Скачать:TXTPDF
Взыскующие града. Хроника русской религиозно-философской и общественной жизни первой четверти ХХ века в письмах и дневниках современников

мысль».

1558

Эту фамилию носили представители целого клана российских врачей, юристов, общественных деятелей еврейского происхождения, наиболее известные из которых:

Винавер Максим Моисеевич (1862-1926) — правовед, один из основателей кадетской партии и заместитель председателя ее ЦК, депутат I Государственной Думы от СПб.

Винавер Михаил Львович (1880-1942) — работник Политического Красного Креста, погиб в заключении.

1559

простонародная форма слова «адвокат» для обозначения любого юриста.

1560

либеральная печать.

1561

ОР РГБ, ф.171.8.2б.

1562

Вл. С. Соловьев и кн. Е. Трубецкой //Вопросы философии и психологии. 1914, № 123 (I ).

1563

ОР РГБ, ф.171. 2. 19, лл. 13—14об.

1564

Обе книги не были изданы в «Пути».

1565

Книга не была издана в «Пути».

1566

РГАЛИ, ф. 142, ед.хр. 198, оп. 1, лл. 219—220об.

1567

ОР РГБ ф.171.3.7, л.120; б.д.

1568

В доме М.К.М. был организован лазарет для раненых. См. № 515.

1569

ОР РГБ, ф.171. 2б. л.24—об.

1570

Статья не была опубликована, см. № 516.

1571

См. Трубецкой Е., кн. Война и мировая задача России. М., 1915.

1572

Фихте. См. примеч. к п. № 382.

1573

Трубецкой Александр Евгениевич (1893—1968), сын Е.Н.Трубецкого, был призван на фронт с 4-го курса юридического факультета Московского университета в чине прапорщика и до конца 1917 г. находился в действующей армии. Весной 1918 участвовал вместе с присяжным поверенным В.С.Полянским (вероятно провокатором), М.Лопухиным, В.Трубецким, Н.Лермонтовым, Г.Осоргиным и братьями Соловыми в неудавшейся попытке освобождения Императора Николая II и его семьи из-под ареста. В 1920 г. эвакуировался в составе армии ген. Врангеля в Константинополь, умер в Париже.

1574

ОР РГБ ф. 171.3.6б, л. 107—108об.

1575

ОР РГБ, ф.171. 2.19, лл. 22—23об.

1576

Векилов Александр Давидович — офицер, брат Е.Д.Эрн

1577

ОР РГБ ф. 171.3.6б, л. 97.

1578

ОР РГБ ф. 171.8.2б, лл. 28—29об.

1579

Речь идет об изданной впоследствии книге: Е.Н.Трубецкой. Гносеологические предположения познания. Опыт преодоления Канта и кантианства. М., 1917.

1580

ОР РГБ ф. 171.8.2б, лл. 31.

1581

Замятнина Мария Михайловна.

1582

Шварсалон Сергей Константинович и Шварсалон Константин Константинович , офицеры, сыновья Л.Д.Зиновьевой-Аннибал..

1583

В часовню иконы Иверской Божией Матери в Воскресенских воротах на Красной площади (разрушена в 1934 — ввосстановлена в 1995 г.)

1584

Любавский Матвей Кузьмич — ректор Московского Университета с 1906 по 1918 г., ординарный профессор историко-филологического факультета.

1585

Лейст Эрнест Егорович — помощник ректора Московского Университета, ординарный профессор физико-математического факультета. Должности субъинспектора в штате Университета не было.

1586

Братья Бландовы владели сетью молочных магазинов, расположенных по всей Москве. По пути к дому Новоселова (Нижний Лесной пер., 2) Эрн мог зайти в молочную, располагавшуюся в Охотном ряду.

1587

Секретарь издательства «Путь».

1588

ОР РГБ ф.171.3.6б, лл.110—112об.

1589

РГАЛИ, ф. 142, ед.хр.198, оп. 1, лл.222.

1590

Флоренская О.А, сестра П.А.Флоренского.

1591

Флоренская О. П., мать О.А. и П.А.Флоренских.

1592

Статьи составили сборник: В.Эрн. Меч и крест. М. 1915.

1593

ОР РГБ ф.171.8.2б, лл. 32—33.

1594

В.Эрн и Вяч.Иванов вместе перевели «Пир» Данте.

1595

Один из членов купеческой семьи Щукиных, крупных предпринимателей, меценатов, коллекционеров древнерусского и нового западного искусства.

1596

В.Эрн. Спор об Имени Божием. //Христианская мысль, 1916, т. 9, с. 101—109; Его же. Разбор Послания Св. Синода об Имени Божием //Религиозно-философская библиотека. М. 1917.

