Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:TXTPDF
Нужно защищать общество

168, 257).

(9) О дисциплинирующей власти и ее влиянии на знание см. особенно «Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы». М, 1999.

(10) См., в частности, «Лекции в Коллеж де Франс». 1971–1972: «Теории и институты уголовного права» и 1972–1973: «Карательное общество» (готовится к изданию).

(11) См. «Лекции в Коллеж де Франс». 1974–1975: «Ненормальные» (русское издание Фуко М. Ненормальные. СПб., 2004).

Лекция от 3 марта 1976 г.: #sect003017

(1) Речь здесь идет, по-видимому, о новых подходе и «генеалогической» трактовке областей знания и форм дискурсивности, «археологический» анализ которых М. Фуко развивал в «Словах и вещах» (Фуко М. Слова и вещи: археология гуманитарных наук. СПб., 1994).

(2) У медицинской доктрины «конституции» длинная история, но М. Фуко, по всей видимости, имеет здесь в виду анатомо-патологическую историю, сформулированную в XVIII веке при опоре на работы Сиденама, ле Брюна, Борде и развитую в первой половине XIX века Биша и Парижской школой (см.: «Рождение клиники», цит. соч.).

(3) В «Essai sur la noblesse de France contenant une dissertation sur son origine et abaissement» («Очерк о дворянстве Франции, содержащем рассуждение о его происхождении и упадке») (работа написана к 1700 г. и появилась в 1730 г. в «Continuation des memoires de litterature…», t. IX, op. cit.), Буленвилье пишет по поводу «заката», «упадка» старого Рима, что это «общая судьба всех существующих продолжительное время государств», и добавляет: «…мир — это постоянная смена одного другим; почему дворянство и его преимущества оказались бы исключением из общего правила?». Тем не менее по поводу этой смены он думает, что «из всех наших детей один пробьется сквозь эту тьму, в которой мы живем, чтобы придать нашему имени его прежний блеск» (р. 85). Что касается идеи круговорота, ее, скорее, можно найти в ту же эпоху в «Scienza nuova» (Naples, 1725) Ж. Б. Вико. В «Мировой астрологии» (1711 г.) Буленвилье, изданной Рене Симоном в 1949 г., сформулирована, можно сказать, «пред-гегелевская» идея о «перемещении монархий из одной страны в другую и от одной нации к другой». Для Буленвилье речь идет о «порядке», который «не имеет ничего неподвижного, так как нет вовсе постоянно стабильных обществ и так как самые обширные и самые грозные империи предрасположены к саморазрушению при употреблении средств, подобных тем, которые их создали; другие общества часто рождаются в их недрах, используют так же силу и убеждение, одерживают победу над прежними и в свою очередь их порабощают» (р. 141–142).

(4) «Народ гордый, жестокий, без родины, без закона […] Франки могли терпеть даже свирепое насилие со стороны своих вождей, потому что насилие соответствовало общественным нравам» (Mably G.-B., de. Observations sur l’histoire de France. Paris, 1823, chap. I, p. 6; 1-е издание: Geneve, 1765).

(5) Bonneville N. de. Histoire de l’Europe moderne depuis Firruption des peuples du Nord dans F Empire romain jusqu’ a la paix de 1783. Geneve, 1789, vol. I, II-e partie, chap. 1, p. 20. Цитата заканчивается таким образом: «меч был их правом, и они использовали em без угрызений совести как естественное право».

(6) «Бедные, грубые, не знающие торговых связей, без искусств, без ремесел, но свободные» (Марат Ж.-П. Избранные произведения. М., 1956. Т. 1.С. 94).

(7) Ср.: du Buat-Nancay L.-G., comte. Elements de la potitique…, op. cit., vol. I, liv. I, chap. I-Х: «De Fegalite des hommes». Контекст этой цитаты (если он один), которую мы не смогли найти, можно было бы найти в указанной главе.

(8) М. Фуко намекает здесь на интеллектуальную группу, которая с 1948 г. объединяется вокруг Корнелиуса Касториадиса и с 1949 г. начинает издавать журнал «Социализм или варварство». Издание прекратилось в 1965 г., когда вышел сороковой номер. По инициативе Касториадиса и Клода Лефора диссиденты из троцкистов, активисты, интеллектуалы (среди них Эдгар Морен, Жан-Франсуа Лиотар, Жан Лапланш, Жерар Женет и др.) развивали там такие, например, темы, как критика советского режима, вопрос о прямой демократии, критика реформизма и т. д.

