Скачать:TXTPDF
История сексуальности. Забота о себе

выгоду из собственности. Следовательно, в силу своей «статусности» и законности это сон благоприятный. Причем, пол партнера, девушка это или юноша, конечно же, не имеет значения; главное, что он раб. Вместе с тем, Артемидор наделяет Комментатор русского перевода находит здесь реминисценцию из Сенеки Старшего (I, 2, 5), согласно которому «общим местом» (с намеком на третье, риторическое значение этого слова) называл публичный дом ритор Аврелий Фуск (см. ВДИ. 1990. No1. С. 254, прим. 84). Прим. ред.

28

особым значением роль сновидца в половом акте, отмечая его активность или пассивность. Нарушение во сне социальной иерархии истолковывается как дурное предзнаменование: «когда раб тобой обладает, это не к добру, ибо означает презрение и убыток от рабов». Подчеркнув, что речь здесь идет не о прегрешении против природы, но о посягательстве именно на социальную иерархию и надлежащее («справедливое») положение вещей, Артемидор мимоходом замечает, что столь же неблагоприятен смысл сновидений, в которых сновидцем обладает его враг или брат, старший или младший, и в том, и в другом случае равновесие нарушается.

Следующая группа отношений. К добру видеть «соединение» со знакомой женщиной, незамужней и богатой, «ибо кто кому предлагает свое тело, тот как бы предлагает и то, что при этом теле имеется»: одежду, драгоценности и прочие материальные блага. Сновидение, напротив, неблагоприятно, если женщина замужем и пребывает во власти супруга: закон запрещает вступать с ней в связь и карает прелюбодеев, а значит, в будущем сновидца ждет наказание того же толка. А если снится «соединение» с мужчиной? Для женщины (здесь одно из тех редких мест книги, где учтены женские сны) такое сновидение благоприятно в любом случае, ибо сообразно ее природе и социальной роли. Когда же мужчине снится, что им обладает другой мужчина, тогда дифференцирующим признаком хорошего или дурного значения будет статус партнеров: сновидение благоприятно, если тот, кто обладает сновидцем, старше и богаче (поскольку «от таких людей обычно берут», это знак ожидаемого дохода), и неблагоприятно, если он моложе и беднее или же старше, но нищий (поскольку «таким обычно дают» знак ожидаемого убытка). Последняя группа снов о «соединениях по закону» связана с мастурбацией и при этом тесно ассоциирована с темой рабства, и потому что речь идет об услуге, которую оказывают самому себе («руки, орудующие телом, суть как бы его служители»), и потому что слово, обозначавшее экзекуцию -порку привязанного к пыточному столбу раба, одновременно означало эрекцию: раб, которому снилось, «будто ему таким образом служит его хозяин», был «привязан к столбу и сильно высечен». Как мы видим, диапазон «сообразного закону» очень широк и

29

включает в себя супружескую близость, связь с любовницей, а также соитие (в активной или пассивной роли) с другим мужчиной и даже мастурбацию.

2. Область «противного закону» составляют, согласно Артемидору, главным образом, инцесты1, причем инцесты, взятые в очень узком смысле как отношения родителей с детьми. Инцест между братом и сестрой входит в отношения отец/дочь;

касательно же инцеста между братьями, Артемидор колеблется, отнести ли его к разряду kata потоп или к para. потоп. Во всяком случае, он упоминает о нем и под одной, и под другой рубрикой.

