Скачать:TXTPDF
Взыскующие града. Хроника русской религиозно-философской и общественной жизни первой четверти ХХ века в письмах и дневниках современников

проект и внесли в него некоторые дополнения (т.е. это моя мысль). Именно, наряду со статьями о «школах», характера разносного, допустить статьи, по проблемам, хотя ввести в них и критический обзор. Это освободит нас от связанности исключительно критической позицией, направленной против философии, которая ведь ложна по существу. И это освободит сборник от чрезмерной специализации. Что Вы об этом думаете? Но, конечно, надо, чтобы вопросы обсуждались возможно строго, даже школьно, и чтобы из-под личной философии свободы не вырвалась свобода от философии, не было запаха философской беллетристики. По отношению к Вам лично я возбуждал такой вопрос: к Вам приписан Гуссерль, но вот мне и думается, что будет излишней роскошью посвящать статью такой совершенно местной знаменитости, но проблема Гуссерля — проблема чистой логики, важна и нужна для сборника. Подумайте, какой проблемой Вы соответственно с задачей сборника могли бы заняться, т.е. чтобы это было не только Вашим коньком в сторону особой любви или ненависти, но, учитывая педагогическую задачу сборника, дать читателю книгу, которой он мог бы обороняться от наступающих на него пакостников, хотя при этом он может и не сосредотачиваться на наших излюбленных темах. Я надеюсь, что Вы понимаете мою мысль.

Маргарита Кирилловна, которая шокируется равнодушием князя и «живой трупностью» Лопатина, хочет сама «обрабатывать» их для сборника, хотя я и мало верю, особенно в Лопатина, но было бы великолепно. Пишу Зеньковскому в том же духе, как и Вам. Я готов уступить Рик-верта[326] князю, как легкую тему, которую можно даже и слегка разделать, и, кажется, он на это идет, хотя сейчас он книгой о Соловьеве забаррикадировался от всего остального. Я сам в таком случае возьму или гносеологию князя С.Н.Трубецкого, или шире: проблема рационализма и мистицизма в теории познания. Это вопрос центральный. Николай Александрович, кажется, хотел Бергсона писать? По-моему — только не Штейнера[327]: теософия — такая вещь, что о ней надо говорить или много, хорошо подготовясь, или ничего, одну же из статей ей посвящать — нельзя, ведь это не философское направление, а нечто, что выше и ниже философии.

Рад, что Вы имеете возможность посещать такие места и впивать аромат истории. Доведется ли мне когда-либо побывать в Италии? Не знаю, сейчас не видится возможности, я все думаю, что, когда дети подрастут, да и я с ними вместе… Не торопитесь посылать деньги, они сейчас мне вовсе не нужны. Издержки пересылки записаны на Ваш счет в «Пути», потому что деньги я переводил через контору (пересылка — славная процедура!). Пишите о своем здоровье пообстоятельнее. Кончаю, — рука не пишет от усталости. Сердечный привет всему Вашему дому от нас обоих. У нас благополучно, дети прихварывают, но умеренно.

Да хранит Вас Христос!

Любящий Вас С.Б.

338. С.Н.Булгаков — Вяч.Иванову[328] <30.11.1911. Москва — СПБ>

Москва,

Б.Афанасьевский пер. д.22, кв.12

30.ХI.11

Дорогой Вячеслав Иванович!

Евгения Казимировна передала мне, что Вы согласны были приехать сюда между 15 декабря и 15 января и прочесть реферат или вступление к беседе о религиозном воспитании в нашем РФО. С радостью приветствую от лица об<щест>ва и от себя лично это Ваше настроение, прошу Вас не отказать дать мне по возможности скорый ответ на следующие вопросы:

можете ли Вы читать свой реферат в воскресенье 18-го декабря, а если нельзя этот день, то 19, 20 или 21-го?