1597

После заседания (6.10.1914) «Он <Вяч. Иванов> рассказывает о лекции Эрна «От Канта (кантианства) к Круппу» — какую бурю негодования вызвал, и только один он, В.И., нашел достаточно мужества поддержать его. А немцы признали Эрна правым. Коген в одном письме говорит, что немцкие полководцы — ученики кантовских учеников. Так сильна у нас немецкая идеология. В этой войнесталкиваются разные интересы — и ее ведут не только на земле — здесь борьба таинственных сил, борьба философий — неокантианства с платонизмом <…> В.И. говорил — что идет борьба немецкого духа с античностью. Романские народы выросли, воспитались на античности. По словам Ростовцева, славяне эллинизировались еще через скифов. В обоих народах есть слияние с античностью, восприятие античности в недра духа (православие — платонизм). Германцы воевали с античным миром: они усердно усваивали, изучали античность, но то было только изучение, а не приятие и внутреннее перерождение на античности <…>» // «…Мои встречи с вами нетленны. Вячеслав Иванов в дневниках, записных книжках и письмах П.А.Журова. Публикация, вступит. ст. и примечанияСубботина С.И.// Новое литературное обозрени. 1994, № 10, с. 209—236.

1598

В.К.Шварсалон, жена Вяч. Иванова.

1599

Иванов Димитрий Вячеславович (род. 1912) — сын В.К.Шварсалон и Вяч. Иванова.

1600

Частные курсы в Москве по подготовке к сдаче экстерном за курс гимназии.

1601

Вильшау Владимир Робертович (1868 — 1957) — пианист, педагог; преподавал с 1909 по 1924 в Московской консерватории.

1602

Коты в доме Ивановых полушутя считались «домашним тотемом». В Римской музее-квартире Вяч. Иванова хранится портрет одного из котов работы художника Сергея Иванова.

1603

Гречанинов Александр Тихонович (1864—1956) — русский композитор.

1604

Вяч. Иванов не написал такого либретто.

1605

Открытое заседание МРФО, посвященное началу Мировой войны состоялось 6.10.1914 в большом зале Политехнического музея. С докладами, впоследствии опубликованными, выступили:

Рачинский Г.А.Братство и свобода //Русская мысль, 1914, № 12, разд. 2, с. 83—87.

Трубецкой Е.Н., кн.Война и мировая задача России//Там же, разд. 2, с. 88—96.

Вяч. Иванов.Вселенское дело // Там же, с. 97—107.

Булгаков С.Н.Русские думы // Там же, с. 108—115.

ЭрнВ. От Канта к Круппу // Там же, с.116—124.

1606

Архив Эрна, частное собрание. На конверте: Тифлис, Матиновская, 26. Е.В.Б. Александру Викторовичу Ельчанинову.

1607

Приведем впечатление еще одного из присутствовавших на этом заседании: «Октябрь 1914 года. Третий месяц войны. Открытое заседание религиозно-философского общества памяти В.Соловьева. Большая аудитория Политехнического музея полна, а публика все прибывает… переполнены все проходы, слушатели уже размещаются на эстраде. Пять речей на тему о религиозном смысле войны. Тихо и напряженно-внимательно слушает аудитория вступительное слово председателя Г.А.Рачинского, скоро и дружно отвечает она на гражданский пафос Е.Н.Трубецкого, прерывая его рукоплесканиями, саркастически усмехается и негодует вместе с Вячеславом Ивановым на немецкого Мефистофеля, соблазняющего Фауста; вдумчиво внимает размышлениям С.Н.Булгакова…Но вот на трибуну выходит Владимир Эрн: «…Я убежден, во-первых, что бурное восстание германизма предрешено Аналитикой Канта; я убежден, во-вторых, что орудия Круппа полны глубочайшей философичности; я убежден, в-третьих, что внутренняя транскрипция германского духа философии Канта закономерно и фатально сходится с внешней транскрипцией того же самого германского духа в орудиях Круппа…»

— Ах этот Эрн! — слышится со всех сторон, — опять он всех рассердил и никого не убедил! То же слово, да не так молвил. Недоуменные перглядывания… Что он несет?!

Вспыхнула полемика, посыпались обвинения: «Не читал Канта! Блудный сын философии! славянофильствующий богоискатель!

Что же сделал этот рыцарь русской философии с нерусской фамилией и отчеством? — Он заострил и без того острые углы, отчего тупые стали еще тупее. Он набрал курсивом там, где было набрано петитом, он примечания перенес в текст, он продолжил линии, которые современники не решились продолжить, затер точки, на которых они хотели остановиться. Параллели он перенес в иные измерения, и они там пересеклись… И все это он назвал словами, которые стали крылатыми: «От Канта к Круппу»».

«Сколько напрасных ударов принял он на себя, — думалось жалеющими его друзьями, и было досадно за него. Казалось, нападающие в чем-то правы, но и он не виноват…»С.Аскольдов.Памяти Эрна. Машинописный сборник. Архив Эрна, частное собрание.

1608

См. прим. к № 459.