(9) Desnos R. Description d’une revoke prochaine, La Revolution surrealiste, N 3, 15 avril 1925, p. 25. Reed.: La Revolution surrealiste (1924–1929). Paris, 1975.

(10) Cp.: Dubos J.-B. Histoire critique de Fetablissement de la monarchic franchise dans les Gaules. Paris, 1734.

(11) Ср.: Moreau J.-N. Lecons de morale, de politique et de droit public, puisees dans Fhistoire de la monarchic. Versailles, 1773; Expose historique des administrations populaires aux plus anciennes epoques de notre monarchie. Paris, 1789; Exposition et Defense de notre constitution monarchique francaise, precedees de FHistoire de toutes nos assemblees nationales. Paris, 1789.

(12) Старое выражение, которое означает «обращаться с кем-либо, как турки обращаются с маврами». Дюбо пишет: «Обитатели Галлии, которые никогда не были глупцами или трусами, поэтому читатель может оценить их природный юмор, не требуя других доказательств: можно хорошо видеть невозможность того, чтобы горсточка франков обращалась с миллионом римских галлов так, как турок обращается с мавром.» (Histoire critique…, vol. IV, liv. VI, p. 212–213).

(13) О критике Буленвилье у Дюбо см.: ibid, chap. 8 и 9.

(14) Единственно последняя фраза кажется цитатой: сказав об узурпации со стороны королевских должностных лиц и о превращении должностей герцогов и графов в наследственные звания, Дюбо пишет: «Именно теперь Галлия становится завоеванной страной» (ibid, 1742, liv. IV, p. 290).

(15) Mably G.-B., de. Observations sur l’histoire de France, op. cit.

(16) Bonneville N., de. Histoire de l’Europe moderne depuis l’irruption des peuples du Nord…, op. cit.

(17) Mably G.-B., de. Observations…, op. cit., p. 6.

(18) Brequigny L.G.O.E, de. Diplomata, chartae, epistolae et alia monumenta ad res franciscas spectantia. Parisiis, 1779–1783; Ordonnances des rois de France de la troisieme race. Paris, 1769. T. XI; 1776. T. XII.

(19) Chapsal J.-F. Discours sur la feodalite et I’allodialite, suivi de Dissertations sur le francalleu des coutumes d’Auvergne, du Bourbonnais, duNivemois, de Champagne. Paris, 1791.

(20) Turgot R.-J. Memoire sur les Municipal ites. Paris, 1776.

(21) Этот отрывок — многозначительная деталь к досье о дебатах и спорах, возбужденных понятием эпистемы, разработанным Фуко в «Словах и вещах» и снова подвергшемся рассмотрению в «Археологии знания», гл. IV, § VI.

(22) На церковном соборе, состоявшемся в Писте (или Питре) в 864 г., решения которого известны как Пистский эдикт, под влиянием архиепископа Хинкмара было решено заняться организацией монетарной системы, предписано разрушить замки, выстроенные сеньорами, и нескольким городам было дано право чеканить монету. Собрание также рассмотрело дело Пепина II, короля Аквитании, и объявило о лишении его всех званий.

(23) Речь идет о предложении, выдвинутом на заседании 17 июня 1790 г. (ср.: Aulard F.-A. La Societe des jacobins. Paris, 1889–1897. Т. 1.Р. 153).

(24) d’Antraigues E.L.H.L., comte. Memoire sur la constitution des Etats provinciaux. Imprime en Vivarois, 1788. P. 61.

(25) Proyart L.-B. Vie du Dauphin pere de Louis XV. Paris; Lyon, 1782. Vol. I. P. 357–358. Цит. по Devyver A. Le Sangepure…, op. cit, p. 370.

(26) Sieves E.-J. Qu’est-ce quele Tiers-Etat / Ed.citee,chap. II, p. 10–11. В тексте фраза начинается так: «Почему не увидит снова [Третье сословие]…» (русское издание: Аббат Сийес. Что такое третье сословие? СПб., б/г, с. 11).

