духовно, но мил и пленителен по-прежнему. Поговорили о всяком.
Николай Александрович уехал из Москвы, предполагал «посмотреть в Гельсингфорсе Штейнера»[1388], что из этого выйдет — не знаю. Вспоминаю о нем с любящей тревогой. Но все-таки нахожу, что он в периоде своего цветения. Таким углубленным и самособранным я его еще не видел, не помню, приходилось ли мне Вам выразить это впечатление?
Ну пока прощайте. Христос с Вами и с семьей Вашей.
Целую Вас. Пишите.
Любящий Вас С.Б.
Говорили в Москве, что в Геленджике живет Мариэтта. Она написала талантливые стихи «Ориенталия», восточная эротика. Прочтите, если попадется, и ей кланяйтесь, если увидитесь.
446. В.Ф.Эрн — Е.Д.Эрн <28.05.1913.Тифлис — Царские колодцы>
<… /> С курсами уже переговорил. Они согласны на мои условия, остается оформить договор. В первое же свидание директор передал мне от имени факультета просьбу прочесть актовую речь 26-го сентября. Это занятно и почетно. Но я не дал пока своего согласия, еще подумаю, найдется ли для Тифлиса подходящая тема[1389] <… />
447. В.Ф.Эрн — Е.Д.Эрн <31.05.1913. Тифлис — Москва>
<… /> Тифлис как-то затягивает. Римские вещи еще не пришли. Я начинаю решаться ехать без них в Красную Поляну, ибо до каких же пор ожидать?! <… /> И хотя лето будет длинное, так как занятия на Курсах начинаются 15-го сентября — все же лучше спешить. <… /> Вчера познакомился с Ю.Верховским[1390], поэтом, другом Вяч. Ивановича, который профессорствует на Курсах. Очень мил и симпатичен, хотя внешностью напоминает Макса Волошина. Только глаза — ясные, голубые, хорошие, вроде Волжского что-то. Может быть, подружимся <… />
448. В.Ф.Эрн — Е.Д.Эрн <3.06.1913. Тифлис — Москва>
<… /> Вчера был с Колей[1391] у Непринцевых[1392]. Мне они очень понравились. Невеста очень мила, как две капли воды похожа на карточку, что у вас на пианино. Очень хозяйственна, распорядительна, заботлива, образована, приветлива. С Колей все обращаются очень хорошо. Он острит, любезничает, все смеются, в результате оживление. Он уже заметно вошел в семью. Его патрон, инженер Непринцев, симпатичен, в своем деле хороший работник, с хорошим настоящим и, по-видимому, еще более хорошим будущим. Им строятся очень крупные здания в Тифлисе. Теперь он ведет постройку полумиллионного здания нового Музея в персидском стиле <… />
449. А.В.Ельчанинов. Дневник[1393] <4.06.1913. Тифлис>
VI/4 (или 5-го) 1913
Приехал Володя[1394] и очень много говорил о Вячеславе и его семье[1395].
…зашел ко мне Ю.Н.Верховский, и мы поехали к Эрну в Дидубе. Что говорил Эрн.
«Отношения между Вячеславом и Верой мне кажутся неразрешимыми, это узел, которого нельзя развязать. Вячеслав делает вид, что преклоняется перед Верой, поет ей дифирамбы, а сам скучает: она слишком обыкновенная для него, неумна, она не может заменить ему Лидию Дм <итриевну /> , не может быть ему женой… Он скоро сам почувствует это. Что же касается В <еры /> , то она не переживет охлаждения к ней Вячеслава, она на все решится. Я понял это, когда давно видел, как она, еще девочкой, низко склонялась над Роной, рискуя упасть…
Это — не брак, это просто связь, ничего мистического и свщенного здесь нет… Вячеслав — поэт, а не пророк, он умеет стилизовать, строить воздушные замки, фальсифицировать и закрывать правду».
