—236.
1598
В.К.Шварсалон, жена Вяч. Иванова.
1599
Иванов Димитрий Вячеславович (род. 1912) — сын В.К.Шварсалон и Вяч. Иванова.
1600
Частные курсы в Москве по подготовке к сдаче экстерном за курс гимназии.
1601
Вильшау Владимир Робертович (1868 — 1957) — пианист, педагог; преподавал с 1909 по 1924 в Московской консерватории.
1602
Коты в доме Ивановых полушутя считались «домашним тотемом». В Римской музее-квартире Вяч. Иванова хранится портрет одного из котов работы художника Сергея Иванова.
1603
Гречанинов Александр Тихонович (1864—1956) — русский композитор.
1604
Вяч. Иванов не написал такого либретто.
1605
Открытое заседание МРФО, посвященное началу Мировой войны состоялось 6.10.1914 в большом зале Политехнического музея. С докладами, впоследствии опубликованными, выступили:
Рачинский Г.А.Братство и свобода //Русская мысль, 1914, № 12, разд. 2, с. 83—87.
Трубецкой Е.Н., кн.Война и мировая задача России//Там же, разд. 2, с. 88—96.
Вяч. Иванов.Вселенское дело // Там же, с. 97—107.
Булгаков С.Н.Русские думы // Там же, с. 108—115.
ЭрнВ. От Канта к Круппу // Там же, с.116—124.
1606
Архив Эрна, частное собрание. На конверте: Тифлис, Матиновская, 26. Е.В.Б. Александру Викторовичу Ельчанинову.
1607
Приведем впечатление еще одного из присутствовавших на этом заседании: «Октябрь 1914 года. Третий месяц войны. Открытое заседание религиозно-философского общества памяти В.Соловьева. Большая аудитория Политехнического музея полна, а публика все прибывает… переполнены все проходы, слушатели уже размещаются на эстраде. Пять речей на тему о религиозном смысле войны. Тихо и напряженно-внимательно слушает аудитория вступительное слово председателя Г.А.Рачинского, скоро и дружно отвечает она на гражданский пафос Е.Н.Трубецкого, прерывая его рукоплесканиями, саркастически усмехается и негодует вместе с Вячеславом Ивановым на немецкого Мефистофеля, соблазняющего Фауста; вдумчиво внимает размышлениям С.Н.Булгакова…Но вот на трибуну выходит Владимир Эрн: «…Я убежден, во-первых, что бурное восстание германизма предрешено Аналитикой Канта; я убежден, во-вторых, что орудия Круппа полны глубочайшей философичности; я убежден, в-третьих, что внутренняя транскрипция германского духа философии Канта закономерно и фатально сходится с внешней транскрипцией того же самого германского духа в орудиях Круппа…»
— Ах этот Эрн! — слышится со всех сторон, — опять он всех рассердил и никого не убедил! То же слово, да не так молвил. Недоуменные перглядывания… Что он несет?!
Вспыхнула полемика, посыпались обвинения: «Не читал Канта! Блудный сын философии! славянофильствующий богоискатель!
Что же сделал этот рыцарь русской философии с нерусской фамилией и отчеством? — Он заострил и без того острые углы, отчего тупые стали еще тупее. Он набрал курсивом там, где было набрано петитом, он примечания перенес в текст, он продолжил линии, которые современники не решились продолжить, затер точки, на которых они хотели остановиться. Параллели он перенес в иные измерения, и они там пересеклись… И все это он назвал словами, которые стали крылатыми: «От Канта к Круппу»».
«Сколько напрасных ударов принял он на себя, — думалось жалеющими его друзьями, и было досадно за него. Казалось, нападающие в чем-то правы, но и он не виноват…»С.Аскольдов.Памяти Эрна. Машинописный сборник. Архив Эрна, частное собрание.
1608
См. прим. к № 459.
1609
Вероятно, имеется в виду несохранившаяся в архиве вырезка из газеты.
1610
Вяч. Иванову принадлежат две статьи о творчестве А. Скрябина, увидевшие свет после скоропостижной смерти композитора: «Взгляд Скрябина на искусство» (доклад на заседании МРФО) // Родное и вселенское. М., 1918; «Скрябин и революция», Собр. соч. Брюссель, 1979, т. 3, с. 172—189.