1609

Вероятно, имеется в виду несохранившаяся в архиве вырезка из газеты.

1610

Вяч. Иванову принадлежат две статьи о творчестве А. Скрябина, увидевшие свет после скоропостижной смерти композитора: «Взгляд Скрябина на искусство» (доклад на заседании МРФО) // Родное и вселенское. М., 1918; «Скрябин и революция», Собр. соч. Брюссель, 1979, т. 3, с. 172—189.

1611

Вот как запомнлась биографу композитора одна из таких бесед Иванова со Скрябиным: «Мнение Вяч. Иванова его расстраивало. Ему хотелось быть с ним во всем соидарным, а этогоне выходило… Помню в этот же день в гостиной они заспорили о мистерии. Разговор принял сразу самые «эзотерические» очертания: говорилось тут о расах, о мессиях рас, о конечны мистериях, о «манвантарах» и прочем. В. Иванов обнаруживал, к великому удовольствию Скрябина и доктора, огромную осведомленность во всех этих вещах и даже в самой терминологии. Зашло дело и о Христе как миссии человечества. Тут начали выясняться точки расхождения с Скрябиным. Стоявший на точке зрения христианской теодицеи и мистики В. Иванов не мог понять,почему А. Н. так горячо настаивал на том, что Христос «не единственный мессия», и даже не «из самых важных»: ему надо было «очистить место для творца Мистерии». <…> А. Н. горячился. Он начал доказывать, что есть «мессии рас», которые появляются в пограничных эрах, при конце «манвантары», чтобы свершить мистерию и воссоединить человечество с божество или «мировым духом» <…> И есть простые, «будничные» мессии, которые как бы приготовляют человечество для этих настоящих. Судя по всему разговору, <…> — Христос как раз попадал в эти самые «будничные мессии». Место «праздничного» очевидно А. Н. очищал для себя, но В. Иванов не понимал или делал вид, что этого не понимает, а Скрябин, «деликатный» по отношению к себе, не хотел высказать всего этого своего мнения ен тоутес леттрес».Сабанеев Л. Л.Воспоминания. М., 1926. С.

1612

«Очень много говорили о Мистерии, о ее провиденциальном значении, о ее смысле, причем комментаторами являлись преимущественно Вяч. Иванов и Подгаецкий, отчасти Шлецер. Бывал Булгаков, и я не мог скоро не почувствовать, что Скрябина начинают как-то перекрашивать, в такие цвета и направления, каких у него при жизни как будто и не было. Это было и не удивительно: в кружке был определенный мистический уклон и притом не столько в сторону теософии, сколько в сторону «неохристианства»» <…> В частном разговоре сам Скрябин так определил конечную цель своего творчества: «Мистерия — это акт эротический, акт любви. Вот, как любовь между мужчиной и женщиной оканчивается (тут он понзил голос до шопота) актом излияния семени — так и в Мистерии <…> И вот это (он наиграл последние такты сонаты) — это есть излияние и затем то ослабление, которое всегда бывает, исчезновение в небытие <…> Не мистерия будет подражать нашему «акту», а мы сейчас подражаем будущей Мистерии <…> Единый овладеет всем женственным — всем миром. Нельзя описать этого — он замялся — как нельзя ведь сказать, какими ласками (тут он опять понизил голос) будет мужчина ласкать женщину в момент экстаза — так и тут это нельзя высказать… Татьяна Федоровна, прислушавшаяся к разговору, почему-то осталась недовольна таким концом мистерии, видимо ее ласки Единого по отношению к множеству мало устраивали».Сабанеев Л. Л.…, с. 107.

1613

А. Скрябин излагал идею свето-музыкальной кантаты «Предварительное действо» (оставшейся незавершенной), в которую по мысли автора должно быть постепенно втянуто все человечество, а в его финале наступит Мистерия «конец времен» и начнется «новый эон».

1614

Периодическое издание, публиковавшее рецензии на наиболее интересные книжные новинки и изложения публицистических статей.

1615

РГАЛИ, ф.142, ед.хр. 198, оп.1, л. 223.

1616

Соловьев Николай Васильевич — владелец сети книжно-антикварных магазинов.

1617

Трагедия впервые была опубликована под заглавием «Сыны Прометея» // Русская мысль. 1915, № 1 (январь-февраль). Отдельным изданием: Иванов Вячеслав. Прометей / Алконост, Петебург,

Скачать:TXTPDF

Взыскующие града. Хроника русской религиозно-философской и общественной жизни первой четверти ХХ века в письмах и дневниках современников Флоренский читать, Взыскующие града. Хроника русской религиозно-философской и общественной жизни первой четверти ХХ века в письмах и дневниках современников Флоренский читать бесплатно, Взыскующие града. Хроника русской религиозно-философской и общественной жизни первой четверти ХХ века в письмах и дневниках современников Флоренский читать онлайн