Сновидение, в котором отец «обладает» сыном или дочерью, всегда неблагоприятно, причем, здесь важен «физиологический» момент: так, если сыну нет еще пяти, сон предвещает ему смерть, а сновидцу «порчу» и смерть; если ребенок в возрасте от пяти до десяти лет, сон сулит ему болезнь, а сновидцу «неразумные действия и убыток»; даже если сын уже «не дитя», сон все равно нехорош, поскольку отражает отношения невозможные и пагубные. В самом деле, совокупляться с собственным сыном, тратить на него свое семя вообще занятие бесплодное: пустой расход, из которого не извлечешь никакой выгоды, и сулит сновидцу, соответственно, «расходы» большой урон в деньгах; но особенно дурное предзнаменование видеть совокупление со взрослым уже сыном, который не может мирно ужиться с отцом в [родительском] доме, где оба они стремятся властвовать. Лишь в одном только случае такого рода сон будет к добру: когда взрослый сын «находится в дальней отлучке», «соединение» с ним отца «по самому смыслу» действия предвещает им «встретиться и свидеться»; впрочем, если отец выступает в пассивной роли, то, кому бы сон ни снился, отцу или сыну,-значение его зловеще: иерархический порядок нарушен, полюса господства и активности перевернуты . Если сын «обладает» отцом, это предвещает от Там же, I, 78 и 79.

2 Заметим, однако, что по толкованию, приведенному в параграфе 4 книги IV, совокупление с больным сыном, сопровождаемое чувством радости, снится к выздоровлению ребенка, а сопровождаемое чувством печали, к смерти. Таким образом Артемидор специально отмечает, что именно характер ощущений, сопутствующих акту, положительный либо отрицательный, определяет значение сна.

30

цу убыток и, одновременно, «изгнание и вражду» сыну*. Видеть во сне соитие с дочерью для отца ничуть не лучше и тоже предвещает большие убытки: если дочь в «брачном возрасте», значит она уйдет к мужу, а отец вынужден будет дать за ней приданое (именно таков смысл «напрасной траты» отцовского семени); если же дочь замужем, то она оставит мужа и вернется к отцу, которому придется о ней заботиться. Такой сон может быть благоприятен, если только отцу-бедняку снится, что «соединение» с богатой дочерью: «он получит от дочери выгоду, которая будет для него наслаждением»1.

Удивительно, но соитие с матерью (Артемидор рассматривает только инцест «мать/сын» и никогда «мать/дочь») часто снится к добру. Стоит ли, исходя из артемидоровского принципа корреляции между предсказательным и моральным значениями, заключать, что инцест «мать/сын» не считался предосудительным? Или здесь Артемидор допускает исключение?.. Отметим, что безусловно признавая инцест «мать/сын» достойным морального порицания, он часто толкует его в благоприятном смысле, поскольку видит в образе матери некую модель, своего рода «матрицу» множества социальных связей и форм деятельности. Так, «ремесло это мать-кормилица», следовательно, соитие с ней предвещает «обилие работы и заработка от ремесла». Родина тоже мать, поэтому сон о «соединении» с ней благоприятен «для демагогов и политиков» и сулит возвращение домой изгнанникам. Мать еще и плодородная земля, из которой мы вышли; обладание ею снится к добру, если сновидец «судится из-за земли, хочет купить землю, заниматься земледелием», но для больного это сон зловещий, поскольку «проникновение» в землю-мать означает смерть.

3. Акты, «противные естеству», Артемидор рассматривает в двух соседних главах: одна из них посвящена отклонениям от позы, установленной природой, а также дополняет и завершает интерпретацию инцестуальных снов; вторая касается отношений, в которых само «естество» партнера обусловливает противоестественный характер соития2. Артемидор (I, 78) прямо отождествляет отца с народом. Прим. ред.

1 Там же, I, 78.

2 Там же, I, 7980.

31

Артемидор исходит из принципа, согласно которому «каждая порода усвоила какую-нибудь одну позу и не отступает от нее, потому что следует природе. Так, одни животные вскакивают друг на друга сзади, как конь, осел, козел, бык, олень и прочие четвероногие; другие сперва соединяются ртами, как змея, голубка и ласка; третьи соединяются помалу, как воробьи; четвертые пригибая самку всей своей тяжестью, как разные птицы; пятые даже не приближаются друг к другу, а самки собирают семя, выдавленное самцом, как у рыб». Подобно этому и людям «присуща одна только поза, лицом к лицу». Так плотская связь представляет собой акт полного обладания, и если женщина «послушна» и «согласна», то мужчина является полным «господином» ее тела. Все же прочие позы «выдуманы от изощренности и разнузданности». Эти противоестественные [формы сексуальных] отношений, когда человек «стеснен» и чувствует себя принужденно, всегда предвещают ущерб в отношениях социальных (раздор, враждебность) или ухудшение экономического положения.