Раньше я относился к Вячеславу, как к отцу, вождю: после этого рассказа я пережил сильное потрясение: я люблю Вячеслава по-прежнему, но не верю ему и не уважаю его; т.е. я уважаю его как переводчика, знатока Греции, но как пророка, учителя — нет.
450. П.А.Флоренский — В.В.Розанову[1396] <7.06.1913. Сергиев Посад—СПб>
1913.VI.7 Серг <иев /> Пос <ад />
Все, что пишете Вы, дорогой Василий Васильевич, отлично, но я не понимаю, что послужило поводом к тому. Или я что-нибудь не так написал о «зависти», или Вы недоразобрали, но я решительно не могу припомнить, в чем дело. Но это и не важно. Конечно, московская «церковная дружба» есть лучшее, что есть у нас, и в дружбеэто полная цоинцидентиа оппоситорум[1397]. Все свободны, и все связаны; все по-своему, и все — «как другие». Вы пишете о «новом» в богословии, что внесено нами, но к перечисленным Вами лицам не забудьте добавить Новоселова и Булгакова, Самарина и др., не выступающих в литературе, но мыслящих оригинально и со-участвующих в общей работе разговорами, советами, дружбой, книгами и т.д. Весь смысл московского движения[1398] в том, что для нас смысл жизни вовсе не в литературном запечатлении своих воззрений, а в непосредственности личных связей. Мы не пишем, а говорим, и даже не говорим, а скорее общаемся. Мы переписываемся, беседуем, пьем чай; Новоселов ради одной запятой в корректуре приезжает посоветоваться в Посад или вызывает к себе в Москву. Но это не Флоберовские запятые, да удивляется им потомство, а искание поводов к общению. Вас удивляет отсутствие зависти. Но ведь у нас друг к другу не может быть зависти, ибо почти все работается сообща и лишь небольшая часть работ в том или другом случае падает на того или другого. Дело другого, скажем Новоселова, Булгакова, Андреева, Цветкова и т.д и т.д., для меня и для каждого из нас — не чужое дело, не дело соперника, которое «чем хуже — тем лучше», а мое дело, отчасти и мое. В совершенстве его заинтересованы все, как и успех относят часто и к себе. Поэтому естественно, что каждому хочется вплесть в это гнездо хоть одну соломинку, исправить хоть одну ошибку в корректуре или чем-нибудь помочь. В сущности фамилии «Новоселов», «Флоренский», «Булгаков» и т.д., на этих трудах надписываемые, означают несобственника, а скорее стиль, сорт, вкус работы. «Новоселов» — это значит работа исполняется в стиле Новоселова, т.е. в стиле «строгого Православия», немного монастырского уклада; «Булгаков» — значит в профессорском стиле, более для внешних, апологетического значения и т.д. Вы нередко удивлялись, как я мало работаю, т.е. выпускаю в свет. А между тем я ведь сижу целый день. Но время уходит на корректуру одному, исправление перевода другому, пдыскание справок третьему, обширное письмо четвертому, разговор — с пятым, выслушание какой-нибудь статьи или плана шестому и т.д. Самые лекции, которые читаю я, семестровые и кандидатские сочинения, которые даю писать студентам, практические занятия и домашние разговоры со студентами, междулекционные беседы — все это очень утомляет, ибо это не просто учительство, а непрерывная борьба; мневедь приходится не просто созидать, а все время разрушать позитивистические настроения. То же — у Булгакова, у Новоселова, у всех нас. И вот, хотя и редко-редко (по неск <олько /> человек на курс) одерживаешь настоящую победу, однако, чувствуешь, что всех ранил и что впредь им придется все же задуматься, а при случае, когда Бог посетит несчастьем, — и принять кое-что в сердце. Но, Вы понимаете, это вечное военное положение требует много сил. Отдыхаешь лишь в церкви да за древностию — рисунками, монетами и т.д. <… />
451. Е.Н.Трубецкой —М.К.Морозовой[1399] <13.06.1913. Пятовская—Михайловское>
<… /> Продолжаю усиленно наполнять свою голову. Перечел целиком «Прелюдии» Виндельбанда[1400]. Читала ли ты эту книгу? Она имеет то достоинство, что будучи очень легко и живо написана, вводит прекрасно в цикл современных неокантианских учений, обнажает их душу, которую не всегда скоро и легко отыщешь в иных их многоученых, туманных и запутанных трактатах. Если не прочла, прочти.