(27) Ср.: A.-J.Boulay de la Meurthe. Rapport presente le 25 Venderniaire an VI au Conseil des Cinq-Cents sur les mesures d’ostracisme, d’exil, d’expulsion les plus convenables aux principes de justice et de liberte, et les plus propres a consolider la republique. Цит. по: Devyver A. LeSangepure…,op. cit., p. 415.

Лекция от 10 марта 1976 г.: #sect003019

(1) Аббат Сийес. Что такое третье сословие? Спб., б/г.

(2) «Только общее право и общее представительство составляет одну нацию». Там же.

(3) «Что требуется для существования и процветания нации? Частные работы и общественные функции.» (Там же: см. гл. I, с. 6–11).

(4) Там же. С. 14.

(5) Там же. С. 9.

(6) «Третье сословие обнимает все, что относится к нации; и все, что не заключается в третьем сословии, не может считаться частью нации. Что же такое третье сословие? Все.» (Там же. С. 10–11).

(7) F. de Reynaud, comte de Montlosier. De la monarchic fransaise depuis sone tablissement jus qu’a nos jours. Paris, 1814, vol. I–III

(8) Тьерри О. О расовой вражде, которая разделяет французскую нацию. Le Censeur europeen. 2 avril 1820. Включено в: Dix ans d’etudes historiques. Paris, 1835. P. 292.

(9) См.: Guizot F. Du gouvemement de la France depuis la Restauration et du ministere actuel. Paris, 1820. P. 1.

(10) M. Фуко делает здесь намек на Ахилла Жуфруа д’Аббан (1790–1859). Сторонник Бурбонов он публиковал в «L’Observateur» статьи в защиту божественного права, абсолютной власти и ультрамонтанизма. После падения Карла X он издавал журнал «La Legitimite», распространение которого было запрещено во Франции. Он автор ряда брошюр, в частности носящей название «Des idees liberales du Francais» («Либеральные идеи француза») (1815 г.), повествования о революции «Les Eastes de I’anarchie» («Летопись революции») (1820 г.) и исторической работы о Галлии «Les Siecles de la monarchie francaise» («Века французской монархии») (1823 г.). Цитату из Жуфруа можно найти в «L’Observateur des colonies, de la marine, de la politique, de la litterature et des arts». IX livraison, 1820, p.299. Ср.: О. Тьерри «О расовой вражде…», цит. статья.

(11) F. de Reynaud, comte de Montlosier. De la monarchic franchise…, op. cit, Hv. I, chap. I, p. 150.

(12) Ср.: ibid, liv. III, chap. II, p. 152 sq.

(13) Ср.: ibid, loc. cit.

(14) Ibid, liv. II, chap. II, p. 209.

(15) Тьерри О. История возникновения и развития третьего сословия. Киев; Харьков, 1901. Тьерри пишет «Полная семья».

(16) См. в особенности О. Тьерри «О расовой вражде…», цит. ст., и «Настоящую историю Жака Простака». Le Censeur europeen, mai 1820. Статья также помещена в; Dix ans d’etudes historiques, op. cit.

(17) Thierry A. Essai sur l’histoire de la formation et des progres du Tiers-Etat B: (Eeuvres completes. Paris, 1868. T. V. P. 10. Цитата неточная и исправлена в соответствии с текстом оригинала.

Лекция от 17 марта 1976 г.: #sect003021

(1) По вопросу о дисциплинарной технологии см.: Надзирать и наказывать. М., 1999.

(2) По всем этим вопросам см. Курс в Коллеж де Франс, 1973–1974 гг.: будет издан под названием «Le Pouvoir psychiatrique».

(3) М. Фуко вернется к вопросу о всех этих механизмах особенно в Курсе в Коллеж де Франс, 1977–1978 гг. «Securite, Territoire et Population» в курсе 1978–1979 гг.: «Naissauce de la biopolitique».

(4) M. Фуко имеет здесь в виду теорию, разработанную во Франции в середине XIX века психиатрами, и особенно Б.-А. Морелем (Morel В.-A. Traite des degenerescences physiques, intellectuelles et morales de l’espece humaine. Paris, 1857; Traite des maladies mentales. Paris, 1870), В. Маньяком (Magnan V. Lecons cliniques sur les maladies

Скачать:TXTPDF

Нужно защищать общество Фуко читать, Нужно защищать общество Фуко читать бесплатно, Нужно защищать общество Фуко читать онлайн