если да, то, во-первых, определите день — 18-ое был бы удобнейший, а, во-вторых, немедленно пошлите мне тезисы или план своего реферата для представления в градоначальство при прошении. Кроме того, тезисы были бы напечатаны и на повестках для удобства членов. В интересах интимности и плодотворности беседы мы предлагаем сделать закрытое заседание (вероятно и Вы это предпочитаете), только для членов, которых, однако, бывает свыше 100 человек, в квартире Маргариты Кирилловны Морозовой, в которой Вы уже читали. Железнодорожный проезд оплатит общество. В надежде на скорое свидание крепко жму Вашу руку.

Любящий и уважающий Вас

С.Булгаков

339. С.Н.Булгаков — Вяч.Иванову[329] <6.12.1911. Москва — СПб>

6.ХII.11

Дорогой Вячеслав Иванович!

В дополнение к тому письму, в котором я просил Вас приехать в Москву на 18 декабря для прочтения доклада в Р<елигиозно> Ф<илософском> обществе на тему о религиозном воспитании, шлю еще это напоминание, что, если Вы не ускорите высылки тезисов или программы (или, если угодно, самого текста реферата, тезисы составим мы сами), то может быть опоздано. Мы должны ранее, чем за неделю до реферата представить программу при прошении в градоначальство.

Ваш С.Булгаков

340. Н.А.Бердяев — В.Ф.Эрну[330]<8.12.1911. Флоренция — Рим>

Флоренция 8/21 декабря

Дорогой Владимир Францевич!

Очень счастлив, что скоро увижу Вас, но точно нельзя еще определить, когда. Мы полны Италией, Флоренцией и красотой, блаженствуем, насколько это можно для русских людей, всегда о чем-то беспокоящихся. Хотели мы прожить во Флоренции месяца три и затем на месяц поехать в Рим, но ввиду Вашего пребывания в Риме поедем туда скорее. Нас пугает, что в Риме гораздо дороже и сырее здесь. Во Флоренции погода чудесная. Много отдаем времени осматриванию и изучению Флоренции, но я кроме того довольно много работаю. Очень огорчило меня известие из "Пути", что Григорий Александрович заболел и уехал в санаториум. А как Ваше здоровье, поправляет ли Вас Италия? О многом, многом хочется поговорить с Вами. Пишите во Флоренцию на посте рестанте. Я каждый день хожу на почту. Флоренция лечит душевные раны. Перед нашими окнами Сан Миниато. Ждем от Вас известий. Приветствую Евгению Давыдовну. Передайте также привет Зайцевым[331]. Очень буду рад скоро встретиться. Целую Вас, дорогой Владимир Францевич. Любящий Вас Николай Бердяев. 341. С.А.Аскольдов — В.Ф.Эрну[332]<8.12.1911. СПб — Рим>

декабря 1911 г.

Дорогой Владимир Францевич! Получили ли № «Живой Жизни», который я Вам послал. Его не потеряйте и при случае верните, ибо все сии реликвии я храню и берегу, Ваше последнее письмо отчасти вразумляет меня относительно Ваших итальянских привязанностей. Вообще приведение в связь философии с жизнью и, между прочим, с искусством, я понимаю. Но эта задача очень трудна и сложна. И здесь есть опасность впасть в натянутые сопоставления, сближения и аналогии. Впрочем думаю, что Вы все так или иначе преодолеете и покажете нам, как отец лжи распространил свои завоевания из области воли и чистых созерцаний в царство мысли. Я иногда задавался обратной задачей и находил мало моментов в истории, где бы это можно было рельефно обнаружить, так сказать, пальцем ткнуть. Занимаетесь ли Вы специально Бруно? Я об нем мало читал, но мне кажется, что здесь есть, над чем повозиться. Он для меня довольно-таки загадочен как характер и в своем основании и окончательном устремлении. И вот тут-то наиболее для меня интересно то, был ли его теоретический конфликт с церковью только теоретическим, или его источник надо искать глубже? Насколько его костер был единственный путь спасения или это безмерная заслуга Бруно?