Среди этих «вариаций» полового акта Артемидор особо выделяет оральный эротизм. Он резко осуждает его, и такое отношение было обычным в античности1, прибегая к характеристикам в роде: «неудобосказуемый образ», «пагуба», «прегрешение». К добру он снится только тем, чья профессиональная деятельность связана с его спецификой, кто «зарабатывает на жизнь ртом»: ораторам, софистам, флейтистам, трубачам… Для прочих же видеть себя за этим занятием, сопровождающимся бесплодным извержением семени, к пустым тратам. Противное естеству, напрочь исключающее возможность поцелуя или совместной трапезы, оно предвещает разрыв, вражду, а порой и смерть.

Но есть и другие виды противоестественных сексуальных отношений, обусловленные «естеством» самих партнеров. Артемидор насчитывает их пять: совокупление с божеством, с животным, с покойником, с самим собой, наконец, связь между женщинами. Отнесение последних двух категорий к числу противоестественных менее всего понятно. «Соединение с самим собой» не следует понимать как мастурбацию, упомяну

Р. Veyine. L’homosexualite a Rome//L’Histoire. Janvier 1981. Р. 78.

32

тую среди «соединений по закону». Под противоестественным соитием с самим собой подразумевается, во-первых, введение полового члена в собственное телопроникновение в себя»), во-вторых, поцелуй члена (сновидец «целует себя в чресла»), в-третьих, оральный секс («неудобосказуемое соединение») с самим собой. В первом случае сон предвещает богатому «потерю состояния, великую нужду, голод», а бедному «тяжелую болезнь, мучения»; во втором рождение или возвращение домой детей; в третьем для нищего, раба или должника добро, для всех остальных бездетность или смерть детей, утрату жены или потерю любовницы («кто может любиться сам с собой, тому женщина не нужна»), нужду и болезни.

Касательно связей между женщинами вполне уместно задаться вопросом, отчего они зачислены в категорию «противоестественных» отношений, тогда как связи между мужчинами отнесены к другим разрядам (и главным образом, к «законным» актам). Причина кроется, несомненно, в форме этих отношений, точнее, в способе проникновения: согласно Артемидору, женщина с помощью «уловки» как бы узурпирует роль мужчины, неправомерно замещает его, сходясь с другой женщиной. Когда речь идет о мужчинах, проникновение действие, само по себе в высшей степени мужское не противоречит природе (даже если его и можно рассматривать как постыдный, не подобающий для одного из двоих участников акт). Но «соединение» двух женщин, совершающееся благодаря уловкам и вопреки природе обеих, всегда противоестественно, равно как совокупление человека с божеством или животным. Женщине такой сон сулит пустые хлопоты, развод или вдовство. Кроме того, связь между женщинами может сниться к «выдаче тайны» или обмену женскими секретами.

 

3. СОН И АКТ

Необходимо отметить две особенности, характерные для Артемидорова анализа сексуальных снов в целом. Прежде всего, сновидец присутствует в своем сне; сексуальные видения, толкуемые Артемидором, никогда не представляют собой чистую фантасмагорию (фантазму), которая разворачивается перед глазами сновидца-зрителя, но независимо от него. Сновидец всегда принимает участие в своем видении, и всегда

Скачать:TXTPDF

История сексуальности. Забота о себе Фуко читать, История сексуальности. Забота о себе Фуко читать бесплатно, История сексуальности. Забота о себе Фуко читать онлайн