А вот тебе книга, которую безусловно не советую читать ни под каким видом, это роман Гюисманса Лa-бас[1401]. Брат Гриша прислал мне ее как самую мерзкуюкнигу, какую он когда-либо читал. Она такова и есть, но он не без основания рассуждает, что мне нужно ознакомиться и с этим течением, необыкновенно ярко иллюстрирующим опасность оккультизма.
Тут оккультизм прямо и откровенно вырождается в сатанизм с черной мессой и убийством, с отвратительными оргиями. Описано так реально и отвратительно, что невозможно сомневаться — в основе лежит действительность. Этого выдумать нельзя, тем более, что многое совершенно совпадает с тем, что мне некогда рассказывал Соловьев о сатанических культах франкмасонов (он этим интересовался, так как считал франкмасонов церковью сатаны-антихриста). Эту книгу проглотил в два дня. <… />
452. М.К.Морозова — Е.Н.Трубецкому[1402] <15.06.1913. Михайловское—Бегичево>
<… /> Сейчас читаю Историю Вселенских соборов, развитие догматов! Так это на меня тяжело действует. До такой степени все это искусственно, так сильно меня смущают все сомнения и ариан и всех других ересей! Так все эти толкования натянуты, так понятны все сомнения, так естественно они возникают и во мне, что я иногда чувствую себя на стороне какого-нибудь еретика! На самом деле в чем же истина? Ведь Христос обо всем этом не говорил, а все это есть тот или другой уклон человеческой фантазии! Так все это смутно, так страшно, что остается только велеть замолчать своему внутреннему голосу, т.к. все равно знаю, что ничего не разрешу и лучше преклониться и силентиум[1403].
Но многие сомнения во мне очень глубоки. Странное дело, что я гораздо меньше сомневаюсь, когда погружаюсь в мой любимый мир свободы, теургии, красоты и жизни! Тут я чувствую, знаю, и бесконечно люблю Бога и верю всему наивно и светло! Но церковный мир, чтение писателей духовных меня так смущает и подымает бурю сомнений. Это ужасно! Какой ужас охватывает иногда, страшно сказать!
Есть вещи, в которых я никогда не сомневаюсь и знаю, что умру с твердой верой! Но церковные истины — это другое дело. Это страшно, потому что здесь столько соблазна. Один исход — это заставить замолчать смущающий голос, а не то открывается бездна. Вообще, мы ничего не знаем!
Прелюдии Виндельбанда у меня есть — я когда-то читала там статью, кажется, о Спинозе.
Ужасно интересует меня вопрос о франк-масонах! Все это какая-то глубокая подпольная история. Очень важно разобраться в этом течении и схватить его нити. Насколько это сильно насколько влияет на события? Мы слишком привыкли все видеть и судить внешне, а не знаем, что делается в глубине души и жизни. Я давно ищу книг о масонах и сюда взяла книгу о русском масонстве[1404]. По вечерам читаю книгу Метнера, о музыке — очень интересно, и горячо написанная книга[1405]. <… />
453. Е.Н.Трубецкой — М.К.Морозовой[1406] <17.03.1913. Бегичево — Михайловское>
<… /> Ах, как хотелось бы с тобой всласть, до дна поговорить обо всех твоих сомнениях и вопросах. Об этих догматических спорах я много и много думал когда-то: в «Великом споре» Соловьева[1407] об них есть глубокие и сильные строки — перечти <… />
454.