Я подобно Вам теперь обращаюсь к «природе», но только совсем с другого конца — к современным теориям физики. Собственно мне следовало бы по ходу мыслей писать диссертацию по натурфилософии, но меня устрашает обилие материала и вообще трудность и громоздкость проблемы. В два года (максимальный срок для моего старческого возраста[333]) я успею только подавиться всем этим блюдом и едва что-либо переварю. Увы, к новому году должен разрешить этот роковой вопрос, ибо время течет, а я к диссертации даже не приступаю.

Об отце монографию кончил и уже часть напечатана. Уж не знаю, как вышло, иногда кажется, что порядочно, иногда — что гадко. Вероятно, и то и другое правда. Пока что будьте здоровы. Поздравляю Вас с наступающим новым годом. Любящий Вас С. Алексеев.

342. С.Н.Булгаков — А.С.Глинке[334]<12.12.1911.Москва — Симбирск>

12 декабря 1911 г.

Милый Александр Сергеевич!

Я ужасно виноват перед Вами своим молчанием, но Вы простите меня, если подумаете как я занят. А занят я так: кроме 8 часов в неделю лекций со всеми советами, приготовками, я несу всю работу по «Пути», стало быть, и переписку по Религиозно-философскому обществу, по всему этому волнуюсь, пишу, читаю и пр., а силы и здоровье уже не те, все сердце дает себя чувствовать, хотя и здорово, вот и выходит, что трудно написать частное письмо. Ваше последнее письмо заразило меня, как ни странно, «гражданской скорбью», ибо мысль о голодающих как-то всегда волнует и дает чувствовать преступность своего существования, но никогда у меня это не выражается в дело, а только тупо ноет. Ваши слова о России и проч. слишком страшны и смертны можно было практически проникнуться пока жив. А грусть, все растущая, вместе со страхом за Россию все усиливается в душе. Ее навевают как-то все, все впечатления жизни, этого убийственного нашего безлюдья, беспочвенности. Одно скажу: цредо эуиа абсурдум. Мне эти же мысли навевают и дела наши литературные и религиозно-философские. Новых людей почти не является, старые выходят в тираж. Сейчас в "Пути" работать бы и работать, но как-то выходит, что работать некому, а он превращается в систему кормлений и авансов, без злой воли, но по трудности жизни и по слабости. А положение такое: Григорий Александрович, "директор-распорядитель", совсем болен, просто, начало рамолисмента[335], как это ни грустно, Николай Александрович "ощутил тоску по Италии" и укатил на сезон во Флоренцию,конечно на аванс от Пути[336], (говорю без осуждения, но с болью человека, стоящего у дела), Эрн болен и заграницей, князь — мертв для издательства, я — один, и, конечно, не могу все делать как следует, ни субъективно, ни объективно: ибо издано и издается не только то, что нужно для издательства, но и что, по линии наименьшего сопротивления, нужно для участников. Конечно, мы издали и издадим нужные и хорошие книги, но и макулатура будет[337], и безнадежные. А ведь мы все искренно любим и друг друга, и дело. Пока Маргарита Кирилловна терпит, но не знаю долго ли. Я бы на ее месте долго не потерпел, но она, очевидно, обладает моей потребностью что-нибудь делать, о чем-нибудь радеть. Довольны ли Вы Толстовским сборником? Я вобщем доволен (мне не нравятся определенно статьи Николая Александровича[338] и Экземплярского[339]; груба, хотя я ее и обламывал, по форме, но хороша по содержанию — Эрна, Белого — тоже не очень нравится, но интересна), сборник все-таки яркий и интересный. Но читаться, конечно, не много будет, хотя и больше Соловьевского. Вообще издания наши идут плохо, а некоторые (вы без труда отгадаете какие) и совсем не идут.

Скачать:TXTPDF

Взыскующие града. Хроника русской религиозно-философской и общественной жизни первой четверти ХХ века в письмах и дневниках современников Флоренский читать, Взыскующие града. Хроника русской религиозно-философской и общественной жизни первой четверти ХХ века в письмах и дневниках современников Флоренский читать бесплатно, Взыскующие града. Хроника русской религиозно-философской и общественной жизни первой четверти ХХ века в письмах и дневниках современников Флоренский читать онлайн