1611
Вот как запомнлась биографу композитора одна из таких бесед Иванова со Скрябиным: «Мнение Вяч. Иванова его расстраивало. Ему хотелось быть с ним во всем соидарным, а этогоне выходило… Помню в этот же день в гостиной они заспорили о мистерии. Разговор принял сразу самые «эзотерические» очертания: говорилось тут о расах, о мессиях рас, о конечны мистериях, о «манвантарах» и прочем. В. Иванов обнаруживал, к великому удовольствию Скрябина и доктора, огромную осведомленность во всех этих вещах и даже в самой терминологии. Зашло дело и о Христе как миссии человечества. Тут начали выясняться точки расхождения с Скрябиным. Стоявший на точке зрения христианской теодицеи и мистики В. Иванов не мог понять,почему А. Н. так горячо настаивал на том, что Христос «не единственный мессия», и даже не «из самых важных»: ему надо было «очистить место для творца Мистерии». <…> А. Н. горячился. Он начал доказывать, что есть «мессии рас», которые появляются в пограничных эрах, при конце «манвантары», чтобы свершить мистерию и воссоединить человечество с божество или «мировым духом» <…> И есть простые, «будничные» мессии, которые как бы приготовляют человечество для этих настоящих. Судя по всему разговору, <…> — Христос как раз попадал в эти самые «будничные мессии». Место «праздничного» очевидно А. Н. очищал для себя, но В. Иванов не понимал или делал вид, что этого не понимает, а Скрябин, «деликатный» по отношению к себе, не хотел высказать всего этого своего мнения ен тоутес леттрес».Сабанеев Л. Л.Воспоминания. М., 1926. С.
1612
«Очень много говорили о Мистерии, о ее провиденциальном значении, о ее смысле, причем комментаторами являлись преимущественно Вяч. Иванов и Подгаецкий, отчасти Шлецер. Бывал Булгаков, и я не мог скоро не почувствовать, что Скрябина начинают как-то перекрашивать, в такие цвета и направления, каких у него при жизни как будто и не было. Это было и не удивительно: в кружке был определенный мистический уклон и притом не столько в сторону теософии, сколько в сторону «неохристианства»» <…> В частном разговоре сам Скрябин так определил конечную цель своего творчества: «Мистерия — это акт эротический, акт любви. Вот, как любовь между мужчиной и женщиной оканчивается (тут он понзил голос до шопота) актом излияния семени — так и в Мистерии <…> И вот это (он наиграл последние такты сонаты) — это есть излияние и затем то ослабление, которое всегда бывает, исчезновение в небытие <…> Не мистерия будет подражать нашему «акту», а мы сейчас подражаем будущей Мистерии <…> Единый овладеет всем женственным — всем миром. Нельзя описать этого — он замялся — как нельзя ведь сказать, какими ласками (тут он опять понизил голос) будет мужчина ласкать женщину в момент экстаза — так и тут это нельзя высказать… Татьяна Федоровна, прислушавшаяся к разговору, почему-то осталась недовольна таким концом мистерии, видимо ее ласки Единого по отношению к множеству мало устраивали».Сабанеев Л. Л.…, с. 107.
1613
А. Скрябин излагал идею свето-музыкальной кантаты «Предварительное действо» (оставшейся незавершенной), в которую по мысли автора должно быть постепенно втянуто все человечество, а в его финале наступит Мистерия «конец времен» и начнется «новый эон».
1614
Периодическое издание, публиковавшее рецензии на наиболее интересные книжные новинки и изложения публицистических статей.
1615
РГАЛИ, ф.142, ед.хр. 198, оп.1, л. 223.
1616
Соловьев Николай Васильевич — владелец сети книжно-антикварных магазинов.
1617
Трагедия впервые была опубликована под заглавием «Сыны Прометея» // Русская мысль. 1915, № 1 (январь-февраль). Отдельным изданием: Иванов Вячеслав. Прометей / Алконост, Петебург,